Просмотр содержимого документа
«"Концертмейстер детского хора. Особенности работы и основные принципы"»
Министерство образования и науки Республики Татарстан Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №7»
«Концертмейстер детского хора.
Особенности работы и основные принципы»
Николахина
Анна Валерьевна
Концертмейстер высшей
квалификационной категории
Член Гильдии концертмейстеров РФ
«Где нет нутра, там не поможешь потом. Цена таким усильям медный грош… Но без души и помыслов высоких Живых путей от сердца к сердцу нет.» И.В.Фауст «Гете»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ более подробно рассмотреть, изучить и обобщить особенности профессиональной деятельности концертмейстера, для того чтобы укрепить собственные позиции в этом качестве в детской школе искусств
Джеральд Мур (30 июля 1899 - 13 марта 1987)
выдающийся английский пианист, концертмейстер, творчество которого ознаменовало новый этап в ансамблевом музицировании. Выступая аккомпаниатором таких признанных мастеров, как Д. Фишер-Дискау, Э. Шварцкопф, И. Менухин и др., Дж. Мур продемонстрировал, как велика роль сотворчества музыкантов, выступающих на концертной эстраде.
ПРИНЦИП ЕДИНОНАЧАЛИЯ : ДИРИЖЕР = КОНЦЕРТМЕЙСТЕР
УСПЕШНОСТЬ ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЙ
творческая инициативность хорового коллектива, дирижера, концертмейстера
- Умение слушать и слышать
- Умение увлечь других
- Умение играть свободно, выразительно
- Умение «договорить» в интерлюдиях и постлюдиях, то что не сказано в стихах и мелодии голоса
- Умение держать темп установленный на репетициях
- Твердое чувство ритма
КОНЦЕРТМЕЙСТЕР
многоплоскостное внимание :
- Внимание на свои мышечные действия (между двумя собственными руками)
- Внимание к партнерам
- Педаль
- Звуковой баланс
- Воплощение единства художественного замысла
ДИНАМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ:
- Фактура хоровой и фортепианной партии
- Нахождение правильного звукового баланса
- Умение слышать вокальную партию
- Воспитывать внимательное отношение к фортепианному сопровождению
ЧТЕНИЕ С ЛИСТА АККОМПАНЕМЕНТА
- Мысленное определение ладо-тональности, темпа, размера, общего характера произведения
- Основной тип изложения, ведущий ритмический рисунок, смена фактуры, ключевые знаки
- Знание стиля композитора, школы, страны, эпохи
- Умение быстро и точно поддержать солистов в их намерениях
умение читать хоровые партитур ы
умение транспонировать нотный текст
- Бережное отношение
- Чуткое реагирование на оттенки настроения в стихах
- Необходимо «вжиться» в песню
- Точно знать о чем поется в каждой фразе
СЛОВО
Специфические особенности работы хорового концертмейстера :
- Присутствие дирижера
- Различные тембровые и динамические возможности хоровых партий
- Связь вокальной партии со стихотворным текстом
- Знание азов дирижирования, дирижерского жеста
- Навык работы с хором при первоначальном разучивании партий
состояние здоровья учащихся
- Собственный «живой» инструмент
- Возрастные особенности
- Расширение диапазона
- Грудной резонатор
- Предостеречь от форсирования звука
РАСПЕВАНИЕ
- Единое ансамблевое звучание
- Реакция на дирижерский жест
- Правильное дыхание
- Легато, стаккато, пение закрытым ртом
СТРУКТУРА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЙ :
- Работа по отдельным кускам, потом соединяя их
- Исполнение всего произведения целиком, устранение ошибок
- Работа над несколькими произведениями (уровень трудности, внимание учащихся, певческий аппарат)
- Работа над одним произведением
РИТМИЧЕСКАЯ СТОРОНА ИСПОЛНЕНИЯ
- Ритм- это смысл и характер
- Выразительное значение точек, пауз, фермат и т.д.
- Счет вслух
- Дирижирование
«ПЕНИЕ В ПЕНИИ»
- Правильное не поверхностное дыхание
- Протяженность гласных
- Распределение силы звука
- Постепенная подготовка кульминации
- Выразительные возможности слова
ФОРТЕПИАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
- Важная часть музыки
- Внимание на паузы
- Гармонические модуляции
- Отдельные аккорды, интервалы
- Знаки альтерации в вокальной строчке и аккомпанементе
ХОРОВОЙ РЕПЕРТУАР
- Переложения для детских хоров русских и зарубежных авторов
- Народные песни
- Современные и джазовые произведения
- Переложения инструментальной и вокальной музыки
КОНЦЕРТМЕЙСТЕР -
Первый помощник педагога
Друг и
наставник
хорового
коллектива
ЛИТЕРАТУРА :
1.Абелин.ЛМ. Как организовать детский хор. - Работа с детским хором. Сборник статей под ред. В.Г. Соколова. М.,"Музыка."1981. 2.Овчинникова.Т.Н.Об отборе репертуара для работы с хоровыми коллективами школьников. Работа с детским хором. М."Музыка",1981. 3.Сафонова. В.И.Некоторые особенности вокального воспитания.- Работа с детским хором. М."Музыка"1981. 4.Работа в хоре. Сборник статей под ред. Д.Л.Локшина. Профиздат,1960. 5.Д.Благой. Современные тенденции в развитии советского камерно-ансамблевого исполнительства.- Музыкальное исполнительство. Сборник статей вып.10.М."Музыка"1979. 6.Н.Делициева. О воспитании певца - художника.- Музыкальное исполнительство. Сборник статей. вып.10.М."Музыка"1979. 7.Г.А.Дмитревский. Ансамбль хора.- Работа с хором. Сборник статей под ред.Б.Г.Тевлина.М.,1972. 8.Дж. Мур. Певец и аккомпаниатор. М.,Радуга,1987.
спасибо за внимание