Координация движения и развития навыка
Проблема: с появлением компьютеров, мобильных телефонов и различных соц. сетей двигательная активность детей снижается. Снижение двигательной активности в младшем возрасте способствует снижению двигательного развития, следовательно, низкий двигательный запас, низкое развитие координационных способностей и низкий уровень овладения двигательному навыку. Учителю, работающему в школе, особое внимание нужно уделять развитию координации движения для более быстрого и качественного овладения двигательным навыком.
Гипотеза: если дети, которые в младшем возрасте были более подвижны и имели активный образ жизни, то имели бы высокий двигательный запас. Как следствие, более быстро и качественно овладевают новым двигательным действием. При обучении двигательному навыку, мы прежде всего развиваем двигательную деятельность головного мозга - координацию движения.
Что такое координация движения?
Согласно учении А.Н. Бернштейна естественное развитие моторики складывается из дух резко разновременных фаз. Первая фаза анатомического дозревания центрально-нервных субстратов, которые запаздывают к моменту рождения и в отношении миелинизации проводящих путей заканчивается к 2-2.5 годам. Вторая фаза, переходящая иногда далеко за пределы взрослого полового созревания – эта фаза функционального дозревания и налаживание работы координационных уровней.
Координация – деятельность, обеспечивающая движению его слитность и структурное единство.
В основу координации двигательных актов положен принцип сенсорной коррекции. Каждый моторный импульс, приводя к двигательному эффекту периферии, вызывает проприоцептивные, центростремительные иннервации, влияющие в свою очередь на дальнейшее протекания моторных импульсов.
Рефлекс – это не элемент действия, а элементарное действия. Целенаправленное активное действие, направленное на преобразование в организме в соответствии поставленной целью. Каждое нервное волокно, идущее от периферии тела к коре мозга, соединено с определенной нервной клеткой. Нервная клетка есть элементарный нервный центр функциональный атом нервной коры.
Принцип сенсорной коррекции.
Сенсорный – означает «чувствительность». Принцип сенсорной коррекции заключается в движении, основанных на показаниях органов чувств. Каждый залп двигательных импульсов из мозга в мышечную ткань вызывает новый залп импульсов от чувствительных аппаратов мышц и суставов в мозг. На основании этих сигналов в мозгу возникает новый сигнал к мышцам – сигнал, корригирующий движении. Таким образом, управление движением осуществляется замкнутой системой кольцевого типа. Разрыв такого кольца в любом месте ведет к распаду движений, нарушению координации движения. Основную роль в сенсорной коррекции выполняет мышечно-суставное чувство. Нервные центры объединяют работу всей мускулатуры тела, возглавляют движение, берут на себя инициативу того, когда и какое движение произвести. Суть «сенсорной коррекции» – управление движениями, для которых нужен непрерывный контроль со стороны органов чувств, для сверки текущего движения с тем, что было запланировано. Для этого нужен мозг, а именно способность планировать предстоящее движение, и память – способность сохранить запланированное и выполнить в правильном порядке части сложного движения. Новые двигательные задачи необратимо требуют овладения новыми сенсорными коррекциями. Базой для каждого нового класса коррекций всегда служит новый анатомический мозговой этап. Это приносит с собой новый список движений, новый перечень, освоенный коррекцией, который присоединяется, к более древним, существовавшим и ранее.
Совокупность психофизиологических механизмов координации движения и есть организация периферического двигательного аппарата, достигающая путем преодоления его избыточных степеней свободы. Координация движения осуществляется посредством так называемых сенсорных коррекций, т.е. процессов непрерывного корригирования движений на основе протекающей в ЦНС информации от органов чувств. Все рецепторные системы организма несут наряду со своей деятельностью по восприятию впечатлений внешнего мира (экстероцепторы) добавочную нагрузку по воспитанию поз, движений и усилий своего тела и его частей, т.е. по проприоцептивной восприимчивости в расширенном или функциональном смысле. Разумеется, первенствующую роль в этой комплексной рецепторной деятельности играет проприоцептивные органы т.е. аппараты мышечно-суставной чувствительности.
Двигательный навык – координационная структура, представляющая собой освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи. Чем полнее и надежнее освоен двигательный навык, тем шире круг вариантов и осложненных задач, которые не приводят к дезорганизации, деавтоматизации для решения которых, субъект находит в себе адекватные координационные ресурсы.
Выработка навыка, какова – либо движения состоит не в повторении одних и тех же команд, а выработки умения, каждый раз решать заново двигательную задачу (принцип «повторения без повторения», как принцип обучения). При развитии двигательного навыка каждое следующее движение лучше предыдущего, и не повторяет его.
Упражнение – это «повторение без повторения», т.е. не повторение основного действия, а его построение. При проводимом упражнении повторяется раз за разом не средство, для решения данной задачи, а процесс его решения, причем от раза к разу средство решения изменяется и совершенствуется.
Повторение обучаемого вида движения или действия нужны для того, чтобы раз за разом (и каждый раз все удачнее) решать поставленную перед собою двигательную задачу и этим путем доискиваться до наилучших способов решения. Повторные решения задачи нужны потому что в естественных условиях внешние обстоятельства не бывают два раза в точности одинаковыми, ход решения двигательной задачи не может повторяться два раза абсолютно одинаковым образом. Поэтому необходимо набраться опыта на разнообразие самой задачи и ее внешней обстановки. Это необходимо для того, чтобы не растеряться в дальнейшем ни от какого, хотя и незначительного, но неожиданного изменения самой задачи или обстановки и суметь сразу приспособиться к ним.
Изучаемое движение нужно не один раз выполнить на самом деле, чтобы в действительности испытать все те ощущения, которые лягут в основу его сенсорной коррекции. Его нужно проделать много раз, что бы чувствительные отделы мозга успели познакомиться со всем разнообразием отклонений и разновидностей и составить себе «словарик» для всех предстоящих перешифровок. Конечно, самой рациональной и правильной поставленной будет такая тренировка, при которой с затратой наибольшего труда будет совмещаться наибольшее, хорошо продуманное разнообразие ощущений и будут созданы наилучшие условия, чтобы осмысленно запомнить и усвоить все эти ощущения.
(Профессор Н.А. Бернштейн)
Таким образом, при обучении двигательному действию и овладению двигательному навыку, мы, прежде всего, развиваем двигательную деятельность головного мозга. Дети, которые мало подвижны и имеют пассивный образ жизни, имеют низкий уровень развития двигательной деятельности головного мозга.