Копия доклада «Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения» на МО учителей - логопедов Предгорного муниципального округа СК протокол № 2 от 11.03.2022 года.
Войтенко Т.И., учитель – логопед МБДОУ № 47
Предгорного муниципального округа СК
Согласно традиционной методике последовательное устранение нарушений звукопроизношения состоит из нескольких этапов: подготовительного, формирования первичных произносительных умений и навыков и этапа формирования коммуникативных умений и навыков.
Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения — одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука. Закрепление правильного звукопроизношения характеризуется продолжительностью и значительной трудоемкостью, что обусловлено необходимостью затормаживания привычного для ребенка ненормативного произношения с переходом к новому двигательному стереотипу. При автоматизации необходимо соблюдать принцип от простого к сложному, строгую ее последовательность — от автоматизации изолированного звука до закрепления его произношения в тексте, т.е. постепенное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, тексты и, в конечном итоге, в самостоятельную речь.
Автоматизация звука может осуществляться как традиционными, так и инновационными подходами. Применительно к педагогическому процессу понятие «инновaция» означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности.
В педагогике и логопедии «инновации» смело заявляют о себе. Успешность применения традиционных методик не исключает использования инноваций, и способствуют развитию приёмов самоконтроля над произношением звуков и снятия основы «эффекта кабинета».
Виды инновационных технологий, используемых в логопедии:
Информационно-коммуникационные технологии (мультимидия, ИКТ);
Инновационные психокоррекционные технологии: сказкотерапия, арт- и песок-терапия, и т.д.;
Образовательные технологии (ТРИЗ, синквейн, интеллектуальная карта, т.д.);
4. Здоровьесберегающие технологии: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, Су-Джок терапия, кинезиологические упражнения);
5. Смешанные технологии — традиционные логопедические технологии с использованием нововведений. Тема внедрения нетрадиционных подходов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические группы, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. Знание норм произношения звуков, причин появления нарушений звукопроизношения и их видов, и главное, различные способы коррекции данных нарушений (как традиционные, так и инновационные) помогут правильно и более эффективно строить логопедическую работу.
Одним из факторов, определяющих успешность работы по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи, является частота повторений правильно произносимого звука. Существует филогенетическая связь между развитием движений и формированием звукопроизношения. Давно установлено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. В системе коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место должны занимать физические упражнения. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных средств работы. Коррекция нарушенного произношения звуков проводится поэтапно и последовательно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели.
В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие:
М.Е. Хватцев выделяет - 4 этапа,
О.В. Правдина и О.А. Токарева - 3 этапа,
Ф.Ф. Рау - 2 этапа.
Поиск новых подходов в преодолении нарушений произношения у детей является особенно актуальной. Появление современных коррекционно-развивающих технологий не отвергает использование традиционных форм и методов работы с детьми, а наоборот актуализирует их знание в педагогической практике учителя-логопеда. Одним из факторов, определяющих успешность работы по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников с нарушениями речи, является частота повторений правильно произносимого звука. Существует связь между развитием движений и формированием звукопроизношения, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь.
Игры и упражнения для автоматизации звуков с помощью упражнений на развитие крупной моторики хорошо развивают у детей координацию, равновесие, ловкость и моторику рук, что является немаловажным в их развитии.
Значение упражнений для коррекции речевых нарушений у детей:
закрепление поставленного звука, а также его автоматизация и дифференциация;
развитие моторной сферы ребенка;
развитие координации общей и тонкой произвольной моторики;
развитие пространственно-временной организации движений;
развитие правильного темпа речи, ритма, дыхания;
развитие речевого слуха, речевой памяти.
Значение упражнений для нормализации психофизического развития детей:
предупреждают переутомление;
служат средством эмоциональной разрядки;
снимают статическую нагрузку;
позволяют достичь наибольшего коррекционно-обучающего эффекта;
во время упражнений дети с ТНР становятся более уверенными, моторно активными, усваивают правила игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.
Примеры игр, упражнений. Упражнение «Ходьба по «Следам»
Шагаем по следам и проговариваем слоги (слова, словосочетания, предложения и т. д.). Вначале дети выполняют упражнение с поддержкой взрослого, затем даем возможность ребенку самостоятельно пройти по следам. Участвуют 2- 4 ребенка.
Примечание. Рисунок дорожки можно менять, чтобы поддержать интерес ребенка.
Звук [Ш]
Ш-Ш-ША ША-ША- ШАГИ АШ-АШ-ВАШ
ШТА-ШТА-ШТА АША-АША-МАША ИШ-ИШ-ФИНИШ
ШТА-ШТУ-ШТЭ ПЫШКИ МУШКА ШПАГАТ
А-Ш-Ш-Ш НАШ МИША ПЫШНЫЕ
УШ-АШ-ИШ У МАШИНЫ ШИПЫ НА ШИНАХ
Игра «Мотальщики». Дети берутся за палочки, привязанные к концам лент, и стараются как можно быстрее наматывать ленту на свою палочку, и друг за другом проговаривают предложенный им материал. Побеждает тот, кто правильно проговорил и быстро домотал ленточку до центра.
Игра «Паутинка». Натянуть веревку между столами и стульями в виде «паутины». Расстояние между столами – 2,5 метра, верхняя веревка – на высоте 30 см от пола, нижняя – на высоте 10 см. Задача ребенка – пройти всю «паутину», перешагивая через веревку, проговаривая предложенный материал. В игре могут играть 2-3 ребенка.
Игра «Тропинка». Выложить канат «змейкой», овалом и т.д. на паласе и пройти по «тропинке», проговаривая материал. В игре можно использовать как словесный материал, так и картинный или предметный.
Задача ребенка - пройти по «тропинке», проговаривая названия.
Игра «Назови картинку». Из лент выложит 9 квадратов, и заполнить их предметными картинками, перевернув изображением вниз. В игре играют 2 человека. Участник игры, назвав картинку, замещает ее бумажной «тарелочкой». В итоге «тарелочки» надо расположить по прямой (принцип игры «Крестики-нолики»).
Упражнение «Шаги».
Перешагиваем через ленты и проговариваем предложенный материл. Ребенок должен четко проговаривать поставленный звук. Участвовать могут 1-4 человека.
Упражнение «Прыжки».
Прыгать можно через ленты на 2-х ногах с продвижением впереди и проговаривать материал на остановке (Прыжок-остановка и т.д.).
Примечание. Упражнение выполнять в спортивной обуви.
Упражнение «Вытащи карандаш (трубочку)».
Карандаш (трубочку) надо аккуратно вытащить, чтобы остальные не упали, проговорить материал или назвать картинку (предмет). Играть могут от 1 до 5-6 человек.
Упражнение «Ребро–кулак–ладонь- хлопок».
При выполнении упражнения дети проговаривают предложенный материал, например:
- Тара – тара – тара - ра и т.д.
Рекомендации:
- Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для правильного произнесения (автоматизации или дифференциации ) звука.
- Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно преодолевать их вместе с ребенком.
- Автоматизировать звуки рекомендуется не более 10 минут.
И так, важно, сохранять, как традиционные подходы, так и развивать новые направления в логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе («инновaция ради инновации»), а как средство, метод, служащий определенной цели.
Список литературы:
1. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. Е. Н. Краузе-М. : Педагогический университет «Первое сентября» 2013.
2. Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. Г. В. Ханьшева, Издательство: Феникс,2006
3. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств: Для детей 4-7 лет. Крупенчук О. И, Воробьева Т. А. Литера,2007.
4. Инновации - в логопедическую практику. /Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Сост. О. Е. Громова. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2008-232с.