СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция дисграфии у младших школьников

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по коррекции и профилактики дисграфии.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция дисграфии у младших школьников»

Коррекция дисграфии у младших школьников, профилактика ошибок на письме у дошкольников    Учитель-логопед: Степаненко Светлана Николаевна МОУ СОШ №1 села покойного

Коррекция дисграфии у младших школьников, профилактика ошибок на письме у дошкольников

Учитель-логопед: Степаненко Светлана Николаевна

МОУ СОШ №1 села покойного

Дисграфия – частичное нарушение письма. Симптоматика – специфические ошибки:  не связанные с применением орфографических правил стойкие

Дисграфия – частичное нарушение письма.

Симптоматика – специфические ошибки:

  • не связанные с применением орфографических правил
  • стойкие
Специфические ошибки:  пропуски, замены, перестановки, вставки букв, слогов, слов зеркальное написание букв или другое искажение отсутствие заглавной буквы и точки в предложении слитное написание или разрыв слова ошибки обозначения мягкости на письме

Специфические ошибки:

  • пропуски, замены, перестановки, вставки букв, слогов, слов
  • зеркальное написание букв или другое искажение
  • отсутствие заглавной буквы и точки в предложении
  • слитное написание или разрыв слова
  • ошибки обозначения мягкости на письме

Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов Речеслуховой анализатор Речедвигательный анализатор Двигательный анализатор Зрительный анализатор

Техника письма требует согласованной работы

различных анализаторов

Речеслуховой

анализатор

Речедвигательный

анализатор

Двигательный

анализатор

Зрительный

анализатор

Операции письма:  Побуждение, мотив, задача Анализ звуковой структуры слова Соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически Моторная – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.

Операции письма:

  • Побуждение, мотив, задача
  • Анализ звуковой структуры слова
  • Соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически
  • Моторная – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.

Что может повлиять на процесс письма? 1) неврологические нарушения 2) неблагоприятные социальные и средовые факторы : неправильная речь окружающих двуязычие в семье  недостаточность речевых контактов

Что может повлиять на процесс письма?

1) неврологические нарушения

2) неблагоприятные социальные и средовые факторы :

  • неправильная речь окружающих
  • двуязычие в семье
  • недостаточность речевых контактов
Классификация дисграфии  (разработанная сотрудниками кафедры  логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена)   Артикуляторно-акустическая дисграфия Акустическая дисграфия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая дисграфия Оптическая дисграфия

Классификация дисграфии (разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена)

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия
  • Акустическая дисграфия
  • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
  • Аграмматическая дисграфия
  • Оптическая дисграфия
Артикуляторно-акустическая дисграфия    В основе данного вида дисграфии лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. ш → с ж → з

Артикуляторно-акустическая дисграфия

В основе данного вида дисграфии лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание.

ш → с

ж → з

До и после занятий…

До и после занятий…

Акустическая дисграфия    Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие звонкие и глухие аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч-т, ч-щ, ц-т, ц-с) дифференциация твердых  и мягких согласных б →п ж →ш з →с д →т

Акустическая дисграфия

Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки:

  • свистящие и шипящие
  • звонкие и глухие
  • аффрикаты и компоненты,

входящие в их состав (ч-т, ч-щ, ц-т, ц-с)

  • дифференциация твердых
  • и мягких согласных

б →п

ж →ш

з →с

д →т

До и после занятий…

До и после занятий…

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза    В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски гласных (собака - «сбака», дома - «дма»);  перестановки букв (тропа - «прота», окно - «коно»);  добавление букв (таскали - «тасакали»); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота», стакан - «ката»). пропуски согласных при их стечении (диктант - «дикат», школа - «кола»);

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

В основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Наиболее характерны следующие ошибки:

  • пропуски гласных (собака - «сбака», дома - «дма»);
  • перестановки букв (тропа - «прота», окно - «коно»);
  • добавление букв (таскали - «тасакали»);
  • пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота»,
  • стакан - «ката»).
  • пропуски согласных при их стечении (диктант - «дикат»,
  • школа - «кола»);
До и после занятий…

До и после занятий…

Аграмматическая дисграфия  Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются: в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула -«нахлестнула», козлята-«козленки»); изменении падежных окончаний («много деревов»); нарушении предложных конструкций (над столом - «на столом»); изменении падежа местоимений (около него - «около ним»); числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»);  отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

Аграмматическая дисграфия

Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются:

  • в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула -«нахлестнула», козлята-«козленки»);
  • изменении падежных окончаний («много деревов»);
  • нарушении предложных конструкций (над столом - «на столом»);
  • изменении падежа местоимений (около него - «около ним»);
  • числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»);
  • отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений,
  • пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
Оптическая дисграфия Данный вид дисграфии связан с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш, э-е). б → д

Оптическая дисграфия

Данный вид дисграфии связан с недоразвитием зрительного

гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:

состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш, э-е).

б → д

До и после занятий…

До и после занятий…

Смешанная форма дисграфии

Смешанная форма дисграфии

Симптоматика дисграфии  Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме. Дисграфия (как и дислексия) у детей с нормальным интеллектом может вызывать различные отклонения в формировании личности, различные психические наслоения. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.

Симптоматика дисграфии

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.

Дисграфия (как и дислексия) у детей с нормальным интеллектом может вызывать различные отклонения в формировании личности, различные психические наслоения.

При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.

Сущность обследования детей  с нарушениями письма и чтения В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: комплексный целостный динамический принцип развития принцип личностный

Сущность обследования детей с нарушениями письма и чтения

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования:

  • комплексный
  • целостный
  • динамический
  • принцип развития
  • принцип личностный
Задачи диагностики уточнение характера трудностей и степени отставания в навыках чтения и письма диагностика интеллекта исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой анализ психопатологической картины, и особенно двух ее аспектов: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребенка на трудности в учебе.

Задачи диагностики

  • уточнение характера трудностей и степени отставания в навыках чтения и письма
  • диагностика интеллекта
  • исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков, необходимых для овладения грамотой
  • анализ психопатологической картины, и особенно двух ее аспектов: выраженности психоорганической симптоматики и реакции ребенка на трудности в учебе.
Профилактика дисграфии у дошкольников Направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников: Развитие сенсорных функций и психомоторики Развитие межанализаторного взаимодействия Развитие психических функций Развитие интеллектуальной Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц

Профилактика дисграфии у дошкольников

Направления работы по профилактике дисграфии у дошкольников:

  • Развитие сенсорных функций и психомоторики
  • Развитие межанализаторного взаимодействия
  • Развитие психических функций
  • Развитие интеллектуальной
  • Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц
Направления работы по профилактике дисграфии Формировать и развивать зрительное восприятие и представления. Развивать зрительный анализ и синтез. Развивать зрительно-моторные координации. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Направления работы по профилактике дисграфии

  • Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.
  • Развивать зрительный анализ и синтез.
  • Развивать зрительно-моторные координации.
  • Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.
  • Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Общие рекомендации для дошкольников: Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается: -ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. конструировать и реконструировать буквы из элементов. ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах; проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Общие рекомендации для дошкольников:

  • Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается: -ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д.
  • конструировать и реконструировать буквы из элементов.
  • ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;
  • проводить дифференциацию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
 4-5 лет Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов . -Развитие зрительного гнозиса: развитие восприятия цвета; развитие восприятия формы; развитие восприятия размера и величины. Дидактические игры: «Найди пару»(геом. Фигуры), «Какой предмет спрятался» (зашумленные картинки), «Отгадай загадку, найди отгадку», «Соедини одинаковые снежинки»,«Найди отличия», «Дорисуй фигуру» и др.

4-5 лет

Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов .

-Развитие зрительного гнозиса: развитие восприятия цвета; развитие восприятия формы; развитие восприятия размера и величины.

Дидактические игры:

«Найди пару»(геом. Фигуры), «Какой предмет спрятался» (зашумленные картинки), «Отгадай загадку, найди отгадку», «Соедини одинаковые снежинки»,«Найди отличия», «Дорисуй фигуру» и др.

 Ориентировка в окружающем пространстве относительно себя, дифференциация правой и левой частей тела Показать правую, левую руку, как называются руки (правая, левая) Показать карандаш правой рукой, левой рукой; взять книгу правой рукой, - левой рукой. Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив. Определение пространственного положения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» и т.д. Далее представления закрепляются в речи: «Где находится книга (карандаш, ручка)?» Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.

Ориентировка в окружающем пространстве относительно себя, дифференциация правой и левой частей тела

Показать правую, левую руку, как называются руки (правая, левая)

Показать карандаш правой рукой, левой рукой; взять книгу правой рукой, - левой рукой.

Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левое ухо, правую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

Определение пространственного положения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» и т.д.

Далее представления закрепляются в речи: «Где находится книга (карандаш, ручка)?»

Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.

 Определение пространственного расположения предметов Дидактические игры: « Какой дом справа, слева?»,«Какой транспорт едет направо, а какой налево?», «Кто находится справа, кто слева ото льва?» (можно сделать по темам), «Кто где находится?» и др.

Определение пространственного расположения предметов

Дидактические игры:

« Какой дом справа, слева?»,«Какой транспорт едет направо, а какой налево?», «Кто находится справа, кто слева ото льва?» (можно сделать по темам), «Кто где находится?» и др.

 Ориентировка на листе бумаги Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д. «Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу) Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).

Ориентировка на листе бумаги

Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д.

«Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу)

Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).

 6-7 лет Развитие буквенного гнозиса : развитие восприятия цвета букв; развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; дифференциация расположения элементов букв. Дидактические игры : «Какая буква спряталась», «Допиши букву», «Выбери правильно написанную букву», «Разбери кучу малу», и др.

6-7 лет

Развитие буквенного гнозиса :

развитие восприятия цвета букв; развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; дифференциация расположения элементов букв.

Дидактические игры : «Какая буква спряталась», «Допиши букву», «Выбери правильно написанную букву», «Разбери кучу малу», и др.

«Зачеркни неправильно написанные буквы, прочти слово», «РЕБУС-Прочти наоборот», «Расшифруй слово»  Машина  Жук  Кот, ток

«Зачеркни неправильно написанные буквы, прочти слово», «РЕБУС-Прочти наоборот», «Расшифруй слово»

Машина

Жук

Кот, ток

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя