СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция дополнительного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

анализ концепции дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«Концепция дополнительного образования»

Практическая работа №

Тема: Анализ документов, регулирующих нормативно-правовые взаимоотношения в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД)

Концепция развития дополнительного образования детей.

Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р


1. Преимущества дополнительного образования в сравнении с другими институтами образования

2. Состояние и проблемы дополнительного образования детей

3. Цели и задачи развития дополнительного образования

4.Принципы государственной политики развития дополнительного образования детей

5. Механизмы развития дополнительного образования детей

6. Основные направления развития Концепции

7. Этапы развития Концепции

8. Ожидаемые результаты реализации Концепции






  1. Преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:

  • свободный личностный выбор деятельности, определяющей

  • индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного

  • процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям.

  1. Состояние и проблемы дополнительного образования детей.

В настоящее время возможность получения дополнительного
образования обеспечивается государственными (муниципальными)
организациями различной ведомственной принадлежности (образование,
культура, спорт и другие), а также негосударственными (коммерческими и
некоммерческими) организациями и индивидуальными предпринимателями.


Основными проблемами дополнительного образования детей являются:

1) отсутствие взаимодействия государственных и муниципальных органов власти в части развития системы дополнительного образования детей из-за существующего разграничения полномочий;

2) отсутствие единой функционирующей системы подготовки и повышения квалификации кадров в системе дополнительного образования детей;


3) отсутствие единой системы по оценке качества образовательных услуг, предоставляемых учреждениями дополнительного образования детей;


4) отсутствие межведомственной системы взаимодействия в дополнительном образовании детей;


5) отсутствие конкурсных механизмов финансирования организаций дополнительного образования детей;


6) отстраненность негосударственной сферы дополнительного образования детей от ведомственных учреждений;


7) значительный отток обучающихся из системы дополнительного образования детей, начиная со средней школьной ступени;


8) необходимость обновления форм реализации и содержания дополнительных общеобразовательных программ;


9) отставание инфраструктуры дополнительного образования детей республики от современных требований;


10) недостаточный уровень информированности населения о деятельности организаций дополнительного образования детей.


  1. Целями Концепции являются:

  • обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение

и самореализацию;

  • расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

  • развитие инновационного потенциала общества.

Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи:

  • развитие дополнительного персонального образования как ресурса

мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;

  • проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений;

  • интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;

  • разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;

  • повышение вариативности, качества и доступности дополнительного

образования для каждого; обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

  • обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и

технологиям;

  • развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности; создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;

  • формирование эффективной межведомственной системы управления

развитием дополнительного образования детей;

  • создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.

  1. Принципы государственной политики развития дополнительного образования детей.

Востребованы следующие инновационные инструменты государственного регулирования и управления развитием дополнительного образования детей, сохраняющие фундаментальную для него свободу и неформализованность, основывающиеся на принципах общественно-государственного партнерства в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех субъектов сферы образования (детей, семей и организаций):

принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование детей;

принцип общественно-государственного партнерства в целях расширения вовлеченности детей в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулирование и поддержку семей;

принцип реализации права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в различных видах конструктивной и личностнообразующей деятельности;

принцип общественно-государственного партнерства в целях поддержки разнообразия детства, самобытности и уникальности личности посредством расширения спектра дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных программ разной направленности и сетей организаций дополнительного образования, обеспечивающих приобщение детей к традиционным и общечеловеческим ценностям в современном информационном постиндустриальном поликультурном обществе;

принцип расширения социальной и академической мобильности детей и подростков через дополнительное образование;

принцип общественно-государственного партнерства в целях мотивирования средств массовой коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть "Интернет", социальные и интеллектуальные сети, издательства) к расширению репертуара

качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, ресурсов мобильного дистанционного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, их самообразование и позитивную социализацию;

принцип содействия государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей безопасные игры (в том числе компьютерные игры общеразвивающего и обучающего характера), игрушки, имитационные модели, способствующие расширению условий реализации дополнительных общеобразовательных программ, психолого-педагогическому проектированию образовательных сред, стимулированию детей к познанию, творчеству и конструктивной деятельности;

принцип общественно-государственного партнерства в целях мотивирования различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (научных организаций, организаций культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса), к предоставлению возможностей в этих организациях реализации дополнительного образования детей и подростков (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома культуры, клубы, детские больницы, научно-исследовательские институты, университеты, торговые и промышленные комплексы);

принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация;

принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.

  1. Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:

  • формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе;

  • межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности в рамках кластерных систем;

  • создание интегрированных (или комплексных) организаций социальной сферы;

  • партнерство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семьи;

открытый государственно-общественный характер управления сферой дополнительного образования детей, реализуемый через механизмы участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов;

создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг;

сочетание в управлении качеством услуг дополнительного образования детей элементов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;

персонифицированное финансирование, обеспечивающее поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования путем закрепления за ними определенного объема средств (размер персонифицированного обязательства) и их передачи организации (индивидуальному предпринимателю), реализующей дополнительную общеобразовательную программу после выбора этой программы потребителем;

единая система учета личных достижений детей в различных дополнительных общеобразовательных программах (включая

программы внеурочной деятельности в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования), основывающаяся на едином открытом формате электронного портфолио и его представления на портале, с соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;

информационная открытость, обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации о качестве дополнительных общеобразовательных программ, организациях, образовательных результатах и о результатах общественно-профессиональной экспертизы этих программ;

обеспечение инновационного, опережающего характера развития системы дополнительного образования детей при использовании лучших традиций отечественной сферы дополнительного образования и успешных мировых практик;

поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом);

развитие сферы дополнительного образования детей как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов, как основной для профессионального самоопределения, ориентации и мотивации подростков и молодежи к участию в инновационной деятельности в сфере высоких технологий и промышленного производства;

опора на инициативы детей и семьи, использование ресурсов семейных сообществ, позитивного потенциала подростковых и молодежных субкультурных сообществ.

  1. Основные направления развития Концепции

Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ предполагает:

формирование системы государственных требований к доступности услуг дополнительного образования детей;

формирование на федеральном уровне механизмов ресурсной поддержки региональных программ дополнительного образования детей;

Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ предполагает:

ресурсную и нормативную поддержку обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов;

разработку и реализацию модели разноуровневых дополнительных предпрофессиональных программ;

Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ предполагает:

формирование межведомственной модели управления сферой дополнительного образования детей, включая устранение ведомственных барьеров финансирования организаций;

внедрение и совершенствование современных федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам;

Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей предполагает:

апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования;

модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста;

Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования предполагает:

развитие механизмов финансового обеспечения дополнительных общеобразовательных программ на основе нормативно-подушевого финансирования организаций различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе внедрение методики определения численности обучающихся, финансируемых за счет бюджетных средств (по дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и др.), в музыкальных школах, школах искусств и спортивных школах;


  1. Этапы развития концепции:

На I этапе планируется разработка плана мероприятий по реализации Концепции, а также создание механизмов ее реализации (управления, финансирования, информационного, научно-методического обеспечения).

На II этапе будет продолжено выполнение плана мероприятий по реализации Концепции, региональных программ развития дополнительного образования детей. Будет осуществляться распространение результатов пилотных проектов, а также лучших практик реализации Концепции в субъектах Российской Федерации. Особое внимание будет уделено модернизации инфраструктуры дополнительного образования.

  1. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация Концепции обеспечит к 2020 году следующие результаты:

дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;

сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей;

созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;

сформированы механизмы финансовой поддержки прав детей на участие в дополнительном образовании;

семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий;

сформированы эффективные механизмы государственно-общественного межведомственного управления дополнительным образованием детей;

реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;

обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;

действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;

сфера дополнительного образования детей является привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы;

созданы благоприятные условия для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно-пространственных сред и продукции для оснащения образовательных программ;

создана комплексная инфраструктура современного детства, удовлетворяющая общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей.

В результате реализации Концепции будут обеспечены:

повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного образования;

сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании, игромании;

рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни;

увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в области физической культуры и спорта;

укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации;

формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма;

дополнительная инвестиционная привлекательность территорий за счет повышения уровня человеческого и социального капитала;

повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций;

повышение социально-экономической эффективности вложений общества в систему образования за счет получения более высокого качества социальных результатов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!