СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа №4 по Агиалогии

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа к уроку №4

Выполнил:

Чиркин Александр Петрович,

группа 2002,

16.11.2020 г.

1. Кого в православном понимании мы называем праведниками и святыми?

Святым в православном понимании называют признанного соборным решением угодником Божиим с включением его имени в святцы. Святые отличаются от прочих людей чистотой сердца и ума, достигнутой правильностью духовной жизни. Святая жизнь предполагает праведность, но не исчерпывается ею, так как заключается в борьбе со своими страстями, в постоянном внимании к своим мыслям, чувствам, желаниям, настроению, т.е по сути, святые – это самые совершенные христиане, максимально освятившие себя подвигами святой веры в воскресшего и вечноживого Господа Иисуса. Святые представляют видимое звено между видимым миром и Царством небесным.

Если святость – высшая ступень духовного развития человека, то праведность – предшествующая ступень, те есть состояние людей старающихся жить по совести, исполняя золотое правило нравственности: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7; 12). Такая жизнь не совершенна, так как в человеке, не имеющему чистоты сердца, еще живут страсти, они искажают поведение и заставляют одних любить больше, других меньше, гневаться и раздражаться, осуждать, проявлять скупость и т.д.

Помимо святости и праведности есть ещё одна низшая ступень необходимая для реализации последующих двух ступеней – спасённость, или просто вера в Бога с осознанием своей духовной и нравственной нечистоты.

2. Что понимается под словом «мощи»? Назовите различия почитания мощей в Ветхом и Новом Заветах.

Мощи (от слова «мощь», «сила») – это святыня почитаемая церковью, представляющая собой останки святого, обладают благодатными и чудотворными свойствами. Тело человека в Новом Завете призвано стать храмом Святого Духа, а не темницей души. Так как тело один из уровней человеческой личности, то связь с ней святого сохраняется и после смерти, отсюда и особое благоговение и почтение особенно к телам христиан праведных и мучеников.

До Боговоплощения в Ветхом Завете почитания мощей праведников не было, а тело умершего считалось нечистым.

3. Назовите различные виды святости.

Из истории Христианской Церкви известно о различных путях к святости и многообразии ее форм:

  • апостолы – отправной момент почитания святых вообще, образец спасенного по своей вере человечества;
  • мученики – составляли основной список святых в Древней Церкви, дни смерти праздновались наряду с Евангельскими событиями;
  • праотцы и пророки – ветхозаветные праведники;
  • святители – почитание предстоятелей местных церквей появляется в древнейший период становления Церкви;
  • благоверные цари и царицы – прославившиеся за заслуги перед Церковью государи, почитание начинается с утверждением христианства как государственной религии;
  • преподобные – почитание святых монахов появляется с развитием монашества;
  • юродивые – появляются в монашеской среде (в качестве святых) начиная с IV века, особый подвиг, подразумевающий мнимое безумие для терпения ради Христа всевозможных поруганий и обличения общественных язв;
  • равноапостольные – святые, чье служение состояло в распространении или утверждении веры;
  • исповедники – святые претерпевшие за Христа истязания, пытки или заключения, но не пострадавшие до смерти;
  • страстотерпцы – жертвы политических убийств;
  • блаженные – праведники жившие в миру, в Древней Руси это наименование прилагалось к юродивым, с XIX века блаженными именуют  святых других исповеданий, почитание которых установилось до разделения Церквей;
  • бессребренники – святые безмездные врачи,  исцеляли недужных силою благодати Божией.

4.  Что такое канонизация?

Канонизация – причтение к лику святых, или признание Церковью какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием. Высшая церковная власть закрепляет своим актом реальный опыт молитвенной связи между членами Церкви и подвижником благочестия, опыта услышанных молитв, конкретной помощи и духовной связи. Канонизация новоявленного святого происходит когда для Церкви эта связь становится несомненной.

Процедура канонизации святых оформилась в относительно позднее время (на Востоке с IX века) и была связана с предотвращением попадания сомнительных лиц в число почитаемых Церковью угодников Божиих. В настоящее время требуется при преобразовании местного почитания в общецерковное. Прославление отмечается торжественной службой и внесением имени святого в святцы с установлением дня памяти.

Существует так же соборная канонизация, при которой прославляется некоторое число святых с общим описанием места и подвига угодников Божиих, с указанием отдельных из них или без указания. Соборная канонизация позволяет прославить в лике святых тех святых подробную информацию и имена которых установить не удалось.

5.  Какие критерии святости используются в современной церковной практике?

Главный критерий для прославления или канонизации в истории Церкви – проявление в Церкви Святости Божией, действующей через облагодатствованного подвижника. Хотя в разные времена использовались и другие критерии святости, подразумевающие главный, например в XVII веке в Иерусалимской церкви применялись следующие критерии святости:

  • безукоризненное православие;
  • добродетельная жизнь, возможно с исповедничеством и чудесами;
  • нетление мощей и благоухание костей.

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года приняты следующие критерии:

  • вера Церкви в святость подвижников послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Евангелия;
  • мученичество или исповедничество за веру;
  • чудотворения по молитвам святого или от мощей;
  • высота святительского служения;
  • большие заслуги перед Церковью и народом;
  • добродетельная и праведная жизнь;
  • широкое народное почитание.

6.  Что такое Четьи Минеи? Какие документы были их предшественниками?

Минеи – богослужебные книги с молитвословиями к Господским и Богородичным праздникам и отдельным святым по дням года. Четьи-Минеи – минеи предназначенные для чтения, в них жития святых размещены согласно календарю празднования памяти святых.

Кратко о истории миней: со II века за богослужениями читались мученические акты, которые по мере накопления стали собираться в календарной последовательности, позже в VIII веке, например, уже существовали минейные книги с житиями; наиболее выдающееся собрание житий по дням года появилось в конце Х века, составлено Симеоном Метафрастом, а в России на рубеже XVII-XVIII веков, составлено Димитрием Ростовским. 

7.  Для чего нужен житийный канон? Опишите композицию канонического жития.

Житие святого – его икона в текстовом произведении. Так же как и икона не просто портрет, а особое изображение святого преображенного славой Божией, так и житие – не биография хорошего человека, а описание жизни угодника Божия, одна из форм его прославления, имеет тесную связь с богослужением. Житие пишется по канону, который сложился не сразу, как и иконописный канон. Структуру, содержание и стиль житийного канона просматривается уже в X веке в сочинениях Симеона Метафраста, но все же полностью все правила написания житий были выработаны к XII веку.

Композиция житийного канона следующая:

  • Введение, в котором агиограф испрашивает благословения Божия и сообщает о своем недостоинстве.
  • Основная часть, в ней описывается собственно жизнь святого, обычно без недостатков; сначала восхваляется местность рождения и родители святого, потом говорится о проявлении святости в детском возрасте, еще далее искушения святого и поворот его жизни на путь спасения, подвиги, и наконец посмертные чудеса.
  • Послесловие, в котором находим благодарение Бога, призыв к восхищению подвигами святого, молитва к нему спросьбами о помощи, возможно акафистного типа, последнее слова жития – Аминь.

Обычно можно предугадать содержание жития из лика в котором прославляется святой, так как это обусловлено самой жизнью и возможностью совершить определённые подвиги.

8. В каких случаях канон позволяет говорить о грехах святого?

Обычно жития святых лишены описания отрицательной стороны жизни святого (так как, возможно, её и нет вовсе), но бывают случаи, когда святой до обращения к истинной вере, был лишен познания Бога, вел, возможно, нечестивый, не добродетельный образ жизни. Например, языческая жизнь равноапостольного князя Владимира до его обращения в христианство, но все же с принятием христианства он, согласно жития, совершенно меняется, начинается его добродетельная жизнь полная заслуг перед Русью и православием.

9. Как вы знаете, в наше время появляются художественные литературные и кинематографические произведения, перелагающие жития святых или составленные по их мотивам, например: фильм «Андрей Рублев» А. Тарковского, повесть «Иоанн Дамаскин» протоиерея Н. Агафонова и др. Как вы относитесь к такому явлению?

Лично я отношусь к таким книгам и фильмам как форме народного почитания: талантливые и гениальные мастера своего дела славят Бога доступными для них формами. Эти произведения, конечно не нужно принимать как документальное свидетельство, а как преломление современности и своего личного опыта по отношению к историческим героям. Возможно, их нужно смотреть и читать для общего развития, но для духовного роста и пользы души все же эти произведения не подходят.

Например, недавно прочитал книгу «Преподобный Иосиф Волоцкий, судьба и время». Святой Иосиф предстает читателю благородным, умным, талантливым руководителем, способным политиком, но куда-то пропадает Бог, все достижения преподобного – плод его собственной гениальности, но ведь на самом деле человеку самостоятельно не возможно решить вопросы, с которыми легко, а иногда через силу справляется Иосиф. Понятно, что в реальности через святого Иосифа действовал Бог, в книге это почти не чувствуется.

10. Расскажите (!!!) о святых, подвиг которых совершался в той местности, где вы живете.

В XI веке христианизация прусских племен началась со стороны Руси, но Тевтонское завоевание остановило этот процесс. Насколько я помню из церковной книги об Александре Невском (сейчас у меня её нет), прусский народ имел какую-то странную просто христианскую веру с отголосками народной религии даже в XIII веке. Александр Невский не пошел для освобождения прусов (он понимал, что для его дружины битва с Тевтонцами на столь отдаленной территории будет проиграна), со временем этот славянский народ был частично онемечен, по большей части истреблен.

Из православных святых имеющих отношение к Восточно Пруссии известно три имени: священномученик Никифор (Кантакузен), архидиакон – пострадал на польской территории Восточной Пруссии; Иннокентий Гизель и Адам Зерникав – подвижники русского православия, выходцы с современной территории Калининградской области.

Священномученик Никифор был экзархом Молдовы и Польши Константинопольского Патриархата, по ложному обвинению в шпионаже в пользу Турции он был заточен в Мальборском замке для выяснения этого дела, после чего предполагалось его умертвить. Доказательств обвинения на него не нашлось, но он и после разбирательства содержался в темнице замка, где умер от голода в 1599 году. История святого Никифора долгое время тщательно скрывалась поляками и стала доступной для изучения лишь в конце XX века. Точная дата смерти святого Никифора не известна, имя внесено в Собор Белорусских святых.

Столица Восточной Пруссии – Кёнигсберг (Калининград) всегда славилась своей ученостью, и в настоящее время возле готического Кафедрального собора сохраняется множество могил профессоров Альбертины, одна из самых знаменитых – могила Имануила Канта. Воспитанником Альбертины (университет основанный герцогом Альбертом) был и будущий русский святой Адам (Зерникав, родился в середине XVII века). Хотя его происхождение из протестантской семьи, все же через изучение богословия сначала в Кёнигсберге, затем в Англии, Франции, Италии он пришёл к православию. Известен его богословский труд о исхождении Святого Духа от Отца, а не от Отца и Сына и обличении католиков в фальсификации исторических документов. Последующая история его жизни связана с Киево-Печерской Лаврой, где он вел добродетельную и праведную жизнь, хотя потом переселился и место и время его кончины не известны.

Иннокентий (Гизель, предположительно онемеченный вариант украинской фамилии Кисель) родился в Кёнигсберге около 1600 года и, вероятно, имел русское происхождение, хотя известно, что был при рождении протестантом, похоже, что в Кёнигсберге он получил начальное образование. Ещё в молодости принял православие и переселился на Украину в Киево-Печерскую Лавру. По благословению митрополита Петра Могилы он окончил иезуитский Львовский богословский университет, в дальнейшей жизни стоял на страже православия от иезуитов, известен как богослов и политик. Он был лично знаком с царём Алексеем Михайловичем, который его не раз награждал за труды. Преставился в 1674 году в сане архимандрита, настоятелем Киево-Печерского монастыря.

 

С уважением, Чиркин Александр Петрович

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа №4 по Агиалогии»

Контрольная работа к уроку №4

Выполнил:

Чиркин Александр Петрович,

группа 2002,

16.11.2020 г.

1. Кого в православном понимании мы называем праведниками и святыми?

Святым в православном понимании называют признанного соборным решением угодником Божиим с включением его имени в святцы. Святые отличаются от прочих людей чистотой сердца и ума, достигнутой правильностью духовной жизни. Святая жизнь предполагает праведность, но не исчерпывается ею, так как заключается в борьбе со своими страстями, в постоянном внимании к своим мыслям, чувствам, желаниям, настроению, т.е по сути, святые – это самые совершенные христиане, максимально освятившие себя подвигами святой веры в воскресшего и вечноживого Господа Иисуса. Святые представляют видимое звено между видимым миром и Царством небесным.

Если святость – высшая ступень духовного развития человека, то праведность – предшествующая ступень, те есть состояние людей старающихся жить по совести, исполняя золотое правило нравственности: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7; 12). Такая жизнь не совершенна, так как в человеке, не имеющему чистоты сердца, еще живут страсти, они искажают поведение и заставляют одних любить больше, других меньше, гневаться и раздражаться, осуждать, проявлять скупость и т.д.

Помимо святости и праведности есть ещё одна низшая ступень необходимая для реализации последующих двух ступеней – спасённость, или просто вера в Бога с осознанием своей духовной и нравственной нечистоты.

2. Что понимается под словом «мощи»? Назовите различия почитания мощей в Ветхом и Новом Заветах.

Мощи (от слова «мощь», «сила») – это святыня почитаемая церковью, представляющая собой останки святого, обладают благодатными и чудотворными свойствами. Тело человека в Новом Завете призвано стать храмом Святого Духа, а не темницей души. Так как тело один из уровней человеческой личности, то связь с ней святого сохраняется и после смерти, отсюда и особое благоговение и почтение особенно к телам христиан праведных и мучеников.

До Боговоплощения в Ветхом Завете почитания мощей праведников не было, а тело умершего считалось нечистым.

3. Назовите различные виды святости.

Из истории Христианской Церкви известно о различных путях к святости и многообразии ее форм:

  • апостолы – отправной момент почитания святых вообще, образец спасенного по своей вере человечества;

  • мученики – составляли основной список святых в Древней Церкви, дни смерти праздновались наряду с Евангельскими событиями;

  • праотцы и пророки – ветхозаветные праведники;

  • святители – почитание предстоятелей местных церквей появляется в древнейший период становления Церкви;

  • благоверные цари и царицы – прославившиеся за заслуги перед Церковью государи, почитание начинается с утверждением христианства как государственной религии;

  • преподобные – почитание святых монахов появляется с развитием монашества;

  • юродивые – появляются в монашеской среде (в качестве святых) начиная с IV века, особый подвиг, подразумевающий мнимое безумие для терпения ради Христа всевозможных поруганий и обличения общественных язв;

  • равноапостольные – святые, чье служение состояло в распространении или утверждении веры;

  • исповедники – святые претерпевшие за Христа истязания, пытки или заключения, но не пострадавшие до смерти;

  • страстотерпцы – жертвы политических убийств;

  • блаженные – праведники жившие в миру, в Древней Руси это наименование прилагалось к юродивым, с XIX века блаженными именуют святых других исповеданий, почитание которых установилось до разделения Церквей;

  • бессребренники – святые безмездные врачи, исцеляли недужных силою благодати Божией.

4.  Что такое канонизация?

Канонизация – причтение к лику святых, или признание Церковью какого-либо своего члена святым с соответствующим его почитанием. Высшая церковная власть закрепляет своим актом реальный опыт молитвенной связи между членами Церкви и подвижником благочестия, опыта услышанных молитв, конкретной помощи и духовной связи. Канонизация новоявленного святого происходит когда для Церкви эта связь становится несомненной.

Процедура канонизации святых оформилась в относительно позднее время (на Востоке с IX века) и была связана с предотвращением попадания сомнительных лиц в число почитаемых Церковью угодников Божиих. В настоящее время требуется при преобразовании местного почитания в общецерковное. Прославление отмечается торжественной службой и внесением имени святого в святцы с установлением дня памяти.

Существует так же соборная канонизация, при которой прославляется некоторое число святых с общим описанием места и подвига угодников Божиих, с указанием отдельных из них или без указания. Соборная канонизация позволяет прославить в лике святых тех святых подробную информацию и имена которых установить не удалось.

5.  Какие критерии святости используются в современной церковной практике?

Главный критерий для прославления или канонизации в истории Церкви – проявление в Церкви Святости Божией, действующей через облагодатствованного подвижника. Хотя в разные времена использовались и другие критерии святости, подразумевающие главный, например в XVII веке в Иерусалимской церкви применялись следующие критерии святости:

  • безукоризненное православие;

  • добродетельная жизнь, возможно с исповедничеством и чудесами;

  • нетление мощей и благоухание костей.

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года приняты следующие критерии:

  • вера Церкви в святость подвижников послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Евангелия;

  • мученичество или исповедничество за веру;

  • чудотворения по молитвам святого или от мощей;

  • высота святительского служения;

  • большие заслуги перед Церковью и народом;

  • добродетельная и праведная жизнь;

  • широкое народное почитание.

6.  Что такое Четьи Минеи? Какие документы были их предшественниками?

Минеи – богослужебные книги с молитвословиями к Господским и Богородичным праздникам и отдельным святым по дням года. Четьи-Минеи – минеи предназначенные для чтения, в них жития святых размещены согласно календарю празднования памяти святых.

Кратко о истории миней: со II века за богослужениями читались мученические акты, которые по мере накопления стали собираться в календарной последовательности, позже в VIII веке, например, уже существовали минейные книги с житиями; наиболее выдающееся собрание житий по дням года появилось в конце Х века, составлено Симеоном Метафрастом, а в России на рубеже XVII-XVIII веков, составлено Димитрием Ростовским.

7.  Для чего нужен житийный канон? Опишите композицию канонического жития.

Житие святого – его икона в текстовом произведении. Так же как и икона не просто портрет, а особое изображение святого преображенного славой Божией, так и житие – не биография хорошего человека, а описание жизни угодника Божия, одна из форм его прославления, имеет тесную связь с богослужением. Житие пишется по канону, который сложился не сразу, как и иконописный канон. Структуру, содержание и стиль житийного канона просматривается уже в X веке в сочинениях Симеона Метафраста, но все же полностью все правила написания житий были выработаны к XII веку.

Композиция житийного канона следующая:

  • Введение, в котором агиограф испрашивает благословения Божия и сообщает о своем недостоинстве.

  • Основная часть, в ней описывается собственно жизнь святого, обычно без недостатков; сначала восхваляется местность рождения и родители святого, потом говорится о проявлении святости в детском возрасте, еще далее искушения святого и поворот его жизни на путь спасения, подвиги, и наконец посмертные чудеса.

  • Послесловие, в котором находим благодарение Бога, призыв к восхищению подвигами святого, молитва к нему спросьбами о помощи, возможно акафистного типа, последнее слова жития – Аминь.

Обычно можно предугадать содержание жития из лика в котором прославляется святой, так как это обусловлено самой жизнью и возможностью совершить определённые подвиги.

8. В каких случаях канон позволяет говорить о грехах святого?

Обычно жития святых лишены описания отрицательной стороны жизни святого (так как, возможно, её и нет вовсе), но бывают случаи, когда святой до обращения к истинной вере, был лишен познания Бога, вел, возможно, нечестивый, не добродетельный образ жизни. Например, языческая жизнь равноапостольного князя Владимира до его обращения в христианство, но все же с принятием христианства он, согласно жития, совершенно меняется, начинается его добродетельная жизнь полная заслуг перед Русью и православием.

9. Как вы знаете, в наше время появляются художественные литературные и кинематографические произведения, перелагающие жития святых или составленные по их мотивам, например: фильм «Андрей Рублев» А. Тарковского, повесть «Иоанн Дамаскин» протоиерея Н. Агафонова и др. Как вы относитесь к такому явлению?

Лично я отношусь к таким книгам и фильмам как форме народного почитания: талантливые и гениальные мастера своего дела славят Бога доступными для них формами. Эти произведения, конечно не нужно принимать как документальное свидетельство, а как преломление современности и своего личного опыта по отношению к историческим героям. Возможно, их нужно смотреть и читать для общего развития, но для духовного роста и пользы души все же эти произведения не подходят.

Например, недавно прочитал книгу «Преподобный Иосиф Волоцкий, судьба и время». Святой Иосиф предстает читателю благородным, умным, талантливым руководителем, способным политиком, но куда-то пропадает Бог, все достижения преподобного – плод его собственной гениальности, но ведь на самом деле человеку самостоятельно не возможно решить вопросы, с которыми легко, а иногда через силу справляется Иосиф. Понятно, что в реальности через святого Иосифа действовал Бог, в книге это почти не чувствуется.

10. Расскажите (!!!) о святых, подвиг которых совершался в той местности, где вы живете.

В XI веке христианизация прусских племен началась со стороны Руси, но Тевтонское завоевание остановило этот процесс. Насколько я помню из церковной книги об Александре Невском (сейчас у меня её нет), прусский народ имел какую-то странную просто христианскую веру с отголосками народной религии даже в XIII веке. Александр Невский не пошел для освобождения прусов (он понимал, что для его дружины битва с Тевтонцами на столь отдаленной территории будет проиграна), со временем этот славянский народ был частично онемечен, по большей части истреблен.

Из православных святых имеющих отношение к Восточно Пруссии известно три имени: священномученик Никифор (Кантакузен), архидиакон – пострадал на польской территории Восточной Пруссии; Иннокентий Гизель и Адам Зерникав – подвижники русского православия, выходцы с современной территории Калининградской области.

Священномученик Никифор был экзархом Молдовы и Польши Константинопольского Патриархата, по ложному обвинению в шпионаже в пользу Турции он был заточен в Мальборском замке для выяснения этого дела, после чего предполагалось его умертвить. Доказательств обвинения на него не нашлось, но он и после разбирательства содержался в темнице замка, где умер от голода в 1599 году. История святого Никифора долгое время тщательно скрывалась поляками и стала доступной для изучения лишь в конце XX века. Точная дата смерти святого Никифора не известна, имя внесено в Собор Белорусских святых.

Столица Восточной Пруссии – Кёнигсберг (Калининград) всегда славилась своей ученостью, и в настоящее время возле готического Кафедрального собора сохраняется множество могил профессоров Альбертины, одна из самых знаменитых – могила Имануила Канта. Воспитанником Альбертины (университет основанный герцогом Альбертом) был и будущий русский святой Адам (Зерникав, родился в середине XVII века). Хотя его происхождение из протестантской семьи, все же через изучение богословия сначала в Кёнигсберге, затем в Англии, Франции, Италии он пришёл к православию. Известен его богословский труд о исхождении Святого Духа от Отца, а не от Отца и Сына и обличении католиков в фальсификации исторических документов. Последующая история его жизни связана с Киево-Печерской Лаврой, где он вел добродетельную и праведную жизнь, хотя потом переселился и место и время его кончины не известны.

Иннокентий (Гизель, предположительно онемеченный вариант украинской фамилии Кисель) родился в Кёнигсберге около 1600 года и, вероятно, имел русское происхождение, хотя известно, что был при рождении протестантом, похоже, что в Кёнигсберге он получил начальное образование. Ещё в молодости принял православие и переселился на Украину в Киево-Печерскую Лавру. По благословению митрополита Петра Могилы он окончил иезуитский Львовский богословский университет, в дальнейшей жизни стоял на страже православия от иезуитов, известен как богослов и политик. Он был лично знаком с царём Алексеем Михайловичем, который его не раз награждал за труды. Преставился в 1674 году в сане архимандрита, настоятелем Киево-Печерского монастыря.


С уважением, Чиркин Александр Петрович




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!