СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция дислексии у обучающихся с ОВЗ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекция дислексии у обучающихся с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Коррекция дислексии у обучающихся с ОВЗ»

Коррекция дислексии у обучающихся с ОВЗ.

Никогда никакими силами

вы не заставите читателя

познать мир через скуку.

Читать должно быть интересно.

А.Н.Толстой


Чтение – сложный психофизиологический процесс, где участвуют различные анализаторы: зрительный, речевой, речеслуховой; в основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей сигнальной системы. (П.Ананьев).

Чтение более сложно, чем устная речь: процесс начинается с восприятия, различения и узнавания букв, затем соотнесения букв с соответствующим звуком, осуществляется воспроизведение звукопроизношения образа слова, его прочитывания и вследствие соотнесение звуковой формы слова с его значением – осуществляется понимание читаемого.

В процессе чтения две стороны: техническая (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловая, которая является основной целью чтения.

Навык чтения проходит несколько ступеней в его формировании:

1.Усвоить графическое обозначение единиц чтения (овладение звуко – буквенны- ми обозначениями).

2.Слого – аналитическая единица (слоговое чтение).

3.Становление целостных приемов восприятия (целыми словами).

4.Синтетическое чтение (беглое) сформировавшийся навык.

Согласно теории Н.А.Бренштейна (1947) об уровнем принципе формирования навыков, любой навык и операции, из которых он состоит, на начальном этапе своего формирования осуществляется под контролем сознания. По мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат.

Чтение характеризуется совокупностью следующих параметров:

- способ;

- скорость;

- правильность;

- автоматизированность;

- понимание прочитанного.

Анализируя технику чтения у учащихся начальных классов, некоторые учителя обращают внимание на количество прочитанных слов за 1 минуту и понимание прочитанного при пересказе. При этом они редко регистрируют допущенные ошибки, способ чтения. Это приводит к тому, что у детей автоматизируется неправильное чтение. Ошибки, которые допускают дети, постепенно приобретают стойкий характер, и учащиеся уже не могут самостоятельно справиться с этой проблемой.

Дислексия – частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функции и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

У детей с ОВЗ процессы формирования чтения и коррекция дислексии происходят медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников. В результате изучения психических процессов и возможностей в обучении детей с ОВЗ учеными выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально – волевой деятельности, поведении личности. Выявлены следующие черты: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарь; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; игровая и учебная деятельность сформированы недостаточно. Наблюдается бедность словаря, низкая осведомленность, преемственность грамматики. Дети испытывают трудности при выделении гласного звука в начале слова, под ударением, согласных в конце слова, трудности в выделении согласных при их стечении; наибольшую трудность представляет последовательное выделение звуков из слов.

Дислексия у детей с ОВЗ выражается в трудности восприятия и воспроизведения букв, затруднения в формировании функций фонематического анализа и синтеза, путают сложные по структуре слоги и слова, сходные по начертанию буквы. Существуют различные классификации дислексии: Хватцева М. Е., Корнева А.Н., Лалаевой Р.И.).

Основные группы ошибок при дислексии:

1.Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких – глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.)

2.Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно.

3.Искажение звуко – слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлении, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.

4.Нарушения понимания прочитанного, проявляющиеся на уровне отдельного слова, предложения и текста при сохранности техники чтения.

5. Аграмматизм при чтении, проявляющийся на аналитико – синтетической и синтетической ступенях овладения навыком чтения.

В начале обучения чтению ребенок учится соединять буквы в слоги и слова, и этот процесс является сложным умственным трудом. На этом этапе ученик тратит много времени и усилий на осознание выполняемых им действий, и постепенно навык автоматизируется. Таким образом, процесс автоматизации правильного навыка чтения протекает по-разному, в зависимости от уровня развития ребенка и этап работы подбирается индивидуально.

Планирование этапов работы по коррекции дислексии:

1.Чтение простых и обратных слогов, графическое обозначение слогов типа СГ, ГС (мы, уф, ро, ба). Чтение слов, состоящих из одного слога (суп, кот, дом). Чтение слов, отличающихся 1-2 буквами (кол, гол, вол, зол).

2.Чтение двусложных слов, состоящих из четырех букв типа СГСГ, СГГС, ГССГ (роза, зима, игра). Чтение двусложных слов с одинаковыми гласными (раки, маки, лаки, баки, шаги).

3.Чтение трехсложных слов, состоящих из прямых и обратных слогов (машина, корова, самовар, самолет, телефон). Чтение слов, отличающихся 1-2 буквами (вороны, породы, походы, волосы, покосы).

4.Чтение слоговых таблиц по типу СГС (вин, лод, так, ный).

5.Чтение одно-, двух-, трехсложных слов с закрытым слогов в конце (сон, рожь, день, мусор, коробок).

6.Чтение слов с закрытым слогом в середине (дочка, тоска, лодка, весна, шашки).

7.Чтение слов с двумя закрытыми слогами (компот, каблук, актёр, монтер, картон).

8.Чтение слогов с течением согласных ССГ, ГСС, ГССС, СССГ (вра, пти, сту, пре, взры).

9.Чтение слов со стечением согласных в начале слов (стол, приз, брат, ключ, друг, взрыв).

10.Чтение слов со стечением согласных в середине слова (овраг, зарядка, квартира, солнышко, преграда).

11.Чтение однокоренных слов (гора, горушка, горочка, горняк, гористый, горный, пригорок).

12.Чтение слов сложной структуры.

13.Чтение слов имеющих схожую часть. Чтение слов с одинаковой концовкой (рамка, сумка, дымка, лямка). Чтение слов с одинаковыми суффиксами (лисенок, гусенок, волчонок, слоненок, поросенок, олененок). Чтение слов с приставками (вшить, пошить, перешить, зашить, вышить, пришить).

14.Чтение слов разной структуры, используя деление на слоги.

15.Чтение словесных лесенок, в которых количество букв с каждым словом увеличивается на одну (боб, аист, канат, рябина, подошва, грузовик, каравелла).

16.Чтение слов, составляя их из двух, трех половинок.

17.Игровые задания и упражнения «Найди слово среди других букв» (тумбочкарписетикрюблевилкатерсимыва), «Найди слова в квадрате, заполненном буквами», ребусы, «Грамматическая арифметика» и др.

18.Чтение и восстановление пословиц.

19.Чтение текстов «с хвостами; с дырками; зашторенных», «Собери текст,» «Сплошной текст», «Перемешанные буквы», «Текст - вертушка», «Чтение с половинками слов» и другие (Работа на ПК, использование презентаций и различных заданий).

20.Чтение предложений с различными заданиями.

21.Интонация при чтении стихотворений, сказок, рассказов. Драматизация произведений.

22.Познавательное чтение.

Овладевая технической стороной чтения, ученик последовательно переходит от одного этапа к другому: от чтения элементарных единиц (буквы, слоги) к более комплексным (слова, словосочетания, предложения). При работе со слоговыми таблицами необходимо их менять, чтобы учащиеся не воспроизводили слоги по памяти. В работе используется наглядность, при работе с предложениями, текстами используются презентации. Не следует переходить от одного этапа к другому, если учащийся не достиг определенных умений на предыдущем уровне, так как это будет тормозить дальнейшую работу.


Литература

1.Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.

М. 1966.

2.Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. М.: Флинта 1998.

3.Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль 2003.

4.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у школьников. СПб 1997.

5.Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. /под ред. Волковой Л.С. и Селиверстова В.Г. М. 1997.

6.Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах. Ростов н/Д 2010.