СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция дисграфии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе  методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция акустической дисграфии».

Просмотр содержимого документа
«Коррекция дисграфии»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский»

Ванинского муниципального района

Хабаровского края




Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № от

Руководитель ШМО


Согласовано:
Заместитель директора

по УВР


Утверждено приказом

от

Директор школы









Рабочая программа коррекционного курса

«Коррекция дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия»
















Учитель – логопед: Слобожанина Н.В.










п. Октябрьский 2023г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция акустической дисграфии».

Данная рабочая программа направлена на коррекцию дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования (адаптированной основной образовательной программы), в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.

Дисграфия, обусловленная несформированностью фонематического восприятия, проявляется на письме в виде спе­цифических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосо­четания, предложения и текста.

Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонети­ческого наполнения слов: персеверации (циклические по­вторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);

  • замены или смешения букв на письме: звонкие – глухие согласные (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш), лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры (Л,М, Н,Р,Й), свистящие и шипящие (С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ) , аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)

  • раздельное написание частей слова, слитное написание са­мостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения). Частота занятий – 2 раза в неделю, форма организации – групповые занятия. Группа из 3-5 обучающихся.

УМК : рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г); методическое пособие для учителя «Коррекция акустической дисграфии» (конспекты занятий для логопедов) (автор: Е.В. Мазанова, 2006, 2008г.); Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда.


Задачи курса:

  1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.

  2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза.

  3. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на кинестетические ощущения.

  4. Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.

  5. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.


  1. Планируемые результаты.


К концу коррекционного обучения учащиеся получат возможность:

Знать:

- термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;

- отличительные признаки гласных и согласных звуков;

- пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;

- как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок.

Уметь:

  • владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;

  • различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

  • производить фонетический разбор слова;

  • производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

  • использовать гласные и буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме

  • подбирать слова на заданный звук;

  • сравнивать слова со сходными звуками;

  • составлять словосочетания и предложения со смешивае­мыми звуками;

  • восстанавливать предложения и текст с заданными звука­ми;

  • самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозицион­ных звуков.


Оценка достижений планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

- входная (первичная) диагностика (сентябрь);

- текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольных упражнений, проверочных работ;

- итоговая диагностика (май).


3. Календарно-тематический план

Тема занятия

Содержание работы

Кол-во часов

Подготовительный этап работы (8 часов)

1

Обследование речи


3

2

Развитие слухового и зрительного

внимания и восприятия

Законы логопедического кабинета

Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мыш­ления

3

3

Звуки речевые и не речевые

Работа со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация ре­чевых и не речевых звуков

1

4

Гласные и согласные звуки.

Звукобуквенный анализ слов

Работа с гласными и согласными

звуками. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с сим­волами и «опорами» для обозначе­ния звуков на письме

1

Основной этап работы (53)

5

Дифференциация

гласных I—II ряда

Работа с гласными II ряда. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных для обозначения мяг­кости на письме

1

6

Дифференциация гласных А—Я

Гласная буква Я. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте

2

7

Дифференциация гласных У—Ю

Гласная буква Ю. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация У—Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

2

8

Дифференциация гласных О—Ё

Гласная буква Ё. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация 0—Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

2

9

Дифференциация гласных Ы—И

Гласная буква И. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной И. Дифференциация Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

2

10

Дифференциация гласных Э—Е

Гласная буква Э. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация гласных букв Э - Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.

2

11

Мягкий знак

Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на пись­ме.Схема слова с мягким знаком. Обозначение мягкости согласных с помощью мяг­кого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мяг­кого знака в функции смягчения и разделения.

2

12

Звонкие и глухие согласные

Дифференциация сло­гов и слов со звонкими и глухими со­гласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внима­ния, анализа и синтеза

2

13

Проверочная работа


1

14

Звуки Б – Б', П - П'

Дифференциация звуков Б – Б', П - П' изолиро­ванно, в слогах, в словах, в слово­сочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на пись­ме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

15

Звуки В - В', Ф - Ф'

Дифференциация звуков В - В', Ф –Ф' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с симво­лами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-парони­мами. Развитие фонематического вос­приятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

16

Звуки Г - Г', К -К', X - X'

Дифференциация звуков Г — Г, К — К', X — X' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложе­ниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обоз­начения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонемати­ческого восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза

2

17

Звуки Д - Д', Т — Т'

Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

18

Звуки 3 — 3', С - С'

Дифференциация звуков 3 — 3', С - С' изолирован­но, в слогах, в словах, в словосочета­ниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического воспри­ятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.


2

19

Звуки Ж - Ш

Диф­ференциация звуков Ж — Ш в сло­гах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесе­ние звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Рабо­та со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

20

Лабиализованные

гласные.

Звуки О — У

Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звука с симво­лом и буквой. Сравнительная харак­теристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, сло­вах, словосочетаниях, предложени­ях. Развитие зрительного воспри­ятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.

1

21

Лабиализованные

гласные.

Буквы Ё —Ю

Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных Ё — Ю изолиро­ванно, в слогах, в словах, словосо­четаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

1

22

Дифференциация сонорных.

Звуки Р -Р'-Л-Л'

Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' в слогах, словах, в словосоче­таниях и в тексте. Соотнесение зву­ков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слу­ха, внимания, анализа и синтеза.

2

23

Звуки Л - Л' - Й

Дифференциация звуков Й, Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с сим­волами и «опорами» для их обозна­чения на письме. Работа со слова­ми-паронимами. Развитие фонема­тического восприятия, слуха, внима­ния, анализа и синтеза.

2

24

Дифференциация

свистящих и шипящих звуков

Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение зву­ков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.

2

25

Звуки С - С', Ш

Дифференциация звуков С — С', Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесе­ние звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Рабо­та со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

26

Звуки 3 - 3', Ж

Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесе­ние звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Рабо­та со словами-паронимами. Развитие

фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

27

Звуки С - С, Ц

Дифференциация звуков С - С, Ц в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесе­ние звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Ра­бота со словами-паронимами. Раз­витие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

28

Звуки ТС — Ц

(на усмотрение – по необходимости)

Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с симво­лами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Развитие фонемати­ческого восприятия, слуха, внима­ния, анализа и синтеза.

2

29

Звуки Ч - Щ.

Диф­ференциация звуков Ч — Щ изоли­рованно, в слогах, словах, словосо­четаниях и предложениях. Соотне­сение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза.

2

30

Звуки Ч — ТЬ

Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с сим­волами и «опорами» для их обозна­чения на письме. Работа со слова­ми-паронимами. Развитие фонема­тического восприятия, слуха, внима­ния, анализа и синтеза.

2

31

Звуки Ч — Ш

Диф­ференциация звуков Ч — Ш в сло­гах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с симво­лами и «опорами» для их обозначе­ния на письме. Развитие слуховых дифференцировок.

2

32

Звуки Ч — Ц

(на усмотрение – по необходимости)

Дифференциация звуков Ц — Ч в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

33

Проверочная работа


1

Заключительный этап работы (7 часов)

34

Развитие связной

речи

В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложе­ние, сочинение...

4

35

Проверочная работа


1

36

Итоговое обследование речи


2



Список литературы:

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.

  2. Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.

  3. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.

  4. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.

  5. Мазанова Е.В. Логопедическая тетрадь «Учусь не путать звуки»., М., 2006.

  6. Павлова Т.А. альбом по развитию пространственного ориентирования у младших школьников. М., «Школьная пресса», 2004.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!