Северинова Юлия Александровна
Класс: 9
Дата: ___________
алгебра
Тема: Корень n-ой степени
урок № 23
Цели урока: Рассмотреть понятие корня n-oй степени, понятие арифметического корня n-й степени из числа a, фoрмирование навыков сознательного и рационального использования свoйств арифметического корня -й степени при решении задач.
Планируемые результаты:
Предметные:
Рассмотреть понятие кoрня n-ой степени, понятие арифметического корня n-й степени из числа a и свойства арифметического корня -й степени.
Метапредметные:
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе.
Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая необходимую информацию.
Регулятивные: планировать необходимые действия, операции. Оценивать возникающие трудности, вносить коррективы в работу.
Личностные: осваивать новые виды деятельности.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.
Оборудование: мультимедийная доска; проектор; презентация;
Основные понятия: функция, область определения функции, область значения функции.
Ход урока:
1. Организационный момент
Включение учащихся в учебную деятельность. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организации рабочего места.
2. Актуализация знаний
Повторить определение квадратного корня из числа а, степени с натуральным, нулевым, целым отрицательным и рациональным показателем.
аn=а·а·а···а , , a≠0, a0=1, a≠0,
n
, a0, mєZ, nєZ, n≥2
Повторить свойства степеней с рациональным показателем:
10. ах ·ау=ах+у
20.
30.
40.
50.
Вычислите:
а) ; б) ; в) ; г) ;
д) ; е) ; ж) ; з) .
4. Определение. Корнем n-ой степени из числа а называется такое число, n-ая степень которого равна а.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
В в е д е н и е п о н я т и я корня п-й степени.
Необходимо добиться от учащихся четкой формулировки определения корня п-й степени. На доску следует вынести запись:
Учащиеся часто путаются в терминологии новых понятий, поэтому нужно предложить им выполнить устное задание.
З а д а н и е. Прочитайте корень п-й степени и назовите, чему равен показатель корня и подкоренное выражение.
а) ; в) ; д) ;
б) ; г) ; е) .
На доску следует вынести запись:
Показатель корня | | – корень п-й степени из числа а |
Подкоренное выражение |
2. Р а с с м о т р е н и е примеров вычисления корней п-й степени.
Примеры должны быть различны: варьировать показатели корня (четные и нечетные) и подкоренные выражения (отрицательные и положительные).
Важно, чтобы учащиеся осознали следующее: если п – нечетное число, то выражение имеет смысл при любом а, если же п – четное число, то выражение имеет смысл лишь при а ≥ 0. Это позволит подойти к понятию арифметического корня п-й степени.
3. В в е д е н и е п о н я т и я арифметического корня п-й степени.
После того, как будет разобрано определение арифметического корня п-й степени, необходимо на доску вынести равенства, которые помогут учащимся при вычислении выражений с корнями.
= а при всех а, при которых выражение имеет смысл.
= – при нечетном п и положительном а.
Основные свойства арифметического корня n-ой степени:
10.
20.
30.
40.
50.
IV. Формирование умений и навыков.
Упражнения:
1. Заполните таблицу.
Показатель корня | 3 | 9 | 4 | 10 | 2 | | | |
Подкоренное выражение | 7 | –12 | | 5 | 0,6 | | | |
Корень п-й степени | | | | | | | | |
2. № 160.
3. № 162, № 164.
4. № 168
V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Что называется корнем п-й степени из числа а?
– Приведите пример корня, у которого показатель является нечетным числом, а подкоренное выражение отрицательно.
– Имеет ли смысл выражение ? Почему?
– Дайте определение арифметического корня п-й степени.
Домашнее задание: № 159 (а,б, в), № 161