СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Копинг-стратегии, которые мы выбираем

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня важно не только понимать свои сильные и слабые стороны, чтобы справлятьсяс трудностями, но и осозновать, какие действия мы совершаем чаще всего в стрессовых ситуациях. Итак, какие?

Просмотр содержимого документа
«Копинг-стратегии, которые мы выбираем»

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ


  1. ПРОБЛЕМНО-ФОКУСИРОВАННЫЕ СТРАТЕГИИ

(действия, направленные на решение самой проблемы):

  • Конфронтационный копинг (действия, направленные на разжигание противоборства, столкновения, конкурентности; свойственны импульсивным людям, склонным к конфликтам, живущим по принципу «Бей своих, чтоб чужие боялись…», «Беги, или проиграешь!», «Лучшая защита – это нападение!» и т.д.).

  • Контролирование эмоций («человек-футляр», человек с «замороженными» эмоциями и реакциями: такое поведение свойственно людям сдержанным, которые предпочитают не открывать свои чувства другим).

  • Поиск одобрения и поддержки у других (в сложных ситуациях индивид старается привлекать для решения своей проблемы ресурсы извне, использовать социум, в случае дефолта, - ищет виноватых и ответственных во вне).

  • Избегание (предполагает уход от проблемы в иллюзии, в том числе алкоголизм, наркоманию; некоторые люди прибегают к такому поведению при слишком сильной душевной травме, усталости от тяжёлых обстоятельств).

  • ОСОЗНАННОСТЬ


2. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ФОКУСИРОВАННЫЕ СТРАТЕГИИ:

  • Уход в замещающую деятельность (любую!!! похоже на сублимацию, хотя в данном случае выбор замещающей деятельности более широкий).

  • Фантазирование (личность задействует воображение; этот ресурс позволяет найти креативный выход порой из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций).

  • Выплеск эмоций (поиск выхода из ситуации даже при деструктивных переживаниях, но в социально-приемлемой форме. Например, в физическую активность, рубку дров, приборку дома и т.д.).

  • Сдерживание (травмирующая ситуация вытесняется в бессознательное, посредством чего личность может существовать дальше; иногда при этом происходит переключение на другую деятельность).

  • Разрядка (деструктивные переживания переносятся на материальные предметы: человек в эмоциях разбрасывает/ разбивает вещи, ссорится с окружающими, обвиняет всех и вся).

  • Отстранение (выключение всех эмоций).

  • Вытеснение (человек забывает ситуацию, которая причиняла ему дискомфорт; важно понимать надёжность такого механизма, поскольку воспоминания могут вернуться вновь; а для эффективного забывания мозг тратит огромное количество ресурсов).

  • Проекция (собственные мысли и желания неосознанно приписываются другим людям; это позволяет снять с себя ответственность за поступки, которые кажутся «неправильными»; например, сильная ревность может быть следствием желания самому изменить жене).

  • Интроекция (неразборчивое\ неосознанное присваивание чужих мыслей, норм, правил себе, независимо от собственных желаний; в детском возрасте интроекция является нормальным механизмом, поскольку на ней основано всё воспитание и обучение т.к. дети всю информацию о мире воспринимают некритично -; но во взрослом состоянии она может привести к неспособности иметь собственное мнение, чувствовать и мыслить самостоятельно, человек превращается в какого-то биоробота. Проявляется в семейных девизах, установках личности. Например, «Тарелка после обеда должна быть чистой», «Деньги честными не бывают», «Все бабы/ мужики сво..» и т.д.

  • Слияние (граница между собственной и другой личностью исчезает, остаётся одно всеобъемлющее «мы»; такой механизм положительно себя проявляет в отношениях очень маленького ребёнка и его матери, поскольку он позволяет ребёнку выжить в первые годы своего существования; у взрослых людей слияние порождает исчезновение способности чувствовать, отношения лишаются страсти. Маркером является частое/ постоянное употребление местоимение «мы» в рассказе о партнере, ребёнке, другом значимом человеке).

  • Рационализация (поиск причины неприятных ситуаций не в себе, а в каких-то внешних обстоятельствах: например, человек, не сумев устроиться на интересующую его работу, старается убедить себя и других, что он сам не особенно-то хотел на неё устроиться, поскольку работа якобы нудная и неинтересная; нередко проявляется как обесценивание. Так, женщина, которая замужем за тираном или абьюзером, уговаривает себя, что «зато не пьет, деньги – домой…»).

  • Отрицание (механизм, проявляющийся как попытка отрицать очевидные факты – полный отказ от неприятной информации: такое поведение напоминает действия маленького ребёнка, который думает, что если он закроет глаза и не будет смотреть на пчелу, то она исчезнет и не ужалит его; естественно, от таких действий проблема не исчезает, и рано или поздно наличие проблемы приходится признать (хотя нередко к тому времени она уже оказывает на человека своё окончательное воздействие).

  • Регрессия (приспособление личности к тяжёлой ситуации через возвращение к привычным с детства формам поведения – таким как плач, капризы, эмоциональные просьбы и др.; человек на бессознательном уровне усваивает, что такое поведение гарантирует выход из сложной ситуации, поскольку в детстве это действительно работало: ведь за него почти всё решали родители; во взрослом состоянии регрессия обычно является показателем инфантильности, душевной слабости, неспособности найти успешную стратегию для решения проблемы, поиске «свободных ушей», «жилетки», «вторичной выгоды» от ситуации или своей слабости, вера в то, что мир несовершенен и отвергает тебя).

  • Сублимация (механизм, при котором в попытке забыть травмирующую ситуацию личность переключается на какую-то другую деятельность, приемлемую в социальном отношении; чаще всего это творчество и спорт; является продуктивным защитным механизмом, поскольку с её помощью общество получило множество великих произведений искусства и спортивных достижений).

  • Реактивное образование (сознание защищает человека от неприятных побуждений, вырабатывая противоположные побуждения, причём часто в гипертрофированном виде; к примеру, человек считает, что недопустимо даже легонько шлёпать детей за шалости, а тех родителей, кто так делает, нужно сразу отдавать под суд (или расстреливать).

  • Самообвинение/ самокопание.

  • Творчество (переживание выражается через рисование, вышивание и другие формы искусства, включая и юмор, который позволяет в негативной ситуации найти какой-то позитив).

  • Адекватная самооценка.

  • Эмоциональная устойчивость (низкий нейротизм, резистентность).

  • Позитивное мышление.


стратегии основаны на:

- познании,

- на конкретном поведении,

- на эмоциональном переживании.


по их продуктивности:

- обращение к другим за помощью и поддержкой,

- непродуктивная стратегия (избегание проблемы в связи с недостатком ресурсов для её решения),

- продуктивная стратегия (активные действия, направленные на поиск ресурсов и решение проблемы).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!