Просмотр содержимого документа
«Коррекция нарушений чтения у детей младшего школьного возраста посредством использования разных методов и приёмов работы»
ч
е
Коррекция нарушений
чтения у детей младшего
школьного возраста
посредством
использования разных
методик и приёмов
работы
т
н
е
и
2 основных
ч
направления работы:
- Устранение нарушения чтения, обусловленного преимущественно несформированностью
устной речи.
е
т
н
е
и
Цель- коррекция и развитие компонентов устной речи (фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, лексико-грамматический строй, связная речь).
ч
е
т
н
е
и
- Устранение нарушений чтения, обусловленного преимущественно несформированностью зрительных функций.
Цель- создание условий для успешного овладения зрительными компонентами чтения.
ч
е
т
н
е
и
ч
е
Коррекционная работа проводится в 2 этапа:
- Коррекция нарушений технического компонента чтения 1-1,5 года.
- Коррекция нарушений смыслового компонента чтения 0,5-1 год.
т
н
е
и
ч
е
I этап включает 3 раздела:
- 1.Работа на уровне буквы.
- 2.Работа на уровне слога.
- 3.Работа на уровне слова
т
н
е
и
Особенностью 1 этапа является последовательное изучения букв.
ч
е
Работа начинается с изучения симметричных букв, как наиболее простых для узнавания и продолжается изучением несимметричных букв.
Задания с вариантами образования двубуквенных слогов типа СГ и ГС.
т
н
е
и
2. Особенности второго
раздела:
Для заданий используется
только открытые слоги
и слова, состоящие из слогов типа СГ. Слова
отрабатываются
последовательно – сначала
слова из 2-х затем из 3-х
и более открытых слогов.
ч
е
т
н
е
и
ч
е
Структурные элементы занятия 4 группы заданий:
- Цепочки слогов – произносим слоги парами, группами, на мотив известной песни,
- Таблицы слогов – быстро находим и произносим слог, названный взрослым (3 типа таблиц – 9 слогов, 16 слогов, 25 слогов).
т
н
е
и
ч
е
- Конструктор слогов- добавление последнего слога к началу названного слова, показ слога в таблице, последовательный показ всех слогов заданного слова, плавное произнесение ребёнком слогов, показываемых взрослым и узнавание слова.
т
н
е
и
- От слога к слову – узнавание слова по описанию, нахождение, показ и его произнесение; чтение слов объединённых в группы с учётом его ритмической структуры; чтение рядов или группы слов с последующим их называнием по памяти.
Дополнительные задания: на эмоциональный настрой (чтение стихотворения), на развитие познавательных процессов(выкладывание букв, запоминание цветовых, фигурных, буквенных рядов 3-4 элемента, 7-9 элементов);
ч
е
т
н
е
и
ч
е
Последнее задание текстовое «Читаю я- читаешь ты». Текст разделён на 5 частей, ребёнок вставляет пропущенные части выделенных слов в тексте, затем взрослый читает текст, а ребёнок читает только выделенные слова.
т
н
е
и
3.Особенности третьего раздела:
Включены задания со словами
различного слогового состава
с разными типами слогов.
Внимание уделяется плавному и быстрому произнесению
закрытых слогов и слогов
со стечением согласных
в составе слова.
ч
е
т
н
е
и
- Цепочки слов - группа слов расположена в виде горизонтальной или вертикальной восьмёрки. Ребёнок проговаривает плавно и несколько раз: сначала медленно и тихо, постепенно ускоряя темп и громкость,
ч
затем быстро и громко, потом быстро и тихо.
- Конструктор слов – дети ищут недостающие части к заданному слову в таблице, находят и последовательно показывают все части названного слова.
е
т
н
е
и
ч
е
2 этап включает один раздел «Работа с предложением. Работа с текстом. 6 групп заданий:
- «Верно-неверно» ребёнок определяет реальность
описываемого события и обьясняет свой ответ.
- Начало-конец» - ребёнок читает начало предложения и группу слов для выбора завершения предложения.
т
н
е
и
ч
е
- «Вопрос –ответ» - ребёнок выбирает нужные вопросы к тексту и ответы.
- «Да-нет» -ребёнок выбирает нужное утверждение к тексту.
- «Часть- целое» - ребёнок прочитав отрывок в левой колонке , ищет продолжение в правой колонке.
- «Почему-потому. Зачем-затем» - ребёнок читает текст или предложение и отвечает на данные вопросы.
т
н
е
и
ч
е
т
н
е
и
ч
е
т
н
е
и
ч
е
т
н
е
и
ч
е
т
н
е
и
ч
е
т
н
е
и
ч
е
т
н
е
и
ч
е
т
н
е
и
ч
е
т
н
е
и
ч
е
т
н
е
и
ч
е
т
н
е
и
ч
е
т
н
е
и
ч
е
т
Спасибо за внимание!
н
е
и