СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)
ЦЕЛИ
Чтение статьи о В.Г. Короленко
«Совесть эпохи», «солнце России», «светлый духом» — так говорили о Владимире Галактионовиче Короленко современники. Ответить на вопрос, как складывалась личность писателя и общественного деятеля, к каждому слову которого прислушивалась чуть ли не вся читающая Россия, во многом помогает автобиографическая книга Короленко «История моего современника».
На протяжении всей своей долгой жизни Короленко будет честен... Казалось бы, пустая формальность: всем политическим ссыльным нужно подписать присягу на верноподданство новому императору Александру III. Короленко не может пойти против своей совести, отказывается подписать присягу и расплачивается за это долгими годами страшной якутской ссылки, но никогда не сожалеет об этом.
А вот один из эпизодов, каких в жизни Короленко было много. Писатель тяжело болен (жить ему остается немногим более двух лет). Вооружённые бандиты проникли в дом Короленко, где временно хранились два миллиона рублей, собранные общественными организациями для перевозки детей из голодающей Москвы на Украину. И больной 66-летний писатель бросается на грабителя. «Затем, отчетливо помню, что бандит старался повернуть револьвер ко мне, а мне удавалось мешать этому. Раздался еще выстрел, который он направил на меня, но который попал в противоположную, в дверь... Отчетливо помню, что у меня не было страха, а был только сильный гнев». Совместными усилиями самого писателя, его жены и дочери растерявшиеся грабители были обращены в бегство.
Определяющая черта личности Короленко — стремление сохранить незапятнанными свою совесть и честь с самых ранних лет и до конца своей жизни, острое чувство личной ответственности за «общественную неправду».
Судьба детей — огромная социально-нравственная проблема эпохи просветительства. Тема безотрадного нищего детства , волновавшая передовые общественные круги, прочно вошла в литературу и искусство второй половины XIX в.
Первичные впечатления
Повзрослевший герой смотрит на себя самого с высоты прожитых лет, оценивает собственные поступки и действия людей, его окружавших.
События происходят в небольшом городке Княжье-Вено.
Прочитайте 1 главу повести до слов «С севера и юга…» и ответьте на вопросы:
Вариант 1. Найдите в первой главе художественные детали, воссоздающие атмосферу городка.
Тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Город над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама, ушедшие в землю хатки; деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли.
Вариант 2. Найдите в первой главе художественные детали, воссоздающие загородный пейзаж.
Березы над могилами кладбища, хлеба на нивах, широкие водяные глади и топи. Посредине одного из прудов находится остров. На острове — старый полуразрушенный замок. Заброшенная часовня среди истлевших крестов. У нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.
Описание городского и загородного пейзажей создает впечатление всеобщего запустения, разрухи . Болота выделяют в воздух ядовитые испарения. Жить в этих местах невозможно.
Прочитайте 1 главу повести со слов «С севера и юга…» до слов «С того вечера…» и ответьте на вопросы:
Прочитайте 1 главу повести со слов «С того вечера…» до конца и ответьте на вопросы:
Вася уходил из дома к товарищам, разделявшим его интересы. С ними он не чувствовал себя таким одиноким. Ему нравилось встречать пробуждение природы, он пытался понять, что происходит вокруг. Тонкая, отзывчивая душа героя стремилась к прекрасному.
Боль отца слишком сильна. Он не верит в то, что кто-либо еще может так страдать, что сын способен разделить его чувства. В тот момент, когда Вася не вытерпел и выбежал из кустов на дорожку, отец, вероятно, подумал, что сын позовет его играть. Это вызывало в нем раздражение и неприязнь к ребенку.
Отец Васи всегда казался мальчику суровым человеком. После смерти матери лицо его стало еще более угрюмым.
Правила хороших взаимоотношений в семье:
Отец всегда занят лишь собственными чувствами. Как когда-то он не замечал сына, ослепленный счастьем, так и теперь, глубоко переживая тяжелую утрату, он совершенно не думает о том, какие чувства может испытывать ребенок, потерявший любимую мать. Даже Соню он замечает только потому, что девочка напоминает ему жену.
Чуткий к чужому горю, отзывчивый, глубоко ранимый, Вася и его отец, глубоко переживающий смерть жены, не могут сделать шаг навстречу друг другу, поскольку Вася еще очень мал, для того чтобы найти нужные слова, а отец не в состоянии победить отчаяние, затмившее чувство сострадания.
Прочитайте 4 главу повести до слов «Времени для меня…» и ответьте на вопросы:
Письменно ответьте на вопросы:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Перечитать главы 4 и 5.
В чём разница между этими людьми?
Семья Тыбурция и семья судьи.
Валека и Маруси.
Семья судьи.
Жизнь детей из благополучных и обездоленных семей в повести Короленко
Проверка домашнего задания.
1 группа. Найдите художественные детали, воссоздающие атмосферу уходящего дня.
«Солнце начинало склоняться к закату. Косые лучи мягко золотили зелёную мураву старого кладбища, играли... переливались...» . «Было тихо, веяло спокойствием и глубоким миром...» . «…Воробьи возились кругом да ласточки бесшумно влетали и вылетали...» . «…Стлалась густая зелень, пестрели разноцветные головки лютиков, кашки, фиалок...» . «Лучи вечернего солнца, свободно врываясь в открытые окна, разрисовали ярким золотом...»
2 группа. Найдите художественные детали, воссоздающие атмосферу полуразрушенной часовни и кладбища.
Старая часовня «стояла, грустно понурясь, среди поросших травою могил, скромных крестов, полуразвалившихся каменных гробниц». «Внутренность высокого, узкого здания была лишена всяких украшений». «Старые, ободранные стены». «Углы были затканы паутиной». «Предметы, еле выделявшиеся на полу странными очертаниями».
3 группа. Найдите в тексте глаголы, передающие состояние Васи.
«Я храбро взобрался на нее...» «Я вздрогнул». «Мне было жутко». «Ответил я так же, собираясь с духом». «Я почувствовал прилив судорожного страха». «Я инстинктивно оглянулся и увидел странное явление, поразившее меня, впрочем, больше удивлением, чем ужасом». «Трудно передать мои ощущения в эту минуту». «Чувство, которое я испытывал, нельзя даже назвать страхом». «Времени для меня не существовало». «Увидев его, я сильно ободрился». «Я ободрился еще более...» «Я не боюсь противника и отчасти намекаю на мое к нему презрение». «Я не моргнул и глазом», «Я пятился грудью вперед». «...Сказал я, но уже более миролюбиво». «А я, конечно, был слишком великодушен, чтобы воспользоваться его неудобным положением». «Что ж, приходи! Я буду рад, — ответил я радушно». «…Спросил я, искренне огорченный грустным тоном, каким были сказаны эти слова». «Изумился я чистосердечно». «Никому не скажу, — ответил я твёрдо.
Валек знал Васю как сына судьи, опасался, что он расскажет о встрече отцу, и решил испытать его. Но Васина смелость, решительность, готовность принять открытый бой понравились Валеку, и он почувствовал к нему невольное уважение.
Радушное приглашение Васи озадачило Валека. Он знает, что богатые отнюдь не гостеприимны и вовсе не великодушны. Вася, напротив, дал понять, что не собирается задирать нос из-за того, что его отец — судья. Васе понравилось, что при первой же возможности избежать драки Валек охотно разжал кулаки. Он оценил самостоятельность Валека и то, как дети относятся друг к другу.
Решительность, мужество, самообладание, твердость, великодушие, чистосердечие, радушие, искренность.
Прочитайте 5 главу повести до слов «Я ничего не понимал…» и ответьте на вопросы:
Вася впервые задумался о жестокой несправедливости царивших в жизни законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных детей.
Герой обрел новую семью . Маруся заменила Васе сестру, с которой ему не разрешали играть. Он чувствовал себя старшим братом и как мог заботился о детях.
Валек и Маруся перестали чувствовать себя отверженными : Вася дарил им лакомства, которые они редко видели, затевал веселые игры, рассказывал Марусе сказки. Для Валека Вася был единственным товарищем, с которым можно поговорить, поиграть. Он очень дорожил дружбой с Васей.
Прочитайте 5 главу повести от слов «Я ничего не понимал…» до конца и ответьте на вопросы:
Сравнительная характеристика двух семей
Критерии
Семья судьи
Члены семьи
Семья Тыбурция
Отец и двое детей
Жильё
Дом
Отец и двое детей
Работа
Питание
Развалины старой часовни
Отец работает судьёй
Хорошее
Нигде не работает, ворует
Отношение к детям
Редко питаются, едят то, что ворует Тыбурций
Больше любит дочь, чем сына. Его воспитанием не занимается.
Любит своих детей
Прочитайте 6 главу повести до слов «Под окном сидела…» и ответьте на вопросы:
Прочитайте 6 главу повести со слов «Под окном сидела…» до конца и ответьте на вопросы:
Основой дружбы Васи, Валека было взаимное стремление поделиться своими мыслями, найти отклик на душевные переживания , наконец, просто почувствовать, что кто-то нуждается в тебе, ждет и радуется встрече.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Перечитать главы 7—9 и «Заключение»
Что такое общество?
Общество – круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов.
Дурное общество. Равнодушие окружающих людей к беднякам
ЦЕЛЬ: выявить художественную идею повести, состоящую в утверждении необходимости гуманного, справедливого отношения к людям, независимо от общественного и имущественного положения.
Прочитайте 7 главу повести до слов «Тыбурций быстрым…» и ответьте на вопросы:
Прочитайте 7 главу повести со слов «Тыбурций быстрым…» до конца и ответьте на вопросы:
Прочитайте 8 главу и ответьте на вопросы:
О каком обществе идёт речь в повести?
Это Тыбурций и его дети. Эти нищие неровня главному герою, но мальчик на это не обращает внимания. Социальное положение этих людей не скрывает их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, справедливости. Именно в этом «дурном» обществе Вася находит настоящих друзей.
Положительное. Вася даже на своего отца взглянул по-другому. Вася научился терпению (когда Маруся болела и не могла играть, он ждал её выздоровления и приносил цветы), состраданию к бедным и голодным людям.
У мальчика умерла мать, отец перестал его замечать. Вася чувствует себя одиноким.
Вася обрёл друзей и изменил своё мнение об отце, стал более терпеливым и увидел социальное неравенство по отношению к бедным людям.
Прочитайте 9 главу повести до слов «Я сообщил…» и ответьте на вопросы:
Мальчик хотел порадовать Марусю. Его игрушки её не интересовали, а вот кукла могла сотворить чудо.
Принести лекарство, рассказать о её состоянии отцу, но тогда бы он нарушил обещание, которое дал Тыбурцию и Валеку.
Если бы пропажу обнаружили, то его сочли бы вором. Отец стал бы презирать его (у судьи сын преступник-вор). Да, стоит. Вася – человек доброты и сострадания.
Прочитайте 9 главу повести со слов «Я сообщил…» до «В эту критическую минуту…» и ответьте на вопросы:
Вася совершил поступок, достойный человека, наделенного лучшими качествами . Он хотел скрасить безрадостные дни девочки, вернуть ее к жизни. Васе дорога память матери, ему кажется, что мать одобрила бы такое решение, тем более Маруся чем-то напоминает ее. Отцу он не может рассказать о своих новых знакомых, поскольку дал слово молчать.
Прочитайте 9 главу повести со слов «В эту критическую минуту…» до конца и ответьте на вопросы:
Он был преступником, и его могли арестовать. Он хотел помочь мальчику, потому что тот помог Марусе.
Прочитайте заключение и ответьте на вопросы:
а) Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи.
б) Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся в начале общения Васи с Валеком и Марусей.
в) Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу.
г) Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?
д) Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом.
е) На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди.
3. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи.