Коррекция отклонений
познавательной и моторной сферы ребенка
через сенсорное воздействие
Тема:
Этнографический час-гуляние «УХОДИМ В ТАБОР»
Липецк
2024
Липецкая область
Областное бюджетное учреждение
«Реабилитационно- оздоровительный центр Липецкой области»
филиал «Лесная сказка»
Отделение культурно-воспитательной работы
Корпус «Дети с ограниченными возможностями здоровья»
«Как организовать коррекционно-развивающую работу максимально стимулируя и развивая потенциальные возможности детей, в сочетании с двигательной активностью? Как разнообразить монотонные будни ребенка?
Проанализировав специальную литературу, ориентируясь на собственный опыт и опыт других педагогов, пришла к выводу о необходимости проведения этнографических занятий. Именно внешний мир следует рассматривать в качестве источника развития, а игру, труд, общение со взрослыми и сверстниками, само познание окружающего мира- как основные средства развития.»
Социальный педагог
Иванова Татьяна Валентиновна
Этнографический час-гуляние
«УХОДИМ В ТАБОР»
Позитивные эмоции
Терапевтический эффект
Этнографический час-гуляние «Уходим в табор»-
Гармонизация работы правого и левого полушария головного мозга
Педагогическая коррекция
Активизирует речевые проявления
.
Эта форма работы позволяет решить данной практике комплекс воспитательных, коррекционных и оздоровительных задач. Такая форма работы позволяет превратить часто повторяющие задания в игру, сказку, приключение.
Актуальность
Новизна заключается в использовании голографического подхода.
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у детей в различных видах деятельности. Поэтому, одним из важных направлений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является развитие их познавательной сферы. Познавательная деятельность у детей с ОВЗ характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
Голографический подход – это и система педагогических методов воспитания и обучения, построенная на жизненном опыте многих поколений людей и направленная на объемное естественнонаучное и духовно-нравственное восприятие Образа Мира. Этот подход способствует многомерному освоению окружающего пространства (в красках, звуках, форме, числах, словах и т.п.), формирует чувственное восприятие мира, его тонкое понимание и гармоничную жизнь в нем.
Актуальностью данной практики считаю коррекцию недостатков
познавательной и моторной сферы
у детей с ОВЗ через сенсорное воздействие
Этнографический час –гуляние «УХОДИМ В ТАБОР»
Цели :
1.Коррекция отклонений познавательной и моторной сферы ребенка через сенсорное воздействие.
2.Обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное воздействие на различные анализаторы.
Задачи:
-создать эмоционально-положительный настрой в группе;
-снять эмоционально-мышечное напряжение;
-воспитывать доверие, доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
-развивать наблюдательность и внимание;
-развивать речь детей, обогащать пассивный и активный словарь;
-развивать познавательную деятельность;
-развивать общую и мелкую моторику;
-игровые навыки;
-произвольность поведения;
-тактильную чувствительность и зрительную координацию;
-слуховое и зрительное восприятие .
эмоции
ощущения
движение
Суть:
народное творчество
интеллект
Ребенок выступает не просто слушателем, а активным участником процесса познания
Целевая группа : дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 15 лет и семьи их воспитывающие
Краткое описание практики «Уходим в табор»
Услуга оказывается посредством организации и проведения совместной активности с детьми и их родителями в групповой форме
Педагогическая идея практики заключается в том, что знакомя ребенка с сенсорными эталонами через ролевую игру , мы способствуем его всестороннему развитию. Дети знакомятся с миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В одну сюжетную линию занятия «Уходим в табор» вплетаются песни, различные игровые задания и танцы, упражнения развивающего характера, речевые задания, упражнения на координацию речи с движением, подвижные игры. Все задания подбирались в соответствии с сюжетом занятия. Речевой материал использовался в сочетании с двигательными упражнениями и музыкой и включался в вводную и заключительную части занятия. В занятии рационально сочетались статические и динамические нагрузки, что особенно важно для детей с ОВЗ.
Яркие колоритные наряды и буря эмоций! Хочешь не хочешь, а уйдешь вслед за табором, если не в небо, то на прогулку. Занятие проводилась в лесу на поляне, так как природа тоже даёт огромные возможности для развития сенсорики, чувств, речи, движений. Практика способствует также расширению объема двигательных умений и навыков, улучшает координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма, развивает основные психические процессы, память, внимание, мышление.
Коррекционно-развивающая работа с детьми строилась на основе интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.
Краткое описание конкретного случая
Даша(синдромом Дауна)-11лет
Отставание в речевом развитии тяжелой степени. Не может самостоятельно играть, мама должна находиться всегда в поле ее зрения, рядом с ней. Не умеет играть с другими детьми, всегда обижает их и дерется. Даша погрузившись в специально организованную развивающую предметно-пространственную среду за руку берет не маму, а девочку Ирину и вместе с ней начинает кружится в парном танце. Будоражащие и веселые цыганские мотивы воздействовали на поведение и организацию внимания ребенка. Используя различные мелодии, инструменты, ритмы, можно изменить настроенность человеческой психики, снять напряжение. Музыка выполнила целый ряд профилактических функций, связанных с регуляцией эмоционального фона: повысилось настроение, подарила позитивные эмоции. Еще существенно повысило самооценку, чувство уверенности в себе.
Сенсорное воздействие в педагогическом процессе не только развитие и коррекция нарушенных функций, но и фактор создания эмоционального благополучия ребенка, одно из условий его целостного развития, первых творческих проявлений.
Терапевтический эффект
.
Активизируется память и внимание
Этнографический час-гуляние «Уходим в табор»
Нормализуются эмоционально-волевые процессы
Регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе
Терапевтический эффект
Повышается психоэмоциональный тонус
Цыганский танец – эффективное средство воздействия на двигательную сферу
Цыганская музыка – настоящий «витамин счастья».
Эко терапия-занятие в лесу помогает снять напряжение и обеспечивают заряд бодрости.
Занятие этнографический час-гуляние «Уходим в табор»-это эффективное укрепление здоровья ребенка, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной др. видов памяти.
Коррекционно – педагогическая помощь
- Принимает/воспринимает обращение через тактильные, зрительные, слуховые раздражители Самостоятельно инициирует доступным способом общение с другим человеком.
- Принимает/воспринимает обращение через тактильные, зрительные, слуховые раздражители
- Самостоятельно инициирует доступным способом общение с другим человеком.
- Умение участвовать в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание
- Умение участвовать в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание
- Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками Уметь выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях
- Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
- Уметь выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях
Личность
Новые социальные контакты
Общение
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни: 1.Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них. 2.Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
3.Умение взаимодействовать в группе в процессе игровой деятельности.
4.Формирование умения регулировать свою деятельность и поведение посредством речи.
Взаимодействие с родителями
Активное вовлечение родителей в образовательный процесс
Сотрудничество
Обучение
Партнерство
Дети и родители были полноправными участниками, а родители имели возможность научиться правильно играть со своими детьми.
Гармонизация детско- родительских отношений.
Результаты практики
повысился уровень слухового восприятия и внимания
воспитанники овладели навыками общения со взрослыми и сверстниками
.
Повысился уровень артистических способностей в процессе игр
стали проявляться нравственные черты характера:
словарь детей обогатился новыми словами, выражениями
сострадание, доброта
уважение.
повысилось чувство ритма
Социальная значимость и обоснованность практики
Развиваемся- двигаясь! Развиваемся- играя!
Социальный эффект:
В процессе деятельности у детей с ОВЗ происходит развитие высших психических функций, зрительно-моторной координации, речевой активности, что непосредственно способствует социализации
Вовлечение детей в этнокультурный процесс дает возможность создать среду для духовного развития подрастающего поколения.
.
Сенсорное воздействие является эффективным способом коррекции и развития потенциальных возможностей детей, обеспечивает более продуктивную коррекционную работу по развитию познавательной деятельности, его интенсификации, всестороннему развитию ребенка в соответствии с его возможностями.
Перспективы дальнейшей работы
Одним из новых направлений моей работы стала разработка инклюзивного проекта «Социус», позволяющий детям с ограниченными возможностями здоровья проживать и участвовать во всех мероприятиях центра совместно со здоровыми сверстниками.
Социализация детей с ОВЗ основана на участии здоровых и «особенных» ребят в различных видах деятельности, на одной территории и в одно и то же время.
«Здравствуй, сказка!»
«Веселая ярмарка»