СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа №23 по Агиалогии

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа к уроку №23

Выполнил:

Чиркин Александр Петрович,

группа 2002,

13.02.2022 г.

1. Составляющие святительского подвига по материалам византийской агиографии и богослужебным текстам.

Святительский подвиг многранен:

  • Архиереи являются приемниками апостолов, поэтому их служение состоит в первую очередь в праведном пастырстве.
  • Святительский подвиг близок к преподобным, нередко в житиях находим, что часть их проходила в аскетическом подвиге.
  • Нередко находим святителей исповедниками и мучениками.

Святительский подвиг состоит в следующих служениях:

  • активное устроение церковных дел;
  • богословие и церковное писательство;
  • миссионерская деятельность;
  • молитва и аскеза, стремление к уединению, безмолвию и созерцанию;
  • общественная деятельность для Церкви и государства.

2. Изменение концепции святительской святости к IX-X вв.

Изначально почитание и празднество памяти всех предстоятелей со времени ее основания было распространено от местных церквей до почитания всей церковной областью.

К IX-X вв с канонизации святителей в силу сана акцент перемешается на личное подвижничество архиерея и его роль в устроении церковной жизни. С IX века Константинопольские Патриархи причисляются к лику святых только в связи со своими личными достоинствами:

  • предызбранность к служению
  • ученость
  • неукоризненность жизни и аскетизм
  • стояние за чистоту Православия и защита своей веры перед язычниками
  • милосердие, сострадание к нуждам и скорбям своей паствы
  • смирение

 

3. Святительский подвиг на Руси. Идеал святителя в русской агиографии. Русские святители исповедники, миссионеры, церковные писатели, общественные деятели.

Русская Церковь почитает более 70 святителей. Погдвиг святителей на Руси своеобразно соединяет в себе иноческое и мирянское («княжеское») с прибавлением особого церковного служения.

Идеал святителя в русской агиографии раскрыт в XV веке в житиях, написанных ученым сербом Пахомием Логофетом:

  • освящены от чрева матери
  • от Бога почтены архиерейством
  • наставники человеком ко спасенному пути
  • прияли велики беды от нечистивых
  • видяще неправедная от царей и от вельмож деемая, видяще и сироты истязаемы, грабления и хищения... царей обличаху
  • обидимым помощники, вдовам и сиротам заступники
  • страшны для непокорных
  • любимы, желаемы, слышащим и видящим сладоки
  • служили ко исполнению церквей Божиих
  • пышность быта не противоречит внутреннему аскетизму

Примеры русских святителей:

исповедники (Герман Казанский, Филипп Московский),

миссионеры (Иннокентий Иркутский, Иоанн и Павел Тобольские, Иннокентий Вениаминов, Николай Японский),

церковные писатели (Тихон Задонский, Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник),

общественные деятели (Алексий, Петр, Иона Московские)

4. Почему, на Ваш взгляд, миряне (не мученики) составляют незначительную часть от общего числа прославленных святых?

В основном святые миряне представлены «верхами» и «низами» социальной лестницы. Почитание монархов как святых основано на восприятии их как поставленных от Бога устроителей земной жизни, судей и хранителей закона, в святых князьях Древняя Русь большей частью видела общих предков, общих заступников, избранных представителей мирянской святости, подвиг юродивых заключается в социальном служении, когда подвижник уже достиг такого уровня духовной зрелости, какой дает ему способность наставлять других. Авторитет юродивых в обществе главным образом опирался на их необыкновенные духовные дарования. Понятно, что ни купцу, ни крестьянину или боярину не закрыты пути к святости, среди святых мы видим также иереев, благочестивых жен, детей и др., нужно помнить, что канонизация нужна не для неба, а для земли.

5. Раскройте содержание подвига благоверных в Византии.

Для христианской Церкви тема царской святости приобрела актуальность после признания христианства государственной религией Римской империи, когда император официально стал защитником Церкви и охранителем веры. Почитание императоров как святых было выборочным, обусловлена теми требованиями праведности, которые сформировались еще в библейской традиции. Как правило, канонизировались императоры, при которых происходили Вселенские Соборы (Константин Великий, Феодосий Великом, Феодосий Второй и др.) или оказавшие значительные услуги Церкви (Царица Елена в 326 г. нашла Животворящий Крест Господень).  

6. Каково содержание подвига благоверного князя на Руси?

Русский князь воплощает в себе не столько начало власти, сколько начало служения, являясь политическим, и прежде всего военным вождем. общественный (не только личный) подвиг благоверного князя является социальным выражением заповеди любви, политика, при этом, может быть ошибочной, Церковь оценивает не результаты, а намерения, жертвенную ревность служения. Венцом общественного служения святого князя является жертвенная смерть. Герой-воин всегда готов стать страстотерпцем, высшим выразителем княжеской святости.

В сонме святых князей выделяют несколько групп:

  • Равноапостольные (Владимир и Ольга),
  • Иноки (Никола Святоша, Анна Кашинская),
  • Страстотерпцы (Михаил Черниговский, Михаил Тверской),
  • Общественные деятели (Александр Невский).

7. В чем сущность и цели подвига юродства Христа ради?

В подвиге юродства видят высшее осуществление того противопоставления мудрости века сего и веры во Христа, о котором говорил апостол Павел: Никт0же себE да прельщaетъ: ѓще кто2 мни1тсz мyдръ бhти въ вaсъ въ вёцэ сeмъ, бyй да бывaетъ, ћкw да премyдръ бyдетъ. Премyдрость бо мjра сегw2 бyйство ў бGа є4сть, пи1сано бо є4сть: запинazй прем{дрымъ въ ковaрствэ и4хъ (1 Кор. 3.18-19). Мы2 бyи хrтA рaди (I Кор. 4.10). Юродство - это один из совершенно особых путей к святости. По определению - юродство состояло в том, что человек притворно делался дураком и безумцем для Господа, чтобы терпеть от людей поношения и укоризны и с дерзновением обличать их. Притворное безумие юродивых является средством уничтожения в себе самих самого опасного греха – гордости. Юродивые смирением стремились сокрушить самолюбие, которое было непременным спутником всей их жизни и которое составляло цель и конец их уподобления Иисусу Христу. Такова цель подвига юродивых.

8. Почему расцвет юродства на Руси приходится на XVI-XVII вв.?

Появление святых юродивых совпадает с угасанием княжеской святости. Можно сказать, что юродивый становится преемником святого князя в его социальном служении. XVI век - «торжество Православия» на Руси, она становится христианским Царством, господствует идея «Москва - третий Рим», созывается Стоглавый Собор, издаются знаменитые Макарьевские Минеи, устанавливается Патриаршество. НО при видимом благополучии Православия, в нашем Отечестве в это время торжествовало обрядоверие. Юродивые своим попранием всего внешнего как бы восстанавливают нарушенное духовное равновесие, напоминают о сути христианской жизни. В XVIII веке Синод вообще перестает канонизировать юродивых. Лишаясь духовной поддержки церковной интеллигенции, гонимое полицией, юродство спускается в народ и претерпевает процесс вырождения.

 

С уважением, Чиркин Александр Петрович

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа №23 по Агиалогии»

Контрольная работа к уроку №23

Выполнил:

Чиркин Александр Петрович,

группа 2002,

13.02.2022 г.

1. Составляющие святительского подвига по материалам византийской агиографии и богослужебным текстам.

Святительский подвиг многранен:

  • Архиереи являются приемниками апостолов, поэтому их служение состоит в первую очередь в праведном пастырстве.

  • Святительский подвиг близок к преподобным, нередко в житиях находим, что часть их проходила в аскетическом подвиге.

  • Нередко находим святителей исповедниками и мучениками.

Святительский подвиг состоит в следующих служениях:

  • активное устроение церковных дел;

  • богословие и церковное писательство;

  • миссионерская деятельность;

  • молитва и аскеза, стремление к уединению, безмолвию и созерцанию;

  • общественная деятельность для Церкви и государства.

2. Изменение концепции святительской святости к IX-X вв.

Изначально почитание и празднество памяти всех предстоятелей со времени ее основания было распространено от местных церквей до почитания всей церковной областью.

К IX-X вв с канонизации святителей в силу сана акцент перемешается на личное подвижничество архиерея и его роль в устроении церковной жизни. С IX века Константинопольские Патриархи причисляются к лику святых только в связи со своими личными достоинствами:

  • предызбранность к служению

  • ученость

  • неукоризненность жизни и аскетизм

  • стояние за чистоту Православия и защита своей веры перед язычниками

  • милосердие, сострадание к нуждам и скорбям своей паствы

  • смирение



3. Святительский подвиг на Руси. Идеал святителя в русской агиографии. Русские святители исповедники, миссионеры, церковные писатели, общественные деятели.

Русская Церковь почитает более 70 святителей. Погдвиг святителей на Руси своеобразно соединяет в себе иноческое и мирянское («княжеское») с прибавлением особого церковного служения.

Идеал святителя в русской агиографии раскрыт в XV веке в житиях, написанных ученым сербом Пахомием Логофетом:

  • освящены от чрева матери

  • от Бога почтены архиерейством

  • наставники человеком ко спасенному пути

  • прияли велики беды от нечистивых

  • видяще неправедная от царей и от вельмож деемая, видяще и сироты истязаемы, грабления и хищения... царей обличаху

  • обидимым помощники, вдовам и сиротам заступники

  • страшны для непокорных

  • любимы, желаемы, слышащим и видящим сладоки

  • служили ко исполнению церквей Божиих

  • пышность быта не противоречит внутреннему аскетизму

Примеры русских святителей:

исповедники (Герман Казанский, Филипп Московский),

миссионеры (Иннокентий Иркутский, Иоанн и Павел Тобольские, Иннокентий Вениаминов, Николай Японский),

церковные писатели (Тихон Задонский, Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник),

общественные деятели (Алексий, Петр, Иона Московские)

4. Почему, на Ваш взгляд, миряне (не мученики) составляют незначительную часть от общего числа прославленных святых?

В основном святые миряне представлены «верхами» и «низами» социальной лестницы. Почитание монархов как святых основано на восприятии их как поставленных от Бога устроителей земной жизни, судей и хранителей закона, в святых князьях Древняя Русь большей частью видела общих предков, общих заступников, избранных представителей мирянской святости, подвиг юродивых заключается в социальном служении, когда подвижник уже достиг такого уровня духовной зрелости, какой дает ему способность наставлять других. Авторитет юродивых в обществе главным образом опирался на их необыкновенные духовные дарования. Понятно, что ни купцу, ни крестьянину или боярину не закрыты пути к святости, среди святых мы видим также иереев, благочестивых жен, детей и др., нужно помнить, что канонизация нужна не для неба, а для земли.

5. Раскройте содержание подвига благоверных в Византии.

Для христианской Церкви тема царской святости приобрела актуальность после признания христианства государственной религией Римской империи, когда император официально стал защитником Церкви и охранителем веры. Почитание императоров как святых было выборочным, обусловлена теми требованиями праведности, которые сформировались еще в библейской традиции. Как правило, канонизировались императоры, при которых происходили Вселенские Соборы (Константин Великий, Феодосий Великом, Феодосий Второй и др.) или оказавшие значительные услуги Церкви (Царица Елена в 326 г. нашла Животворящий Крест Господень).

6. Каково содержание подвига благоверного князя на Руси?

Русский князь воплощает в себе не столько начало власти, сколько начало служения, являясь политическим, и прежде всего военным вождем. общественный (не только личный) подвиг благоверного князя является социальным выражением заповеди любви, политика, при этом, может быть ошибочной, Церковь оценивает не результаты, а намерения, жертвенную ревность служения. Венцом общественного служения святого князя является жертвенная смерть. Герой-воин всегда готов стать страстотерпцем, высшим выразителем княжеской святости.

В сонме святых князей выделяют несколько групп:

  • Равноапостольные (Владимир и Ольга),

  • Иноки (Никола Святоша, Анна Кашинская),

  • Страстотерпцы (Михаил Черниговский, Михаил Тверской),

  • Общественные деятели (Александр Невский).

7. В чем сущность и цели подвига юродства Христа ради?

В подвиге юродства видят высшее осуществление того противопоставления мудрости века сего и веры во Христа, о котором говорил апостол Павел: Никт0же себE да прельщaетъ: ѓще кто2 мни1тсz мyдръ бhти въ вaсъ въ вёцэ сeмъ, бyй да бывaетъ, ћкw да премyдръ бyдетъ. Премyдрость бо мjра сегw2 бyйство ў бGа є4сть, пи1сано бо є4сть: запинazй прем{дрымъ въ ковaрствэ и4хъ (1 Кор. 3.18-19). Мы2 бyи хrтA рaди (I Кор. 4.10). Юродство - это один из совершенно особых путей к святости. По определению - юродство состояло в том, что человек притворно делался дураком и безумцем для Господа, чтобы терпеть от людей поношения и укоризны и с дерзновением обличать их. Притворное безумие юродивых является средством уничтожения в себе самих самого опасного греха – гордости. Юродивые смирением стремились сокрушить самолюбие, которое было непременным спутником всей их жизни и которое составляло цель и конец их уподобления Иисусу Христу. Такова цель подвига юродивых.

8. Почему расцвет юродства на Руси приходится на XVI-XVII вв.?

Появление святых юродивых совпадает с угасанием княжеской святости. Можно сказать, что юродивый становится преемником святого князя в его социальном служении. XVI век - «торжество Православия» на Руси, она становится христианским Царством, господствует идея «Москва - третий Рим», созывается Стоглавый Собор, издаются знаменитые Макарьевские Минеи, устанавливается Патриаршество. НО при видимом благополучии Православия, в нашем Отечестве в это время торжествовало обрядоверие. Юродивые своим попранием всего внешнего как бы восстанавливают нарушенное духовное равновесие, напоминают о сути христианской жизни. В XVIII веке Синод вообще перестает канонизировать юродивых. Лишаясь духовной поддержки церковной интеллигенции, гонимое полицией, юродство спускается в народ и претерпевает процесс вырождения.



С уважением, Чиркин Александр Петрович




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!