Контрольная работа к уроку №17
Выполнил:
Чиркин Александр Петрович,
группа 2002,
12.12.2021 г.
1. Поясните понятие богоустановленности монашеского подвига.
Монашеский подвиг является одним из установлений Божиих в Новозаветной Церкви. Христиан достигших святости путём монашеской аскезы, прославленных за монашеские подвиги называют преподобными, так как жительством своим они стремятся уподобиться жительству на земле Богочеловека.
Св. Иоанн Лествичник призыв к монашеству видит в словах: «Вh бо є3стE цRкви бGа жи1ва, ћкоже речE бGъ: ћкw вселю1сz въ ни1хъ и3 похождY, и3 бyду и5мъ бGъ, и3 тjи бyдутъ мнЁ лю1діе. Тёмже и3зыди1те t среды2 и4хъ и3 tлучи1тесz, гlетъ гDь, и3 нечистотЁ не прикасaйтесz, и3 ѓзъ пріимY вы2: и3 бyду вaмъ во nц7A, и3 вы2 бyдете мнЁ въ сhны и3 дщє1ри, гlетъ гDь вседержи1тель.» (2 Кор. 6, 16-18)
Тип святости преподобных указан в словах Спасителя ап. Петру: «Всsкъ, и4же њстaвитъ д0мъ, и3ли2 брaтію, и3ли2 сєстры2, и3ли2 nтцA, и3ли2 мaтерь, и3ли2 женY, и3ли2 ч†да, и3ли2 сeла, и4мене моегw2 рaди, стори1цею пріи1метъ и3 жив0тъ вёчный наслёдитъ» (Мф.19.29), а также для свидетельства о богоустановленности монашеского подвига приводят слова, сказанные Христом богатому юноше: «…Ѓще ли х0щеши вни1ти въ жив0тъ, соблюди2 зaпwвэди, […] ѓще х0щеши совершeнъ бhти, и3ди2, продaждь и3мёніе твоE и3 дaждь ни1щымъ: и3 и3мёти и4маши сокр0вище на нб7си2: и3 грzди2 в8слёдъ менє2.» (Мф.19.17,21)
2. Перечислите составляющие душевного и телесного подвига инока и поясните их смысл.
Иноческий подвиг начинается с телесного делания (с отсечением собственной воли):
послушание (необходимо для смирения и духовного разума, становится началом борьбы со всеми страстями);
посещение церковных служб (неупустительное, т.к. уединенная молитва для инока является неполезной);
пост (неукоснительное присутствие на общей трапезе, пост умеренный; приучает его к постоянному благоговению и наблюдению над собою).
Так как через внешнее благочестие, не одушевленное истинным благочестием крепнут страсти, то для инока необходимо душевное делание:
деятельное изучение евангельских заповедей и творений святых отцов (насаждаются в душе инока добродетели, на которых основывается вся монашеская жизнь);
смирение и любовь к ближнему (приносят в сердце умиление и покаяние, уничтожают гордость, гнев и памятозлобие, делающие молитву бесплодной);
молитва келейная и молитва Иисусова (доставляют душе молящегося правильные, святые и богоугодные мысли и чувствования, которых у него недостает);
богомыслие и памятование о смерти (помогают удержаться от греха);
терпение скорбей (скорби порывают последние нити, которые связывают преподобного с землею);
трезвение (противодействует самым началам греха: помыслам и чувствам греховным);
борьба с падшими духами (эта брань возводит преподобного в великий подвиг, а победа в ней делает его причастником особых духовных дарований);
покаяние («Когда ум начинает зреть согрешения свои, множеством подобные песку морскому, это служат началом просвещения души и знаком ее здравия» (прмч. Петр Дамаскин)).
3. Какова, по мнению свт. Игнатия (Брянчанинова), связь подвигов преподобных и мучеников?
Свт. Игнатий (Брянчанинов) считает, что мученичество и монашество - «…один и тот же подвиг, в разных видах» и «основаны на одних и тех же изречениях Евангелия». Преподобные скорбями и телесными страданиями уподобляются многим мученикам: «…ныне нет гонителей, и вожделенная смерть не обретается скоро, то они стараются понести ее иным образом, установляя для себя продолжительное и насильственное умерщвление самих себя; они ежедневно претерпевают тысячи болезней, постясь, подвизаясь многоразлично, борясь с невидимыми бесами, непрестанно понуждая естество свое, одеянное плотно, противиться бесплотным врагам».
4. В чем цель подвига столпничества?
Столпничество является разновидностью подвига затворничества, когда подвижник постоянно пребывает на небольшой башне с балконом наверху, удаляясь таким образом от мира для сосредоточения в непрестанной молитве.
Столпничество явилось как противоположность языческому культу гор и холмов, и, в тоже время, своего рода крестами для подвижников, на которых они распинали свою плоть подвергаемую всевозможным лишениям и жестокому влиянию погоды.
Своим подвигом столпники продолжили дело мучеников, став для современников живыми свидетелями веры, образцом чистейшей нравственности, укреплением колеблющихся, орудием обращения для неверных
5. В чем сущность старческого служения? Какими благодатными дарами должен быть наделен истинный старец?
Старчество – одно из высочайших служений в Церкви, в котором нашло продолжение пророческое служение раннего христианства. Старчество появилось одновременно с рассветом монашества в IV веке, как необходимое условие правильного течения монашеской жизни. В древнем иночестве роль старца имела ключевое значение, так как вокруг него возникали монашеские центры: ищущий монашеской жизни шёл к опытному подвижнику, поступал под его руководство, подвижник становился для него аввой-старцем – это простейшая форма старчества.
Истинный старец наделен благодатными дарами:
безстрастием (достигается через безмолвие, удостаиваются приискренняго Богообщения, Боговселения)
смирением (особая любовь и смиренномудрие по отношению к ближним)
рассуждения и различения духов (для старца не обязательно быть чудотворцем или обладать высокими духовными дарами, но истинный старец обладает истинным духовным рассуждением и умеет отличать злые помыслы от добрых и полезных)
прозорливостью (старец способен проникать в нравственное состояние другого человека)
6. В чем, на Ваш взгляд, заключается различие между старчеством и духовничеством?
Понятие «духовный отец» первоначально означало монастырского старца, исповедь у которого происходила в тайной форме в отличие от белого духовенства, совершавшего публичную исповедь. С IX века миряне стали предпочитать тайную исповедь, а в X – XII веках такая форма исповеди на христианском Востоке становится господствующей и понятие духовник стало обретать современное свое значение: священника, принимающего исповедь в тайной форме.
Таким образом старец – опытный подвижник, наделённый особыми дарами, в силу своего служения бывает, но не всегда, духовником, но духовник в современном значении – священник принимающий исповедь.
7. В материале урока расположена икона, на которой изображены преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий, и Савва Освященный. Какова связь между этими преподобными?
Святые прпп. Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освящённый, а также ряд других свв. отцов являются основателями монастырской традиции, в частности общежительной. Евфимий Великий – в Палестине, Антоний Великий – в Египте, Савва Освященный – в Египте и Палестине, особой его заслугой стало появление Иерусалимского Устава, которым пользуется Православная Церковь.
8. Заполните таблицу прикрепленную к контрольной.
Страна | Особенности монашества | Подвижники | Подвиги и труды подвижников |
Египет | I родина монашества, отшельничество, начало женских иноческих обителей, полуотшельничество (скитское монашество), основание общежительного монашества (киновии). II Созерцание с отсечением воли | Павел Фивейский, Антоний Великий, Амон, Пиор, Памва, Ориген, Иераск, Иаков Беотийский, Кроний, Макарий Александрийский, Макарий Великий, Пафнутий, Иоанн Кассиан, Пахомий Великий, Сарра Александрийская, Евфросиния, Феодора, Аполлинария, Исидора, Синклитикия. | зародилась практика умной молитвы; создан один из первых агиографических памятников - житие прп. Антония Великого; связи с египетским подвижничеством можно увидеть в монашестве Палестины, Малой Азии, Сирии, Синая, Афона, Западной Европы, Руси. |
Палестина | I Палестинцы собрали опыт древних подвижников и очистили его от крайностей, сделав монашеский путь, при всей его строгости, шире и доступнее, полуобщежительный тип жизни, палестинский идеал монашества был воспринят за образец на Руси, II Деятельная жизнь предпочитается созерцательной | Иларион, Харитон Исповедник, Евфимий Великий, Савва Освященный, Дорофей, Герасим Иорданский, Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский, Феодор Начертанный, Феофан Начертанный. | Распространение сети монастырей |
Сирия | I Уступает в количественном отношении египетскому монашеству, Интенсивность развития, Малое развитие киновии. II Волевой аскетизм | Александр, начальник обители неусыпающих, Мар-Евген, Иаков Низибийский, Ефрем Сирин, Симеон Столпник, Исаак Сирин, | монашество изобретает самые тяжелые и необычные виды подвига: молчальничество, столпничество, странничество. Аскетические традиции Сирии нашли свое отражение в церковной Литературе. |
Малая Азия | Приведено богословское обоснование и изложены принципы организации жизни в киновиях, появление института послушничества и обряда постижения в монашество. | Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский | «Аскетион» Василия Великого, деятельное участие в их редактировании подвижниками. |
Синай | Отшельничество, имели лишь один храм и крепкую башню. | Иоанн Лествичник, | «Лествица» |
С уважением, Чиркин Александр Петрович.