Воспитательная система класса
концепция
Андреева Саргылана Ивановна – учитель начальных классов Сунтарской СОШ №2 им. И.С. Иванова с дошкольными группами
с. Сунтар, Республика Саха (Якутия)
Индивидно-групповой
Функционально-деятельностный
Пространственно-временной
Пространственно-временной
Ценностно-ориентационный
цель
условия
Формы органи-зации
Мони-торинг
Субъек-ты деятельности
Идея
проблема
Принципы
Гипотеза
Цель
Образ выпускника
1 ступени
Образ выпускника
1 ступени
Задачи
Итог
1 класс – кто я такой?
2 класс – откуда я родом?
3 класс – кто такие все мы?
4 класс – какими мы стали?
Предпосылки создания концепции
Предпосылки создания концепции.
- Концепция моей воспитательной системы исходит из проблемы нашей школы: «Повышение качества знаний учащихся на основе личностно-ориентированного подхода в обучении, воспитании, развитии».
- Основой данной концепции является системный подход.
- На моделирование воспитательной системы класса повлияли интересы и потребности родителей, среди которых можно выделить следующие:
- сохранение, укрепление здоровья ребенка;
- сплочение детского коллектива;
- желание детей чувствовать комфортно в школе;
- стремление развивать любознательность у ребенка;
- желание родителей видеть своих детей интеллектуально развитыми, добрыми, отзывчивыми, ответственными, творчески мыслящими.
- 4. Недостаточность проводимой работы по формированию классного коллектива и укреплению межгрупповых связей и отношений.
- 5. Спонтанность, хаотичность воспитательной работы.
- 6. Пассивное отношение родителей и учащихся к воспитательному процессу и жизнедеятельности классного коллектива.
Идея : создание воспитательной системы позволит целенаправленно решить проблемы развития личности младшего школьника.
Проблема: развитие личности ребенка.
Идея основывается на следующих принципах:
- воспитание учитывает сущность и природу ребенка – саха;
- личностное воспитание;
- гуманизация;
- целостность;
- природосообразность.
- Гипотеза концепции: сформировать желаемый образ выпускника начальной школы можно если:
- - внедрить воспитательную систему, обеспечить взаимосвязь структурных и функциональных компонентов;
- - все участники воспитания будут исходить из позиции субьекта деятельности.
Субъект: классное сообщество – классный руководитель, учащиеся и их родители, педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности класса.
Объект: воспитательная система класса (способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива).
Предмет: совместная деятельность классного руководителя, учащихся, родителей, педагогов.
Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания ребенка.
Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника.
Задачи: - создание воспитательной системы класса, ориентированной на личностный подход;
- развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить отношения с друзьями;
- создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- мониторинг развития личности ребенка.
Механизм реализации концепции. Работа ведется по направлениям "Учение", "Общение", «Нравственность", «Способности», "Семья", "Здоровье". У каждого направления свои задачи. Каждое направление имеет свои формы, методы и приемы работы. Главный системообразующий фактор – коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.
Образ выпускника 1 ступени
складывается из пяти потенциалов личности:
- нравственный (ценностный) потенциал – потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильная оценка своих действий и поведения одноклассников, соблюдение порядка и дисциплины в школе, общественных местах; познавательный потенциал – потребность и настойчивость в умственной деятельности, самостоятельность и независимость в суждениях, разносторонность интересов и любознательность, умение самостоятельно заниматься интересной и содержательной деятельностью; коммуникативный потенциал – общительность, способность понимать других людей. Умение вступать в контакт и общаться в любой среде; художественный потенциал – эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей среде, наличие личностного эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
- нравственный (ценностный) потенциал – потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильная оценка своих действий и поведения одноклассников, соблюдение порядка и дисциплины в школе, общественных местах;
- познавательный потенциал – потребность и настойчивость в умственной деятельности, самостоятельность и независимость в суждениях, разносторонность интересов и любознательность, умение самостоятельно заниматься интересной и содержательной деятельностью;
- коммуникативный потенциал – общительность, способность понимать других людей. Умение вступать в контакт и общаться в любой среде;
- художественный потенциал – эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей среде, наличие личностного эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
- физический потенциал – соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.
Образ выпускника начальной школы состоит из пяти потенциалов личности:
нравственный;
познавательный;
коммуникативный;
художественный;
физический.
- нравственный (ценностный) потенциал – потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильная оценка своих действий и поведения одноклассников, соблюдение порядка и дисциплины в школе, общественных местах; познавательный потенциал – потребность и настойчивос ть в умственной деятельности, самостоятельность и независимость в суждениях, разносторонность интересов и любознательность, умение самостоятельно заниматься интересной и содержательной деятельностью;
- нравственный (ценностный) потенциал – потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильная оценка своих действий и поведения одноклассников, соблюдение порядка и дисциплины в школе, общественных местах;
- познавательный потенциал – потребность и настойчивос ть в умственной деятельности, самостоятельность и независимость в суждениях, разносторонность интересов и любознательность, умение самостоятельно заниматься интересной и содержательной деятельностью;
коммуникативный потенциал – общительность, способность понимать других людей. Умение вступать в контакт и общаться в любой среде;
художественный потенциал – эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей среде, наличие личностного эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства; физический потенциал – соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.