Коррекция дисграфии у младших школьников, профилактика ошибок на письме у дошкольников
Учитель-логопед: Степаненко Светлана Николаевна
МОУ СОШ №1 села покойного
Дисграфия – частичное нарушение письма.
Симптоматика – специфические ошибки:
- не связанные с применением орфографических правил
Специфические ошибки:
- пропуски, замены, перестановки, вставки букв, слогов, слов
- зеркальное написание букв или другое искажение
- отсутствие заглавной буквы и точки в предложении
- слитное написание или разрыв слова
- ошибки обозначения мягкости на письме
Техника письма требует согласованной работы
различных анализаторов
Речеслуховой
анализатор
Речедвигательный
анализатор
Двигательный
анализатор
Зрительный
анализатор
Операции письма:
- Побуждение, мотив, задача
- Анализ звуковой структуры слова
- Соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически
- Моторная – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.
Что может повлиять на процесс письма?
1) неврологические нарушения
2) неблагоприятные социальные и средовые факторы :
- неправильная речь окружающих
- двуязычие в семье
- недостаточность речевых контактов
Классификация дисграфии (разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена)
- Артикуляторно-акустическая дисграфия
- Акустическая дисграфия
- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- Аграмматическая дисграфия
- Оптическая дисграфия
Артикуляторно-акустическая дисграфия
В основе данного вида дисграфии лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание.
ш → с
ж → з
До и после занятий…
Акустическая дисграфия
Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки:
- свистящие и шипящие
- звонкие и глухие
- аффрикаты и компоненты,
входящие в их состав (ч-т, ч-щ, ц-т, ц-с)
- дифференциация твердых
- и мягких согласных
б →п
ж →ш
з →с
д →т
До и после занятий…
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Наиболее характерны следующие ошибки:
- пропуски гласных (собака - «сбака», дома - «дма»);
- перестановки букв (тропа - «прота», окно - «коно»);
- добавление букв (таскали - «тасакали»);
- пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота»,
- стакан - «ката»).
- пропуски согласных при их стечении (диктант - «дикат»,
- школа - «кола»);
До и после занятий…
Аграмматическая дисграфия
Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются:
- в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула -«нахлестнула», козлята-«козленки»);
- изменении падежных окончаний («много деревов»);
- нарушении предложных конструкций (над столом - «на столом»);
- изменении падежа местоимений (около него - «около ним»);
- числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»);
- отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений,
- пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
Оптическая дисграфия
Данный вид дисграфии связан с недоразвитием зрительного
гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:
состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш, э-е).
б → д
До и после занятий…
Смешанная форма дисграфии
Симптоматика дисграфии
Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.
Дисграфия (как и дислексия) у детей с нормальным интеллектом может вызывать различные отклонения в формировании личности, различные психические наслоения.
При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.
Сущность обследования детей с нарушениями письма и чтения
В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования:
- комплексный
- целостный
- динамический
- принцип развития
- принцип личностный
Задачи диагностики
- уточнение характера трудностей и степени отставания в навыках чтения и письма
- диагностика интеллекта
- исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой
- анализ психопатологической картины, и особенно двух ее аспектов: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребенка на трудности в учебе.
Профилактика дисграфии у дошкольников
Направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников:
- Развитие сенсорных функций и психомоторики
- Развитие межанализаторного взаимодействия
- Развитие психических функций
- Развитие интеллектуальной
- Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц
Направления работы по профилактике дисграфии
- Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
- Развивать зрительный анализ и синтез.
- Развивать зрительно-моторные координации.
- Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
- Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Общие рекомендации для дошкольников:
- Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается: -ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.
- конструировать и реконструировать буквы из элементов.
- ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
- проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
4-5 лет
Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов .
-Развитие зрительного гнозиса: развитие восприятия цвета; развитие восприятия формы; развитие восприятия размера и величины.
Дидактические игры:
«Найди пару»(геом. Фигуры), «Какой предмет спрятался» (зашумленные картинки), «Отгадай загадку, найди отгадку», «Соедини одинаковые снежинки»,«Найди отличия», «Дорисуй фигуру» и др.
Ориентировка в окружающем пространстве относительно себя, дифференциация правой и левой частей тела
Показать правую, левую руку, как называются руки (правая, левая)
Показать карандаш правой рукой, левой рукой; взять книгу правой рукой, - левой рукой.
Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.
Определение пространственного положения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» и т.д.
Далее представления закрепляются в речи: «Где находится книга (карандаш, ручка)?»
Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.
Определение пространственного расположения предметов
Дидактические игры:
« Какой дом справа, слева?»,«Какой транспорт едет направо, а какой налево?», «Кто находится справа, кто слева ото льва?» (можно сделать по темам), «Кто где находится?» и др.
Ориентировка на листе бумаги
Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д.
«Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу)
Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).
6-7 лет
Развитие буквенного гнозиса :
развитие восприятия цвета букв; развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; дифференциация расположения элементов букв.
Дидактические игры : «Какая буква спряталась», «Допиши букву», «Выбери правильно написанную букву», «Разбери кучу малу», и др.
«Зачеркни неправильно написанные буквы, прочти слово», «РЕБУС-Прочти наоборот», «Расшифруй слово»
Машина
Жук
Кот, ток
Спасибо за внимание!