Концертмейстер хореографии
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. В формирование эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства.
Уроки хореографии от начала до конца строятся на музыкальном материале. Кроме хореографического воспитания, дети получают еще и музыкальное. Музыка и танец едины.
Музыкальное оформление урока должно развивать у детей осознанное отношение к музыкальному произведению. Учащиеся должны слышать характер музыки, особенности ритмического рисунка, динамику. Необходимо донести до учащихся понятие структуры музыкальной фразы, музыкального отрывка, выявить выразительное значение музыки.
На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам классической, народной, современной музыки. У них должна формироваться музыкальная культура, развиваться музыкальный вкус, слух, мышление. Это всё вместе впоследствии помогает в постановках танцев. Дети также учатся воспринимать музыку разных стилей, направлений эпох. И эти задачи должен ставить перед собой концертмейстер.
Концертмейстер хореографии должен знать терминологию, характер движения, планирование уроков классического и народного танцев.
Умение хорошо читать с листа помогает концертмейстеру ориентироваться быстро в учебном процессе.
Из опыта работы могу утверждать, что умение концертмейстера легко подбирать на слух, импровизировать очень облегчает и разнообразит работу в хореографическом классе.
Концертмейстер может из любого понравившегося и подходящего отрывка из музыкального произведения сделать музыкальное сопровождение к экзерсису у станка, на середине или этюд. Также очень помогает в работе умение подбирать гармонии к заданной теме.
Все вступления, заключения - это задача только самого концертмейстера, и делать их нужно в стиле заданного произведения.
Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание. Музыкально - ритмическое движение: вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая основа музыкального материала.
Музыкально - ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления:
1. Обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха.
2. Усвоение музыкальных знаний.
3. Формирование умений подчинять движения музыке.
Музыкально – ритмическая деятельность, даёт правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу воспитанникам даёт педагог - хореограф, а музыкальную - педагог-концертмейстер.
Работа концертмейстера в классе классического и народного танца требует глубоких знаний музыки и хореографии. В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры ,как выбирать музыкальный
материал, как научить детей воспринимать музыку всей душой, для этого является советчик и помощник педагогу – хореографу - концертмейстер.
Главным предметом в хореографии является классический танец. Концертмейстер должен знать, как строится урок классического танца. Планирует урок педагог- хореограф, а концертмейстер обязан знать план каждого года обучения и план каждого урока. Урок классического танца состоит из трех разделов: экзерсис у станка, на середине и аллегро.
В младших классах я стараюсь подбирать сопровождение из музыки доступной этому возрасту. В ней должны быть чёткий, простой ритм, ясная мелодия, несложная фактура, жанровая определённость.
Далее хореографические комбинации усложняются. Становится серьёзным и музыкальный материал.
Музыкальные фрагменты должны иметь:
- квадратную структуру;
- определённый темп, характерный для каждого экзерсиса;
- затакт;
- яркий ритмический рисунок.
Все движения классического экзерсиса делятся на медленные и быстрые с чётким ритмом, и плавно скользящие. И музыкальные фрагменты выбираются по этому же принципу.
Два метода развития музыкальности я могу выделить:
Прослушивание музыкального отрывка с показом и объяснением педагогам методики выполнения того или иного экзерсиса.
Практический (отработка учащимися этих упражнений).
У концертмейстера нет специальных часов, но всегда можно найти паузы для объяснения выразительности музыкального отрывка или небольшой музыкальной игры.
Музыкальные игры очень удобны для младших воспитанников хореографического класса, например:
1. Прохлопывание простейших ритмических рисунков музыки руками, затем ногами.
2. Прохлопывание ритма стихов.
Котик серенький присел
На печурочке.
И тихонечко запел
Песню Юрочке. (Короткие звуки прохлопываем в ладоши, а длинные – на колени).
3. Прохлопывание небольших музыкальных произведений на 2/4, ¾, 4/4.
4. Прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий учащихся.
Игра первая: «Угадай имя» прохлопать в ладоши один из знакомых вариантов ритмизации имен – дети на примере любого имени угадывают и произносят этот вариант.
Игра вторая: «Повтори ритм» на развитие ритмической памяти детей: воспроизвести на ударном инструменте простейшие ритмы, а дети отхлопывают их в ладоши.
Игра третья: «Хор часов» Попробовать изобразить одновременный ход больших и маленьких часов в речевом ритмизованном двухголосии. Для этого детей разделить на две группы. Первая группа произносит низким голосом «бом-бом» (четвертными длительностями), а вторая группа – высоким голосом «тики-тики» (восьмыми длительностями).
5. Музыкальные игры на определение темпа и характера музыки.
Игра: «Придумай мажорные слова». Дети должны придумать мажорные и минорные слова, например: «свет, солнце, счастье» или «печально, грустно, пасмурно». Кто больше придумал слов и быстро назвал их – отличник.
Результативная работа в хореографических классах возможно только в содружестве педагога хореографа и музыканта. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности, взаимопонимания. Важно чтобы концертмейстер был другом и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокие результаты в исполнительской деятельности учащихся в хореографических классах.