п. Октябрьский 2023г.
Данная рабочая программа направлена на коррекцию дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования (адаптированной основной образовательной программы), в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.
Дисграфия, обусловленная несформированностью фонематического восприятия, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
замены или смешения букв на письме: звонкие – глухие согласные (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш), лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры (Л,М, Н,Р,Й), свистящие и шипящие (С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ) , аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов.
- термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;
- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок.
- текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольных упражнений, проверочных работ;
- итоговая диагностика (май).
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
Подготовительный этап работы (8 часов) |
1 | Обследование речи | | 3 |
2 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | Законы логопедического кабинета Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления | 3 |
3 | Звуки речевые и не речевые | Работа со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и не речевых звуков | 1 |
4 | Гласные и согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов | Работа с гласными и согласными звуками. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме | 1 |
Основной этап работы (53) |
5 | Дифференциация гласных I—II ряда | Работа с гласными II ряда. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных для обозначения мягкости на письме | 1 |
6 | Дифференциация гласных А—Я | Гласная буква Я. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте | 2 |
7 | Дифференциация гласных У—Ю | Гласная буква Ю. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация У—Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. | 2 |
8 | Дифференциация гласных О—Ё | Гласная буква Ё. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация 0—Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. | 2 |
9 | Дифференциация гласных Ы—И | Гласная буква И. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной И. Дифференциация Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. | 2 |
10 | Дифференциация гласных Э—Е | Гласная буква Э. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация гласных букв Э - Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 2 |
11 | Мягкий знак | Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме.Схема слова с мягким знаком. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. | 2 |
12 | Звонкие и глухие согласные | Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 2 |
13 | Проверочная работа | | 1 |
14 | Звуки Б – Б', П - П' | Дифференциация звуков Б – Б', П - П' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
15 | Звуки В - В', Ф - Ф' | Дифференциация звуков В - В', Ф –Ф' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
16 | Звуки Г - Г', К -К', X - X' | Дифференциация звуков Г — Г, К — К', X — X' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | 2 |
17 | Звуки Д - Д', Т — Т' | Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
18 | Звуки 3 — 3', С - С' | Дифференциация звуков 3 — 3', С - С' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
19 | Звуки Ж - Ш | Дифференциация звуков Ж — Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
20 | Лабиализованные гласные. Звуки О — У | Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений. | 1 |
21 | Лабиализованные гласные. Буквы Ё —Ю | Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных Ё — Ю изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. | 1 |
22 | Дифференциация сонорных. Звуки Р -Р'-Л-Л' | Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
23 | Звуки Л - Л' - Й | Дифференциация звуков Й, Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
24 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | 2 |
25 | Звуки С - С', Ш | Дифференциация звуков С — С', Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
26 | Звуки 3 - 3', Ж | Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
27 | Звуки С - С, Ц | Дифференциация звуков С - С, Ц в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
28 | Звуки ТС — Ц (на усмотрение – по необходимости) | Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
29 | Звуки Ч - Щ. | Дифференциация звуков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза. | 2 |
30 | Звуки Ч — ТЬ | Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
31 | Звуки Ч — Ш | Дифференциация звуков Ч — Ш в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок. | 2 |
32 | Звуки Ч — Ц (на усмотрение – по необходимости) | Дифференциация звуков Ц — Ч в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 |
33 | Проверочная работа | | 1 |
Заключительный этап работы (7 часов) |
34 | Развитие связной речи | В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение... | 4 |
35 | Проверочная работа | | 1 |
36 | Итоговое обследование речи | | 2 |