СЕЛЬСКИЙ ПРАЗДНИК
КОНЦЕРТ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ЛЮДВИГА ван БЕТХОВЕНА
КОМАРОВА Л.В.
Декабрь 2018
Имя Бетховена известно многим, но не все знают, что он был разносторонним музыкантом. Он написал много замечательной сложной музыки, но в его творчестве есть произведения совсем малоизвестные и даже позабытые. Среди них множество песен разных народов и танцев, которые украшают жизнь каждого человека, а так как он жил в Австрии, поэтому он больше обращался к музыке стран, которые расположены поблизости или недалеко. Большой объём музыки создан им для сельских праздников, которые всегда были частью жизни любого народа. Среди главных сельских праздников были ярмарки, на которые съезжались люди из разных регионов и стран. Здесь люди делились тем, что они вырастили и что сумели создать для украшения своего быта и своего жилья. И поэтому это был смотр всех творческих достижений и умений. В каждом народе жива традиция показать всё лучшее на что он способен. Это и память о прошлом, и достижения сегодняшнего дня, и умение показать все чувства, которые рождаются от соприкосновения с прекрасным.
Бетховен написал более 150 обработок народных песен по заказу шотландского издателя Томсона. Гениальное чутьё позволило Бетховену создать прекрасные образцы песенного жанра. Они отличаются простотой, лаконичностью и глубокой искренностью. При этом нужно учесть, что Бетховен писал обработки, не зная текстов присылаемых песен. Сколько он ни добивался присылки текстов, Томсон почему-то не исполнял этой просьбы. И, несмотря на это, ему удалось удачно раскрыть содержание лишь на основе самих мелодий. Это были обработки немецких, тирольских, ирландских, шотландских, итальянских, испанских и польских песен. Были и обработки русских и украинских песен: «Во лесочке комарочков много уродилось», «Ах, реченьки, реченьки, холодные водыньки», «Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять», «Iхав козак за Дунай». Сборник с этими песнями не был издан Томсоном и оставался неизвестным до 1926 года. Он впервые был издан в Лейпциге в 1941 году, в Москве сборник издали в 1959 году.
Песня «Как пошли наши подружки» напоминает о внимательном отношении к судьбе рядом живущих. Исп. Малышенко Лиза (вокал), кл. пр. Темник А.В., Гончарова Света (скр.), кл. пр. Кузюбердиной Г.Н. и Владыкина Ульяна (виол.), кл. пр. Шаповаловой А.Н.
Каждый народ отразил в песнях своё отношение к жизни. Такова украинская песня «Iхав козак за Дунай», в которой рассказывается о трагической судьбе украинского казака. Исп. Романченко Вероника и Носенко Алина (ф-ный анс.), кл. пр.Кузнецовой О.Г.
В сельских праздниках всегда было место для песни. В песне есть возможность рассказать о своём отношении к природе, к друзьям и к партнёрам по труду, но песня тем и отличается от танцев, что несёт более активную позицию по отношению к жизни как способу проживания. Песня всегда имеет текст, и он помогает рассказать о своих заветных желаниях, о своих заботах и надеждах, она учит быть чутким и внимательным ко всему, что происходит рядом. В песне есть возможность учиться быть преданным, ответственным и помнить о добрых делах, которые были сделаны другими людьми.
Песенный марафон стал отличительной чертой многих народных праздников, таких как свадьба, завершение уборки урожая или проводы зимы. Ответственность за судьбу поколений выражается в песне как назидание и как советы не делать зло другим, тогда оно не придёт к тебе. Песня как открытая информация способна воодушевить, направить на правое дело и способна отучить от вредных привычек. Песня не только учит, она помогает преодолеть страдания и горе, и учит беречь память обо всех важных событиях в жизни человека. В песне отражаются все самые характерные черты народа как носителя нравственных образов и как преданного исполнителя Божественной воли. Все волевые образы, которые народ воспитал в себе, передают ту силу, которая способна преодолеть испытания и достичь цели. Народ всегда ценил в песне её красоту, напевность, запоминаемые образы и особенности народного характера. Песней сопровождаются все самые важные события и даже малые находят отражение в ней. Песня учит любить свой край, свою природу и свою страну. От песни исходит та сила, которая убеждает в правильном выборе, в правильной мысли и в правильном образе жизни. Песня даёт не только нравственный ориентир, она учит высоким принципам и заставляет задуматься о прошлом и о будущем. С песней легче жить и переживать трудные времена.
Большинство песен Бетховена мало известны, но есть такие, которые хранятся в памяти народа как жемчужины его творчества. Такова песня «Сурок» о судьбе мальчика, вынужденного зарабатывать себе на жизнь, странствуя по городам и селам, игрой на шарманке и привлекая к себе внимание забавным зверьком. Сурок. Исп. Мясникова Диана (фл.), кл. пр. Рябченко Н.Ю.
Сурок. Исп. Зверяка Маша (вокал), кл. пр. Перевязко Л.С., конц. Еремчук А.С.
Песня «Малиновка» пробуждает сострадание к малым существам и учит охранять их жизнь. Исп. Муквич Кира (вокал), кл. пр. Стасенко Е.В. и Барановская Ксения, кл. пр. Михлик В.В.
Песня «Цветок чудес» о главном сокровище в жизни каждого человека – о любви. Исп. Зверяка Маша (вокал), кл. пр. Перевязко Л.С., конц. Еремчук А.С.
Каждый народ выразил свои национальные черты в характерных ритмах и особенностях мелодии. В «Испанской песне» это повышенная эмоциональность. Исп. Мсурян Вика и Щеглова Оксана (ф-ный анс.), кл. пр. Ведуты Н.И.
А в песнях северных народов это протяжённость и спокойное течение мелодии. Исп. Владыкина Ульяна (виол.), кл. пр. Шаповаловой А.Н. и Баранова Маша, кл. пр. Паранич Т.А.
В «Турецком марше», написанном к пьесе «Афинские развалины», подчёркнута особенность восточной музыки: терпкий колорит мелодии и острые повторяющиеся украшения. Исп. ансамбль скрипачей, рук. анс. Кузюбердина Г.Н. и Шубина Маша, кл. пр. Морозовой Г.К.
Перемены в настроении свойственны всем людям и это часто отражается в музыке, которая эти перемены использует для передачи разных чувств. Весело-грустно. Исп. Муквич Кира (скр.), кл. пр. Кузюбердиной Г.Н. и Шубина Маша, кл. пр. Морозовой Г.К.
Но лучше всего эти настроения выражаются в танце, а они могут быть посвящены разным темам. Есть танцы, которые рассказывают о любви к своей профессии. Поэтому есть танцы дровосеков и ткачей. И есть танцы, в которых молодые люди присматриваются к друг другу и выбирают себе пару. Вот где есть возможность показать свою силу, ловкость и стремительность, а девушки показывают своё изящество, красоту своей природы и ждут восхищения от молодых людей. Выбор суженого – это очень ответственное дело, поэтому здесь учитываются не только внешние данные, но и умение показать своё рукодельное мастерство и быть в гармонии с окружающей жизнью. Девушки часто скрывают свой интерес к противоположному полу, и это делает процесс ухаживания ещё более привлекательным. Игры и танцы дают возможность привлечь к себе внимание и дать повод к продолжению знакомства. И в этом отношении немецкие танцы дают широкую возможность показать себя с самой лучшей стороны. Эти танцы отличаются стремительным движением, в котором заключён смысл природы – продолжить жизнь могут сильные, ловкие и смелые, поэтому молодые люди соревнуются в сложных танцевальных движениях и юмористических трюках. А девушки стараются привлечь внимание к себе чисто женскими способами: кокетничают, заигрывают и стараются быть похожими на сказочных фей, для которых жизнь не представляет никаких трудностей. Труд в поле и на мельнице тоже могут стать темой для танца, но главная задача таких танцевальных соревнований – это выбор суженых и демонстрация своих достоинств.
Немецкий танец. Исп Стасенко Ира (ф-но), кл. пр. Михлик В.В.
Немецкий танец. Исп. Щербаченко Полина и Маньшина Ксения (ф-ный анс.), кл. пр. Паранич Т.А.
Немецкий танец. Исп. Павлюченко Соня (скр.), кл. пр. Кузюбердиной Г.Н., конц. Мышалова Л.Э.
Немецкий танец. Исп. Горошко Соня (ф-но), кл. пр. Паранич Т.А.
Немецкие танцы. Исп. Мсурян Вика (ф-но), кл. пр. Ведуты Н.И.
Бетховен сочинял танцы и других народов. Это контрданс – английский танец, что в переводе означает сельский танец. Это весёлый, задорный танец, с элементами шутки и озорства.
Контрданс. Исп. Черепахина Соня (ф-но), кл. пр. Паранич Т.А.
Контрданс. Исп. Исмаилов Дамир и Площик Кирилл (ф-ный анс.), кл. пр. Паранич Т.А.
Контрданс. Исп. Бойко Андрей (ф-но), кл. пр. Михлик В.В.
Экосез – танец близкий по характеру контрдансу, он шотландского происхождения, он дожил до наших дней и используется в качестве иллюстрации старинных праздников.
Экосез. Исп. Щербаченко Полина (ф-но), кл. пр. Паранич Т.А.
Экосезы. Исп. Щеглова Оксана (ф-но), кл. пр. Ведуты Н.И.
И в наши дни интерес к старинным танцам не угас. Открываются ретро-клубы, проводятся фестивали, концерты и соревнования на лучшее исполнение старинных танцев, в них принимают участие и дети, и взрослые.
12