СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезис концепции воспитательной системы класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концепция воспитательной системы класса. Для классных руководителей начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Тезис концепции воспитательной системы класса»

Концепция воспитательной системы класса.


Андреева Саргылана Ивановна

учитель начальных классов

Сунтарской СОШ №2 им.И.С.Иванова


Не прием, не метод, а система явля--

ется ключевым понятием в педагогике

будущего.


В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании детей, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения в целом и детского коллектива в частности. Воспитание должно быть системным. Нужна воспитательная система класса. Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы класса можно привести следующие аргументы:

  • Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;

  • Воспитательная система класса – это система, ориентированная на педагогическое управление развитием личности в процессе образовательной деятельности.

  • Ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;

  • В процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;

  • Системный подход позволяет рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;

  • Воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.

Воспитательная система класса – это достаточно-сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

Воспитательная система состоит из структурных и функциональных компонентов. К структурным компонентам относятся: цель, условия, формы организации, субъекты деятельности, мониторинг. К функциональным относятся индивидно-групповой, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, пространственно-временной, диагностико-аналитический.

Идея: создание воспитательной системы позволит целенаправленно решить проблемы развития личности младшего школьника. Идея основывается на следующих принципах:

  1. воспитание учитывает сущность и природу ребенка – саха;

  2. личностное воспитание;

  3. гуманизация;

  4. целостность;

  5. природосообразность.

Гипотеза концепции: сформировать желаемый образ выпускника начальной школы можно если:

- внедрить воспитательную систему, обеспечить взаимосвязь структурных и функциональных компонентов;

- все участники воспитания будут исходить из позиции субьекта деятельности.

Субьект: классное сообщество – классный руководитель, учащиеся и их родители, педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности класса.

Обьект: воспитательная система класса (способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива).

Предмет: совместная деятельность классного руководителя, учащихся, родителей, педагогов.

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания ребенка.

Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника.

Задачи: - создание воспитательной системы класса, ориентированной на личностный подход;

  • развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить отношения с друзьями;

  • создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;

  • формирование навыков здорового образа жизни;

  • мониторинг развития личности ребенка.

Механизм реализации концепции. Работа ведется по направлениям "Учение", "Общение", "Нравственность", «Способности», "Семья", "Здоровье". У каждого направления свои задачи. Каждое направление имеет свои формы, методы и приемы работы. Главный системообразующий фактор – коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.

Таким образом, вся деятельность направляется на то, чтобы учащийся в течении 4-х лет смог развить личностные качества, соответствующие образу выпускника начальной школы, который состоит из пяти потенциалов личности:

- нравственный;

  • познавательный;

  • коммуникативный;

  • художественный;

  • физический.

На сегодняшний день острота выбранной темы не уменьшается. Вследствие этого возрастает значимость и необходимость создания воспитательной системы класса.

Конечная цель воспитательной системы – формирование личности, имеющей познавательную потребность и настойчивость в умственной деятельности, самостоятельной и независимой в суждениях, с разносторонними интересами и повышенной любознательностью, общительной, способной понимать других людей, умеющей вступать в контакт и общаться в любой среде, активной, инициативной.