СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция дисграфии у младших школьников с овз (зпр)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен доклад "Дисграфия у младших школьников с ОВЗ (ЗПР)

Просмотр содержимого документа
«Мой доклад»

С 1 «КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С ОВЗ (ЗПР)»

Актуальность опыта

Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младшего и среднего звена с ОВЗ (ЗПР).

С 2

«Графо» - пишу, «дис» - расстройство.

Дисграфия - специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения письмом.

С 3

Однако и до настоящего времени эффективность логопедической работы по коррекции дисграфии недостаточно высока. По данным Л.Г. Парамоновой, количество обучающихся ЗПР с дисграфией в младших классах достигает 80%, учащихся среднего звена 60%.

С 4

Причины возникновения нарушений письма (обратиться к слайду)

С 5

Сравните "предложение" — "бретлошение" и "предложение" — "придложение".

В этом примере отчетливо видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

С 6

Выделяют 5 видов дисграфии

  1. Артикуляторно-акустическая, связанная с неправильным (деффктным) произношение звуков.

  2. На основе нарушения фонемного распознавания или акустическая, связанная с недостаточностью слуховых дифференцировок.

  3. На почве нарушения языкового анализа и синтеза, На почве нарушения языкового анализа и синтеза

  4. Аграмматическая, связанная с недоразвитием грамматического строя речи.

  5. Оптическая, связанная с несформированностью зрительно-пространственных функций.

  6. Смешанная форма дисграфии – это особое нарушение письменной речи, представляющее собой сочетание нескольких форм расстройства письма.

С 7

Пример работы ученика с артикуляционно-акустической дисграфией.

До тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

С 8

Оптическая дисграфия.

Ошибки, связанные с нарушением расположения букв «зеркальное птсьмо», с пропуском и заменой элементов букв.

С 9 – 13

Примеры коррекционной работы оптической дисграфии.

С 14

Акустическая дисграфия.

Ошибки: замена гласных и согласных букв.

С 15 – 17

Примеры коррекционной работы акустической дисграфии.

С 18

Аграмматическая дисграфия.

Ошибки:

- неточное употребление слов;

- неправильное написание окончаний слов;

- неверное употребление приставок, предлогов;

-неверный подбор проверочных и однокоренных слов;

- нарушение согласования слов в предложении.

С 19 – 24

Примеры коррекционной работы аграмматической дисграфии.

С 25

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

- пропуски гласных и согласных;

-пропуски, перестановки слогов;

-несоблюдения границ предложения.

С 26 – 28

Примеры коррекционной работы дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

С 29

Смешанная форма дисграфии.

С 30

Примеры смешанной формы дисграфии.

С 31

Дизорфография - специфическое расстройство усвоения орфографических и синтаксических правил, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов. Проявляется устойчивыми, частотными орфографическими и пунктуационными ошибками на письме, возникающими и повторяющимися, несмотря на знание учащимся правила.

- правописание безударных гласных в корне слова;

- в случае переноса слов;

При написании прописной буквы в именах, фамилиях;

- учащиеся не усваивают написание ЧН, ЧК, СТН и т.д.

Приоритетные направления коррекционной работы по устранению дизорфографии определяется структурой нарушения у учащегося или группы учащихся.

С 32

Примеры работ учащихся.

С 33

Советы учителям.

Если у ученика выявлена какая-либо форма дисграфии, то при оценивании этот вид ошибок не учитывается.

( не читаю) Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес.

Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.

Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.

Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций

Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.

Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10.

Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.

С 33

Вывод

Результатом совместной работы учителей начальных классов, учителей-предметников, педагогов-психологов и учителей-логопедов становится повышение успеваемости и качества знаний у обучающихся с ЗПР, имеющих речевые нарушения. Такое взаимодействие – это ежедневный процесс. Чем теснее взаимодействие, тем больше результативность в решении проблемы качества образования. В одиночку ни учителю, ни логопеду не справиться, не добиться желаемого результата.



Просмотр содержимого презентации
«ПЛОТНИКОВА»

Дисграфия у учащихся с ЗПР .  Методы коррекции .   Учитель-логопед КГКОУ Школа 5 Плотникова А.А.

Дисграфия у учащихся с ЗПР . Методы коррекции .

Учитель-логопед

КГКОУ Школа 5

Плотникова А.А.

«Графо» - пишу, «дис» - расстройство. Дисграфия - специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения письмом.

«Графо» - пишу, «дис» - расстройство.

Дисграфия - специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения письмом.

Дисграфия 45% учащиеся среднего звена 70 % учащиеся начальных классов

Дисграфия

45%

учащиеся среднего звена

70 %

учащиеся начальных классов

Причины возникновения нарушений письма Родовые травмы Внутри-утробные Влияние негативных факторов в раннем детстве Социально-психологические Педагогическая запущенность

Причины возникновения нарушений письма

Родовые травмы

Внутри-утробные

Влияние негативных факторов в раннем детстве

Социально-психологические

Педагогическая запущенность

Сравните

Сравните "предложение" — "бретлошение" "предложение" — "придложение".

Дисграфия Неправильное произношение звуков Артикуляторно-акустическая Недостаточность слуховых дифференцировок Акустическая Нарушение языкового анализа и синтеза На почве нарушения языкового анализа и синтеза Недоразвитие грам. строя речи Аграмматическая Несформирован-ность зрительно- пространственных функций Оптическая  Смешанная

Дисграфия

Неправильное произношение звуков

Артикуляторно-акустическая

Недостаточность слуховых дифференцировок

Акустическая

Нарушение языкового анализа и синтеза

На почве нарушения языкового анализа и синтеза

Недоразвитие грам. строя речи

Аграмматическая

Несформирован-ность зрительно- пространственных функций

Оптическая

Смешанная

АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Коррекционная работа Оптическая дисграфия. Упражнение на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга.

Коррекционная работа

  • Оптическая дисграфия.

Упражнение на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга.

Коррекционная работа. Оптическая дисграфия.  Задание на развитие восприятия величины предметов.

Коррекционная работа.

  • Оптическая дисграфия.

Задание на развитие восприятия величины предметов.

Коррекционная работа. Оптическая дисграфия.  Р азвитие корректной ориентации в окружающем пространстве и зрительно-моторной координации.

Коррекционная работа.

  • Оптическая дисграфия.

Р азвитие корректной ориентации в окружающем пространстве и зрительно-моторной координации.

Коррекционная работа Оптическая дисграфия.  Н айти на изображении правильно написанные буквы и закрасить их.

Коррекционная работа

  • Оптическая дисграфия.

Н айти на изображении правильно написанные буквы и закрасить их.

Коррекционная работа Оптическая дисграфия.  Распознавания букв со схожим графическим выражением. Буква «и» обозначается цифрой 2, потому что в ней 2 крючочка, а буква «ш» обозначается цифрой 3, потому что в ней 3 крючочка, то как правильно записать зашифрованные слова:  — мальч2к;  — л2л2я;  — л2сток;  — 3таны;  — ло3адь;  — 323ка.

Коррекционная работа

  • Оптическая дисграфия. Распознавания букв со схожим графическим выражением.

Буква «и» обозначается цифрой 2, потому что в ней 2 крючочка, а буква «ш» обозначается цифрой 3, потому что в ней 3 крючочка, то как правильно записать зашифрованные слова: — мальч2к; — л2л2я; — л2сток; — 3таны; — ло3адь; — 323ка.

АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Коррекционная работа Акустическая дисграфия 1. Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные). 2. Найди по звуку слово. 3. Назови слово, которое отличается от остальных. УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА –ТАЧКА. 4. Угадай слово. Педагог на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-. .

Коррекционная работа

Акустическая дисграфия

1. Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные).

2. Найди по звуку слово.

3. Назови слово, которое отличается от остальных.

УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА;

ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА –ТАЧКА.

4. Угадай слово. Педагог на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-. .

Коррекционная работа Акустическая дисграфия Игры со словами

Коррекционная работа

Акустическая дисграфия

Игры со словами

  • Подбери слова к заданным схемам. -а-, -а-а,
  • Составь слова из данных букв. (л,к,ж,у,а) (р,ы,б,а,к)
  • Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА
  • Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв
  • Составить   как можно больше слов из букв данного слова СТРОИТЕЛЬ
  • Расшифруй слова и назови одним словом.
  • а) п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,т,н,о,к, г, а,о,п,и,с
  • б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, у,о,р,т, н,е,д,ь
Коррекционная работа Акустическая дисграфия  Игры со словами.

Коррекционная работа

Акустическая дисграфия

Игры со словами.

"Путаница". 

1.Раздели слово ЧЕРЕПАХА на слоги.

2.Прочитай слово по слогам, начиная с конца.

3.Прочитай слово, пропустив первый или несколько заданных слогов.

4.Прочитай слово по заданной последовательности 2,4,1,3; 4,1,3,2.

 

АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

Коррекционная работа Аграмматическая дисграфия 1. Замени словосочетание словом с приставкой. Образец: часы на стене – настенные часы Час перед рассветом Переход под землей Повязка на руке Камни под водой Шаг без шума Совет без пользы

Коррекционная работа

Аграмматическая дисграфия

1. Замени словосочетание словом с приставкой. Образец: часы на стене – настенные часы

Час перед рассветом

Переход под землей

Повязка на руке

Камни под водой

Шаг без шума

Совет без пользы

  •  
Коррекционная работа Аграмматическая дисграфия 2. Поиграй с волшебными суффиксами - ИК-, -ИЩ-, -ИН-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великаны в большие    РУКА НОГА ДОМ

Коррекционная работа

Аграмматическая дисграфия

2. Поиграй с волшебными суффиксами - ИК-, -ИЩ-, -ИН-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великаны в большие

 

РУКА НОГА ДОМ

  • СТОЛ УСЫ НОС
  •  
Коррекционная работа Аграмматическая дисграфия 3. Запиши предложения, используя предлоги К - ОТ  

Коррекционная работа

Аграмматическая дисграфия

3. Запиши предложения, используя предлоги К - ОТ

 

Коррекционная работа Аграмматическая дисграфия 4. Составь рассыпавшиеся предложения. Запиши предложения и укажи в них предлоги С-СО. Лампу, стола, со, убрали. Кошка, котёнком, спят, с, крыше, на. 5. Рассели слова в домики. Проведи от слов к домикам стрелки по образцу.    

Коррекционная работа

Аграмматическая дисграфия

4. Составь рассыпавшиеся предложения. Запиши предложения и укажи в них предлоги С-СО.

Лампу, стола, со, убрали.

Кошка, котёнком, спят, с, крыше, на.

5. Рассели слова в домики. Проведи от слов к домикам стрелки по образцу.

 

 

Коррекционная работа  Аграмматическая дисграфия.   7. Прочитай слова. Составь из них словосочетания. 6. Собери цепочку из слов-предметов и слов – признаков, используя картинки и вопросы. Запиши получившиеся цепочки слов .

Коррекционная работа Аграмматическая дисграфия.

7. Прочитай слова. Составь из них словосочетания.

6. Собери цепочку из слов-предметов и слов – признаков, используя картинки и вопросы. Запиши получившиеся цепочки слов .

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Коррекционная работа Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 1.Подружи слова . Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши. Птица летит над небом. На столе лежит красная яблоко. 2.Тесты с пропусками гласных.  Разные уровни сложности. Вставь гласные. Запиши. Б_лк_. Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_йхв_ст . _ б_лк_ т_пл__ шк_рк_йз_м_йт_пл_. 3.Сбежавшие гласные.  Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа.  Смьрзтмрь–днрзтржь. е а о е о и а о е  Бзтрд н втщшь _ pбкпрд. Е уа е ыаи и ыу и уа  4. Буквы-прилипалы.  Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ(запиши).  Слклолронлаллстлулплилтзлиллмлал.  

Коррекционная работа

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

1.Подружи слова . Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши.

Птица летит над небом.

На столе лежит красная яблоко.

2.Тесты с пропусками гласных.  Разные уровни сложности. Вставь гласные. Запиши.

Б_лк_.

Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_йхв_ст . _ б_лк_ т_пл__ шк_рк_йз_м_йт_пл_.

3.Сбежавшие гласные.  Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа.

Смьрзтмрь–днрзтржь. е а о е о и а о е

Бзтрд н втщшь _ pбкпрд. Е уа е ыаи и ыу и уа

4. Буквы-прилипалы.  Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ(запиши).

Слклолронлаллстлулплилтзлиллмлал.

 

Коррекционная работа Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза.   5.Морской бой.  Прочитай шифр и напиши слова.

Коррекционная работа

Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза.

  5.Морской бой.  Прочитай шифр и напиши слова.

  • А1Г3 – Г2А4Д3 –
  • Д1Б2 – Б3Д2 –
  • Г4Д4 - Б4А2 –
Коррекционная работа   Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза   Филворд.  Найди и подчеркни названия птиц (читая буквы по вертикали и горизонтали) Дидактическая игра «Улитка».

Коррекционная работа Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза

  Филворд.  Найди и подчеркни названия птиц (читая буквы по вертикали и

горизонтали)

Дидактическая игра «Улитка».

Смешанная форма дисграфии

Смешанная форма дисграфии

  • несформированность не одной, а сразу нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма
Смешанная форма дисграфии

Смешанная форма дисграфии

Дизорфография

Дизорфография

  • специфическое расстройство усвоения орфографических и синтаксических правил, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов. Проявляется устойчивыми, частотными орфографическими и пунктуационными ошибками на письме, возникающими и повторяющимися, несмотря на знание учащимся правила.
Дизорфография

Дизорфография

Советы учителям

Советы учителям

  • Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
  • Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.
  • Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.
  • Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций
  • Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.
  • Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!