СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа №14 по Агиалогии

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа к уроку №14

Выполнил:

Чиркин Александр Петрович,

группа 2002,

29.06.2021 г.

1. С какими проблемами столкнулась Русская Церковь при канонизации новомучеников и исповедников Российских?

В докладе митрополита Ювеналия (2000) сообщается: «Совершая канонизацию новомучеников, Русская Православная Церковь опирается на примеры почитания мучеников в первые века христианской истории. Древние мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови в свидетельство своей веры в распятого и воскресшего Спасителя.» – но все же при канонизации новомучеников и исповедников Российских возникали проблемы.

Во время гонений христиан в России в роли гонителей выступали правительство и часть народа разорвавшая связь с Церковью и знавшие её реалии – не только уничтожали Церковь физически, но и организовали расколы внутри Церкви. Существовала и та особенность, что в России во время гонений отречение требовалось публичное, с хулой на Церковь, но отступники нередко оказывались в тех же лагерях и тюрьмах, расстреливались на тех же полигонах, что и истинные чада Церкви, в России христиан часто убивали без суда, а если судили, то обвиняли не в принадлежности Церкви, а в политических или уголовных преступлениях. В период массовых гонений 1930-х годов даже отречение от веры со стороны арестованного едва ли могло избавить его от расправы.  

2. Кто был первым архиереем, пострадавшим после Октябрьской революции 1917 года, что вы о нем знаете?

Первым архиереем пострадавшим за веру был митрополит Владимир (Богоявленский). Этот архипастырь замечателен тем, что послдовательно занимал три важнейшие митропольичи кафедры в Российской Империи: Московскую, Петербургскую, Кевскую. В январе 1918 года в Киево-Печерское лавре проходил Всеукраинский церковный Собор, почетным членом которого был митрополит Владимир. Из-за приближения Красной Армии действие Собора было приостановлено. 23 января большевики начали разграбление Лавры. 25 января митрополита Владимира вывезли на поляну недалеко от Лавры и расстреляли, перед расстрелом митрополит Владимир благословил своих мучителей. День гибели митрополита Владимира стал днем поминовения всех новомучеников и исповедников Российских.

3. Что символизирует Храм Христа Спасителя на иконе «Собор новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и неявленных»? Почему под крестом, в центре иконы, Царская Семья изображена в одеждах византийских императоров?

Икона «Собор новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и неявленных» написана по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и председателя Синодальной Комисси по канонизации святых митрополита Ювеналия к торжеству прославления новомучеников в 2000 году. Икона написана в древней канонической традиции. Композиционно икона раделена на три части: Деисис, Средник, клейма.

Композиционно на среднике иконы особенно выделены:

  • Храм Христа Спасителя (Москва) – изображение занимает верхнюю треть средника. Храм Христа Спасителя был восстановлен к 2000-летию христианства. Храм Христа Спасителя является одновременно символом гонений на Церковь в XX веке и символом ее возрождения в наши дни. Кроме того, храм — это образ Небесной Церкви.
  • Среди иконописных образов на иконе особенно выделяется семья Святых Царственных страстотерпцев Николая II, царицы Александры, царевен Ольги, Анастасии, Татианы, Марии, царевича Алексия. Царская Семья в одеждах византийских императоров — знак духовной связи Византии и Руси.

4. От каких гонителей страдали сербские мученики в ХХ веке?

В XX веке страдали сербские мученики:

  • От рук фашистской партии усташей (пострадали сщмч. Петр, митр. Дабро-Боснииский; сщмч. Досифей, митр. Загребский; сщмч. Платон, еп. Банялукский; сщмч. Савва, еп. Горнокарловацкий.)  Во время Второй Мировой войны возникла Хрватская республика католиков-фашистов во главе с Анте Павеличем. Ими было принято решение об освобождении Хорватии от православного населения при помощи перекрещивания, убийства, изгнания. Было убито 800 тыс. православного населения.
  • От коммунстов (пострадало почти две трети черногорского духовенства, возглавляет их собор сщмч. Иоанникий, митр. Черногорско-Приморский.) Иосип Броз Тито возглавлял коммунистическое полтическое движение против фашистов и монархистов. В мае 1945 года ими зверски были убиты 13 священников и 20 тыс. православной молодежи.

5. Что такое мученические акты? мартирологи?

Мученические акты и мартириологи особенно выделяются из ряда документов в которых нашло свое отражение почитание мучеников в Древней Церкви.

Акты мучеников представляют собой сборники известий о мучениках, среди них выделяются акты официальных судебных протоколов, которые велись римскими властями (например, акты процесса против епископа Карфагенского Киприана и его казни 14 сентября 258 г.) и  записи очевидцев-христиан, стремившихся сохранить для Церкви достоверное описание страданий и победы подвижника (древнейшее – Мученичество св. Поликарпа Смирнского (+ 156 г) ставшее образцом для всей древнехристианской литературы мученичеств.)

Мартирологи – списки мучеников, упорядоченных по дням их кончины (их памяти) с указанием места их почитания, а также, во многих случаях, посвященных им церквей (древнейший мартиролог – «Положение мучеников» в римском хронографе 354 г.; сохранился сирийский список мучеников 411 г. из Эдессы)

6. Для чего ежегодно в день смерти мученика верующие собирались на его могиле?

В день смерти мученика верующие собирались на его могиле, где устраивали поминальные пиршества. Блж. Иероним обясняет эти действия ««простотой мирян и, конечно же, благочестивых женщин». В IV-V веках, после прекращения гонений, в Церкви стали предприниматься попытки регламентации культа мучеников и подобные формы почитания, сходные с античными традициями, стали восприниматься как пережитки язычества и подвергаться осуждению (блж. Августин возражал против поминальных пиршеств на могилах.)

7. В чем заключается подвиг исповедников?

Исповедники — исповедавшие веру во Христа, претерпевшие истязания, заключение или ссылку, но умершие естественной смертью. Исповедники, по свидетельству сшмч. Киприана Карфагенского, делились на два класса:

  • умиравшие вскоре после перенесенных ими страданий (приравнивались к мученикам).
  • прожившие после мучений более или менее долго (могли быть причтены к лику святых только в том случае, если и последующую жизнь они провели праведно).

8. Что писал свт. Григорий Богослов о правильном подходе к мученичеству? Как вы понимаете эти слова?

О правильном подходе к мученичеству свт. Григорий Богослов писал: «Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но, выйдя, — не отступать, потому что первое — дерзость, а второе — малодушие».

Здесь речь идет о том, что истинные мученики никогда во время гонений толпами не становилсь, чтобы их убили. Они скрывались, но обстоятельства складывались так, что иногда было легче признать себя христианином и пострадать, чем продолжать какой-то образ, который уже не вёл ко спасению. И конечно, когда уже христиане брались под стражу, подвергались пыткам, то спасались только претерпевшие до конца, только те кто не смалодушествовал, не принёс жерву идолам или не выдал своих собратьев и прочее, побоявшись смерти или пыток.

С уважением, Чиркин Александр Петрович, гр. 2002.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа №14 по Агиалогии»

Контрольная работа к уроку №14

Выполнил:

Чиркин Александр Петрович,

группа 2002,

29.06.2021 г.

1. С какими проблемами столкнулась Русская Церковь при канонизации новомучеников и исповедников Российских?

В докладе митрополита Ювеналия (2000) сообщается: «Совершая канонизацию новомучеников, Русская Православная Церковь опирается на примеры почитания мучеников в первые века христианской истории. Древние мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови в свидетельство своей веры в распятого и воскресшего Спасителя.» – но все же при канонизации новомучеников и исповедников Российских возникали проблемы.

Во время гонений христиан в России в роли гонителей выступали правительство и часть народа разорвавшая связь с Церковью и знавшие её реалии – не только уничтожали Церковь физически, но и организовали расколы внутри Церкви. Существовала и та особенность, что в России во время гонений отречение требовалось публичное, с хулой на Церковь, но отступники нередко оказывались в тех же лагерях и тюрьмах, расстреливались на тех же полигонах, что и истинные чада Церкви, в России христиан часто убивали без суда, а если судили, то обвиняли не в принадлежности Церкви, а в политических или уголовных преступлениях. В период массовых гонений 1930-х годов даже отречение от веры со стороны арестованного едва ли могло избавить его от расправы.

2. Кто был первым архиереем, пострадавшим после Октябрьской революции 1917 года, что вы о нем знаете?

Первым архиереем пострадавшим за веру был митрополит Владимир (Богоявленский). Этот архипастырь замечателен тем, что послдовательно занимал три важнейшие митропольичи кафедры в Российской Империи: Московскую, Петербургскую, Кевскую. В январе 1918 года в Киево-Печерское лавре проходил Всеукраинский церковный Собор, почетным членом которого был митрополит Владимир. Из-за приближения Красной Армии действие Собора было приостановлено. 23 января большевики начали разграбление Лавры. 25 января митрополита Владимира вывезли на поляну недалеко от Лавры и расстреляли, перед расстрелом митрополит Владимир благословил своих мучителей. День гибели митрополита Владимира стал днем поминовения всех новомучеников и исповедников Российских.

3. Что символизирует Храм Христа Спасителя на иконе «Собор новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и неявленных»? Почему под крестом, в центре иконы, Царская Семья изображена в одеждах византийских императоров?

Икона «Собор новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и неявленных» написана по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и председателя Синодальной Комисси по канонизации святых митрополита Ювеналия к торжеству прославления новомучеников в 2000 году. Икона написана в древней канонической традиции. Композиционно икона раделена на три части: Деисис, Средник, клейма.

Композиционно на среднике иконы особенно выделены:

  • Храм Христа Спасителя (Москва) – изображение занимает верхнюю треть средника. Храм Христа Спасителя был восстановлен к 2000-летию христианства. Храм Христа Спасителя является одновременно символом гонений на Церковь в XX веке и символом ее возрождения в наши дни. Кроме того, храм — это образ Небесной Церкви.

  • Среди иконописных образов на иконе особенно выделяется семья Святых Царственных страстотерпцев Николая II, царицы Александры, царевен Ольги, Анастасии, Татианы, Марии, царевича Алексия. Царская Семья в одеждах византийских императоров — знак духовной связи Византии и Руси.

4. От каких гонителей страдали сербские мученики в ХХ веке?

В XX веке страдали сербские мученики:

  • От рук фашистской партии усташей (пострадали сщмч. Петр, митр. Дабро-Боснииский; сщмч. Досифей, митр. Загребский; сщмч. Платон, еп. Банялукский; сщмч. Савва, еп. Горнокарловацкий.) Во время Второй Мировой войны возникла Хрватская республика католиков-фашистов во главе с Анте Павеличем. Ими было принято решение об освобождении Хорватии от православного населения при помощи перекрещивания, убийства, изгнания. Было убито 800 тыс. православного населения.

  • От коммунстов (пострадало почти две трети черногорского духовенства, возглавляет их собор сщмч. Иоанникий, митр. Черногорско-Приморский.) Иосип Броз Тито возглавлял коммунистическое полтическое движение против фашистов и монархистов. В мае 1945 года ими зверски были убиты 13 священников и 20 тыс. православной молодежи.

5. Что такое мученические акты? мартирологи?

Мученические акты и мартириологи особенно выделяются из ряда документов в которых нашло свое отражение почитание мучеников в Древней Церкви.

Акты мучеников представляют собой сборники известий о мучениках, среди них выделяются акты официальных судебных протоколов, которые велись римскими властями (например, акты процесса против епископа Карфагенского Киприана и его казни 14 сентября 258 г.) и записи очевидцев-христиан, стремившихся сохранить для Церкви достоверное описание страданий и победы подвижника (древнейшее – Мученичество св. Поликарпа Смирнского (+ 156 г) ставшее образцом для всей древнехристианской литературы мученичеств.)

Мартирологи – списки мучеников, упорядоченных по дням их кончины (их памяти) с указанием места их почитания, а также, во многих случаях, посвященных им церквей (древнейший мартиролог – «Положение мучеников» в римском хронографе 354 г.; сохранился сирийский список мучеников 411 г. из Эдессы)

6. Для чего ежегодно в день смерти мученика верующие собирались на его могиле?

В день смерти мученика верующие собирались на его могиле, где устраивали поминальные пиршества. Блж. Иероним обясняет эти действия ««простотой мирян и, конечно же, благочестивых женщин». В IV-V веках, после прекращения гонений, в Церкви стали предприниматься попытки регламентации культа мучеников и подобные формы почитания, сходные с античными традициями, стали восприниматься как пережитки язычества и подвергаться осуждению (блж. Августин возражал против поминальных пиршеств на могилах.)

7. В чем заключается подвиг исповедников?

Исповедники — исповедавшие веру во Христа, претерпевшие истязания, заключение или ссылку, но умершие естественной смертью. Исповедники, по свидетельству сшмч. Киприана Карфагенского, делились на два класса:

  • умиравшие вскоре после перенесенных ими страданий (приравнивались к мученикам).

  • прожившие после мучений более или менее долго (могли быть причтены к лику святых только в том случае, если и последующую жизнь они провели праведно).

8. Что писал свт. Григорий Богослов о правильном подходе к мученичеству? Как вы понимаете эти слова?

О правильном подходе к мученичеству свт. Григорий Богослов писал: «Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но, выйдя, — не отступать, потому что первое — дерзость, а второе — малодушие».

Здесь речь идет о том, что истинные мученики никогда во время гонений толпами не становилсь, чтобы их убили. Они скрывались, но обстоятельства складывались так, что иногда было легче признать себя христианином и пострадать, чем продолжать какой-то образ, который уже не вёл ко спасению. И конечно, когда уже христиане брались под стражу, подвергались пыткам, то спасались только претерпевшие до конца, только те кто не смалодушествовал, не принёс жерву идолам или не выдал своих собратьев и прочее, побоявшись смерти или пыток.

С уважением, Чиркин Александр Петрович, гр. 2002.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!