СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Короленко "В дурном обществе" (на 3-4 урока). 6 класс (Меркин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Короленко "В дурном обществе" (на 3-4 урока). 6 класс (Меркин)»

Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)

Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)

ЦЕЛИ познакомиться с некоторыми биографическими сведениями, нашедшими отражение в книге «В дурном обществе» выявить значение темы безотрадного нищего детства в литературе и искусстве второй половины XIX века определить причины непонимания, сложившегося в отношениях Васи и отца

ЦЕЛИ

  • познакомиться с некоторыми биографическими сведениями, нашедшими отражение в книге «В дурном обществе»
  • выявить значение темы безотрадного нищего детства в литературе и искусстве второй половины XIX века
  • определить причины непонимания, сложившегося в отношениях Васи и отца
Чтение статьи о В.Г. Короленко Какую «родину» обрел писатель? К чему призывал Короленко? Какие произведения он написал? Объясните, как вы поняли смысл высказывания из рассказа «Парадокс»: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него».

Чтение статьи о В.Г. Короленко

  • Какую «родину» обрел писатель?
  • К чему призывал Короленко?
  • Какие произведения он написал?
  • Объясните, как вы поняли смысл высказывания из рассказа «Парадокс»: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него».
 «Совесть эпохи», «солнце России», «светлый духом» — так говорили о Владимире Галактионовиче Короленко современники. Ответить на вопрос, как складывалась личность писателя и общественного деятеля, к каждому слову которого прислушивалась чуть ли не вся читающая Россия, во многом помогает автобиографическая книга Короленко «История моего современника».  На протяжении всей своей долгой жизни Короленко будет честен... Казалось бы, пустая формальность: всем политическим ссыльным нужно подписать присягу на верноподданство новому императору Александру III. Короленко не может пойти против своей совести, отказывается подписать присягу и расплачивается за это долгими годами страшной якутской ссылки, но никогда не сожалеет об этом.

«Совесть эпохи», «солнце России», «светлый духом» — так говорили о Владимире Галактионовиче Короленко современники. Ответить на вопрос, как складывалась личность писателя и общественного деятеля, к каждому слову которого прислушивалась чуть ли не вся читающая Россия, во многом помогает автобиографическая книга Короленко «История моего современника».

На протяжении всей своей долгой жизни Короленко будет честен... Казалось бы, пустая формальность: всем политическим ссыльным нужно подписать присягу на верноподданство новому императору Александру III. Короленко не может пойти против своей совести, отказывается подписать присягу и расплачивается за это долгими годами страшной якутской ссылки, но никогда не сожалеет об этом.

 А вот один из эпизодов, каких в жизни Короленко было много. Писатель  тяжело болен (жить ему остается немногим более двух лет). Вооружённые бандиты проникли в дом Короленко, где временно хранились два миллиона рублей, собранные общественными организациями для перевозки детей из голодающей Москвы на Украину. И больной 66-летний писатель бросается на грабителя. «Затем, отчетливо помню, что бандит старался повернуть револьвер ко мне, а мне удавалось мешать этому. Раздался еще выстрел, который он направил на меня, но который попал в противоположную, в дверь... Отчетливо помню, что у меня не было страха, а был только сильный гнев». Совместными усилиями самого писателя, его жены и дочери растерявшиеся грабители были обращены в бегство.  Определяющая черта личности Короленко — стремление сохранить незапятнанными свою совесть и честь с самых ранних лет и до конца своей жизни, острое чувство личной ответственности за «общественную неправду».

А вот один из эпизодов, каких в жизни Короленко было много. Писатель тяжело болен (жить ему остается немногим более двух лет). Вооружённые бандиты проникли в дом Короленко, где временно хранились два миллиона рублей, собранные общественными организациями для перевозки детей из голодающей Москвы на Украину. И больной 66-летний писатель бросается на грабителя. «Затем, отчетливо помню, что бандит старался повернуть револьвер ко мне, а мне удавалось мешать этому. Раздался еще выстрел, который он направил на меня, но который попал в противоположную, в дверь... Отчетливо помню, что у меня не было страха, а был только сильный гнев». Совместными усилиями самого писателя, его жены и дочери растерявшиеся грабители были обращены в бегство.

Определяющая черта личности Короленко — стремление сохранить незапятнанными свою совесть и честь с самых ранних лет и до конца своей жизни, острое чувство личной ответственности за «общественную неправду».

Судьба детей — огромная социально-нравственная проблема эпохи просветительства. Тема безотрадного нищего детства , волновавшая передовые общественные круги, прочно вошла в литературу и искусство второй половины XIX в.

Судьба детей — огромная социально-нравственная проблема эпохи просветительства. Тема безотрадного нищего детства , волновавшая передовые общественные круги, прочно вошла в литературу и искусство второй половины XIX в.

Первичные впечатления От чьего имени идет рассказ? Повзрослевший герой смотрит на себя самого с высоты прожитых лет, оценивает собственные поступки и действия людей, его окружавших. Где происходят события? События происходят в небольшом городке Княжье-Вено.

Первичные впечатления

  • От чьего имени идет рассказ?

Повзрослевший герой смотрит на себя самого с высоты прожитых лет, оценивает собственные поступки и действия людей, его окружавших.

  • Где происходят события?

События происходят в небольшом городке Княжье-Вено.

Прочитайте 1 главу повести до слов «С севера и юга…» и ответьте на вопросы: Сколько лет было мальчику, когда умерла его мама? (Шесть лет) Почему отец больше внимания уделял дочери, а не сыну? (Напоминал недавно умершую жену) Какое архитектурное сооружение считалось лучшим в городе? (Тюрьма) В каком состоянии находится город? (В упадке: кругом грязь, нищета, хлам).

Прочитайте 1 главу повести до слов «С севера и юга…» и ответьте на вопросы:

  • Сколько лет было мальчику, когда умерла его мама? (Шесть лет)
  • Почему отец больше внимания уделял дочери, а не сыну? (Напоминал недавно умершую жену)
  • Какое архитектурное сооружение считалось лучшим в городе? (Тюрьма)
  • В каком состоянии находится город? (В упадке: кругом грязь, нищета, хлам).
Вариант 1. Найдите в первой главе художественные детали, воссоздающие атмосферу городка. Тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Город над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама, ушедшие в землю хатки; деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Вариант 2. Найдите в первой главе художественные детали, воссоздающие загородный пейзаж. Березы над могилами кладбища, хлеба на нивах, широкие водяные глади и топи. Посредине одного из прудов находится остров. На острове — старый полуразрушенный замок. Заброшенная часовня среди истлевших крестов. У нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.

Вариант 1. Найдите в первой главе художественные детали, воссоздающие атмосферу городка.

Тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Город над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама, ушедшие в землю хатки; деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли.

Вариант 2. Найдите в первой главе художественные детали, воссоздающие загородный пейзаж.

Березы над могилами кладбища, хлеба на нивах, широкие водяные глади и топи. Посредине одного из прудов находится остров. На острове — старый полуразрушенный замок. Заброшенная часовня среди истлевших крестов. У нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.

Что общего в описании городского и загородного пейзажей? Описание городского и загородного пейзажей создает впечатление всеобщего запустения, разрухи . Болота выделяют в воздух ядовитые испарения. Жить в этих местах невозможно.
  • Что общего в описании городского и загородного пейзажей?

Описание городского и загородного пейзажей создает впечатление всеобщего запустения, разрухи . Болота выделяют в воздух ядовитые испарения. Жить в этих местах невозможно.

Прочитайте 1 главу повести со слов «С севера и юга…» до слов «С того вечера…» и ответьте на вопросы: Что находится в центре одного из прудов? (Остров) Что находится на острове? (Замок) Кто жил в развалинах замка? (Бедняки) Кем был старый Януш? (Слуга старого графа)

Прочитайте 1 главу повести со слов «С севера и юга…» до слов «С того вечера…» и ответьте на вопросы:

  • Что находится в центре одного из прудов? (Остров)
  • Что находится на острове? (Замок)
  • Кто жил в развалинах замка? (Бедняки)
  • Кем был старый Януш? (Слуга старого графа)
Прочитайте 1 главу повести со слов «С того вечера…» до конца и ответьте на вопросы: Почему замок стал противен мальчику? (Он понял, насколько жестоки были люди, прогонявшие бедняков. Мальчик почувствовал несправедливость). Кто был руководителем сообщества бедных? (Пан Тыбурций) Что светилось в глазах пана Тыбурция? (Лукавство, проницательность) Сколько детей было у Тыбурция? (Двое) Как звали сына? (Валек)

Прочитайте 1 главу повести со слов «С того вечера…» до конца и ответьте на вопросы:

  • Почему замок стал противен мальчику? (Он понял, насколько жестоки были люди, прогонявшие бедняков. Мальчик почувствовал несправедливость).
  • Кто был руководителем сообщества бедных? (Пан Тыбурций)
  • Что светилось в глазах пана Тыбурция? (Лукавство, проницательность)
  • Сколько детей было у Тыбурция? (Двое)
  • Как звали сына? (Валек)
Почему Вася начал бродяжничать? Вася уходил из дома к товарищам, разделявшим его интересы. С ними он не чувствовал себя таким одиноким. Ему нравилось встречать пробуждение природы, он пытался понять, что происходит вокруг. Тонкая, отзывчивая душа героя стремилась к прекрасному. Отношение Васи к отцу. Почему порыв сына разделить скорбь отца встретил лишь холодное: «Что нужно?» Боль отца слишком сильна. Он не верит в то, что кто-либо еще может так страдать, что сын способен разделить его чувства. В тот момент, когда Вася не вытерпел и выбежал из кустов на дорожку, отец, вероятно, подумал, что сын позовет его играть. Это вызывало в нем раздражение и неприязнь к ребенку. Достойны ли уважения чувства отца? Каким кажется мальчику отец? Отец Васи всегда казался мальчику суровым человеком. После смерти матери лицо его стало еще более угрюмым.
  • Почему Вася начал бродяжничать?

Вася уходил из дома к товарищам, разделявшим его интересы. С ними он не чувствовал себя таким одиноким. Ему нравилось встречать пробуждение природы, он пытался понять, что происходит вокруг. Тонкая, отзывчивая душа героя стремилась к прекрасному.

  • Отношение Васи к отцу. Почему порыв сына разделить скорбь отца встретил лишь холодное: «Что нужно?»

Боль отца слишком сильна. Он не верит в то, что кто-либо еще может так страдать, что сын способен разделить его чувства. В тот момент, когда Вася не вытерпел и выбежал из кустов на дорожку, отец, вероятно, подумал, что сын позовет его играть. Это вызывало в нем раздражение и неприязнь к ребенку.

  • Достойны ли уважения чувства отца? Каким кажется мальчику отец?

Отец Васи всегда казался мальчику суровым человеком. После смерти матери лицо его стало еще более угрюмым.

Какими должны быть отношения между детьми и родителями? Что нужно для хороших взаимоотношений в семье? Правила хороших взаимоотношений в семье: Не скрывать своих эмоций и чувств Проводить больше времени вместе Учиться слушать и сопереживать Помогать друг другу
  • Какими должны быть отношения между детьми и родителями? Что нужно для хороших взаимоотношений в семье?

Правила хороших взаимоотношений в семье:

  • Не скрывать своих эмоций и чувств
  • Проводить больше времени вместе
  • Учиться слушать и сопереживать
  • Помогать друг другу
Почему отец и сын не понимают друг друга? Отец всегда занят лишь собственными чувствами. Как когда-то он не замечал сына, ослепленный счастьем, так и теперь, глубоко переживая тяжелую утрату, он совершенно не думает о том, какие чувства может испытывать ребенок, потерявший любимую мать. Даже Соню он замечает только потому, что девочка напоминает ему жену. Чуткий к чужому горю, отзывчивый, глубоко ранимый, Вася и его отец, глубоко переживающий смерть жены, не могут сделать шаг навстречу друг другу, поскольку Вася еще очень мал, для того чтобы найти нужные слова, а отец не в состоянии победить отчаяние, затмившее чувство сострадания.
  • Почему отец и сын не понимают друг друга?

Отец всегда занят лишь собственными чувствами. Как когда-то он не замечал сына, ослепленный счастьем, так и теперь, глубоко переживая тяжелую утрату, он совершенно не думает о том, какие чувства может испытывать ребенок, потерявший любимую мать. Даже Соню он замечает только потому, что девочка напоминает ему жену.

Чуткий к чужому горю, отзывчивый, глубоко ранимый, Вася и его отец, глубоко переживающий смерть жены, не могут сделать шаг навстречу друг другу, поскольку Вася еще очень мал, для того чтобы найти нужные слова, а отец не в состоянии победить отчаяние, затмившее чувство сострадания.

Прочитайте 4 главу повести до слов «Времени для меня…» и ответьте на вопросы: Кто из мальчиков забрался внутрь часовни? (Главный герой) Что напугало мальчиков? (Сова, которая взлетела) Почему главный герой не мог выбраться из часовни? (Его товарищ испугался и бросил его) Как вы оцениваете поступок товарищей мальчика? (Они струсили и бросили главного героя).

Прочитайте 4 главу повести до слов «Времени для меня…» и ответьте на вопросы:

  • Кто из мальчиков забрался внутрь часовни? (Главный герой)
  • Что напугало мальчиков? (Сова, которая взлетела)
  • Почему главный герой не мог выбраться из часовни? (Его товарищ испугался и бросил его)
  • Как вы оцениваете поступок товарищей мальчика? (Они струсили и бросили главного героя).

Письменно ответьте на вопросы: Чего искал главный герой на улице? Зачем он убегал? Как бы вы поступили на месте главного героя? Хотели бы вы дружить с главным героем и почему?

Письменно ответьте на вопросы:

  • Чего искал главный герой на улице? Зачем он убегал?
  • Как бы вы поступили на месте главного героя?
  • Хотели бы вы дружить с главным героем и почему?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Перечитать главы 4 и 5.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Перечитать главы 4 и 5.

В чём разница между этими людьми?

В чём разница между этими людьми?

В повести Короленко описана жизнь двух семей. Какие это семьи? Семья Тыбурция и семья судьи. Какую семью можно назвать бедной? Валека и Маруси. Какая семья живет в достатке? Семья судьи. Всегда ли хорошие отношения в семье зависят от финансового положения?
  • В повести Короленко описана жизнь двух семей. Какие это семьи?

Семья Тыбурция и семья судьи.

  • Какую семью можно назвать бедной?

Валека и Маруси.

  • Какая семья живет в достатке?

Семья судьи.

  • Всегда ли хорошие отношения в семье зависят от финансового положения?
Жизнь детей из благополучных и обездоленных семей в повести Короленко Проверка домашнего задания. С кем познакомился главный герой в развалинах часовни? (С Валеком и Марусей). Как выглядит Валек? (Худощавый и тонкий, грязная одежда) Почему мальчики не стали драться? (Вася увидел, что рядом с мальчиком стоит сестра) Почему Валеку нельзя было дружить с Васей? (Отец Васи – судья, их отец был бы против)

Жизнь детей из благополучных и обездоленных семей в повести Короленко

Проверка домашнего задания.

  • С кем познакомился главный герой в развалинах часовни? (С Валеком и Марусей).
  • Как выглядит Валек? (Худощавый и тонкий, грязная одежда)
  • Почему мальчики не стали драться? (Вася увидел, что рядом с мальчиком стоит сестра)
  • Почему Валеку нельзя было дружить с Васей? (Отец Васи – судья, их отец был бы против)

1 группа. Найдите художественные детали, воссоздающие атмосферу уходящего дня.

«Солнце начинало склоняться к закату. Косые лучи мягко золотили зелёную мураву старого кладбища, играли... переливались...» . «Было тихо, веяло спокойствием и глубоким миром...» . «…Воробьи возились кругом да ласточки бесшумно влетали и вылетали...» . «…Стлалась густая зелень, пестрели разноцветные головки лютиков, кашки, фиалок...» . «Лучи вечернего солнца, свободно врываясь в открытые окна, разрисовали ярким золотом...»

2 группа. Найдите художественные детали, воссоздающие атмосферу полуразрушенной часовни и кладбища.

Старая часовня «стояла, грустно понурясь, среди поросших травою могил, скромных крестов, полуразвалившихся каменных гробниц». «Внутренность высокого, узкого здания была лишена всяких украшений». «Старые, ободранные стены». «Углы были затканы паутиной». «Предметы, еле выделявшиеся на полу странными очертаниями».

  3 группа. Найдите в тексте глаголы, передающие состояние Васи.

«Я храбро взобрался на нее...» «Я вздрогнул». «Мне было жутко». «Ответил я так же, собираясь с духом». «Я почувствовал прилив судорожного страха». «Я инстинктивно оглянулся и увидел странное явление, поразившее меня, впрочем, больше удивлением, чем ужасом». «Трудно передать мои ощущения в эту минуту». «Чувство, которое я испытывал, нельзя даже назвать страхом». «Времени для меня не существовало». «Увидев его, я сильно ободрился». «Я ободрился еще более...» «Я не боюсь противника и отчасти намекаю на мое к нему презрение». «Я не моргнул и глазом», «Я пятился грудью вперед». «...Сказал я, но уже более миролюбиво». «А я, конечно, был слишком великодушен, чтобы воспользоваться его неудобным положением». «Что ж, приходи! Я буду рад, — ответил я радушно». «…Спросил я, искренне огорченный грустным тоном, каким были сказаны эти слова». «Изумился я чистосердечно». «Никому не скажу, — ответил я твёрдо.

Какое впечатление произвели ребята друг на друга при первой встрече? Валек знал Васю как сына судьи, опасался, что он расскажет о встрече отцу, и решил испытать его. Но Васина смелость, решительность, готовность принять открытый бой понравились Валеку, и он почувствовал к нему невольное уважение. В какой момент между мальчиками возникла симпатия, положившая начало дружбе? Почему Валек назвал Васю «славным хлопцем »? Радушное приглашение Васи озадачило Валека. Он знает, что богатые отнюдь не гостеприимны и вовсе не великодушны. Вася, напротив, дал понять, что не собирается задирать нос из-за того, что его отец — судья. Васе понравилось, что при первой же возможности избежать драки Валек охотно разжал кулаки. Он оценил самостоятельность Валека и то, как дети относятся друг к другу.
  • Какое впечатление произвели ребята друг на друга при первой встрече?

Валек знал Васю как сына судьи, опасался, что он расскажет о встрече отцу, и решил испытать его. Но Васина смелость, решительность, готовность принять открытый бой понравились Валеку, и он почувствовал к нему невольное уважение.

  • В какой момент между мальчиками возникла симпатия, положившая начало дружбе? Почему Валек назвал Васю «славным хлопцем »?

Радушное приглашение Васи озадачило Валека. Он знает, что богатые отнюдь не гостеприимны и вовсе не великодушны. Вася, напротив, дал понять, что не собирается задирать нос из-за того, что его отец — судья. Васе понравилось, что при первой же возможности избежать драки Валек охотно разжал кулаки. Он оценил самостоятельность Валека и то, как дети относятся друг к другу.

Какие качества характера героя проявились в данном эпизоде? Решительность, мужество, самообладание, твердость, великодушие, чистосердечие, радушие, искренность.
  • Какие качества характера героя проявились в данном эпизоде?

Решительность, мужество, самообладание, твердость, великодушие, чистосердечие, радушие, искренность.

Прочитайте 5 главу повести до слов «Я ничего не понимал…» и ответьте на вопросы: Как называл Януш бедняков, которые жили в часовне? (Дурное общество) Чем главный герой угощал своих знакомых? (Яблоками) Как выглядела Маруся? (Сестра Валека была худенькая и слабая девочка 4 лет, плохо ходила и говорила) Чем Маруся отличалась от Сони? (Соня росла в достатке, с горничной, Маруся жила в нищете и голодала) Что не любила Маруся? (Играть, игры пугали её) Почему девочка была грустной? (Серый камень высасывал из нее жизнь)

Прочитайте 5 главу повести до слов «Я ничего не понимал…» и ответьте на вопросы:

  • Как называл Януш бедняков, которые жили в часовне? (Дурное общество)
  • Чем главный герой угощал своих знакомых? (Яблоками)
  • Как выглядела Маруся? (Сестра Валека была худенькая и слабая девочка 4 лет, плохо ходила и говорила)
  • Чем Маруся отличалась от Сони? (Соня росла в достатке, с горничной, Маруся жила в нищете и голодала)
  • Что не любила Маруся? (Играть, игры пугали её)
  • Почему девочка была грустной? (Серый камень высасывал из нее жизнь)
Вася впервые задумался о жестокой несправедливости царивших в жизни законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных детей. Как чувствовал себя Вася в кругу новых друзей? Что давала дружба каждому из детей? Герой обрел новую семью . Маруся заменила Васе сестру, с которой ему не разрешали играть. Он чувствовал себя старшим братом и как мог заботился о детях. Валек и Маруся перестали чувствовать себя отверженными : Вася дарил им лакомства, которые они редко видели, затевал веселые игры, рассказывал Марусе сказки. Для Валека Вася был единственным товарищем, с которым можно поговорить, поиграть. Он очень дорожил дружбой с Васей.

Вася впервые задумался о жестокой несправедливости царивших в жизни законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных детей.

  • Как чувствовал себя Вася в кругу новых друзей? Что давала дружба каждому из детей?

Герой обрел новую семью . Маруся заменила Васе сестру, с которой ему не разрешали играть. Он чувствовал себя старшим братом и как мог заботился о детях.

Валек и Маруся перестали чувствовать себя отверженными : Вася дарил им лакомства, которые они редко видели, затевал веселые игры, рассказывал Марусе сказки. Для Валека Вася был единственным товарищем, с которым можно поговорить, поиграть. Он очень дорожил дружбой с Васей.

Прочитайте 5 главу повести от слов «Я ничего не понимал…» до конца и ответьте на вопросы: Почему Маруся так плохо выглядела? (Нечего было есть, надеть) Символом чего был серый камень? (Символ бедности, нищеты и беспомощности) Почему серый камень забирал жизнь девочки? (Не было денег на еду, Маруся часто болела и стала отставать в развитии) Кем приходился Тыбурций детям? (Отцом) Как изменилось мнение Васи о своем отце? (Он стал им гордиться, потому что тот был честным и справедливым человеком: не брал взятки)

Прочитайте 5 главу повести от слов «Я ничего не понимал…» до конца и ответьте на вопросы:

  • Почему Маруся так плохо выглядела? (Нечего было есть, надеть)
  • Символом чего был серый камень? (Символ бедности, нищеты и беспомощности)
  • Почему серый камень забирал жизнь девочки? (Не было денег на еду, Маруся часто болела и стала отставать в развитии)
  • Кем приходился Тыбурций детям? (Отцом)
  • Как изменилось мнение Васи о своем отце? (Он стал им гордиться, потому что тот был честным и справедливым человеком: не брал взятки)
Сравнительная характеристика двух семей Критерии Семья судьи Члены семьи Семья Тыбурция Отец и двое детей Жильё Дом Отец и двое детей Работа Питание Развалины старой часовни Отец работает судьёй Хорошее Нигде не работает, ворует Отношение к детям Редко питаются, едят то, что ворует Тыбурций Больше любит дочь, чем сына. Его воспитанием не занимается. Любит своих детей

Сравнительная характеристика двух семей

Критерии

Семья судьи

Члены семьи

Семья Тыбурция

Отец и двое детей

Жильё

Дом

Отец и двое детей

Работа

Питание

Развалины старой часовни

Отец работает судьёй

Хорошее

Нигде не работает, ворует

Отношение к детям

Редко питаются, едят то, что ворует Тыбурций

Больше любит дочь, чем сына. Его воспитанием не занимается.

Любит своих детей

Почему в семье Тыбурция царят любовь и понимание, хотя они и живут бедно? Чего не хватает семье судьи? (единства, каждый сам по себе)
  • Почему в семье Тыбурция царят любовь и понимание, хотя они и живут бедно?
  • Чего не хватает семье судьи? (единства, каждый сам по себе)
Прочитайте 6 главу повести до слов «Под окном сидела…» и ответьте на вопросы: Кто уже несколько дней не появлялся в городе? (Валек) Что чувствовал Вася? (Одиночество и тревогу, не понимал, куда делись его друзья) Куда привёл Валек своего друга? (В подземелье, где они жили)

Прочитайте 6 главу повести до слов «Под окном сидела…» и ответьте на вопросы:

  • Кто уже несколько дней не появлялся в городе? (Валек)
  • Что чувствовал Вася? (Одиночество и тревогу, не понимал, куда делись его друзья)
  • Куда привёл Валек своего друга? (В подземелье, где они жили)
Прочитайте 6 главу повести со слов «Под окном сидела…» до конца и ответьте на вопросы: Как добыл булки Валек? (Украл) Почему Валек не стал просить еды у Васи? (Он не хотел, чтобы тот воровал у своего отца) Что узнал о своих друзьях в этот день Вася? (Что они нищие)

Прочитайте 6 главу повести со слов «Под окном сидела…» до конца и ответьте на вопросы:

  • Как добыл булки Валек? (Украл)
  • Почему Валек не стал просить еды у Васи? (Он не хотел, чтобы тот воровал у своего отца)
  • Что узнал о своих друзьях в этот день Вася? (Что они нищие)
Главный герой повести живет в достатке. Почему он завидует семье бедняков? Что важно для семейного счастья? Любовь Поддержка Терпение Умение договариваться Ежедневное общение Взаимопонимание
  • Главный герой повести живет в достатке. Почему он завидует семье бедняков?
  • Что важно для семейного счастья?
  • Любовь
  • Поддержка
  • Терпение
  • Умение договариваться
  • Ежедневное общение
  • Взаимопонимание
Что было основой дружбы Васи, Валека и Маруси? Основой дружбы Васи, Валека было взаимное стремление поделиться своими мыслями, найти отклик на душевные переживания , наконец, просто почувствовать, что кто-то нуждается в тебе, ждет и радуется встрече.
  • Что было основой дружбы Васи, Валека и Маруси?

Основой дружбы Васи, Валека было взаимное стремление поделиться своими мыслями, найти отклик на душевные переживания , наконец, просто почувствовать, что кто-то нуждается в тебе, ждет и радуется встрече.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Перечитать главы 7—9 и «Заключение»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Перечитать главы 7—9 и «Заключение»

Почему главному герою нравилось проводить время с Валеком и Марусей? Какое слово пропущено в высказываниях? Лучше находиться в ………. людей, которые лучше, чем вы сами. Человек любит ……., даже если это ………. одиноко горящей свечи. Я всегда поражался тому, как ……. делит вещи на нормальные и ненормальные.
  • Почему главному герою нравилось проводить время с Валеком и Марусей?
  • Какое слово пропущено в высказываниях?
  • Лучше находиться в ………. людей, которые лучше, чем вы сами.
  • Человек любит ……., даже если это ………. одиноко горящей свечи.
  • Я всегда поражался тому, как ……. делит вещи на нормальные и ненормальные.
Что такое общество? Общество – круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов. Повесть называется «В дурном обществе». О каком обществе идёт речь? Какое влияние на мальчика оказывало это общество?

Что такое общество?

Общество – круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов.

  • Повесть называется «В дурном обществе». О каком обществе идёт речь?
  • Какое влияние на мальчика оказывало это общество?
Дурное общество. Равнодушие окружающих людей к беднякам ЦЕЛЬ: выявить художественную идею повести, состоящую в утверждении необходимости гуманного, справедливого отношения к людям, независимо от общественного и имущественного положения.

Дурное общество. Равнодушие окружающих людей к беднякам

ЦЕЛЬ: выявить художественную идею повести, состоящую в утверждении необходимости гуманного, справедливого отношения к людям, независимо от общественного и имущественного положения.

Прочитайте 7 главу повести до слов «Тыбурций быстрым…» и ответьте на вопросы: Почему дети решили спуститься в подземелье? (Началась гроза) В какую игру стали играть дети? (Жмурки) Почему Вася, который бойко играл с сестрой, в игре с Марусей поддаётся? (Хочет порадовать девочку) Кто неожиданно пришёл в подземелье? (Тыбурций) Почему Тыбурций так грубо повёл себя с мальчиком? (Он знал, что мальчик – сын судьи, решил припугнуть его. Говорил своим детям никого не приводить, а они ослушались его)

Прочитайте 7 главу повести до слов «Тыбурций быстрым…» и ответьте на вопросы:

  • Почему дети решили спуститься в подземелье? (Началась гроза)
  • В какую игру стали играть дети? (Жмурки)
  • Почему Вася, который бойко играл с сестрой, в игре с Марусей поддаётся? (Хочет порадовать девочку)
  • Кто неожиданно пришёл в подземелье? (Тыбурций)
  • Почему Тыбурций так грубо повёл себя с мальчиком? (Он знал, что мальчик – сын судьи, решил припугнуть его. Говорил своим детям никого не приводить, а они ослушались его)
Прочитайте 7 главу повести со слов «Тыбурций быстрым…» до конца и ответьте на вопросы: Что обрадовало Тыбурция? (То, что Вася никому не рассказал о подземелье, а также благодарность за Марусю и Валека) Где взял Тыбурций еду? (Украл) Почему Вася не осуждает Тыбурция за воровство? (Вася понял всю разность их социальных положений: людей заставляет воровать голод) Кого мальчик встретил в аллее сада? (Отца)

Прочитайте 7 главу повести со слов «Тыбурций быстрым…» до конца и ответьте на вопросы:

  • Что обрадовало Тыбурция? (То, что Вася никому не рассказал о подземелье, а также благодарность за Марусю и Валека)
  • Где взял Тыбурций еду? (Украл)
  • Почему Вася не осуждает Тыбурция за воровство? (Вася понял всю разность их социальных положений: людей заставляет воровать голод)
  • Кого мальчик встретил в аллее сада? (Отца)
Прочитайте 8 главу и ответьте на вопросы: Почему Маруся стала дорога Васе? Почему мальчику нравилось её развлекать? (Он видел, что ей это нравилось) Что случилось с Марусей? (Заболела) Кто пришёл к отцу главного героя и стал жаловаться? (Януш) Как вы думаете, что рассказал Януш судье? (То, что Вася бегает к Валеку и Марусе) Как относился Тыбурций к отцу Васи? (Уважал, потому что судья был честным и справедливым)

Прочитайте 8 главу и ответьте на вопросы:

  • Почему Маруся стала дорога Васе? Почему мальчику нравилось её развлекать? (Он видел, что ей это нравилось)
  • Что случилось с Марусей? (Заболела)
  • Кто пришёл к отцу главного героя и стал жаловаться? (Януш)
  • Как вы думаете, что рассказал Януш судье? (То, что Вася бегает к Валеку и Марусе)
  • Как относился Тыбурций к отцу Васи? (Уважал, потому что судья был честным и справедливым)
О каком обществе идёт речь в повести?  Это Тыбурций и его дети. Эти нищие неровня главному герою, но мальчик на это не обращает внимания. Социальное положение этих людей не скрывает их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, справедливости. Именно в этом «дурном» обществе Вася находит настоящих друзей. Какое влияние на мальчика оказывало это общество?  Положительное. Вася даже на своего отца взглянул по-другому. Вася научился терпению (когда Маруся болела и не могла играть, он ждал её выздоровления и приносил цветы), состраданию к бедным и голодным людям.

О каком обществе идёт речь в повести?

Это Тыбурций и его дети. Эти нищие неровня главному герою, но мальчик на это не обращает внимания. Социальное положение этих людей не скрывает их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, справедливости. Именно в этом «дурном» обществе Вася находит настоящих друзей.

  • Какое влияние на мальчика оказывало это общество?

Положительное. Вася даже на своего отца взглянул по-другому. Вася научился терпению (когда Маруся болела и не могла играть, он ждал её выздоровления и приносил цветы), состраданию к бедным и голодным людям.

Что нам известно о герое? Почему Вася убегает из дома? У мальчика умерла мать, отец перестал его замечать. Вася чувствует себя одиноким. Как изменилась жизнь мальчика после знакомства с Валеком и Марусей? Вася обрёл друзей и изменил своё мнение об отце, стал более терпеливым и увидел социальное неравенство по отношению к бедным людям.
  • Что нам известно о герое? Почему Вася убегает из дома?

У мальчика умерла мать, отец перестал его замечать. Вася чувствует себя одиноким.

  • Как изменилась жизнь мальчика после знакомства с Валеком и Марусей?

Вася обрёл друзей и изменил своё мнение об отце, стал более терпеливым и увидел социальное неравенство по отношению к бедным людям.

Прочитайте 9 главу повести до слов «Я сообщил…» и ответьте на вопросы: Как главный герой пытался порадовать Марусю? (Приносил свои игрушки) Что Вася попросил у своей сестры Сони? (Куклу) Почему эта кукла была особенно дорога Соне? (Подарок матери) Кто заметил пропажу куклы? (Няня девочки) Кто приходил к отцу мальчика? (Януш) Как вы думаете, о чем рассказал Януш судье? (То, что его сын бегает к беднякам)

Прочитайте 9 главу повести до слов «Я сообщил…» и ответьте на вопросы:

  • Как главный герой пытался порадовать Марусю? (Приносил свои игрушки)
  • Что Вася попросил у своей сестры Сони? (Куклу)
  • Почему эта кукла была особенно дорога Соне? (Подарок матери)
  • Кто заметил пропажу куклы? (Няня девочки)
  • Кто приходил к отцу мальчика? (Януш)
  • Как вы думаете, о чем рассказал Януш судье? (То, что его сын бегает к беднякам)
Почему Вася попросил куклу у своей сестры? Мальчик хотел порадовать Марусю. Его игрушки её не интересовали, а вот кукла могла сотворить чудо. Как ещё ей мог бы помочь мальчик? Принести лекарство, рассказать о её состоянии отцу, но тогда бы он нарушил обещание, которое дал Тыбурцию и Валеку. Чем рисковал Вася, когда взял куклу сестры? Оправдан ли этот риск? Стоит ли он того? Если бы пропажу обнаружили, то его сочли бы вором. Отец стал бы презирать его (у судьи сын преступник-вор). Да, стоит. Вася – человек доброты и сострадания.
  • Почему Вася попросил куклу у своей сестры?

Мальчик хотел порадовать Марусю. Его игрушки её не интересовали, а вот кукла могла сотворить чудо.

  • Как ещё ей мог бы помочь мальчик?

Принести лекарство, рассказать о её состоянии отцу, но тогда бы он нарушил обещание, которое дал Тыбурцию и Валеку.

  • Чем рисковал Вася, когда взял куклу сестры? Оправдан ли этот риск? Стоит ли он того?

Если бы пропажу обнаружили, то его сочли бы вором. Отец стал бы презирать его (у судьи сын преступник-вор). Да, стоит. Вася – человек доброты и сострадания.

Прочитайте 9 главу повести со слов «Я сообщил…» до «В эту критическую минуту…» и ответьте на вопросы: Почему куклу не удалось вернуть обратно? (Маруся стала плакать, потому что не хотела расставаться с игрушкой) Почему Вася четыре дня не навещал своих друзей? (Отец запретил ему выходить из дома) Почему Вася решительно не хотел рассказать отцу о том, кому он отдал куклу? (Он не хотел предавать своих друзей) Как вы относитесь к поступку Васи? Оправдываете его или осуждаете?

Прочитайте 9 главу повести со слов «Я сообщил…» до «В эту критическую минуту…» и ответьте на вопросы:

  • Почему куклу не удалось вернуть обратно? (Маруся стала плакать, потому что не хотела расставаться с игрушкой)
  • Почему Вася четыре дня не навещал своих друзей? (Отец запретил ему выходить из дома)
  • Почему Вася решительно не хотел рассказать отцу о том, кому он отдал куклу? (Он не хотел предавать своих друзей)
  • Как вы относитесь к поступку Васи? Оправдываете его или осуждаете?
Вася совершил поступок, достойный человека, наделенного лучшими качествами . Он хотел скрасить безрадостные дни девочки, вернуть ее к жизни. Васе дорога память матери, ему кажется, что мать одобрила бы такое решение, тем более Маруся чем-то напоминает ее. Отцу он не может рассказать о своих новых знакомых, поскольку дал слово молчать.

Вася совершил поступок, достойный человека, наделенного лучшими качествами . Он хотел скрасить безрадостные дни девочки, вернуть ее к жизни. Васе дорога память матери, ему кажется, что мать одобрила бы такое решение, тем более Маруся чем-то напоминает ее. Отцу он не может рассказать о своих новых знакомых, поскольку дал слово молчать.

Прочитайте 9 главу повести со слов «В эту критическую минуту…» до конца и ответьте на вопросы: Кто появился в кабинете отца? (Тыбурций) Зачем пришёл Тыбурций? (Он понял, что мальчика наказали за пропажу куклу и решил спасти его) Как вы думаете, о чём говорили судья и Тыбурций? (Тыбурций всё объяснил судье: отец смог лучше понять своего сына) Что произошло с Марусей? (Умерла) Почему отец отпустил Васю на гору? (Теперь он знал, куда тот ходит, и не видел в этом ничего плохого)

Прочитайте 9 главу повести со слов «В эту критическую минуту…» до конца и ответьте на вопросы:

  • Кто появился в кабинете отца? (Тыбурций)
  • Зачем пришёл Тыбурций? (Он понял, что мальчика наказали за пропажу куклу и решил спасти его)
  • Как вы думаете, о чём говорили судья и Тыбурций? (Тыбурций всё объяснил судье: отец смог лучше понять своего сына)
  • Что произошло с Марусей? (Умерла)
  • Почему отец отпустил Васю на гору? (Теперь он знал, куда тот ходит, и не видел в этом ничего плохого)
Чем рисковал Тыбурций, когда пришёл в дом к судье? Почему он всё-таки решил прийти? Он был преступником, и его могли арестовать. Он хотел помочь мальчику, потому что тот помог Марусе.
  • Чем рисковал Тыбурций, когда пришёл в дом к судье? Почему он всё-таки решил прийти?

Он был преступником, и его могли арестовать. Он хотел помочь мальчику, потому что тот помог Марусе.

Прочитайте заключение и ответьте на вопросы: Почему Тыбурций и Валек исчезли? (Они решили бежать, чтобы не ставить отца Васи в трудное положение) Куда часто приходил главный герой со своей сестрой? (На могилу Маруси) Как изменились отношения между отцом и сыном? (Отец стал интересоваться жизнью ребёнка, его мыслями и чувствами)

Прочитайте заключение и ответьте на вопросы:

  • Почему Тыбурций и Валек исчезли? (Они решили бежать, чтобы не ставить отца Васи в трудное положение)
  • Куда часто приходил главный герой со своей сестрой? (На могилу Маруси)
  • Как изменились отношения между отцом и сыном? (Отец стал интересоваться жизнью ребёнка, его мыслями и чувствами)
Какое же общество является дурным на самом деле: то, в котором живут обитатели старого замка, или то, которое сделало их нищими и бездомными? Написать сочинение «Как Вася пришёл к дороге добра?» по плану.
  • Какое же общество является дурным на самом деле: то, в котором живут обитатели старого замка, или то, которое сделало их нищими и бездомными?
  • Написать сочинение «Как Вася пришёл к дороге добра?» по плану.
Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе». История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения.  а) Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи.  б) Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся в начале общения Васи с Валеком и Марусей.  в) Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу.  г) Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?  д) Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом.  е) На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди. 3. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи.
  • Вася – главный герой – рассказчик в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».
  • История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения.

а) Непонимание отца – причина «бродяжничества» Васи.

б) Сострадание, умение быть заботливым другом, проявившиеся в начале общения Васи с Валеком и Марусей.

в) Положительное влияние Валека на отношение Васи к отцу.

г) Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?

д) Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом.

е) На могиле Маруси. Ощущение светлого пути впереди.

3. В отношении к обездоленным проявились лучшие качества Васи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс