СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Корректировка новых инвариативных модулей рабочей программы воспитания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал знакомит педагогов с модулями  программы воспитания в образовательной организации

Просмотр содержимого документа
««Корректировка новых инвариативных модулей рабочей программы воспитания»»


КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат»










ДОКЛАД


«Корректировка новых инвариативных модулей рабочей программы воспитания»













Подготовила: Комарова О.В.

Март 2024.





С 1 сентября 2021 года во всех школах России началась апробация новой рабочей программы воспитания и наша школа не исключение.

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Напомню, что в соответствии с требованиями, программа воспитания каждой образовательной организации содержит 6 инвариантных модулей:

 «Классное руководство» - создание условия для становления личности ребёнка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни;

 «Школьный урок» - воспитательный потенциал урока реализуется через превращение знаний в объекты эмоционального переживания; организацию работы с воспитывающей информацией; привлечение внимания к нравственным проблемам, связанным с открытиями и изобретениями;

«Курсы внеурочной деятельности» - организуется развитие личности по различным направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы;

 «Самоуправление» - создание условий для выявления, поддержки и развития управленческих инициатив обучающихся, принятия совместных со взрослыми решений, а также для включения обучающихся школы в вариативную коллективную творческую и социально-значимую деятельность;

«Работа с родителями» - реализуется для более эффективного достижения цели воспитания, которая обеспечивается согласованием позиций семьи и школы;

«Профориентация» - профессиональное просвещение школьников; диагностика и консультирование по проблемам профориентации, организация профессиональных проб школьников.


Одним из важнейших модулей в программе выступает модуль «Классное руководство». Данный модуль относится к инвариантным, то есть, обязательным для каждого образовательного учреждения, т.к. деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе школы, основным механизмом реализации индивидуального подхода к ученикам. Классный руководитель способствует максимальному развитию каждого ребенка, сохранению его неповторимости, раскрытию его талантов и созданию условий для духовного, умственного, физического совершенства. Особенно важной деятельность классного руководителя является в воспитании школьников с умственной отсталостью. Глубокий интерес педагога к ученикам с ментальными нарушениями, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.

Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы классный руководитель создает благоприятные условия для успешной адаптации и вхождения ребенка с интеллектуальным недоразвитием в социум, развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности.

Целью реализации модуля «Классное руководство» является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. В рамках модуля «Классное руководство» предусмотрены следующие направления работы: работа с классным коллективом, индивидуальная работа с учащимися, работа с родителями.


Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.  

 Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.  

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

- улучшить условия для развития ребёнка;

- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

  • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

  • формирование в творческих объединениях, секциях, студиях, детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

  • создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

  • поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

  • поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов:

общеинтеллектуальное направление, духовно-нравственное направление, Общекультурное направление внеурочной деятельности, Социальное направление, Спортивно-оздоровительная деятельность.



«Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

-· установление доверительных отношений между учителем и его

учениками,

- становление позитивного восприятия учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

-· побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками;

- принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

-· привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

– инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

-· использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета;

- демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

-· применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:

интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;

дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках;

дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;



Также одним из инвариантных, обязательных модулей Программы воспитания является модуль «Самоуправление». Ученическое самоуправление предоставляет обучающимся с умственной отсталостью возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания. Обучающиеся, входящие в состав Актива школы представляют интересы всего ученического коллектива, они организовывают и проводят общешкольные мероприятия, коллективно-творческие дела, которые им интересны, при этом развивают свои творческие способности. Важным является не только результат совместной деятельности школьников и педагогов, но сам процесс деятельности. Развитие ученического самоуправления является важным фактором социализации личности ученика с умственной отсталостью, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.

Реализация модуля «Самоуправление» способствует:

- формированию детского коллектива, системной и планомерной организации его деятельности осуществляющейся, при сотрудничестве классного руководителя, учителя-предметника, педагога-организатора, воспитателя ГПД, обучающихся и их родителей;

- определению места конкретной личности в структуре детского коллектива;

- определению доступной коллективной деятельности;

- созданию для каждого обучающегося условий успешности, положительного эмоционального настроения;

- включению школьника во взаимоотношения с классным руководителем, учителем-предметником, педагогом-организатором, воспитателем ГПД и сверстниками.

-вовлечению обучающегося в практическую деятельность, через выбор адекватных видов деятельности; определению значимости конкретного вида деятельности в жизни группы (класса);

- развитию интереса к деятельности, организации посильного участия в деятель

Не маловажным значением в осуществлении воспитательной деятельности школы является реализация модуля «Работа с родителями» с целью  согласования позиций семьи и школы в вопросе эффективного воспитания обучающихся.  Модуль «Работа с родителями» является инвариантным, обязательным, т.к. без осуществления взаимодействия с семьей школьника с интеллектуальными нарушениями не возможно полноценное его воспитание, социализация и развитие. Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов.

Деятельность педагогического коллектива  в рамках модуля «Работа с родителями» направлена на:

- организацию работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, ориентированную на совместное решение проблем личностного развития детей;

- полноправное включение родителей (законных представителей) обучающихся в процессы обучения, развития и воспитания детей;

- координацию воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся;

- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;

- обмен ценным опытом и находками в деле воспитания детей.

Видами и формами деятельности педагогов школы по реализации модуля «Работа с родителями» являются:

- общешкольный Совет родителей школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;

- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, круглые столы с приглашением специалистов;

- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;

- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.


Реализация каждого модуля программы является важным элементом программы воспитания в целом. Однако важно понимать, что сама по себе программа не является инструментом воспитания: обучающегося воспитывает не документ, а педагогический работник – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет педагогическим работникам скоординировать свои усилия, направленные на воспитание обучающихся.