Координационные способности школьников младших классах
Понятие "координационные способности" выделяется из общего и менее определенного понятия "ловкость", широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.
В возрасте 5-7 лет происходит "закладка фундамента" для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется "золотым возрастом", имея в виду темп развития координационных способностей.
Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных сторон.
Ведущую роль при трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы. Возможность качественно координировать движения.
Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий.
Актуальность. Координационное совершенствование направлено также на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.
Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:
- быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;
- точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
- дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;
- приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;
- прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;
- ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.
Объектом исследования является физическое развитие детей 7-9 лет.
Предметом исследования является методика развития координационных способностей у детей школьного возраста 7-9 лет.
Задачи исследования. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию равновесия.
2. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей.
3. Установить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей.
Цель работы. Изучить влияние на развитие и совершенствование координационных способностей у детей 7-9 лет в общеобразовательной школе по средством специальных физических упражнений.
Гипотеза. Предполагается, что применение различных средств как Физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры могут качественно повысить уровень координационных способностей детей 7-9 лет.
Противоречия. Гимнастика является основным разделом комплексной программы в общеобразовательных школах. Не все учителя используют координационные упражнения и элементы спортивной гимнастики на уроках физической культуры в общеобразовательных школах.
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.
Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:
1.Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.
2. Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.
3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
Поэтому, помимо Физических качеств, в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков. Тем более, что этот возраст, особенно младший школьный является наиболее благоприятным в этом отношении.
Методы исследования.
Анализ литературы
1. Анализ литературы
2. Метод педагогического наблюдения.
3. Анализ научной и учебно-методической
4. Анализ нормативно-правовой документации.
Тесты для определения способности к равновесию.
Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников можно использовать тест "Три кувырка вперед". Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде он принимает положение упора присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата (Таблица 1).
При выполнении теста следует обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения упора присев, запрещение на выполнение длительных кувырков, фиксация после последнего кувырка положения основной стойки.
Таблица 1.
Оценка комплекса проявления координационных способностей школьников ("Три кувырка вперед).
Возраст, лет | УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ |
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий |
МАЛЬЧИКИ (секунды) |
7 | 9,9 и | 9,8 - 9,1 | 9,0 - 7,2 | 7,1 - 6,4 | 6,3 с. и |
8 | 7,8 и | 7,7 - 7,1 | 7,0 - 5,4 | 5,3 - 4,7 | 4,6 с. и |
9 | 7,4 и | 7,3 – 6,6 | 6,5 - 4,9 | 4,8 - 3,1 | 4,0 с. и |
| ДЕВОЧКИ (секунды) |
7 | 9,4 и | 9,3 - 8,5 | 8,4 - 6,7 | 6,6 - 5,9 | 5,8 с. и |
8 | 8,8 и | 8,7 - 7,6 | 7,5 - 5,3 | 5,2 - 4,2 | 4,1 с. и |
9 | 7,7 и | 7,6 - 7,0 | 6,9 - 5,4 | 5,3 - 4,6 | 4,1 с. и |
А также для оценки динамического равновесия балансирование на гимнастической скамейке в двух вариантах (П. Харц с соавторами, 1985 год).
Оборудование: гимнастическая скамейка (ширина 10 см), секундомер. Процедура тестирования. Вариант 1 – испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки четыре поворота (влево и вправо), не падая. Поворот закончен, когда испытуемый вернется в исходное положение. Результат – время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).
Общие указания и замечания. После объяснения, демонстрации и опробования, ученик выполняет задание. Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки), то дается одна штрафная секунда. Касания пола более трех раз – упражнение необходимо повторить. Вариант – стоя на узкой поверхности гимнастической скамейки, испытуемый должен за 20 секунд выполнить как можно больше поворотов влево и вправо, не падая со скамейки. Результат – количество выполненных поворотов за 90 секунд с точностью до пол-оборота.
Общие указания и замечания. Поворот считается законченным тогда, когда испытуемый возвращается в исходное положение. Если учащийся потерял равновесие (упал, соскочил со скамейки), счет поворотов прерывается. После принятия испытуемому вновь исходного положения счет продолжается. При наличии нескольких гимнастических скамеек тест можно проводить сразу с несколькими учащимися.
Рекомендации для оценки см. в Таблице 2.
Таблица 2.
Нормы для оценки способности к динамическому равновесию.
Класс | ОЦЕНКА |
"отлично" | "хорошо" | "удовлетво- рительно" | "достаточно" |
| ВАРИАНТ 1(секунды) |
1 | 14,0 | 16,0 | 18,5 | 21,0 |
2 | 12,5 | 14,0 | 16,0 | 18,0 |
3 | 11,0 | 12,5 | 14,5 | 17,5 |
| ВАРИАНТ 2(повороты) |
1 | 7 | 6 | 4,5 | 4,5 |
2 | 8 | 6,5 | 5 | 4 |
3 | 8 | 6,5 | 5 | 4 |
Еще для оценки равновесия мы применяли тест "Стойка на одной ноге".
Оборудование: секундомер.
Процедура тестирования. По команде "можно" испытуемый становится на левую ногу, правую сгибает в коленном суставе и ставит ее на опорную ногу чуть выше колена и немного развернув ее вправо. Руки ставятся на поясе, глаза закрыты. Результат – время продолжение в стойке на одной ноге.
Общие указания и замечания. Секундомер включается тогда, когда учащийся становится на одну ногу, выключается – при отрыве пол стопы учащимся и при касании второй ногой пола, то есть при потере равновесия; при выполнении теста учащимся необходима страховка.
Список использованной литературы:
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин - Физкультура и спорт, 1990 г. – 235с.
2. Боген, М.М. Обучения двигательных действий / М.М. Боген – ФкиС, 2005.- 198с.
3. Блинов, Н.Г. Игишева, Л.Н. Практикум по психофизиологической диагностике / Н.Г. Блинов, Л.Н. Игишева - Физкультура и спорт, 2000 г. – 200с.
4. Гобик, М.А. Спортивная метрология / М.А. Гобик - Физкультура и спорт, 1988 г. – 127с.
5. Гогунов, Е.H., Мартъенов, Б.Н., Психология физического воспитания и спорта / Е.H. Гогунов, Б.Н. Мартъенов - Физкультура и спорт, 2000 г. - 264с.
6. Гужаловский, А.А., Основы теории и методики физической культуры / А.А. Гужаловский - Физкультура и спорт, 1988 г. - 186с.
7. Кофман, П.К. Настольная книга учителя физической культуры / П.К. Кофман - Физкультура и спорт, 1998 г. - 146с.
8. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях - Физкультура и спорт, 1998 г. - 204с.
9. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры / A.M. Максименко - Физкультура и спорт, 1999 г. - 165с.
10. Укран, А.М. Гимнастика учеб. Пособие / А.М. Укран, А.М. Щлемин под ред. М.Л. Украна - М.: Физкультура и спорт, 2002- 360с.
11. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, Кузнецов В.С. – М.: Академия 2000. – 483с.