Контрольная работа к уроку № 12
Выполнил:
Чиркин Александр Петрович,
группа 2002,
13.06.2021 г.
1. Перечислите особенности различных периодов гонений на христиан в Римской империи.
В истории гонений на христиан в Римской империи выделяют три гонения:
1) От Иудеев – когда Церковь начала распространяться, то появились гонители среди иудеев не принявших Господа и со стороны Еврейских начальников.
2) Второе гонение от язычников Римской империи – продолжались два с половиной века, разделяют на три периода:
в первом веке христиане подвергаются гонениям из-за личных побуждений со стороны императоров.
в начале второго века гонения происходят из правительственных побуждений, имеют случайный характер, зависят от произвола правителей.
с половины третьего века принимают напряженный и ожесточенный характер с целью совершенного искоренения христианства.
3) Последнее гонение от язычников – во время правления Юлиана II Отступника (331 – 363), император пытался восстановить язычество, с ненавистью относился к христианам, проявлял к ним открытое насилие.
2. В чем сщмч. Киприан Карфагенский видит причины гонений?
Священномученик Киприан Карфагенский пишет о причине гонений: «Господь хотел проверить Свою семью, и как продолжительный мир повредил учение, преданное нам Свыше, то сам небесный Промысел восстановил лежащую и, если можно так выразиться, почти спящую веру». Священномученик Киприан говорит, что в спокойный период была повреждена нравственность христиан несмотря на Божественное предостережение – «Ѓще њстaвzтъ сhнове є3гw2 зак0нъ м0й, и3 въ судьбaхъ мои1хъ не п0йдутъ: а13ще њправд†ніz мо‰ њсквернsтъ, и3 зaповэдій мои1хъ не сохранsтъ: посэщY жезл0мъ беззакHніz и4хъ, и3 рaнами непр†вды и4хъ.» (Пс.88: 31–33), поэтому потребовались «жестокие средства» для исправления христиан.
3. Приведите примеры мученичества после Миланского эдикта.
После Миланского эдикта христиане в Римской империи страдали при императоре Юлиане Отступнике (мч. Иоанн Воин, сщмч. Кириак Иерусаимский, мч. Порфирий Эфесский, сщмч. Василий Анкирский, мч. Максим Антиохийский и др.).
Христиане страдали при императорах-арианах Констанции II и Валенте (мчч. Урван, Феодор, Мидимн и ок. 70 с ними, мч. Савва Готский, мч. Ермингельд, мцц, княгиня Гаафа и княжна Дуклида и др.)
Особо почитаем на Руси мч. Иоанн Воин, который служил в войске императора Юлиана и должен был преследовать христиан, но вместо этого тайно помогал им, что со временем стало известно императору и св. Иоанн был посажен в темницу. В 363 году св. Иоанн был выпущен, но несмотря на мирную кончину в глубой старости был причислен к лику мучеников за необычайное милосердие и сердечные муки при сострадании несчастным.
4. В чем особенности гонений на Церковь при советской власти по сравнению с гонениями в Римской империи?
В целом гонения в Римской империи и при советской власти похожи, и были обусловлены неприятием Православия политической системе страны, но имеются ряд особенностей:
гонителями выступали правительство и отпавшая от Церкви часть народа
гонения были повсеместными и чрезвычайно жестокими
гонителями были вчерашние христиане, поэтому уничтожение было не только физическим, но и организовывались расколы изнутри Церкви
верующему человеку невозможно было продвигаться по карьере и занимать руководящие должности ( в Римской империи даже в правительстве были тайные христиане)
при советской власти всегда требовалось публичное отречение от христианства
даже публичное отречение от Христа и хула на Церковь при советской власти не сохраняли жизнь (в Римской империи если человек возвращался в язычество, то был поощряем со стороны правительства и императора)
5. Что такое Косовский Завет? Устарело ли его содержание в наши дни? Ответ обоснуйте.
Косовский Завет связан с битвой на Косовом поле (1389), перед битвой с турецким войском перед св. князем Лазарем встал выбор: либо мученическая кончина всего войска и обетование, что сербский народ до скончания века будет стоять в Православии, либо победа над турками. Князь и его войско выбрали мученическую кончину. Гибель св. князя Лазаря и 77-тысячного войска сербами всегда рассматривалась как духовная победа сербского народа.
Даже в настоящее время от любого православного серба можно услышать, что они «Выбрали Царство Небесное» - это нравственный императив любого серба. Так же сербы считают, что Косово поле было Голгофой сербского народа и обязательно после него будет воскресение.
6. В чем своеобразие мученического подвига на Руси?
Подвиг большинства мучеников на Руси в Х-ХIV веках своеобразен, т.к. святые принимали смерть не собственно за веру, а по политическим причинам, и прославлены в лике страстотерпцев. В конспекте урока говорится о русских мучениках-страстотерпцах: «подобно Христу, они со смирением принимали смерть, приходящую к ним от «замыслов и волей человеческих» как выражение «воли Отца Небесного» и послушно покорялись этой воле.»
В лике страстотерпцев прославлены: свв. Борис и Глеб (†1015, память 24 июля), Игорь Киевский (†1147, память 5 июня и 19 сентября), Андрей Боголюбский (†1174, 4 июля), Михаил Черниговский и боярин Феодор (†1245), Василько Ростовский (†1238), Роман Рязанский (†1270), Михаил Тверской (†1318).
Есть двое святых домонгольского периода, которые пострадали сугубо как мученики за веру: Евстратий Печерский (†1097, 28 марта) и Кукша Печерский (†1113, 27 августа).
7. Расскажите о мученическом подвиге китайцев в XX веке.
Двадцатый век для России начался войной с Китаем, лозунгом которой был «Смерть иностранцам», всё началось с метежа "ихэтуаней" (кулачный бой). В июне 1900 года "священные отряды" "ихэтуаней" вступили в Пекин и начали убивать иностранцев и китайцев-христиан. Пострадали во время этого восстания 222 православных мученика, среди пострадавших были иностранные проповедники, специалисты, китайские офицеры, чиновники, крестьяне, солдаты исповедующие православие (китайцы-язычники называли христиан дьявольскими последователями). Тела многих мучеников были сброшены в колодец на территории Русской духовной миссии. В 1902 году китайские мученики были прославлены Русской Церковью в лике местночтимых святых (память 11/24 июня).
8. Расскажите о многообразии видов мученического подвига. Необходимо перечислить подвиги, за которые Церковь причисляет своих чад к лику мучеников (не виды казней, а те ситуации, в которых поведение христианина расценивается как мученичество). Ответ следует подтвердить примерами из урока и дополнительной литературы.
Подвиг мучеников носит сверхестественный характер, он совершается благодаря благодати Божией. Этот подвиг многообразен и имеет несколько видов:
Когда святые были замучены за проповедь из-за крайней ожесточенности и ненависти мучителей: апостол Стефан засвидетельствовал о Царстве Небесном, открывшемся для него во время и вследствие его подвига, так же примером могут служить китайские мученики пострадавшие во время восстания «ихэтуаней», мученики Евстратий Печерский и Кукша Печерский.
Когда мученики страдали как «члены Христа», т.е. были поставлены перед выбором и могли остаться в живых, но предпочли Царствие Божие временной жизни: подвиг св. мученицы Фелицитаты, подвиг сербского князя Лазаря и его 77-тысячного войска.
Когда страдания воспринимались мучениками, как средство очищения от грехов: Порфирий Эдэсский, мученик из лицедеев, сщмч. Кириак, бывший иудей.
С уважением, Чиркин Александр Петрович.