СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция "Москва - третий Рим"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительный материал для уроков истории по отработки вопросов по культуре России. Послание Филофея к великому князю Василию III - формирование концепции "Москва - третий Рим"

Просмотр содержимого документа
«Концепция "Москва - третий Рим"»

Послание старца Филофея к великому князю Василию.


Концепция «Москва – третий Рим»

В XVI в. принципиально важной была также теория «Москва – третий Рим», излагавшаяся в послании монаха Псковского Елизарова монастыря Филофея великому князю Василию III и псковскому великокняжескому дьяку Мисюрю Муняхину с подзаголовком «против звездочетов и латын» (между 1515 и 1521 гг.). Данное послание содержит логически завершенную аргументацию теории «Москва – третий Рим».

Филофей стремился отождествить Россию с вечной христианской Римской империей. Погибшее вселенское христианское царство возродилось в русском православии. Римская империя является последним христианским государством на земле, которое будет существовать до завершения земной истории. При этом вечное Римское царство не имеет четкой локализации, перемещаясь по линии Рим – Константинополь – Москва (принцип трансляции империи).


Существует несколько традиций интерпретаций выдвинутой Филофеем теории «Москва – третий Рим».

1. Империалистическая традиция (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев) полагает, что теория псковского старца обосновывает политическое господство Москвы над всем православным миром (русский политический миссионизм).

2. Византийская традиция (Н.Я. Данилевский и Ф.И. Тютчев) утверждает, что упомянутая теория обосновывает преемственность Руси и России по отношению к Византии (ведь Константинополь полагался «вторым Римом»).

3. Современная универсалистская традиция не согласна с византийской традицией интерпретации, т.к.:

- отождествление Руси с Византией нелогично, поскольку, разделяя судьбу Византии, Россия обречена на гибель;

- Филофей слишком настойчиво вспоминает не о «втором Риме», а «о первом Риме», т.е., собственно, центре европейского христианства.

Судя по всему, через свою теорию Филофей включал Россию в христианскую (европейскую) историю в целом. После Куликовской битвы Русь вновь обрела независимость. В конце XIV в. византийский патриарх Антоний IV отправил послание московскому великому князю Василию I, которое стало манифестом византийской политической идеологии в отношении России.

Византийцы не признавали за славянами права иметь собственного царя: таковым должен являться византийский император. Такая позиция не нашла отклика в русском обществе. В 1439 г. между византийской православной и римской католической церквями была заключена Флорентийская уния. Византия пошла на это под угрозой турков-османов, приближавшихся к Константинополю, византийский император Иоанн Палеолог надеялся на военную помощь католического мира. Однако вскоре Константинополь пал, что на Руси объясняли вероотступничеством, совершенным во Флоренции в 1439 г.

В 1589 г. при утверждении в Москве русского патриаршества фактически был официально закреплен статус Москвы как третьего Рима.


Мамонов А. Н. Формирование философской концепции «Москва – Третий Рим» в «Послании старца Филофея Василию III» // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 170-172.

Падение великой цивилизации приводило русский народ в тревожное состояние. Центр православия перестал существовать. Поиски нового, быстро наталкивали москвичей на мысль о Москве – наследнице Константинополя. Время от времени определенные религиозные, и политические деятели Руси провозглашали эти не совсем четко сформулированные мысли в своих патриотических речах. «Эта идея, еще не получила должной огранки, но витала в воздухе, укрепившись спустя несколько лет в умах русских людей».[5, c. 24.]

Не без основания можно говорить о том, что просуществовав некоторое время в устной словесности русских религиозных кругов, данное выражение наиболее четко и документально было продекламировано в документе, который в настоящее время известно как «Послание старца Псковского Елеазарова монастыря Филофея к великому князю Василию Ивановичу». «Послание», написанное старцем Псковского Елиазарова монастыря, подтверждает их знаковое положение в судьбе России. «В монастырях по народному убеждению, шла истинная жизнь». [3, c. 44]

В недрах монашеского, религиозного сознания зарождалось философское мышление. «Монастыри творили большое дело благотворения, твердо помнили о нуждах и бедах народа, но в монастырях же, и именно в них, слагалась национальная идеология, развивалась церковная культура, центром которой они были». [3, c. 44.] В данный момент, содержание послания интересно тем, что поднятая, митрополитом Иларионом, «Русская тема», продолжает звучать в тексте монаха Филофея. Философичность характера публицистического сочинения монаха–книжника усматривается в том, что он проговаривает идеологию Русского царства – наследника Византийской державы.

Это качественно выделяет этот памятник древнерусской словесности от всех других произведений этого периода. «Важнейшие публицистические памятники XVI века имели специфику, отличающую их от других памятников. Как правило, они были памятниками полемическими, направленными против конкретных противников и отстаивающими определенные политические и идеологические позиции». [2, c. 182.] Не без основания можно говорить о том, что с падением Восточной римской империи русская религиозно–философская мысль ищет ответ на вопрос: первый древний Рим и второй Константинополь исчезли, где новый. Русские мыслящие круги были убеждены, что третий Рим - Москва.

Необходимо отметить, что в послании ученого монаха царю Василию III, Русь предстает христианским государством, которому в планах Божьего провидения предстоит исполнить роль гаранта, защитника православной церкви. Все христианство собралось, по мнению священника в одно государство русского царя. Все содержание хода мысли Филофея изложенное в тексте выражает концепт об исключительной роли русского царства. Первые два Рима пали, третий – Москва, стоит и процветает, а четвертому не бывать. Монах анализирует причины падения первой и второй империи. По мнению русского патриота, первый Рим пал из-за нравственного разложения ересью Аполинария. Второй Рим не выстоял под натиском войск иноверцев, потому что интриги с Западной церковью и ереси нравственно и политически разложили его.

Проводя аналитическое исследование текста можно отметить, что церковник провозглашает царство русского царя единственным убежищем для православной веры и благочестивого образа жизни. Более того, он обращается к Василию III как к христианскому царю владыке всех подданных, высказывая мысль о том, что русский царь господствует благодаря всемогущей воле Божией, являясь орудием в руках Господа. Подчеркивая уникальность первенства земли Русской, Филофей выражает мысль, что все в жизни людей происходит по всесильной воле Господа – нет ничего случайного в том, что Москва стала «Третьим Римом». Это ее исключительное положение, промысел Божий, это Господень план спасения в действии. Бог избирает орудием своих божественных деяний те народы, которые способны понять, и усвоить суть Божьего откровения. Народы первого Рима и второго Рима изменили православию и, поэтому пали. Русское царство осталось единственной территорией, по мнению мыслителя, которая унаследовала истинную веру и благочестие.

Продолжая «русскую тему» в своем послании, монах наделяет русского царя набором высокопарных торжественных, величавых эпитетов, желая подчеркнуть его высоту, единодержавие и исключительность. Впервые в русской литературе документально провозглашается теория Московского самодержавия. Русская религиозно–философская мысль в лице монаха обнаружила способность к осмыслению главных направлений развития современной ему истории. Текст «Послания», наглядно продемонстрирует знакомство образованной элиты русского государства, с памятниками византийской церковной мысли, откуда были почерпнуты идеи о Божьем предопределении народов и царств. Можно сказать, что Филофей был не первый, кто применил данные идеи к судьбе русского народа. Русская философская мысль и до него высказывалась о чистоте русского православия, постоянно представляя царя как приемника Византии. Начиная с ХI в. все эти идеи стали проникать в русскую литературу, где великий князь Московский наделялся мощными эпитетами царских титулов.

Подводя итог, необходимо сказать, что философичность труда русского священника заключается в том, что он сумел все разрозненные мысли и идеи уже появляющиеся в литературе древней Руси, преобразовать, и систематизировать. Литературно оформленное произведение проникнутое радостью за свою родину и верой во вселенское будущее Руси получило статус политической Теории «Москвы Третьего Рима». Более того, такая церковная теория Филофея была направлена на обоснование значимости и месте Руси в мировом историческом процессе. В послании русского церковника звучат идеи победы православия, сильной царской власти, единства христианских государств. Из подобных литературных произведений древней Руси, где просматриваются истоки философского мышления, складывается православная, самодержавная идеология русского государства.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!