СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Коррекция гиперактивности детей в классе вокала.»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

особенности индивидуальных занятий с гиперактивными детьми в классе вокала.

Просмотр содержимого документа
««Коррекция гиперактивности детей в классе вокала.»»

План

Введение.

  1. Определение гиперактивности

  2. Проявление гиперактивности у ребенка.

  3. Особенности обучения гиперактивного ребенка в школе

  4. О пользе обучения в музыкальной школе гиперактивных детей

  5. Что даёт гиперактивному ребёнку обучение в музыкальной школе?

  6. Особенности индивидуальных занятий с гиперактивными детьми в классе вокала.

  7. Речедвигательные упражнения на уроках вокала.

Выводы.

Список использованной литературы.



Введение.

Одной из болезненных социальных явлений, переживаемых в настоящее время, являются различные отклонения в поведении детей.

Тяжелая социально — экономическая ситуация: распад семей, алкоголизм, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей, патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность - это та почва, на которой растут дети с отклонениями в поведении.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста. По разным данным, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4 до 9%! Значит, в каждом классе из 25 человек весьма вероятно присутствие 1 — 2 гиперактивных детей.

1.Определение гиперактивности.

Что представляют собой эти так называемые гиперактивные дети? Это дети, которые не могут адекватно приспособиться к реалиям окружающей жизни и поэтому воспринимаются своим ближайшим окружением как объект постоянной заботы и источник беспокойства. И сами дети с повышенной активностью, и их окружение страдают от свойственной им суетливости; причиной неприятностей становится поведение, отклоняющееся от социально принятых норм.



2. Проявление гиперактивности.

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма. Проявления синдрома гиперактивности могут беспокоить родителей уже с первых дней жизни ребенка: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям (свету, шуму), плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно заниматься чем-либо, он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Особенно ярко нарушения поведения ребенка видны в ситуациях, требующих организованного поведения: например, на занятиях и утренниках в детском саду. Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.

Непоседа, шалун, неуправляемый, рассеянный, невнимательный, качается на стуле, роняет ручки и карандаши, совершает беспокойные движения кистями и стопами, не может спокойно сидеть на месте, корчится, извивается, легко отвлекается на посторонние стимулы, с трудом дожидается своей очереди во время игр, на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца, с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр, часто переходит от одного незавершенного действия к другому, много болтает, не может играть тихо, спокойно, мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей); часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь — вот далеко не полный перечень отзывов педагогов по поводу гиперактивных детей.

У окружающих создается впечатление, что эти дети не воспитываются родителями, что они живут в атмосфере вседозволенности. Хотя это чаще всего не так. Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, не хочет подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не “не хочет”, а не может вести себя соответственно школьным правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем и недостаточно зрелых функций лобной коры полушарий головного мозга. Функции лобной коры состоят в общем контроле и организации поведения человека. Лобная кора является своего рода «центральным командным пунктом», который принимает решение и дает руководство к действию. Другая функция лобной коры заключается в контроле внимания. Другой проблемой в саморегулировании поведения таких детей является дефицит внутренней речи. Обычно внутренняя речь является очень важным для того, чтобы подумать о себе, о возможных последствиях поведения, рассмотреть различные варианты наших действий и выбрать оптимальный.

Вследствие характерной симптоматики, гиперактивные дети испытывают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, что приводит к формированию низкой самооценки, высокой степени тревожности. С появлением интеллектуальных нагрузок, норм и требований возникают трудности в учебе. Чрезмерная двигательная активность и невозможность сосредотачиваться длительное время на выполнении необходимого задания обращают на себя внимание педагогов уже в первые месяцы обучения

Наиболее важными для детей с СДВГ являются тренировка наблюдательности и внимательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики, координации рук и пальцев. Со всеми этими задачами гиперактивному ребенку поможет справиться обучение в детской музыкальной школе.

Многие родители отмечают, что дети, страдающие СДВГ, могут часами просиживать за компьютерными играми, требующими контроля за вниманием и двигательной активностью. Эти наблюдения дали повод для разработки серии компьютерных программ нарастающей степени сложности, способствующих усилению контроля за двигательной (физической) активностью ребенка и тренирующих его внимательность. Оказалось также, что коррекция повышенной двигательной активности и пониженной концентрации внимания возможна не только при нажатии клавиш компьютера, но и при обучении детей игре на фортепиано. Многочисленные исследования сотрудников Калифорнийского университета и Университета в Висконсине показали, что уроки игры на пианино значительно увеличивают устойчивость внимания к посторонним раздражителям, способствуют выработке усидчивости детей, в том числе по ряду критериев попадающих в группу риска СДВГ .

Основой лечения гипердинамического расстройства, кроме психотерапии (индивидуальной и семейной), служит развитие интереса к какой-либо деятельности, требующей сосредоточенности и внимания.

3. Особенности обучения гиперактивных детей.

В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, младшие школьники учатся управлять своим поведением. Этот процесс, довольно сложный и длительный, у гиперактивного ребенка часто осуществляется стихийно, усугубляется его физиологическими особенностями и приводит к нежелательным последствиям: труднообучаемости и трудновоспитуемости .

Развивать психическую произвольность необходимо в начале школьного обучения через работу с самосознанием ребенка и тренировку его растущих функций. Способность регулировать двигательную, эмоциональную и поведенческую сферы психической жизни складывается из конкретных контролируемых умений, которые гиперактивный ребенок приобретает, обучаясь в музыкальной школе. Рассмотрим эти умения подробнее.

В двигательной сфере:

1) умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении.

2) умение различать и сравнивать мышечные ощущения

3) умение определять соответствующий характер ощущений (напряжение - расслабление, тяжесть - легкость и др.), характер движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила - слабость, резкость - плавность, темп, ритм);

4) умение менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

4. О пользе обучения в музыкальной школе гиперактивных детей.

Все эти умения с успехом прививает и развивает музыкальная школа при обучении ребенка игре на различных музыкальных инструментах, на уроках вокала. Первые три умения можно тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности - точного мышечного чувства, моторной ловкости. Элементы психогимнастики могут вводиться на любом уроке учителем музыкальной школы, следовательно, можно помочь детям развить это умение, используя, например, механизм функционального психофизического единства.

В системе психокоррекционной работы используются разные средства. Рассмотрим значение музыкотерапии в психокоррекционной деятельности.

Музыкальная терапия - это метод восстановительной медицины, использования музыки и музыкального искусства как средства влияние на здоровье человека. Средства музыкотерапии, дисциплины, лежащей на грани музыки и медицины, все больше и больше используются в лечении детей с синдромом гиперактивности, страдающих дислексией, отсутствием коммуникабельности, не умеющих сосредотачиваться .

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояния человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. О роли музыкотерапии написано много книг. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и так далее. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Говоря о многозначности музыки, психотерапевт С. Мамулов подчеркивает, что на некоторых людей она влияет острее, чем слово . Классическая музыка (И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и других композиторов) оказывает удивительное антистрессовое воздействие.

Таким образом, музыка как один из видов искусства оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Непосредственно обращаясь к чувствам, она вызывает независимые от воли и разума человека, глубокие эмоциональные реакции. ''Мне было бы досадно, - пишет Г.Ф. Гендель, - если бы я доставлял людям только удовольствие; моя цель – делать их лучше'' .

Многие ученые считают ритм и темп музыкального произведения главными факторами, влияющими на изменение мышечного тонуса . В исследованиях и других ученых представлены данные о психофизиологическом воздействии на человека музыкального лада; сочетания лада и темпа.

В развитых странах (Япония, Германия, Швеция) музыкотерапия заняла в жизни человека достойное место. Созданы научные общества музыкотерапевтов, готовятся специалисты этого профиля. В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве, в школе, в вузе и т.д. .

Важным средством развития эмоциональной сферы также является музыка, как самый эмоциональный вид искусства, который широко применяется в лечебных и реабилитационных целях. Успех такой деятельности обусловлен многоканальным спектром воздействия музыки, который затрагивает бессознательные слои психики, влияет на чувства человека, проникая сквозь защитные механизмы сознания в глубины бессознательного .

В работах по музыкальной психологии (А.В. Ражников, Г.С. Тарасов, К.В. Тарасова, А.В. Торопова, Г.М. Цыпин) затрагиваются отдельные стороны психологического воздействия музыки на эмоциональную сферу ребенка . Педагогика музыкального образования накопила богатый материал, связанный с воспитательными возможностями музыкального искусства.

Использование компенсаторной функции музыки как одного из видов искусства позволяет моделировать, восполнять по разным причинам недоступные ребенку эмоциональные состояния и переживания, тем самым обогащать и наполнять его эмоциональность, развивать чувства, что особенно важно для эмоционально бедных гиперактивных детей.

Непосредственно лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу ребенка происходит при ее пассивном или активном восприятии, то есть при слушании и непосредственном исполнении.

Музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, одни из которых являются, безусловно, традиционными, другие определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой нарушения.

Музыкотерапия включает:

- прослушивание музыкальных произведений;

- пение песен;

- собственное исполнение музыкальных произведений;

- музыкальное творчество;

- ритмические движения под музыку;



Всеми этими видами деятельности занимаются дети, учась в музыкальной школе, то есть в течение семи лет проходят курс музыкотерапии, без особых затрат совмещая приятное с полезным.

5. Что даёт гиперактивному ребёнку обучение в музыкальной школе?

Приобретаемые умения в эмоциональной сфере гиперактивного ребенка:

1) умение произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;

2) умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, беспокойно, страшно и т. п.);

3) умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие (исполнение взволнованного эпизода с нарастающей динамикой и др.);

4) умение произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции.

Двигательные, психомоторные функции младших школьников наиболее развиты. Поэтому развивать другие психические функции естественно, опираясь на движение. Таким образом, ребенок может получить опыт управления своими эмоциями посредством ярких образов фантазии и двигательной активности (т.е. через механизм функционального психофизического единства) . Эти задачи ребенку, обучающемуся в ДМШ, помогает решать передача музыкального образа, характера исполняемого музыкального произведения.

Приобретаемые умения в поведении гиперактивного ребенка:

1) умение определять конкретные цели своих поступков (готовлюсь к исполнению на концерт, экзамен, конкурс);

2) умение искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей (методы проработки деталей, оттачивание исполнительской техники);

3) умение проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств или прошлых аналогичных ситуаций;

4) умение предвидеть конечный результат своих действий и поступков;

5) умение брать на себя ответственность.

В развитии у детей описанных умений большое значение имеет возможность испытать различные варианты действия для того, чтобы научиться делать выбор. Именно выбор поступков или действий — первый шаг на пути развития произвольного (согласно со своими желаниями, волей) управления поведением, что особенно важно для гиперактивного ребенка . Обучаясь в музыкальной школе, такой ребенок постоянно находится в процессе поиска средства достижения цели, конечного результата деятельности любого артиста, пусть и только начинающего - выступления на концерте, экзамене, внеклассном открытом мероприятии, родительском собрании. Он научается проверять эффективность выбранных путей, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств или прошлых аналогичных ситуаций, прививая шаг за шагом у себя ответственность.

О пользе внешкольных занятий для ребенка с СДВГ можно говорить часами. Новое увлечение может разом решить проблему, с которой родители уже и отчаялись справиться. Самое главное – эти занятия способствуют смене вида деятельности. Непринужденное общение в кругу маленьких «коллег» снимет все напряжение и усталость после школьных уроков, позволит «переключиться» на более увлекательное дело. В конечном итоге, это благотворно скажется на здоровье ребенка, который не будет постоянно «зациклен» на подготовке заданий к школе. Такая занятость отвратит ребенка от многих «уличных» соблазнов .

Перечислим, что дает гиперактивному ребенку обучение в музыкальной школе:

1) физическое развитие: развивается чувство ритма, музыкальный слух. Тренируется мелкая моторика, зрительно-моторная координация;

2) психическое развитие: вырабатывается сила воли, усидчивость, дисциплинированность, внимание и память, терпение, настойчивость, самоконтроль;

3) дополнительные преимущества: ребенок получит музыкальное образование, документ государственного образца об окончании ДМШ;

4) выступления на сцене помогут ребенку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе, повысят самооценку;

5) развитие воображения. Возможность для самовыражения;

6) развитие творческих способностей;

7) дополнительная информация, получаемая при этом ребенком, расширяет его кругозор.

Родители, приводящие ребенка в класс музыкальной школы, предполагают различные цели обучения музыке. Одни, интуитивно чувствуя в музыке строгость и выверенность ее художественной организации, надеются, что их ребенок, приобщившись к музыке, станет собраннее и внимательнее, что эти занятия помогут его общему развитию. Других вдохновляют притязания на успех и блага артистического мира. Они желают во что бы то ни стало приобщить ребенка к музыкальному искусству как к будущей профессии. Третьи, и эта категория родителей самая многочисленная, заботятся о развитии разных сторон личностей ребенка и справедливо считают, что основы музыкальной культуры должны прививаться человеку в детские годы, ибо потом вечно будет некогда . Есть еще одна категория родителей: они приводят ребенка учиться игре на музыкальном инструменте по совету медиков, для пользы здоровью. И они совершенно правы. Уже через год занятий родители гиперактивного замечают, что он стал гораздо усидчивее и собраннее, а стеснительный и замкнутый стал более раскован и приветлив.

Всеобщее музыкальное образование приобретает большое значение в деле выполнения задач эстетического воспитания школьников, что предъявляет современные требования к процессу обучения. Цель и специфика обучения детей в ДШИ – воспитание грамотных любителей музыки, расширение их кругозора, формирование творческих способностей, музыкально - художественного вкуса, а при индивидуальных занятиях – приобретение чисто профессиональных навыков.



6. Особенности индивидуальных занятий с гиперактивными детьми в классе вокала.

Форма индивидуальных занятий в специальных классах создает педагогу необходимые условия для внимательного и всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка, объективной оценки его возможностей (с учетом эмоциональности, психологического и физического развития, строения рук и приспосабливаемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.) и связанными с этим конкретными и дифференцированными педагогическими задачами и методами работы .

Педагог по специальности (индивидуальная форма обучения) наблюдает за поведением ученика в музыкальной школе, поддерживает тесный контакт как с преподавателями музыкально-теоретических дисциплин (предмет сольфеджио – групповая форма обучения), так и с родителями учащегося .

Считается, что вокал – это психотехника развития музыкального слуха. Педагог обычно решает с учеником такие проблемы:

а) кинестетические (связанные с постановкой корпуса, раскрепощением мышц, координацией движений и т. д.);

б) метакинестетические, то есть проблемы «ретрансляции» эмоций (индивидуального улавливания их в вокальном произведении и донесения до слушателя).

Если педагог по специальности занимается с музыкантом технологией «раскрытия души», то педагог по вокалу, развивая музыкальное восприятие, фактически занимается увеличением того «объема души», который потребуется раскрывать. Следовательно, поэтому вокал и можно считать одной из важнейших областей музыкальной психотехники – психотехники становления музыкальных ощущений .

Необходимо отметить, что на ладонях наших рук есть особые чувствительные точки, соотносящиеся с разными частями нашего тела. Массируя или стимулируя эти точки, можно помочь организму усилить деятельность того или иного органа, бороться с болезнями. Отсюда вытекает еще один «плюс» от занятий музыкой: нервные рецепторы, находящиеся на кончиках пальцев, отвечают за развитие головного мозга и других основных органов человека. При занятиях на различных музыкальных инструментах, особенно на фортепиано и других клавишных, происходит массаж всех десяти пальцев, оказывая оздоравливающее и стимулирующее воздействие на ребенка . Также развивается моторика и координация рук, независимость и самостоятельность пальцев, происходит раскрепощение мышц плечевого пояса, что, в целом, является немаловажным достижением для гиперактивного ребенка. На уроках вокала развивается дыхательная система ребенок учится правильно дышать при пении тем самым разрабатывает и оздоравливает дыхательную систему. Овладевает навыками работы с мимикой лица, учится владеть эмоциями.

7. Речедвигательные упражнения на уроках вокала.

«Кричалки-Шепталки-Молчалки»

Развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности. Из разноцветного картона сделать сигналы – 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» – можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Что изменилось?»

На развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ребенок рисует любую несложную картинку (котенка, домик и т.п.), передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Ребенок, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ.

«Считалочки-бормоталочки»

повторять фразу хлопками

1. Идет - бычок - качается.

2. Идет - бычок - хлопок.

3. Идет - хлопок - хлопок.

4. Хлопок - хлопок - хлопок.

«Чайничек с крышечкой»

Игроки проговаривают: Пар идет с дырочки, Дырочка - в шишечке, Шишечка - на крышечке, Крышечка - на чайничке, сопровождая ее жестами. Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней). Крышечка - на чайничке (левая рука складывается в кулак, правая - ладонью делает круговые движения над кулаком), Шишечка - на крышечке (вертикальные движения кулаками), Дырочка - в шишечке (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки), Пар идет с дырочки (указательными пальцами рисуются спиральки). При последующем повторении одно слово нужно поменять на «гу-гу-гу!», жесты сохраняются. Гу-гу-гу! Крышечка - на чайничке и т.д.

Особое внимание на уроках вокала в подобных случаях уделяется скороговоркам и чисто говоркам, так как для достижения результата требуется большая концентрация внимания, неторопливость и сосредоточенность.

Занятия в сфере дополнительного образования, в частности, обучение в ДШИ играют немаловажную роль для ребенка с СДВГ: способствуют развитию общих и музыкальных способностей, произвольности его поведения, повышают усидчивость и самооценку. Учеба заставит маленького человека стать внимательнее и ответственнее, ведь надо самостоятельно решать задачи: вовремя успевать к началу занятий, следить за расписанием и учиться организовывать свой день.







Выводы.

Учитывая, что подавляющее большинство детей занимается музыкой в плане общего музыкального образования, и что лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в колледж искусств, учебные программы составлены с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными и психическими данными, занимаясь по индивидуальным планам, приобщаться к музыкальной культуре.



Отсюда следует вывод: обучение в музыкальной школе уже само по себе будет одновременно развивать и корректировать любого ребенка, в том числе, и гиперактивного.



Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является обычно благоприятным, но только в том случае, если они своевременно получают соответствующее лечение и правильное воспитание. Тогда они хорошо занимаются в школе, и многие из них прекрасно устраиваются в жизни, став взрослыми.



























Используемая литература:

1. Альтхерр П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2011.

2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду: пособие. М.: Книголюб, 2008.

3. Депутат И.С. Интеллектуальное развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011.

4. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Творческий центр "Сфера", 2010.

5. Битова А. Л. Музыкотерапия. – Сайт: http://www.gloria-lucia.com/


6. Брязгунов И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. - М., 2008. – 208 с.


7. Макшанов С.И. Психогимнастика в тренинге / С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева. — СПб., 2001. – 254 с.

8. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, 1997.


9.Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 2006. – 400 с.


10.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., «Владос», 1999. – 176 с.

11. Хинич М. Слушать музыку. - Сайт: http://www.best-manual.com/


12. Шарапановская Е. В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. – М., «Сфера», 2005. – 96 с.











«Детская школа искусств»









Тема: «Коррекция гиперактивности детей

в классе вокала.»







Преподаватель: Черкасова О.Н.





Г. Шымкент 2019.