Контрольная работа к уроку №14
Выполнил:
Чиркин Александр Петрович,
группа 2002,
29.06.2021 г.
1. С какими проблемами столкнулась Русская Церковь при канонизации новомучеников и исповедников Российских?
В докладе митрополита Ювеналия (2000) сообщается: «Совершая канонизацию новомучеников, Русская Православная Церковь опирается на примеры почитания мучеников в первые века христианской истории. Древние мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови в свидетельство своей веры в распятого и воскресшего Спасителя.» – но все же при канонизации новомучеников и исповедников Российских возникали проблемы.
Во время гонений христиан в России в роли гонителей выступали правительство и часть народа разорвавшая связь с Церковью и знавшие её реалии – не только уничтожали Церковь физически, но и организовали расколы внутри Церкви. Существовала и та особенность, что в России во время гонений отречение требовалось публичное, с хулой на Церковь, но отступники нередко оказывались в тех же лагерях и тюрьмах, расстреливались на тех же полигонах, что и истинные чада Церкви, в России христиан часто убивали без суда, а если судили, то обвиняли не в принадлежности Церкви, а в политических или уголовных преступлениях. В период массовых гонений 1930-х годов даже отречение от веры со стороны арестованного едва ли могло избавить его от расправы.
2. Кто был первым архиереем, пострадавшим после Октябрьской революции 1917 года, что вы о нем знаете?
Первым архиереем пострадавшим за веру был митрополит Владимир (Богоявленский). Этот архипастырь замечателен тем, что послдовательно занимал три важнейшие митропольичи кафедры в Российской Империи: Московскую, Петербургскую, Кевскую. В январе 1918 года в Киево-Печерское лавре проходил Всеукраинский церковный Собор, почетным членом которого был митрополит Владимир. Из-за приближения Красной Армии действие Собора было приостановлено. 23 января большевики начали разграбление Лавры. 25 января митрополита Владимира вывезли на поляну недалеко от Лавры и расстреляли, перед расстрелом митрополит Владимир благословил своих мучителей. День гибели митрополита Владимира стал днем поминовения всех новомучеников и исповедников Российских.
3. Что символизирует Храм Христа Спасителя на иконе «Собор новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и неявленных»? Почему под крестом, в центре иконы, Царская Семья изображена в одеждах византийских императоров?
Икона «Собор новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и неявленных» написана по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и председателя Синодальной Комисси по канонизации святых митрополита Ювеналия к торжеству прославления новомучеников в 2000 году. Икона написана в древней канонической традиции. Композиционно икона раделена на три части: Деисис, Средник, клейма.
Композиционно на среднике иконы особенно выделены:
- Храм Христа Спасителя (Москва) – изображение занимает верхнюю треть средника. Храм Христа Спасителя был восстановлен к 2000-летию христианства. Храм Христа Спасителя является одновременно символом гонений на Церковь в XX веке и символом ее возрождения в наши дни. Кроме того, храм — это образ Небесной Церкви.
- Среди иконописных образов на иконе особенно выделяется семья Святых Царственных страстотерпцев Николая II, царицы Александры, царевен Ольги, Анастасии, Татианы, Марии, царевича Алексия. Царская Семья в одеждах византийских императоров — знак духовной связи Византии и Руси.
4. От каких гонителей страдали сербские мученики в ХХ веке?
В XX веке страдали сербские мученики:
- От рук фашистской партии усташей (пострадали сщмч. Петр, митр. Дабро-Боснииский; сщмч. Досифей, митр. Загребский; сщмч. Платон, еп. Банялукский; сщмч. Савва, еп. Горнокарловацкий.) Во время Второй Мировой войны возникла Хрватская республика католиков-фашистов во главе с Анте Павеличем. Ими было принято решение об освобождении Хорватии от православного населения при помощи перекрещивания, убийства, изгнания. Было убито 800 тыс. православного населения.
- От коммунстов (пострадало почти две трети черногорского духовенства, возглавляет их собор сщмч. Иоанникий, митр. Черногорско-Приморский.) Иосип Броз Тито возглавлял коммунистическое полтическое движение против фашистов и монархистов. В мае 1945 года ими зверски были убиты 13 священников и 20 тыс. православной молодежи.
5. Что такое мученические акты? мартирологи?
Мученические акты и мартириологи особенно выделяются из ряда документов в которых нашло свое отражение почитание мучеников в Древней Церкви.
Акты мучеников представляют собой сборники известий о мучениках, среди них выделяются акты официальных судебных протоколов, которые велись римскими властями (например, акты процесса против епископа Карфагенского Киприана и его казни 14 сентября 258 г.) и записи очевидцев-христиан, стремившихся сохранить для Церкви достоверное описание страданий и победы подвижника (древнейшее – Мученичество св. Поликарпа Смирнского (+ 156 г) ставшее образцом для всей древнехристианской литературы мученичеств.)
Мартирологи – списки мучеников, упорядоченных по дням их кончины (их памяти) с указанием места их почитания, а также, во многих случаях, посвященных им церквей (древнейший мартиролог – «Положение мучеников» в римском хронографе 354 г.; сохранился сирийский список мучеников 411 г. из Эдессы)
6. Для чего ежегодно в день смерти мученика верующие собирались на его могиле?
В день смерти мученика верующие собирались на его могиле, где устраивали поминальные пиршества. Блж. Иероним обясняет эти действия ««простотой мирян и, конечно же, благочестивых женщин». В IV-V веках, после прекращения гонений, в Церкви стали предприниматься попытки регламентации культа мучеников и подобные формы почитания, сходные с античными традициями, стали восприниматься как пережитки язычества и подвергаться осуждению (блж. Августин возражал против поминальных пиршеств на могилах.)
7. В чем заключается подвиг исповедников?
Исповедники — исповедавшие веру во Христа, претерпевшие истязания, заключение или ссылку, но умершие естественной смертью. Исповедники, по свидетельству сшмч. Киприана Карфагенского, делились на два класса:
- умиравшие вскоре после перенесенных ими страданий (приравнивались к мученикам).
- прожившие после мучений более или менее долго (могли быть причтены к лику святых только в том случае, если и последующую жизнь они провели праведно).
8. Что писал свт. Григорий Богослов о правильном подходе к мученичеству? Как вы понимаете эти слова?
О правильном подходе к мученичеству свт. Григорий Богослов писал: «Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но, выйдя, — не отступать, потому что первое — дерзость, а второе — малодушие».
Здесь речь идет о том, что истинные мученики никогда во время гонений толпами не становилсь, чтобы их убили. Они скрывались, но обстоятельства складывались так, что иногда было легче признать себя христианином и пострадать, чем продолжать какой-то образ, который уже не вёл ко спасению. И конечно, когда уже христиане брались под стражу, подвергались пыткам, то спасались только претерпевшие до конца, только те кто не смалодушествовал, не принёс жерву идолам или не выдал своих собратьев и прочее, побоявшись смерти или пыток.
С уважением, Чиркин Александр Петрович, гр. 2002.
Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа №14 по Агиалогии»
Контрольная работа к уроку №14
Выполнил:
Чиркин Александр Петрович,
группа 2002,
29.06.2021 г.
1. С какими проблемами столкнулась Русская Церковь при канонизации новомучеников и исповедников Российских?
В докладе митрополита Ювеналия (2000) сообщается: «Совершая канонизацию новомучеников, Русская Православная Церковь опирается на примеры почитания мучеников в первые века христианской истории. Древние мученики почитались как святые уже по самому факту пролития ими крови в свидетельство своей веры в распятого и воскресшего Спасителя.» – но все же при канонизации новомучеников и исповедников Российских возникали проблемы.
Во время гонений христиан в России в роли гонителей выступали правительство и часть народа разорвавшая связь с Церковью и знавшие её реалии – не только уничтожали Церковь физически, но и организовали расколы внутри Церкви. Существовала и та особенность, что в России во время гонений отречение требовалось публичное, с хулой на Церковь, но отступники нередко оказывались в тех же лагерях и тюрьмах, расстреливались на тех же полигонах, что и истинные чада Церкви, в России христиан часто убивали без суда, а если судили, то обвиняли не в принадлежности Церкви, а в политических или уголовных преступлениях. В период массовых гонений 1930-х годов даже отречение от веры со стороны арестованного едва ли могло избавить его от расправы.
2. Кто был первым архиереем, пострадавшим после Октябрьской революции 1917 года, что вы о нем знаете?
Первым архиереем пострадавшим за веру был митрополит Владимир (Богоявленский). Этот архипастырь замечателен тем, что послдовательно занимал три важнейшие митропольичи кафедры в Российской Империи: Московскую, Петербургскую, Кевскую. В январе 1918 года в Киево-Печерское лавре проходил Всеукраинский церковный Собор, почетным членом которого был митрополит Владимир. Из-за приближения Красной Армии действие Собора было приостановлено. 23 января большевики начали разграбление Лавры. 25 января митрополита Владимира вывезли на поляну недалеко от Лавры и расстреляли, перед расстрелом митрополит Владимир благословил своих мучителей. День гибели митрополита Владимира стал днем поминовения всех новомучеников и исповедников Российских.
3. Что символизирует Храм Христа Спасителя на иконе «Собор новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и неявленных»? Почему под крестом, в центре иконы, Царская Семья изображена в одеждах византийских императоров?
Икона «Собор новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и неявленных» написана по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II и председателя Синодальной Комисси по канонизации святых митрополита Ювеналия к торжеству прославления новомучеников в 2000 году. Икона написана в древней канонической традиции. Композиционно икона раделена на три части: Деисис, Средник, клейма.
Композиционно на среднике иконы особенно выделены:
Храм Христа Спасителя (Москва) – изображение занимает верхнюю треть средника. Храм Христа Спасителя был восстановлен к 2000-летию христианства. Храм Христа Спасителя является одновременно символом гонений на Церковь в XX веке и символом ее возрождения в наши дни. Кроме того, храм — это образ Небесной Церкви.
Среди иконописных образов на иконе особенно выделяется семья Святых Царственных страстотерпцев Николая II, царицы Александры, царевен Ольги, Анастасии, Татианы, Марии, царевича Алексия. Царская Семья в одеждах византийских императоров — знак духовной связи Византии и Руси.
4. От каких гонителей страдали сербские мученики в ХХ веке?
В XX веке страдали сербские мученики:
От рук фашистской партии усташей (пострадали сщмч. Петр, митр. Дабро-Боснииский; сщмч. Досифей, митр. Загребский; сщмч. Платон, еп. Банялукский; сщмч. Савва, еп. Горнокарловацкий.) Во время Второй Мировой войны возникла Хрватская республика католиков-фашистов во главе с Анте Павеличем. Ими было принято решение об освобождении Хорватии от православного населения при помощи перекрещивания, убийства, изгнания. Было убито 800 тыс. православного населения.
От коммунстов (пострадало почти две трети черногорского духовенства, возглавляет их собор сщмч. Иоанникий, митр. Черногорско-Приморский.) Иосип Броз Тито возглавлял коммунистическое полтическое движение против фашистов и монархистов. В мае 1945 года ими зверски были убиты 13 священников и 20 тыс. православной молодежи.
5. Что такое мученические акты? мартирологи?
Мученические акты и мартириологи особенно выделяются из ряда документов в которых нашло свое отражение почитание мучеников в Древней Церкви.
Акты мучеников представляют собой сборники известий о мучениках, среди них выделяются акты официальных судебных протоколов, которые велись римскими властями (например, акты процесса против епископа Карфагенского Киприана и его казни 14 сентября 258 г.) и записи очевидцев-христиан, стремившихся сохранить для Церкви достоверное описание страданий и победы подвижника (древнейшее – Мученичество св. Поликарпа Смирнского (+ 156 г) ставшее образцом для всей древнехристианской литературы мученичеств.)
Мартирологи – списки мучеников, упорядоченных по дням их кончины (их памяти) с указанием места их почитания, а также, во многих случаях, посвященных им церквей (древнейший мартиролог – «Положение мучеников» в римском хронографе 354 г.; сохранился сирийский список мучеников 411 г. из Эдессы)
6. Для чего ежегодно в день смерти мученика верующие собирались на его могиле?
В день смерти мученика верующие собирались на его могиле, где устраивали поминальные пиршества. Блж. Иероним обясняет эти действия ««простотой мирян и, конечно же, благочестивых женщин». В IV-V веках, после прекращения гонений, в Церкви стали предприниматься попытки регламентации культа мучеников и подобные формы почитания, сходные с античными традициями, стали восприниматься как пережитки язычества и подвергаться осуждению (блж. Августин возражал против поминальных пиршеств на могилах.)
7. В чем заключается подвиг исповедников?
Исповедники — исповедавшие веру во Христа, претерпевшие истязания, заключение или ссылку, но умершие естественной смертью. Исповедники, по свидетельству сшмч. Киприана Карфагенского, делились на два класса:
умиравшие вскоре после перенесенных ими страданий (приравнивались к мученикам).
прожившие после мучений более или менее долго (могли быть причтены к лику святых только в том случае, если и последующую жизнь они провели праведно).
8. Что писал свт. Григорий Богослов о правильном подходе к мученичеству? Как вы понимаете эти слова?
О правильном подходе к мученичеству свт. Григорий Богослов писал: «Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но, выйдя, — не отступать, потому что первое — дерзость, а второе — малодушие».
Здесь речь идет о том, что истинные мученики никогда во время гонений толпами не становилсь, чтобы их убили. Они скрывались, но обстоятельства складывались так, что иногда было легче признать себя христианином и пострадать, чем продолжать какой-то образ, который уже не вёл ко спасению. И конечно, когда уже христиане брались под стражу, подвергались пыткам, то спасались только претерпевшие до конца, только те кто не смалодушествовал, не принёс жерву идолам или не выдал своих собратьев и прочее, побоявшись смерти или пыток.
С уважением, Чиркин Александр Петрович, гр. 2002.