СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад по теме: "Коррекция аграмматической дислексии и дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: "Коррекция аграмматической дислексии и дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 г. Боготол








Доклад


Тема:

«Коррекция аграмматической дислексии и дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи»











Учитель-логопед: Коновалова Т.Л.











2021 год

Аграмматические дислексии и дисграфии связаны с недоразвитием грамматического строя речи и проявляются в аграмматизмах в процессе чтения и письма. При их устранении основной задачей является формирование обобщенных представлений о морфологической структуре слова и о синтаксической структуре предложений. Логопедическая работа проводится в следующих направлениях: уточнение и усложнение структуры предложения, развитие функции словоизменения, формирование навыков словообразования, развитие умений морфологического анализа слова, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм в письменной речи.

Овладение морфологической системой языка должно осуществляться в тесной связи с усвоением структуры предложения. При устранении аграмматической дислексии и дисграфии широко используются письменные упражнения.

Примерные письменные упражнения:

1.Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях. Например: Дрова рубят топор… . Сахар кладут в сахар… . Поезд …ъехал к станции.

2.К названию одного предмета дописать названия двух, пяти предметов. Например: стул – два …, пять …; карандаш – два …, пять …; барабан – два …; пять … .

3.Письменные ответы на вопросы (одним словом, словосочетанием или предложением). Например: Где живет белка? (В дупле. Или: Белка живет в дупле).

4.К названию большого предмета дописать название маленького предмета. Например: стол – столик, банка – …, стул – …, бант – …, кольцо – … .

5.К названию предмета дописать название его цвета. Например: помидор …, репа …, огурец … .

6.Дописать приставки в словах предложения: Машина …ъехала в гараж. Дети …ъехали с горки. Грузовик …ехал через мост. Мальчик …шел к забору. Девочка …шла с крыльца.

7.К названию предмета подобрать слово, отвечающее на вопрос какой? какая? какие?, и записать его: Дом – … (деревянный), аквариум – … (стеклянный), шуба – … (меховая), платье – … (шелковое).

8.Из слов, данных в беспорядке, составить предложение и записать его. Например: радуга, дождя, после, на, небе, появилась.

9.Вставить в предложения слова вместо картинок. Записать предложение. Например: Девочка сорвала … (цветок).

10.Закончить предложение, подобрав нужное слово. Например: На озере плавали белые … . Мальчик получил хорошую … .

11.Придумать и записать предложения с данными словосочетаниями. Детям предлагаются записанные на доске словосочетания: вкусное яблоко, сочная трава, толстая книга, сладкие конфеты, тяжелая сумка, холодное мороженое.

12.Добавить недостающую букву в глагольную форму. Например: стул упал, девочка упал…, дерево упал… .

13.Среди предложенных изображений предметов назвать и записать предметы одного цвета. Например: красный шар, красная машина, красное платье.

14.Изменить словосочетание, данное в скобках. Например: Мама подарила дочке (красивая кукла).

15.К названию животного дописать название его детеныша. Например: волк – волчонок, лиса – …, заяц – …, медведь – … .

16.Выделить и записать общую часть родственных слов. Примерные группы слов: столик, столовая, столы; лед, ледяной, ледокол; лес, лесной, лесник.

17.Диктант предложений, текста.

При определении этапов работы над предложно-падежными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в онтогенезе. В связи с этим сначала отрабатываются предлоги в, на, под с ярко выраженным конкретным значением, а позднее – предлоги над, из, около, за, перед, между, по и др.

При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

1) родительный падеж с предлогом у, обозначающий местонахождение, с предлогом с, из, до со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты, из портфеля);

2) дательный падеж с предлогом по (значение местонахождения), с предлогом к (значение направления действия). Например: плывет по реке, идет к дому;

3) винительный падеж с предлогами в, на, за, под (значение направления действия). Например: кладет на стол, под стол, за стол;

4) творительный падеж с предлогами за, над, под, перед (значение местонахождения), обозначающий часть пространства, в пределах которого совершается действие. Например: лежит за книгой, перед книгой;

5) предложный падеж с предлогами в, на, обозначающий местонахождение предмета (лежит на столе).

Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. Например, предлог в с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом – местонахождение (кладет в стол, но лежит в столе).

Исходя из этого при проведении логопедической работы необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога. Так, сначала нужно уточнить понимание и употребление предлога в со значением

местонахождения (где?), а затем – тот же предлог, но со значением направления действия (куда?).

В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном использовании не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительными только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например, предлог в со значением направления действия (винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладет в книгу, в машину, в сумку, в парту).

Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значение предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: входит в дом (в – в), выходит из дома (вы – из), подходит к дому (под – к), отходит от дерева (от – от).

В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога в падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела … (клетка), вылетела … (клетка), подлетела … (клетка), отлетела … (клетка), залетела … (клетка).

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы.

После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.

С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи рекомендуются такие задания:

1.Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом), а также вопросы к ним: «Где ложка в стакане? Где ложка на стакане? Где ложка под стаканом?» Ребенок должен показать соответствующую картинку.

2.Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда, например: «Положи карандаш в пенал, под пенал, на пенал», «Положи ручку на книгу, в книгу, под книгу».

Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагается назвать, где расположен предмет на картинке (птичка в клетке, под клеткой, на клетке; тетрадь на альбоме, в альбоме, под альбомом); назвать действия с предметами, которые выполняет логопед; придумать предложение на основе выполненного действия или по сюжетной картинке; составить предложение из слов в начальной форме (например: Мальчик, выпускать, птичка, из, клетка).

Рекомендуются следующие игры в лото:

1.Логопед называет предметы. Ребенок закрывает картинку соответствующим предлогом, написанным на карточке. Примерные картинки: птичка под клеткой, книга на столе, цветы в вазе.

2.Детям раздаются карточки с тремя картинками на различные предлоги (голуби на крыше, ложка в стакане, кошка под столом). Логопед называет предлог. Дети закрывают карточкой соответствующую картинку.



Литература

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1999.

  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М .: ВЛАДОС, 2004.

  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997.

  4. Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия.

  5. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Методическое пособие. – Спб.: Речь, 2005.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!