ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Тема: «Корень п-ой степени и свойства.
Цель занятия: Обобщить и систематизировать знания по теме «Корень п-ой степени и свойства»; закрепить умения использовать полученные знания для преобразования выражений.
Ход работы.
1. Записать теоретические сведения
Теоретические сведения
КОРНИ НАТУРАЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ИЗ ЧИСЛА, ИХ СВОЙСТВА.
Корень n – степени:
, n - показатель корня, а – подкоренное выражение
Если n – нечетное число, то выражение
имеет смысл при
а
Если n – четное число, то выражение
имеет смысл при
Арифметический корень:
Корень нечетной степени из отрицательного числа:
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КОРНЕЙ
-
Правило извлечения корня из произведения:
-
Правило извлечения корня из дроби:
-
Правило извлечения корня из корня:
-
Правило вынесения множителя из под знака корня:
-
Внесение множителя под знак корня:
,
-
Показатель корня и показатель подкоренного выражения можно умножить на одно и тоже число.
-
Правило возведения корня в степень.
СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ
=
,a – основание степени, n – показатель степени
Свойства:
-
При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, а основание остается неизменным.
-
При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели вычитаются, а основание остается неизменным.
-
При возведении степени в степень показатели перемножаются.
-
При возведении в степень произведения двух чисел, каждое число возводят в эту степень, а результаты перемножают.
-
Если в степень возводят частное двух чисел, то в эту степень возводят числитель и знаменатель, а результат делят друг на друга.
-
Если
СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ
-
-
-
-
По определению:
Свойства:
-
-
-
-
-
-
Пусть r рациональное число
, тогда
при r0
при r
7 .Для любого рациональных чисел r и s из неравенства
следует
при a1
при
Формулы сокращённого умножения.
Пример 1. Упростите выражение
.
Решение
Применим свойства степеней (умножение степеней с одинаковым основанием и деление степеней с одинаковым основанием):
.
Ответ: 9m7 .
Пример 2.Сократить дробь:
Решение. Так область определения дроби
все числа, кроме х ≠ 1 и х ≠ -2.Вместе с тем
.Сократив дробь, получим
.Область определения полученной дроби: х ≠ -2, т.е. шире, чем область определения первоначальной дроби. Поэтому дроби
и
равны при х ≠ 1 и х ≠ -2.
Пример 3.Сократить дробь:
Пример 4.Упростить:
Пример 5.Упростить:
Пример 6. Упростить:
Пример 7. Упростить:
Пример 8.Упростить:
Пример 9. Вычислить:
.
Решение.
Пример 10.Упростить выражение:
Решение.
Пример 11.Сократить дробь
, если
Решение.
.
2. Решить самостоятельно
1. Упростите выражение:
2. Найдите значение выражения:
3. Представьте степень с дробным показателем в виде корня
4. Привести указанное выражение к виду
, где а -рациональное число, b – натуральное число
,
5. Упростить:
;
6. Замените арифметические корни степенями с дробным показателем
,
,
7. Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит знака корня
8. Сократите дробь
9. Выполните действие