СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа №17 по Агиалогии

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа к уроку №17

Выполнил:

Чиркин Александр Петрович,

группа 2002,

12.12.2021 г.

1. Поясните понятие богоустановленности монашеского подвига.

Монашеский подвиг является одним из установлений Божиих в Новозаветной Церкви. Христиан достигших святости путём монашеской аскезы, прославленных за монашеские подвиги называют преподобными, так как жительством своим они стремятся уподобиться жительству на земле Богочеловека.

Св. Иоанн Лествичник призыв к монашеству видит в словах: «Вh бо є3стE цRкви бGа жи1ва, ћкоже речE бGъ: ћкw вселю1сz въ ни1хъ и3 похождY, и3 бyду и5мъ бGъ, и3 тjи бyдутъ мнЁ лю1діе. Тёмже и3зыди1те t среды2 и4хъ и3 tлучи1тесz, гlетъ гDь, и3 нечистотЁ не прикасaйтесz, и3 ѓзъ пріимY вы2: и3 бyду вaмъ во nц7A, и3 вы2 бyдете мнЁ въ сhны и3 дщє1ри, гlетъ гDь вседержи1тель.» (2 Кор. 6, 16-18)

Тип святости преподобных указан в словах Спасителя ап. Петру: «Всsкъ, и4же њстaвитъ д0мъ, и3ли2 брaтію, и3ли2 сєстры2, и3ли2 nтцA, и3ли2 мaтерь, и3ли2 женY, и3ли2 ч†да, и3ли2 сeла, и4мене моегw2 рaди, стори1цею пріи1метъ и3 жив0тъ вёчный наслёдитъ» (Мф.19.29), а также для свидетельства о богоустановленности монашеского подвига приводят слова, сказанные Христом богатому юноше: «…Ѓще ли х0щеши вни1ти въ жив0тъ, соблюди2 зaпwвэди, […] ѓще х0щеши совершeнъ бhти, и3ди2, продaждь и3мёніе твоE и3 дaждь ни1щымъ: и3 и3мёти и4маши сокр0вище на нб7си2: и3 грzди2 в8слёдъ менє2.» (Мф.19.17,21)

2. Перечислите составляющие душевного и телесного подвига инока и поясните их смысл.

Иноческий подвиг начинается с телесного делания (с отсечением собственной воли):

  • послушание (необходимо для смирения и духовного разума, становится началом борьбы со всеми страстями);
  • посещение церковных служб (неупустительное, т.к. уединенная молитва для инока является неполезной);
  • пост (неукоснительное присутствие на общей трапезе, пост умеренный; приучает его к постоянному благоговению и наблюдению над собою).

Так как через внешнее благочестие, не одушевленное истинным благочестием крепнут страсти, то для инока необходимо душевное делание:

  • деятельное изучение евангельских заповедей и творений святых отцов (насаждаются в душе инока добродетели, на которых основывается вся монашеская жизнь);
  • смирение и любовь к ближнему (приносят в сердце умиление и покаяние, уничтожают гордость, гнев и памятозлобие, делающие молитву бесплодной);
  • молитва келейная и молитва Иисусова (доставляют душе молящегося правильные, святые и богоугодные мысли и чувствования, которых у него недостает);
  • богомыслие и памятование о смерти (помогают удержаться от греха);
  • терпение скорбей (скорби порывают последние нити, которые связывают преподобного с землею);
  • трезвение (противодействует самым началам греха: помыслам и чувствам греховным);
  • борьба с падшими духами (эта брань возводит преподобного в великий подвиг, а победа в ней делает его причастником особых духовных дарований);
  • покаяние («Когда ум начинает зреть согрешения свои,  множеством подобные песку морскому, это служат началом просвещения души и знаком ее здравия» (прмч. Петр Дамаскин)).

3. Какова, по мнению свт. Игнатия (Брянчанинова), связь подвигов преподобных и мучеников?

Свт. Игнатий (Брянчанинов) считает, что мученичество и монашество - «…один и тот же подвиг, в разных видах» и «основаны на одних и тех же изречениях Евангелия». Преподобные скорбями и телесными страданиями уподобляются многим мученикам: «…ныне нет гонителей, и вожделенная смерть не обретается скоро, то они стараются понести ее иным образом, установляя для себя продолжительное и насильственное умерщвление самих себя; они ежедневно претерпевают тысячи болезней, постясь, подвизаясь многоразлично, борясь с невидимыми бесами, непрестанно понуждая естество свое, одеянное плотно, противиться бесплотным врагам».

4. В чем цель подвига столпничества?

Столпничество является разновидностью подвига затворничества, когда подвижник постоянно пребывает на небольшой башне с балконом наверху, удаляясь таким образом от мира для сосредоточения в непрестанной молитве.

Столпничество явилось как противоположность языческому культу гор и холмов, и, в тоже время, своего рода крестами для подвижников, на которых они распинали свою плоть подвергаемую всевозможным лишениям и жестокому влиянию погоды.

Своим подвигом столпники продолжили дело мучеников, став для современников живыми свидетелями веры, образцом чистейшей нравственности, укреплением колеблющихся, орудием обращения для неверных

5. В чем сущность старческого служения? Какими благодатными дарами должен быть наделен истинный старец?

Старчество – одно из высочайших служений в Церкви, в котором нашло продолжение пророческое служение раннего христианства. Старчество появилось одновременно с рассветом монашества в IV веке, как необходимое условие правильного течения монашеской жизни. В древнем иночестве роль старца имела ключевое значение, так как вокруг него возникали монашеские центры: ищущий монашеской жизни шёл к опытному подвижнику, поступал под его руководство, подвижник становился для него аввой-старцем – это простейшая форма старчества.

Истинный старец наделен благодатными дарами:

  • безстрастием (достигается через безмолвие, удостаиваются приискренняго Богообщения, Боговселения)
  • смирением (особая любовь и смиренномудрие по отношению к ближним)
  • рассуждения и различения духов (для старца не обязательно быть чудотворцем или обладать высокими духовными дарами, но истинный старец обладает истинным духовным рассуждением и умеет отличать злые помыслы от добрых и полезных)
  • прозорливостью (старец способен проникать в нравственное состояние другого человека)

6. В чем, на Ваш взгляд, заключается различие между старчеством и духовничеством?

Понятие «духовный отец» первоначально означало монастырского старца, исповедь у которого происходила в тайной форме в отличие от белого духовенства, совершавшего публичную исповедь. С IX века миряне стали предпочитать тайную исповедь, а в X – XII веках такая форма исповеди на христианском Востоке становится господствующей и понятие духовник стало обретать современное свое значение: священника, принимающего исповедь в тайной форме.

Таким образом старец – опытный подвижник, наделённый особыми дарами, в силу своего служения бывает, но не всегда, духовником, но духовник в современном значении – священник принимающий исповедь.

7. В материале урока расположена икона, на которой изображены преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий, и Савва Освященный. Какова связь между этими преподобными?

Святые прпп. Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освящённый, а также ряд других свв. отцов являются основателями монастырской традиции, в частности общежительной. Евфимий Великий – в Палестине, Антоний Великий – в Египте, Савва Освященный – в Египте и Палестине, особой его заслугой стало появление Иерусалимского Устава, которым пользуется Православная Церковь.

8. Заполните таблицу прикрепленную к контрольной.

Страна

Особенности монашества

Подвижники

Подвиги и труды подвижников

Египет

I

  1. родина монашества,
  2. отшельничество,
  3. начало женских иноческих обителей,
  4. полуотшельничество (скитское монашество),
  5. основание общежительного монашества (киновии).

II

Созерцание с отсечением воли

 

Павел Фивейский,

Антоний Великий,

Амон,

Пиор,

Памва,

Ориген,

Иераск,

Иаков Беотийский,

Кроний,

Макарий Александрийский,

Макарий Великий,

Пафнутий,

Иоанн Кассиан,

Пахомий Великий,

Сарра Александрийская,

Евфросиния,

Феодора,

Аполлинария,

Исидора,

Синклитикия.

зародилась практика умной молитвы;

создан один из первых агиографических памятников - житие прп.

Антония Великого;

связи с египетским подвижничеством можно увидеть в монашестве Палестины, Малой Азии,

Сирии, Синая, Афона, Западной Европы, Руси.

Палестина

I

  1. Палестинцы собрали опыт древних подвижников и очистили его от крайностей, сделав монашеский
  2. путь, при всей его строгости, шире и доступнее,
  3. полуобщежительный тип жизни,
  4. палестинский идеал
  5. монашества был воспринят за образец на Руси,

II

Деятельная жизнь предпочитается созерцательной

 

Иларион,

Харитон Исповедник,

Евфимий Великий,

Савва Освященный,

Дорофей,

Герасим Иорданский,

Иоанн Дамаскин,

Косма Маиумский,

Феодор Начертанный,

Феофан Начертанный.

Распространение сети монастырей

Сирия

I

  1. Уступает в количественном отношении египетскому монашеству,
  2. Интенсивность развития,
  3. Малое развитие киновии.

II

Волевой аскетизм

Александр, начальник обители неусыпающих,

Мар-Евген,

Иаков Низибийский,

Ефрем Сирин,

Симеон Столпник,

Исаак Сирин,

 

монашество изобретает самые тяжелые и необычные виды

подвига: молчальничество, столпничество, странничество.

Аскетические традиции Сирии нашли свое отражение в церковной

Литературе.

Малая Азия

  1. Приведено богословское обоснование и изложены принципы организации жизни в киновиях,
  2. появление института послушничества и обряда постижения в монашество.

 

Василий Великий,

Григорий Богослов,

Григорий Нисский,

Амфилохий Иконийский

«Аскетион» Василия Великого, деятельное участие в их редактировании подвижниками.

Синай

Отшельничество, имели лишь один храм и крепкую башню.

Иоанн Лествичник,

 

«Лествица»

 

С уважением, Чиркин Александр Петрович.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа №17 по Агиалогии»

Контрольная работа к уроку №17

Выполнил:

Чиркин Александр Петрович,

группа 2002,

12.12.2021 г.

1. Поясните понятие богоустановленности монашеского подвига.

Монашеский подвиг является одним из установлений Божиих в Новозаветной Церкви. Христиан достигших святости путём монашеской аскезы, прославленных за монашеские подвиги называют преподобными, так как жительством своим они стремятся уподобиться жительству на земле Богочеловека.

Св. Иоанн Лествичник призыв к монашеству видит в словах: «Вh бо є3стE цRкви бGа жи1ва, ћкоже речE бGъ: ћкw вселю1сz въ ни1хъ и3 похождY, и3 бyду и5мъ бGъ, и3 тjи бyдутъ мнЁ лю1діе. Тёмже и3зыди1те t среды2 и4хъ и3 tлучи1тесz, гlетъ гDь, и3 нечистотЁ не прикасaйтесz, и3 ѓзъ пріимY вы2: и3 бyду вaмъ во nц7A, и3 вы2 бyдете мнЁ въ сhны и3 дщє1ри, гlетъ гDь вседержи1тель.» (2 Кор. 6, 16-18)

Тип святости преподобных указан в словах Спасителя ап. Петру: «Всsкъ, и4же њстaвитъ д0мъ, и3ли2 брaтію, и3ли2 сєстры2, и3ли2 nтцA, и3ли2 мaтерь, и3ли2 женY, и3ли2 ч†да, и3ли2 сeла, и4мене моегw2 рaди, стори1цею пріи1метъ и3 жив0тъ вёчный наслёдитъ» (Мф.19.29), а также для свидетельства о богоустановленности монашеского подвига приводят слова, сказанные Христом богатому юноше: «…Ѓще ли х0щеши вни1ти въ жив0тъ, соблюди2 зaпwвэди, […] ѓще х0щеши совершeнъ бhти, и3ди2, продaждь и3мёніе твоE и3 дaждь ни1щымъ: и3 и3мёти и4маши сокр0вище на нб7си2: и3 грzди2 в8слёдъ менє2.» (Мф.19.17,21)

2. Перечислите составляющие душевного и телесного подвига инока и поясните их смысл.

Иноческий подвиг начинается с телесного делания (с отсечением собственной воли):

  • послушание (необходимо для смирения и духовного разума, становится началом борьбы со всеми страстями);

  • посещение церковных служб (неупустительное, т.к. уединенная молитва для инока является неполезной);

  • пост (неукоснительное присутствие на общей трапезе, пост умеренный; приучает его к постоянному благоговению и наблюдению над собою).

Так как через внешнее благочестие, не одушевленное истинным благочестием крепнут страсти, то для инока необходимо душевное делание:

  • деятельное изучение евангельских заповедей и творений святых отцов (насаждаются в душе инока добродетели, на которых основывается вся монашеская жизнь);

  • смирение и любовь к ближнему (приносят в сердце умиление и покаяние, уничтожают гордость, гнев и памятозлобие, делающие молитву бесплодной);

  • молитва келейная и молитва Иисусова (доставляют душе молящегося правильные, святые и богоугодные мысли и чувствования, которых у него недостает);

  • богомыслие и памятование о смерти (помогают удержаться от греха);

  • терпение скорбей (скорби порывают последние нити, которые связывают преподобного с землею);

  • трезвение (противодействует самым началам греха: помыслам и чувствам греховным);

  • борьба с падшими духами (эта брань возводит преподобного в великий подвиг, а победа в ней делает его причастником особых духовных дарований);

  • покаяние («Когда ум начинает зреть согрешения свои, множеством подобные песку морскому, это служат началом просвещения души и знаком ее здравия» (прмч. Петр Дамаскин)).

3. Какова, по мнению свт. Игнатия (Брянчанинова), связь подвигов преподобных и мучеников?

Свт. Игнатий (Брянчанинов) считает, что мученичество и монашество - «…один и тот же подвиг, в разных видах» и «основаны на одних и тех же изречениях Евангелия». Преподобные скорбями и телесными страданиями уподобляются многим мученикам: «…ныне нет гонителей, и вожделенная смерть не обретается скоро, то они стараются понести ее иным образом, установляя для себя продолжительное и насильственное умерщвление самих себя; они ежедневно претерпевают тысячи болезней, постясь, подвизаясь многоразлично, борясь с невидимыми бесами, непрестанно понуждая естество свое, одеянное плотно, противиться бесплотным врагам».

4. В чем цель подвига столпничества?

Столпничество является разновидностью подвига затворничества, когда подвижник постоянно пребывает на небольшой башне с балконом наверху, удаляясь таким образом от мира для сосредоточения в непрестанной молитве.

Столпничество явилось как противоположность языческому культу гор и холмов, и, в тоже время, своего рода крестами для подвижников, на которых они распинали свою плоть подвергаемую всевозможным лишениям и жестокому влиянию погоды.

Своим подвигом столпники продолжили дело мучеников, став для современников живыми свидетелями веры, образцом чистейшей нравственности, укреплением колеблющихся, орудием обращения для неверных

5. В чем сущность старческого служения? Какими благодатными дарами должен быть наделен истинный старец?

Старчество – одно из высочайших служений в Церкви, в котором нашло продолжение пророческое служение раннего христианства. Старчество появилось одновременно с рассветом монашества в IV веке, как необходимое условие правильного течения монашеской жизни. В древнем иночестве роль старца имела ключевое значение, так как вокруг него возникали монашеские центры: ищущий монашеской жизни шёл к опытному подвижнику, поступал под его руководство, подвижник становился для него аввой-старцем – это простейшая форма старчества.

Истинный старец наделен благодатными дарами:

  • безстрастием (достигается через безмолвие, удостаиваются приискренняго Богообщения, Боговселения)

  • смирением (особая любовь и смиренномудрие по отношению к ближним)

  • рассуждения и различения духов (для старца не обязательно быть чудотворцем или обладать высокими духовными дарами, но истинный старец обладает истинным духовным рассуждением и умеет отличать злые помыслы от добрых и полезных)

  • прозорливостью (старец способен проникать в нравственное состояние другого человека)

6. В чем, на Ваш взгляд, заключается различие между старчеством и духовничеством?

Понятие «духовный отец» первоначально означало монастырского старца, исповедь у которого происходила в тайной форме в отличие от белого духовенства, совершавшего публичную исповедь. С IX века миряне стали предпочитать тайную исповедь, а в X – XII веках такая форма исповеди на христианском Востоке становится господствующей и понятие духовник стало обретать современное свое значение: священника, принимающего исповедь в тайной форме.

Таким образом старец – опытный подвижник, наделённый особыми дарами, в силу своего служения бывает, но не всегда, духовником, но духовник в современном значении – священник принимающий исповедь.

7. В материале урока расположена икона, на которой изображены преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий, и Савва Освященный. Какова связь между этими преподобными?

Святые прпп. Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освящённый, а также ряд других свв. отцов являются основателями монастырской традиции, в частности общежительной. Евфимий Великий – в Палестине, Антоний Великий – в Египте, Савва Освященный – в Египте и Палестине, особой его заслугой стало появление Иерусалимского Устава, которым пользуется Православная Церковь.

8. Заполните таблицу прикрепленную к контрольной.

Страна

Особенности монашества

Подвижники

Подвиги и труды подвижников

Египет

I

  1. родина монашества,

  2. отшельничество,

  3. начало женских иноческих обителей,

  4. полуотшельничество (скитское монашество),

  5. основание общежительного монашества (киновии).

II

Созерцание с отсечением воли


Павел Фивейский,

Антоний Великий,

Амон,

Пиор,

Памва,

Ориген,

Иераск,

Иаков Беотийский,

Кроний,

Макарий Александрийский,

Макарий Великий,

Пафнутий,

Иоанн Кассиан,

Пахомий Великий,

Сарра Александрийская,

Евфросиния,

Феодора,

Аполлинария,

Исидора,

Синклитикия.

зародилась практика умной молитвы;

создан один из первых агиографических памятников - житие прп.

Антония Великого;

связи с египетским подвижничеством можно увидеть в монашестве Палестины, Малой Азии,

Сирии, Синая, Афона, Западной Европы, Руси.

Палестина

I

  1. Палестинцы собрали опыт древних подвижников и очистили его от крайностей, сделав монашеский

  2. путь, при всей его строгости, шире и доступнее,

  3. полуобщежительный тип жизни,

  4. палестинский идеал

  5. монашества был воспринят за образец на Руси,

II

Деятельная жизнь предпочитается созерцательной


Иларион,

Харитон Исповедник,

Евфимий Великий,

Савва Освященный,

Дорофей,

Герасим Иорданский,

Иоанн Дамаскин,

Косма Маиумский,

Феодор Начертанный,

Феофан Начертанный.

Распространение сети монастырей

Сирия

I

  1. Уступает в количественном отношении египетскому монашеству,

  2. Интенсивность развития,

  3. Малое развитие киновии.

II

Волевой аскетизм

Александр, начальник обители неусыпающих,

Мар-Евген,

Иаков Низибийский,

Ефрем Сирин,

Симеон Столпник,

Исаак Сирин,


монашество изобретает самые тяжелые и необычные виды

подвига: молчальничество, столпничество, странничество.

Аскетические традиции Сирии нашли свое отражение в церковной

Литературе.

Малая Азия

  1. Приведено богословское обоснование и изложены принципы организации жизни в киновиях,

  2. появление института послушничества и обряда постижения в монашество.


Василий Великий,

Григорий Богослов,

Григорий Нисский,

Амфилохий Иконийский

«Аскетион» Василия Великого, деятельное участие в их редактировании подвижниками.

Синай

Отшельничество, имели лишь один храм и крепкую башню.

Иоанн Лествичник,


«Лествица»



С уважением, Чиркин Александр Петрович.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!