СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Концертмейстер детского хора. Особенности работы и основные принципы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из личного опыта работы концертмейстера детского хора.

Просмотр содержимого документа
«"Концертмейстер детского хора. Особенности работы и основные принципы"»

Министерство образования и науки Республики Татарстан  Муниципальное автономное учреждение  дополнительного образования  «Детская школа искусств №7» «Концертмейстер детского хора. Особенности работы и основные принципы»  Николахина  Анна Валерьевна  Концертмейстер высшей квалификационной категории Член Гильдии концертмейстеров РФ

Министерство образования и науки Республики Татарстан Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №7»

«Концертмейстер детского хора.

Особенности работы и основные принципы»

Николахина

Анна Валерьевна

Концертмейстер высшей

квалификационной категории

Член Гильдии концертмейстеров РФ

«Где нет нутра, там не поможешь потом.  Цена таким усильям медный грош…  Но без души и помыслов высоких  Живых путей от сердца к сердцу нет.»  И.В.Фауст «Гете»

«Где нет нутра, там не поможешь потом. Цена таким усильям медный грош… Но без души и помыслов высоких Живых путей от сердца к сердцу нет.» И.В.Фауст «Гете»

ЦЕЛЬ РАБОТЫ  более подробно рассмотреть, изучить и обобщить особенности профессиональной деятельности концертмейстера, для того чтобы укрепить собственные позиции в этом качестве в детской школе искусств

ЦЕЛЬ РАБОТЫ более подробно рассмотреть, изучить и обобщить особенности профессиональной деятельности концертмейстера, для того чтобы укрепить собственные позиции в этом качестве в детской школе искусств

Джеральд Мур  (30 июля 1899 - 13 марта 1987)   выдающийся английский пианист, концертмейстер, творчество которого ознаменовало новый этап в ансамблевом музицировании. Выступая аккомпаниатором таких признанных мастеров, как Д. Фишер-Дискау, Э. Шварцкопф, И. Менухин и др., Дж. Мур продемонстрировал, как велика роль сотворчества музыкантов, выступающих на концертной эстраде.

Джеральд Мур (30 июля 1899 - 13 марта 1987)

выдающийся английский пианист, концертмейстер, творчество которого ознаменовало новый этап в ансамблевом музицировании. Выступая аккомпаниатором таких признанных мастеров, как Д. Фишер-Дискау, Э. Шварцкопф, И. Менухин и др., Дж. Мур продемонстрировал, как велика роль сотворчества музыкантов, выступающих на концертной эстраде.

ПРИНЦИП ЕДИНОНАЧАЛИЯ   :    ДИРИЖЕР = КОНЦЕРТМЕЙСТЕР   УСПЕШНОСТЬ ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЙ творческая инициативность хорового коллектива, дирижера, концертмейстера

ПРИНЦИП ЕДИНОНАЧАЛИЯ : ДИРИЖЕР = КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

УСПЕШНОСТЬ ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЙ

творческая инициативность хорового коллектива, дирижера, концертмейстера

Умение слушать и слышать Умение увлечь других Умение играть свободно, выразительно Умение «договорить» в интерлюдиях и постлюдиях, то что не сказано в стихах и мелодии голоса Умение держать темп установленный на репетициях  Твердое чувство ритма КОНЦЕРТМЕЙСТЕР
  • Умение слушать и слышать
  • Умение увлечь других
  • Умение играть свободно, выразительно
  • Умение «договорить» в интерлюдиях и постлюдиях, то что не сказано в стихах и мелодии голоса
  • Умение держать темп установленный на репетициях
  • Твердое чувство ритма

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

многоплоскостное внимание :  Внимание на свои мышечные действия (между двумя собственными руками)  Внимание к партнерам  Педаль  Звуковой баланс  Воплощение единства художественного замысла

многоплоскостное внимание :

  • Внимание на свои мышечные действия (между двумя собственными руками)
  • Внимание к партнерам
  • Педаль
  • Звуковой баланс
  • Воплощение единства художественного замысла
ДИНАМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ:  Фактура хоровой и фортепианной партии  Нахождение правильного звукового баланса  Умение слышать вокальную партию  Воспитывать внимательное отношение к фортепианному сопровождению

ДИНАМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ:

  • Фактура хоровой и фортепианной партии
  • Нахождение правильного звукового баланса
  • Умение слышать вокальную партию
  • Воспитывать внимательное отношение к фортепианному сопровождению
ЧТЕНИЕ С ЛИСТА АККОМПАНЕМЕНТА  Мысленное определение ладо-тональности, темпа, размера, общего характера произведения  Основной тип изложения, ведущий ритмический рисунок, смена фактуры, ключевые знаки  Знание стиля композитора, школы, страны, эпохи  Умение быстро и точно поддержать солистов в их намерениях

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА АККОМПАНЕМЕНТА

  • Мысленное определение ладо-тональности, темпа, размера, общего характера произведения
  • Основной тип изложения, ведущий ритмический рисунок, смена фактуры, ключевые знаки
  • Знание стиля композитора, школы, страны, эпохи
  • Умение быстро и точно поддержать солистов в их намерениях
умение читать хоровые партитур ы умение транспонировать нотный текст

умение читать хоровые партитур ы

умение транспонировать нотный текст

 Бережное отношение  Чуткое реагирование на оттенки настроения в стихах  Необходимо «вжиться» в песню  Точно знать о чем поется в каждой фразе СЛОВО
  • Бережное отношение
  • Чуткое реагирование на оттенки настроения в стихах
  • Необходимо «вжиться» в песню
  • Точно знать о чем поется в каждой фразе

СЛОВО

Специфические особенности работы хорового концертмейстера :  Присутствие дирижера  Различные тембровые и динамические возможности хоровых партий  Связь вокальной партии со стихотворным текстом  Знание азов дирижирования, дирижерского жеста  Навык работы с хором при первоначальном разучивании партий

Специфические особенности работы хорового концертмейстера :

  • Присутствие дирижера
  • Различные тембровые и динамические возможности хоровых партий
  • Связь вокальной партии со стихотворным текстом
  • Знание азов дирижирования, дирижерского жеста
  • Навык работы с хором при первоначальном разучивании партий
состояние здоровья учащихся  Собственный «живой» инструмент  Возрастные особенности  Расширение диапазона  Грудной резонатор  Предостеречь от форсирования звука

состояние здоровья учащихся

  • Собственный «живой» инструмент
  • Возрастные особенности
  • Расширение диапазона
  • Грудной резонатор
  • Предостеречь от форсирования звука
РАСПЕВАНИЕ  Единое ансамблевое звучание  Реакция на дирижерский жест  Правильное дыхание  Легато, стаккато, пение закрытым ртом

РАСПЕВАНИЕ

  • Единое ансамблевое звучание
  • Реакция на дирижерский жест
  • Правильное дыхание
  • Легато, стаккато, пение закрытым ртом
СТРУКТУРА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЙ : Работа по отдельным кускам, потом соединяя их Исполнение всего произведения целиком, устранение ошибок Работа над несколькими произведениями (уровень трудности, внимание учащихся, певческий аппарат) Работа над одним произведением

СТРУКТУРА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЙ :

  • Работа по отдельным кускам, потом соединяя их
  • Исполнение всего произведения целиком, устранение ошибок
  • Работа над несколькими произведениями (уровень трудности, внимание учащихся, певческий аппарат)
  • Работа над одним произведением
РИТМИЧЕСКАЯ СТОРОНА ИСПОЛНЕНИЯ  Ритм- это смысл и характер  Выразительное значение точек, пауз, фермат и т.д.  Счет вслух  Дирижирование

РИТМИЧЕСКАЯ СТОРОНА ИСПОЛНЕНИЯ

  • Ритм- это смысл и характер
  • Выразительное значение точек, пауз, фермат и т.д.
  • Счет вслух
  • Дирижирование
«ПЕНИЕ В ПЕНИИ»  Правильное не поверхностное дыхание  Протяженность гласных  Распределение силы звука  Постепенная подготовка кульминации  Выразительные возможности слова

«ПЕНИЕ В ПЕНИИ»

  • Правильное не поверхностное дыхание
  • Протяженность гласных
  • Распределение силы звука
  • Постепенная подготовка кульминации
  • Выразительные возможности слова
ФОРТЕПИАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  Важная часть музыки  Внимание на паузы  Гармонические модуляции  Отдельные аккорды, интервалы  Знаки альтерации в вокальной строчке и аккомпанементе

ФОРТЕПИАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

  • Важная часть музыки
  • Внимание на паузы
  • Гармонические модуляции
  • Отдельные аккорды, интервалы
  • Знаки альтерации в вокальной строчке и аккомпанементе

ХОРОВОЙ РЕПЕРТУАР  Переложения для детских хоров русских и зарубежных авторов  Народные песни  Современные и джазовые произведения  Переложения инструментальной и вокальной музыки

ХОРОВОЙ РЕПЕРТУАР

  • Переложения для детских хоров русских и зарубежных авторов
  • Народные песни
  • Современные и джазовые произведения
  • Переложения инструментальной и вокальной музыки
КОНЦЕРТМЕЙСТЕР -  Первый помощник педагога Друг и наставник хорового  коллектива

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР -

Первый помощник педагога

Друг и

наставник

хорового

коллектива

ЛИТЕРАТУРА :  1.Абелин.ЛМ. Как организовать детский хор. - Работа с детским хором. Сборник статей под ред. В.Г. Соколова. М.,

ЛИТЕРАТУРА :

1.Абелин.ЛМ. Как организовать детский хор. - Работа с детским хором. Сборник статей под ред. В.Г. Соколова. М.,"Музыка."1981. 2.Овчинникова.Т.Н.Об отборе репертуара для работы с хоровыми коллективами школьников. Работа с детским хором. М."Музыка",1981. 3.Сафонова. В.И.Некоторые особенности вокального воспитания.- Работа с детским хором. М."Музыка"1981. 4.Работа в хоре. Сборник статей под ред. Д.Л.Локшина. Профиздат,1960. 5.Д.Благой. Современные тенденции в развитии советского камерно-ансамблевого исполнительства.- Музыкальное исполнительство. Сборник статей вып.10.М."Музыка"1979. 6.Н.Делициева. О воспитании певца - художника.- Музыкальное исполнительство. Сборник статей. вып.10.М."Музыка"1979. 7.Г.А.Дмитревский. Ансамбль хора.- Работа с хором. Сборник статей под ред.Б.Г.Тевлина.М.,1972. 8.Дж. Мур. Певец и аккомпаниатор. М.,Радуга,1987.

спасибо за внимание

спасибо за внимание