Предмет: математика.
Класс: 4
Тема урока: Координатный угол.
Учебник: Математика (Рудницкая В. Н., Юдачева Т.В.), часть 1, учебник с. 69-71
Цель: Сформировать представление о координатном угле, координатах точки, научить называть координаты точек на плоскости и строить точки с указанными координатами.
Задачи:
Образовательные:
- систематическое поддержание интереса к предмету через творческое применение знаний;
- позитивная мотивация к дальнейшему овладению навыками.
Развивающие:
- развитие умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания;
-развитие умения выделить проблему урока, провести рефлексию;
- развитие универсальных учебных действий.
Воспитательные:
- развитие коммуникативных навыков (умение вести диалог, договариваться в паре);
- создание здоровьесберегающей среды через снятие напряжения.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Давайте откроем учебник на странице 69. И посмотрим на рисунок.
Животные пришли на футбол и заняли места. Как определить местонахождение каждого из них? Что для этого надо знать?
- Определим местонахождение Лисы, Льва, Удава, Обезьянки, Жирафа, Белки, Ежа.
Давайте договоримся о том, что сначала будем называть место зрителя, а затем ряд, в котором он сидит.
- Волк и Заяц тоже пришли на футбольный матч, но не могут определить свои места, т.к. потеряли свои билеты?
- Волк помнит, номер места- 5, но не помнит номер ряда.
Заяц помнит номер ряда- 4, но не помнит номер места.
- Как вы думаете, смогут ли они определить свои места?
-Почему?
- Волку и Зайцу помог Медвежонок, который нашёл их билеты.
- Чей билет жёлтый? Синий?
- Теперь Зверята могут найти свои места? Между кем и кем место Волка? Зайца?
- Ребята, давайте сделаем вывод, чтобы определить место в зрительном зале надо что знать? (ответы детей)
- То есть два числа.
- А теперь, посмотрите на доску. Что вы видите?
- А что такое числовой луч?
- Какой буквой обозначено начало лучей?
- Прочитайте название лучей?
- Чем отличаются эти числовые лучи?
- Найдите на луче 2 точку В соответствующую числу 3, точку М, которой соответствует число 5 и обозначьте их.
- Посмотрите на числовой луч 1. Назовите число, соответствующее точке К.
- Назовите число, соответствующее точке Е.
Определите число, соответствующее точке А.
Почему мы не можем выполнить задание?
- Какая у вас возникла проблема?
- Что будем делать?
- Могут ли существовать ещё точки, местонахождение, которых мы не сможем определить? Сколько их?
Где они находятся?
- Существует ли способ определить числа, соответствующие этим точкам? Давайте подумаем?
Вспомним, почему Волк и Заяц не могли найти места в зрительном зале?
- То есть два числа.
- Предположим, что, для того чтобы определить местонахождение точки А, надо тоже назвать два числа.
- Одно число определим проведя пунктирную линию на луч Ох. Назовите число.
- А второе число?
- Попробуем добавить к данному числовому лучу ещё один числовой луч с таким же единичным отрезком. Проведём его так же из точки О вертикально имеющемуся лучу и назовёт Оу.
- Как определить второе число, соответствующее точке А?
- Назовите второе число.
- Назовите числа, соответствующие точке А.
Числа 2 и 4 называют координатами точки А
Записывают так: А (2, 4)
- Ребята, давайте проверим правильно ли мы находили координаты точки А: стр 70
- Посмотрите на луч Ох и луч Оу, исходящих из одной точки. Какая фигура получилась? На что похоже?
-В математике у каждого элемента, геометрической фигуры есть своё название, имя. Давайте попробуем дать название этой фигуре.
-А теперь, назовите тему сегодняшнего урока.
- Лучи координатного угла тоже имеют своё название – горизонтальный луч -ось х, вертикальный – ось у. На чертеже направление осей обозначают стрелками.
-Ребята, давайте обобщим нашу работу, сделаем вывод:
1) Для чего мы строили координатный угол?
2) Как определить координаты точки?
- Это и будет целью нашего урока.
Определять координаты точек, отмечать точки, зная их координаты.
- Ребята, в каких жизненных ситуациях вы сталкивались с понятием координаты точки или координаты какого- нибудь предмета.
Ребята, продолжим работу на стр 70 учебника по второму рисунку.
Определите координаты точек.
Стр 71 № 3 (работа в паре)
– Над какой темой мы сегодня работали?
- Чему вы научились на уроке?
- Что было для вас трудно?
Оценки
Вот и закончился наш урок. Спасибо за работу.