СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Координационные способности школьников младших классов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Координационные способности школьников младших классов

Просмотр содержимого документа
«Координационные способности школьников младших классов»

Координационные способности школьников младших классах

Понятие "координационные способности" выделяется из общего и менее определенного понятия "ловкость", широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.

В возрасте 5-7 лет происходит "закладка фундамента" для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется "золотым возрастом", имея в виду темп развития координационных способностей.

Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных сторон.

Ведущую роль при трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы. Возможность качественно координировать движения.

Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее). От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий.

Актуальность. Координационное совершенствование направлено так­же на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.

Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:

- быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущийся объект;

- точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;

- дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;

- приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постановке задачи;

- прогнозировать (предугадывать) положение движущегося предмета в нужный момент времени;

- ориентироваться во времени двигательной задачи координационных способности.

Объектом исследования является физическое развитие детей 7-9 лет.

Предметом исследования является методика развития координационных способностей у детей школьного возраста 7-9 лет.

Задачи исследования. Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по развитию равновесия.

2. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей.

3. Установить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей.

Цель работы. Изучить влияние на развитие и совершенствование координационных способностей у детей 7-9 лет в общеобразовательной школе по средством специальных физических упражнений.

Гипотеза. Предполагается, что применение различных средств как Физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры могут качественно повысить уровень координационных способностей детей 7-9 лет.

Противоречия. Гимнастика является основным разделом комплексной программы в общеобразовательных школах. Не все учителя используют координационные упражнения и элементы спортивной гимнастики на уроках физической культуры в общеобразовательных школах.

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.

Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:

1.Хорошо развитые координационные способности являются необходимы­ми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движения­ми, к увеличению двигательного опыта.

2. Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Поэтому, помимо Физических качеств, в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков. Тем более, что этот возраст, особенно младший школьный является наиболее благоприятным в этом отношении.

Методы исследования.

  1. Анализ литературы

  2. 1. Анализ литературы

  3. 2. Метод педагогического наблюдения.

  4. 3. Анализ научной и учебно-методической

  5. 4. Анализ нормативно-правовой документации.

Тесты для определения способности к равновесию.



Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников можно использовать тест "Три кувырка вперед". Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде он принимает положение упора присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата (Таблица 1).

При выполнении теста следует обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения упора присев, запрещение на выполнение длительных кувырков, фиксация после последнего кувырка положения основной стойки.

Таблица 1.

Оценка комплекса проявления координационных способностей школьников ("Три кувырка вперед).



Возраст,

лет

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

МАЛЬЧИКИ (секунды)

7

9,9 и

9,8 - 9,1

9,0 - 7,2

7,1 - 6,4

6,3 с. и

8

7,8 и

7,7 - 7,1

7,0 - 5,4

5,3 - 4,7

4,6 с. и

9

7,4 и

7,3 – 6,6

6,5 - 4,9

4,8 - 3,1

4,0 с. и


ДЕВОЧКИ (секунды)

7

9,4 и

9,3 - 8,5

8,4 - 6,7

6,6 - 5,9

5,8 с. и

8

8,8 и

8,7 - 7,6

7,5 - 5,3

5,2 - 4,2

4,1 с. и

9

7,7 и

7,6 - 7,0

6,9 - 5,4

5,3 - 4,6

4,1 с. и



А также для оценки динамического равновесия балансирование на гимнастической скамейке в двух вариантах (П. Харц с соавторами, 1985 год).

Оборудование: гимнастическая скамейка (ширина 10 см), секундомер. Процедура тестирования. Вариант 1 – испытуемый должен выполнить на узкой поверхности гимнастической скамейки четыре поворота (влево и вправо), не падая. Поворот закончен, когда испытуемый вернется в исходное положение. Результат – время выполнения четырех поворотов (с точностью до 0,1 секунд).

Общие указания и замечания. После объяснения, демонстрации и опробования, ученик выполняет задание. Если он потерял равновесие (соскочил со скамейки), то дается одна штрафная секунда. Касания пола более трех раз – упражнение необходимо повторить. Вариант – стоя на узкой поверхности гимнастической скамейки, испытуемый должен за 20 секунд выполнить как можно больше поворотов влево и вправо, не падая со скамейки. Результат – количество выполненных поворотов за 90 секунд с точностью до пол-оборота.

Общие указания и замечания. Поворот считается законченным тогда, когда испытуемый возвращается в исходное положение. Если учащийся потерял равновесие (упал, соскочил со скамейки), счет поворотов прерывается. После принятия испытуемому вновь исходного положения счет продолжается. При наличии нескольких гимнастических скамеек тест можно проводить сразу с несколькими учащимися.

Рекомендации для оценки см. в Таблице 2.

Таблица 2.

Нормы для оценки способности к динамическому равновесию.

Класс

ОЦЕНКА

"отлично"

"хорошо"

"удовлетво-

рительно"

"достаточно"


ВАРИАНТ 1(секунды)

1

14,0

16,0

18,5

21,0

2

12,5

14,0

16,0

18,0

3

11,0

12,5

14,5

17,5


ВАРИАНТ 2(повороты)

1

7

6

4,5

4,5

2

8

6,5

5

4

3

8

6,5

5

4





Еще для оценки равновесия мы применяли тест "Стойка на одной ноге".

Оборудование: секундомер.

Процедура тестирования. По команде "можно" испытуемый становится на левую ногу, правую сгибает в коленном суставе и ставит ее на опорную ногу чуть выше колена и немного развернув ее вправо. Руки ставятся на поясе, глаза закрыты. Результат – время продолжение в стойке на одной ноге.

Общие указания и замечания. Секундомер включается тогда, когда учащийся становится на одну ногу, выключается – при отрыве пол стопы учащимся и при касании второй ногой пола, то есть при потере равновесия; при выполнении теста учащимся необходима страховка.





















































Список использованной литературы:



1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин - Физкультура и спорт, 1990 г. – 235с.

2. Боген, М.М. Обучения двигательных действий / М.М. Боген – ФкиС, 2005.- 198с.

3. Блинов, Н.Г. Игишева, Л.Н. Практикум по психофизиологической диагностике / Н.Г. Блинов, Л.Н. Игишева - Физкультура и спорт, 2000 г. – 200с.

4. Гобик, М.А. Спортивная метрология / М.А. Гобик - Физкультура и спорт, 1988 г. – 127с.

5. Гогунов, Е.H., Мартъенов, Б.Н., Психология физического воспитания и спорта / Е.H. Гогунов, Б.Н. Мартъенов - Физкультура и спорт, 2000 г. - 264с.

6. Гужаловский, А.А., Основы теории и методики физической культуры / А.А. Гужаловский - Физкультура и спорт, 1988 г. - 186с.

7. Кофман, П.К. Настольная книга учителя физической культуры / П.К. Кофман - Физкультура и спорт, 1998 г. - 146с.

8. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях - Физкультура и спорт, 1998 г. - 204с.

9. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры / A.M. Максименко - Физкультура и спорт, 1999 г. - 165с.

10. Укран, А.М. Гимнастика учеб. Пособие / А.М. Укран, А.М. Щлемин под ред. М.Л. Украна - М.: Физкультура и спорт, 2002- 360с.

11. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, Кузнецов В.С. – М.: Академия 2000. – 483с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!