СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция голоса при дизартрии через использование логокоррекционных технологий

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лопатина Л.В. и Серебрякова Н.В. предлагают технологию работы над голосом у детей со стёртой дизартрией. Развитие голоса  по данной технологии проходит в рамках ортофонического метода, предусматривающего соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений, цель которых – развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции.  Коррекционная работа ведётся поэтапно, но все этапы тесно связаны и плавно переходят друг в друга.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция голоса при дизартрии через использование логокоррекционных технологий»

Коррекция голоса при дизартрии через использование логокоррекционных технологий Учитель-логопед МКДОУ детского сада “ Светлячок” р. п. Юрты Чуванькина Н.Н.

Коррекция голоса при дизартрии через использование логокоррекционных технологий

Учитель-логопед МКДОУ детского сада

Светлячок” р. п. Юрты Чуванькина Н.Н.

Лопатина Л.В. и Серебрякова Н.В. предлагают технологию работы над голосом у детей со стёртой дизартрией.    Развитие голоса по данной технологии проходит в рамках ортофонического метода, предусматривающего соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений, цель которых – развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции. Коррекционная работа ведётся поэтапно, но все этапы тесно связаны и плавно переходят друг в друга.

Лопатина Л.В. и Серебрякова Н.В. предлагают технологию работы над голосом у детей со стёртой дизартрией.

Развитие голоса по данной технологии проходит в рамках ортофонического метода, предусматривающего соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений, цель которых – развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции.

Коррекционная работа ведётся поэтапно, но все этапы тесно связаны и плавно переходят друг в друга.

1 ЭТАП Предварительная постановка речевого дыхания, дифференциация ротового и носового выдоха, активизация мышц мягкого неба и глотки Работа по развитию голоса Артикуляционная гимнастика и массаж, расслабление шейной мускулатуры, специальные упражнений по выполнению движений во все стороны с одновременным произнесением цепочек гласных звуков: и-э-о-у-а-ы .

1 ЭТАП

Предварительная постановка речевого дыхания, дифференциация ротового и носового выдоха, активизация мышц мягкого неба и глотки

Работа по развитию голоса

Артикуляционная гимнастика и массаж, расслабление шейной мускулатуры, специальные упражнений по выполнению движений во все стороны с одновременным произнесением цепочек гласных звуков: и-э-о-у-а-ы .

Основной этап – развитие высоты голоса Изменение высоты тона развивает диапазон модуляции гибкость голоса выразительность речи богатство ее интонационной окраски

Основной этап – развитие высоты голоса

Изменение высоты тона развивает

диапазон

модуляции

гибкость голоса

выразительность речи

богатство ее интонационной окраски

1. Работа над голосом всегда начинается: А) с общего расслабления, Б) артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики. 3. При работе над голосом очень полезно использовать как можно больше совместного с логопедом пения, выразительной декламации. Большое значение имеет медленное произнесение гласных. Звуки произносятся попеременно – то шепотом, то громко. 2. Одновременно работают над увеличением длины речевого выдоха: вначале на одном выдохе произносится по две гласных, затем по три, и, наконец, по четыре. Потом произносятся слоги с постепенным удлинением их цепочек, затем – слова с определенными звуками, на последних этапах – стихотворения, скороговорки; последние произносятся со сменой ударения и убыстрением темпа речи то шепотом, то громко. 4. Большое значение имеют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса.

1. Работа над голосом всегда начинается:

А) с общего расслабления,

Б) артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики.

3. При работе над голосом очень полезно использовать как можно больше совместного с логопедом пения, выразительной декламации. Большое значение имеет медленное произнесение гласных. Звуки произносятся попеременно – то шепотом, то громко.

2. Одновременно работают над увеличением длины речевого выдоха: вначале на одном выдохе произносится по две гласных, затем по три, и, наконец, по четыре. Потом произносятся слоги с постепенным удлинением их цепочек, затем – слова с определенными звуками, на последних этапах – стихотворения, скороговорки; последние произносятся со сменой ударения и убыстрением темпа речи то шепотом, то громко.

4. Большое значение имеют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса.

Устранение назального оттенка при дизартрии При устранении назального оттенка в речи детей с дизартрией, развитие высоты голоса надо начинать с вокальных упражнений голосовые складки не укорачиваются и не удлиняются, не утолщаются и не утончаются При пении глоточный резонатор не меняет своей формы надгортанник и нёбная занавеска поднимаются ротовой резонатор увеличивается в объеме, но почти не изменяется по форме рот широко раскрыт язык спокойно лежит на дне ротовой полости

Устранение назального оттенка при дизартрии

  • При устранении назального оттенка в речи детей с дизартрией, развитие высоты голоса надо начинать с вокальных упражнений

голосовые складки не укорачиваются и не удлиняются, не утолщаются и не утончаются

При пении

глоточный резонатор не меняет своей формы

надгортанник и нёбная занавеска поднимаются

ротовой резонатор увеличивается в объеме, но почти не изменяется по форме

рот широко раскрыт

язык спокойно лежит на дне ротовой полости

Обучение пению Поэтому пение песен вводится лишь тогда, когда отрабатывается четкое речевое звучание согласных звуков и их сочетаний. Включение текста создает дополнительные трудности для ребенка, усложняет контроль за звучанием голоса. На начальном этапе обучения пению в песнях преобладают короткие музыкальные фразы, несложный ритм, небыстрый темп, простой словесный текст.

Обучение пению

Поэтому пение песен вводится лишь тогда, когда отрабатывается четкое речевое звучание согласных звуков и их сочетаний.

Включение текста создает дополнительные трудности для ребенка, усложняет контроль за звучанием голоса.

На начальном этапе обучения пению в песнях преобладают короткие музыкальные фразы, несложный ритм, небыстрый темп, простой словесный текст.

Лопатина Л.В и Серебрякова Н. В. рекомендуют проводить вокальные упражнения  на всех этапах обучения детей с дизартрией, с первых же занятий, так как они являются: своеобразной гимнастикой голосового аппарата; обогащают тембр голоса ребенка, способствуют развитию его разговорного голоса, настраивают слуховое восприятие на правильное звучание голоса .

Лопатина Л.В и Серебрякова Н. В. рекомендуют проводить вокальные упражнения

на всех этапах обучения детей с дизартрией,

с первых же занятий, так как они являются:

  • своеобразной гимнастикой голосового аппарата;
  • обогащают тембр голоса ребенка,
  • способствуют развитию его разговорного голоса,
  • настраивают слуховое восприятие на правильное звучание голоса .
Развитие тембра голоса Завершающий раздел логопедической работы по устранению нарушений голоса базируется на : достаточно подвижном мягком нёбе; поставленном длительном и сильном ротовом выдохе; четкой артикуляции гласных и согласных звуков; умении пользоваться силовыми высотными модуляциями голоса как при речевом, так и при напевном произнесении.

Развитие тембра голоса

Завершающий раздел логопедической работы по устранению нарушений голоса базируется на :

  • достаточно подвижном мягком нёбе;
  • поставленном длительном и сильном ротовом выдохе;
  • четкой артикуляции гласных и согласных звуков;
  • умении пользоваться силовыми высотными модуляциями голоса как при речевом, так и при напевном произнесении.
Активизация мышц мягкого нёба глотание воды Покашливание Под счет Зевота произнесение гласного  [а]  на твёрдой атаке.

Активизация мышц мягкого нёба

глотание воды

Покашливание

Под счет

Зевота

произнесение гласного  [а] на твёрдой атаке.

Упражнения по развитию силы голоса Усиление голоса (беззвучная артикуляция, шепот, тихо, громко) АИУ АИУ АИУ 000

Упражнения по развитию силы голоса

Усиление голоса (беззвучная артикуляция, шепот, тихо, громко)

АИУ

АИУ

АИУ

000

Упражнения по развитию силы голоса Ослабление голоса (громко-тихо-шепот-беззвучная артикуляция) У У 000 У

Упражнения по развитию силы голоса

Ослабление голоса (громко-тихо-шепот-беззвучная артикуляция)

У

У

000

У

Упражнения по развитию силы голоса Ослабление голоса без паузы (громко-тихо-шепот-беззвучная артикуляция) УУУУУ

Упражнения по развитию силы голоса

Ослабление голоса без паузы (громко-тихо-шепот-беззвучная артикуляция)

УУУУУ

Упражнения по развитию силы голоса Усиление и ослабление голоса без пауз, на одном выдохе (громко-тихо-шепот-беззвучная артикуляция) УУУУУУУУ

Упражнения по развитию силы голоса

Усиление и ослабление голоса без пауз, на одном выдохе (громко-тихо-шепот-беззвучная артикуляция)

УУУУУУУУ

Упражнения по развитию силы голоса Счет с постепенным усилением голоса Два Три Четыре Пять Один

Упражнения по развитию силы голоса

Счет с постепенным усилением голоса

Два

Три

Четыре

Пять

Один

Упражнения по развитию силы голоса Обратный счет с постепенным ослаблением голоса Четыре Три Два Один Пять

Упражнения по развитию силы голоса

Обратный счет с постепенным ослаблением голоса

Четыре

Три

Два

Один

Пять

 Упражнения на развитие высоты голоса Повышение и понижение голоса У О А И Э

Упражнения на развитие высоты голоса

Повышение и понижение голоса

У

О

А

И

Э

Закрепление сформированных голосовых навыков Дети делятся на пары. Один из пары произносил фразы громким голосом, а партнёр отвечал тихо, словно эхо. Затем партнёры меняются местами. Для упражнения используются фразы из различных сказок.

Закрепление сформированных голосовых навыков

Дети делятся на пары. Один из пары произносил фразы громким голосом, а партнёр отвечал тихо, словно эхо. Затем партнёры меняются местами. Для упражнения используются фразы из различных сказок.

Закрепление сформированных голосовых навыков Предлагаем детям как бы «шагать по ступенькам», («играть на пианино») произнося фразы: «Первый этаж, второй этаж…седьмой этаж» ,  постепенно повышая свой голос.

Закрепление сформированных голосовых навыков

Предлагаем детям как бы «шагать по ступенькам», («играть на пианино») произнося фразы:

«Первый этаж, второй этаж…седьмой этаж» ,

постепенно повышая свой голос.

 Как проводить занятия   Упражнения для расслабления мышц шеи, лица и всего тела (не больше 5 минут) -  физические упражнения на растяжение, напряжение и последующее расслабление всех групп мышц. Дыхательная гимнастика . Упражнения для развития дыхания без звука («Вдох и выдох», «Мороз», упражнение с листком бумаги, пособия на ниточках, «Свечка»). Звуковые дыхательные упражнения («Воздушный шар», «Комарик», «Жук», проговаривание скороговорок, предложений на одном дыхании, произнесение текста активным шепотом). Дыхательные упражнения под музыку  (упражнения с движениями).

Как проводить занятия

Упражнения для расслабления мышц шеи, лица и всего тела (не больше 5 минут) - физические упражнения на растяжение, напряжение и последующее расслабление всех групп мышц.

Дыхательная гимнастика .

  • Упражнения для развития дыхания без звука («Вдох и выдох», «Мороз», упражнение с листком бумаги, пособия на ниточках, «Свечка»).
  • Звуковые дыхательные упражнения («Воздушный шар», «Комарик», «Жук», проговаривание скороговорок, предложений на одном дыхании, произнесение текста активным шепотом).
  • Дыхательные упражнения под музыку

(упражнения с движениями).

Далее следуют вокальные упражнения. Основные приемы: «Тонирование» - напевание длинных гласных звуков Для старших дошкольников используют изображения гласных звуков («Звуковая дорожка»).

Далее следуют вокальные упражнения.

  • Основные приемы:
  • «Тонирование» - напевание длинных гласных звуков

Для старших дошкольников используют

изображения гласных звуков («Звуковая дорожка»).

Пропевание звукосочетаний: Для старших дошкольников применяют пособие «Поющие часы». Дети называют слог и поют распевку. Мелодию педагог выбирает произвольно. Логопедические распевки:  пропевание чистоговорок и попевок. Исполнение песен
  • Пропевание звукосочетаний:

Для старших дошкольников применяют пособие «Поющие часы». Дети называют слог и поют распевку. Мелодию педагог выбирает произвольно.

  • Логопедические распевки:

пропевание чистоговорок и попевок.

  • Исполнение песен

 Следующий этап –  творческое задание.  Здесь возможна работа над вокальным, поэтическим или художественным произведением, небольшая театральная постановка.

Следующий этап –

творческое задание.

Здесь возможна работа над вокальным, поэтическим или художественным произведением, небольшая театральная постановка.

Требования при проведении занятий вокалотерапией Важно, чтобы все отделы голосового аппарата работали без напряжения и насилия. Музыкальные упражнения, песни должны строиться на коротких певческих фразах, иметь несложный ритм, не быстрый темп, легко запоминаться. Вокальная постановка: стоя. Подбор вокальных упражнений проводится индивидуально с учетом возраста, в зависимости от формы дизартрии, тяжести и всего симптомокомплекса нарушений. В работе над пением важно обеспечить естественность и доступность речевого материала для ребенка - дизартрика. Разучивание песни следует начинать в медленном темпе, постепенно приближаясь к темпу разговорной речи. Работа проходит над одной песней, а не над несколькими одновременно. Занятия вокалотерапией следует проводить не более 15 минут.

Требования при проведении занятий вокалотерапией

  • Важно, чтобы все отделы голосового аппарата работали без напряжения и насилия.
  • Музыкальные упражнения, песни должны строиться на коротких певческих фразах, иметь несложный ритм, не быстрый темп, легко запоминаться.
  • Вокальная постановка: стоя.
  • Подбор вокальных упражнений проводится индивидуально с учетом возраста, в зависимости от формы дизартрии, тяжести и всего симптомокомплекса нарушений.
  • В работе над пением важно обеспечить естественность и доступность речевого материала для ребенка - дизартрика.
  • Разучивание песни следует начинать в медленном темпе, постепенно приближаясь к темпу разговорной речи.
  • Работа проходит над одной песней, а не над несколькими одновременно.
  • Занятия вокалотерапией следует проводить не более 15 минут.
Последовательность упражнений для разития голоса на занятии 1.Упражнения для активизации движений мягкого нёба (покашливание, зевота, произнесение гласного [а] на твердой атаке, чередование расслабления и напряжения небной занавески.) 2. Медленное попеременное (то шепотом, то громко) произнесение гласных. 3. Тренировка увеличения длины речевого выдоха: вначале на одном выдохе произносят по две гласных (а—э; о—у; э—и и т. д.), затем по три (а—э—о; о—у—и и т. д.) и, наконец, по четыре (а—э—о—у и др.). 4. Прямой счет или счет десятками (десять, двадцать, тридцать и т. д.) с постепенным усилением (прямой счет) и ослаблением (обратный счет) голоса. 17

Последовательность упражнений для разития голоса на занятии

1.Упражнения для активизации движений мягкого нёба (покашливание, зевота, произнесение гласного [а] на твердой атаке, чередование расслабления и напряжения небной занавески.)

2. Медленное попеременное (то шепотом, то громко) произнесение гласных.

3. Тренировка увеличения длины речевого выдоха: вначале на одном выдохе произносят по две гласных (а—э; о—у; э—и и т. д.), затем по три (а—э—о; о—у—и и т. д.) и, наконец, по четыре (а—э—о—у и др.).

4. Прямой счет или счет десятками (десять, двадцать, тридцать и т. д.) с постепенным усилением (прямой счет) и ослаблением (обратный счет) голоса.

17

5. Напевание колыбельной. Полунапевно произносится гласный звук, изменяя высоту голоса. а  а   а  у   у   у   а   у  «Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения. По аналогии данное упражнение можно использовать при произнесении сочетаний из двух или трех звуков. 6. «Голосовая горка». Произносить гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз». Чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением голоса. 8. Для развития тембра голоса большое значение имеют различные логопедические игры, чтение сказок по ролям, инсценировки и т.д.  17

5. Напевание колыбельной. Полунапевно произносится гласный звук, изменяя высоту голоса.

а а а у у у

а у

«Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряжения. По аналогии данное упражнение можно использовать при произнесении сочетаний из двух или трех звуков.

6. «Голосовая горка». Произносить гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз».

  • Чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением голоса.

8. Для развития тембра голоса большое значение имеют различные логопедические игры, чтение сказок по ролям, инсценировки и т.д.

17

Игры на РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА голоса   ЧУДО-ЛЕСЕНКА»  Ход игры. Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.  Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю, Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю: Шаг-на-го-ры, Шаг-на-ту-чи... А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че... Не-ро-бе-ю, петь хо-чу, Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!   «САМОЛЕТ»  Ход игры. В правой руке дети держат (воображаемый) игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает «мертвую петлю», наконец приземляется на аэродроме. Движения руки сопровождаются тянущимся звуком АААА... или 3333... Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСОБИЙ   Движение мелодии вверх  Пение мелодии на одном высоком звуке  Движение мелодии вниз

Игры на РАСШИРЕНИЕ ДИАПАЗОНА голоса

  • ЧУДО-ЛЕСЕНКА» Ход игры. Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса. Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю, Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю: Шаг-на-го-ры, Шаг-на-ту-чи... А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че... Не-ро-бе-ю, петь хо-чу, Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!
  • «САМОЛЕТ» Ход игры. В правой руке дети держат (воображаемый) игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает «мертвую петлю», наконец приземляется на аэродроме. Движения руки сопровождаются тянущимся звуком АААА... или 3333... Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСОБИЙ

Движение мелодии вверх

Пение мелодии на одном высоком звуке

Движение мелодии вниз

РАЗВИТИЕ ДИНАМИКИ ГОЛОСА: ИГРЫ С ЛАДОШКАМИ . Дети держат руки перед грудью, развернув ладони навстречу друг другу, начинают петь любой гласный звук. Когда руки разводят в стороны – звук усиливается, приближают – затихает, прижимают ладони друг к другу – замолкают. ИГРА «ЭХО». Выбирают несколько детей, которые будут «эхом». Все дети поют фразу, попевку, чистоговорку громко, а «эхо» повторяет тихо. ИГРА «МОРСКОЙ ПРИЛИВ И ОТЛИВ». Дети тянут на одном звуке гласный, педагог показывает силу звука, поднимая и опуская руки («море спокойно», «море волнуется»).

РАЗВИТИЕ ДИНАМИКИ ГОЛОСА:

  • ИГРЫ С ЛАДОШКАМИ .

Дети держат руки перед грудью, развернув ладони навстречу друг другу, начинают петь любой гласный звук. Когда руки разводят в стороны – звук усиливается, приближают – затихает, прижимают ладони друг к другу – замолкают.

  • ИГРА «ЭХО».

Выбирают несколько детей, которые будут «эхом». Все дети поют фразу, попевку, чистоговорку громко, а «эхо» повторяет тихо.

  • ИГРА «МОРСКОЙ ПРИЛИВ И ОТЛИВ».

Дети тянут на одном звуке гласный, педагог показывает силу звука, поднимая и опуская руки («море спокойно», «море волнуется»).

 Ссылка на видео: https ://youtu.be/rJzkiTtWB_g Филиппович, Е. И. Логопедические технологии: курс лекций  / Е. И. Филиппович, 2013 Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. —— М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.—287 с. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.  Источники

  • Ссылка на видео: https ://youtu.be/rJzkiTtWB_g
  • Филиппович, Е. И. Логопедические технологии: курс лекций / Е. И. Филиппович, 2013
  • Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. —— М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.—287 с.
  • Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.

Источники


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!