СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция двигательных навыков на уроках столярного дела в школе 8 вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекция двигательных навыков на уроках столярного дела в школе 8 вида»



ОГБОУ «Скопинская школа-интернат»











Доклад

«Коррекция двигательных навыков на уроках столярного дела в школе-интернате VIII вида».









Учитель технологии:

Воробьев С.Н.







Февраль 2023 г.

Различие трудового обучения в коррекционных школах от массовых заключается не настолько в самих методах, насколько в особенностях их применения, что определяется сниженными учебными возможностями учащихся, неоднородностью уровня их учебной подготовки, а также необходимость в связи с этим коррекционно-направленной работы.

Обучающиеся коррекционной школы VIII вида обучаются профессиям в основе которых лежит ручной труд.  Подход в обучении приемам труда во многом связан с имеющимися у детей двигательными нарушениями.

Характер трудностей зависит как от индивидуальных особенностей нарушения моторики, так и от состава трудового действия.  Усвоение результата приема и орудия труда в основном зависит от уровня интеллектуального развития школьника, а формирование двигательной программы в значительной мере определяется развитием его моторики. В классе есть дети, которые успешно справляются во фронтальной работе и овладевают трудовыми навыками в значительной мере успешно. Есть дети испытывающие трудности в овладении действиями и имеющие нарушения двигательной сферы.  Неправильное положение тела, неправильная хватка инструмента, нерациональное приложение усилия часто наблюдается в процессе выполнения различных операций учащимися. Это позволяет целенаправленно осуществлять и применять индивидуальный и дифференцированный подход в процессе овладения двигательными умениями и навыками.

Формирование двигательных навыков является трудной задачей, для успешного решения которой учителю приходится преодолевать много трудностей.

Чтобы успешнее и полнее решать проблему формирования двигательных умений и навыков, а следовательно, и процесс обучения, необходимо искать такие подходы, в процессе использования, которых этот подросток поднялся бы на более высокую ступень интеллектуального и моторного развития.

Процесс усвоения трудовых навыков может происходить наиболее эффективно при соблюдении одного из главных условий - максимально возможного осознания учащимися всех компонентов трудового действия.

При разработке методов, элементов, приемов, направленных на повышение уровня осознания при выполнении трудовых операций, уделяется внимание осознанию функционально значимых элементов рабочего места, объекта труда, рабочих действий, движения, устройства инструмента, возможные виды брака. В качестве методических средств повышения осознания трудовых движений, действий использую таблицы, плакаты, фото и видеоматериалы, где показаны рациональные приемы работы.  В качестве индивидуальных заданий применяю таблицы, фото с описанием трудовых действий и движения и возможные вида брака.

При обучении осознанию двигательных навыков, умений действий следую методической последовательности:

1. Создание целевой установки на овладение операции.

2.Объяснение назначения операции и анализ её результатов.

3. Обсуждение в беседе и демонстрацией учителем правильно организованного рабочего места, размещения материала, инструмента.

4. Показ учителем рабочего приема с объяснением трудовых действий.

5. Изучение плаката с описанием последовательности трудовых действий операции и возможных видах брака.

6. Повторная демонстрация показа приема перед выполнением пробной работы учащимися.  Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия. Во время демонстрации организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;

Позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

7. Первоначальное выполнение операций учащимися с проговариванием.

8. Запись в тетрадях основных терминов, выражений, относящихся к данной операции.

9.Индивидуальная работа учащихся на последующих занятиях на осознание действий, движений, распределения внимания.

Обучение успешному формирования двигательных умений и навыков невозможно представить без практического выполнения.

На первоначальных этапах практического обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной постановки, умению держать инструменты, по координации и т.д. При выполнении упражнений учитель должен предотвращать торопливость, побуждать учеников внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат.

Особое внимание уделяю при формировании двигательных навыков тому, что у детей разные рабочие руки. Кто- то держит инструмент в правой руке, а кто- то в левой. Это говорит о том, что трудовые действия делаются зеркально. 

Для экономии трудовых движений и мышечных усилий оборудование, инструменты располагаются с учетом востребованности, необходимости. Дети должны осознать важность организации рабочей зоны. Со стороны учителя – контроль, помощь и оценивание индивидуальных результатов. Выполнение трудовых действий, движений сопровождается проговариванием учащимися, обсуждением возможного вида брака или ошибки. Многократное выполнение действия, систематические упражнения с коррекцией неточностей, их осмысливанием, исправлением ошибок в повторных попытках, анализ каждого рабочего движения, объединение ряда движений в единое действие, позволяет учителю контролировать уровень осознания учащимися выполнения трудовых действий.

Учащиеся после окончания коррекционной школы-интерната VIII вида должны включиться в общественно-полезную деятельность, быть социально защищенным, равноправным гражданином государства.  Им необходимо участвовать в трудовых процессах, быть физически и двигательно готовыми к выполнению предъявляемых нагрузок.  Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах трудовой деятельности.

Успех формирования умений и навыков на уроках трудового обучения (столярное дело) во многом определяется материально-техническим обеспечением мастерской.

Сегодня без полной комплектации школьных мастерских учитель затрудняется полноценно проводить уроки. Вряд ли новые учебные программы и учебники, как бы основательно они ни были подготовлены, могут быть реализованы учителем в полном объеме без оснащения учебного процесса средствами обучения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!