Дисграфия у учащихся с ЗПР . Методы коррекции .
Учитель-логопед
КГКОУ Школа 5
Плотникова А.А.
«Графо» - пишу, «дис» - расстройство.
Дисграфия - специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения письмом.
Дисграфия
45%
учащиеся среднего звена
70 %
учащиеся начальных классов
Причины возникновения нарушений письма
Родовые травмы
Внутри-утробные
Влияние негативных факторов в раннем детстве
Социально-психологические
Педагогическая запущенность
Сравните "предложение" — "бретлошение" "предложение" — "придложение".
Дисграфия
Неправильное произношение звуков
Артикуляторно-акустическая
Недостаточность слуховых дифференцировок
Акустическая
Нарушение языкового анализа и синтеза
На почве нарушения языкового анализа и синтеза
Недоразвитие грам. строя речи
Аграмматическая
Несформирован-ность зрительно- пространственных функций
Оптическая
Смешанная
АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Коррекционная работа
Упражнение на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга.
Коррекционная работа.
Задание на развитие восприятия величины предметов.
Коррекционная работа.
Р азвитие корректной ориентации в окружающем пространстве и зрительно-моторной координации.
Коррекционная работа
Н айти на изображении правильно написанные буквы и закрасить их.
Коррекционная работа
- Оптическая дисграфия. Распознавания букв со схожим графическим выражением.
Буква «и» обозначается цифрой 2, потому что в ней 2 крючочка, а буква «ш» обозначается цифрой 3, потому что в ней 3 крючочка, то как правильно записать зашифрованные слова: — мальч2к; — л2л2я; — л2сток; — 3таны; — ло3адь; — 323ка.
АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Коррекционная работа
Акустическая дисграфия
1. Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные).
2. Найди по звуку слово.
3. Назови слово, которое отличается от остальных.
УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА;
ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА –ТАЧКА.
4. Угадай слово. Педагог на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-. .
Коррекционная работа
Акустическая дисграфия
Игры со словами
- Подбери слова к заданным схемам. -а-, -а-а,
- Составь слова из данных букв. (л,к,ж,у,а) (р,ы,б,а,к)
- Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА
- Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв
- Составить как можно больше слов из букв данного слова СТРОИТЕЛЬ
- Расшифруй слова и назови одним словом.
- а) п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,т,н,о,к, г, а,о,п,и,с
- б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, у,о,р,т, н,е,д,ь
Коррекционная работа
Акустическая дисграфия
Игры со словами.
"Путаница".
1.Раздели слово ЧЕРЕПАХА на слоги.
2.Прочитай слово по слогам, начиная с конца.
3.Прочитай слово, пропустив первый или несколько заданных слогов.
4.Прочитай слово по заданной последовательности 2,4,1,3; 4,1,3,2.
АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Коррекционная работа
Аграмматическая дисграфия
1. Замени словосочетание словом с приставкой. Образец: часы на стене – настенные часы
Час перед рассветом
Переход под землей
Повязка на руке
Камни под водой
Шаг без шума
Совет без пользы
Коррекционная работа
Аграмматическая дисграфия
2. Поиграй с волшебными суффиксами - ИК-, -ИЩ-, -ИН-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великаны в большие
РУКА НОГА ДОМ
Коррекционная работа
Аграмматическая дисграфия
3. Запиши предложения, используя предлоги К - ОТ
Коррекционная работа
Аграмматическая дисграфия
4. Составь рассыпавшиеся предложения. Запиши предложения и укажи в них предлоги С-СО.
Лампу, стола, со, убрали.
Кошка, котёнком, спят, с, крыше, на.
5. Рассели слова в домики. Проведи от слов к домикам стрелки по образцу.
Коррекционная работа Аграмматическая дисграфия.
7. Прочитай слова. Составь из них словосочетания.
6. Собери цепочку из слов-предметов и слов – признаков, используя картинки и вопросы. Запиши получившиеся цепочки слов .
ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Коррекционная работа
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
1.Подружи слова . Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши.
Птица летит над небом.
На столе лежит красная яблоко.
2.Тесты с пропусками гласных. Разные уровни сложности. Вставь гласные. Запиши.
Б_лк_.
Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_йхв_ст . _ б_лк_ т_пл__ шк_рк_йз_м_йт_пл_.
3.Сбежавшие гласные. Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа.
Смьрзтмрь–днрзтржь. е а о е о и а о е
Бзтрд н втщшь _ pбкпрд. Е уа е ыаи и ыу и уа
4. Буквы-прилипалы. Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ(запиши).
Слклолронлаллстлулплилтзлиллмлал.
Коррекционная работа
Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза.
5.Морской бой. Прочитай шифр и напиши слова.
- А1Г3 – Г2А4Д3 –
- Д1Б2 – Б3Д2 –
- Г4Д4 - Б4А2 –
Коррекционная работа Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза
Филворд. Найди и подчеркни названия птиц (читая буквы по вертикали и
горизонтали)
Дидактическая игра «Улитка».
Смешанная форма дисграфии
- несформированность не одной, а сразу нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма
Смешанная форма дисграфии
Дизорфография
- специфическое расстройство усвоения орфографических и синтаксических правил, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов. Проявляется устойчивыми, частотными орфографическими и пунктуационными ошибками на письме, возникающими и повторяющимися, несмотря на знание учащимся правила.
Дизорфография
Советы учителям
- Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность — например, не читал вслух, если у него с этим плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
- Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.
- Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.
- Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции — важный стимул для «питания» функций
- Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.
- Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.
Спасибо за внимание!