СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция отклонений познавательной и моторной сферы ребенка через сенсорное воздействие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как организовать коррекционно-развивающую работу максимально стимулируя и развивая потенциальные возможности детей, в сочетании с двигательной активностью? Как разнообразить монотонные будни ребенка?

Проанализировав специальную литературу, ориентируясь на собственный опыт и опыт других педагогов,  пришла к выводу о необходимости  проведения этнографических занятий. Именно внешний мир следует рассматривать в качестве источника развития, а игру, труд, общение со взрослыми и сверстниками, само познание окружающего мира- как основные средства развития

Просмотр содержимого документа
«Коррекция отклонений познавательной и моторной сферы ребенка через сенсорное воздействие»

 Коррекция отклонений  познавательной и моторной сферы ребенка  через сенсорное воздействие  Тема:  Этнографический час-гуляние «УХОДИМ В ТАБОР»   Липецк  2024

Коррекция отклонений

познавательной и моторной сферы ребенка

через сенсорное воздействие

Тема:

Этнографический час-гуляние «УХОДИМ В ТАБОР»

Липецк

2024

Липецкая область  Областное бюджетное учреждение «Реабилитационно- оздоровительный центр Липецкой области»  филиал «Лесная сказка»  Отделение культурно-воспитательной работы  Корпус «Дети с ограниченными возможностями здоровья» «Как организовать коррекционно-развивающую работу максимально стимулируя и развивая потенциальные возможности детей, в сочетании с двигательной активностью? Как разнообразить монотонные будни ребенка? Проанализировав специальную литературу, ориентируясь на собственный опыт и опыт других педагогов, пришла к выводу о необходимости проведения этнографических занятий. Именно внешний мир следует рассматривать в качестве источника развития, а игру, труд, общение со взрослыми и сверстниками, само познание окружающего мира- как основные средства развития.» Социальный педагог Иванова Татьяна Валентиновна

Липецкая область

Областное бюджетное учреждение

«Реабилитационно- оздоровительный центр Липецкой области»

филиал «Лесная сказка»

Отделение культурно-воспитательной работы

Корпус «Дети с ограниченными возможностями здоровья»

«Как организовать коррекционно-развивающую работу максимально стимулируя и развивая потенциальные возможности детей, в сочетании с двигательной активностью? Как разнообразить монотонные будни ребенка?

Проанализировав специальную литературу, ориентируясь на собственный опыт и опыт других педагогов, пришла к выводу о необходимости проведения этнографических занятий. Именно внешний мир следует рассматривать в качестве источника развития, а игру, труд, общение со взрослыми и сверстниками, само познание окружающего мира- как основные средства развития.»

Социальный педагог

Иванова Татьяна Валентиновна

Этнографический час-гуляние «УХОДИМ В ТАБОР» Позитивные эмоции Терапевтический эффект Этнографический час-гуляние «Уходим в табор»- Гармонизация работы правого и левого полушария головного мозга Педагогическая коррекция Активизирует речевые проявления . Эта форма работы позволяет решить данной практике комплекс воспитательных, коррекционных и оздоровительных задач. Такая форма работы позволяет превратить часто повторяющие задания в игру, сказку, приключение.

Этнографический час-гуляние

«УХОДИМ В ТАБОР»

Позитивные эмоции

Терапевтический эффект

Этнографический час-гуляние «Уходим в табор»-

Гармонизация работы правого и левого полушария головного мозга

Педагогическая коррекция

Активизирует речевые проявления

.

Эта форма работы позволяет решить данной практике комплекс воспитательных, коррекционных и оздоровительных задач. Такая форма работы позволяет превратить часто повторяющие задания в игру, сказку, приключение.

Актуальность

Новизна заключается в использовании голографического подхода.

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у детей в различных видах деятельности. Поэтому, одним из важных направлений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является развитие их познавательной сферы. Познавательная деятельность у детей с ОВЗ характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Эти представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

Голографический подход – это и система педагогических методов воспитания и обучения, построенная на жизненном опыте многих поколений людей и направленная на объемное естественнонаучное и духовно-нравственное восприятие Образа Мира. Этот подход способствует многомерному освоению окружающего пространства (в красках, звуках, форме, числах, словах и т.п.), формирует чувственное восприятие мира, его тонкое понимание и гармоничную жизнь в нем.

Актуальностью данной практики считаю коррекцию недостатков

познавательной и моторной сферы

у детей с ОВЗ через сенсорное воздействие

Этнографический час –гуляние «УХОДИМ В ТАБОР» Цели : 1.Коррекция отклонений познавательной и моторной сферы ребенка через сенсорное воздействие. 2.Обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное воздействие на различные анализаторы. Задачи: -создать эмоционально-положительный настрой в группе; -снять эмоционально-мышечное напряжение; -воспитывать доверие, доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; -развивать наблюдательность и внимание; -развивать речь детей, обогащать пассивный и активный словарь; -развивать познавательную деятельность; -развивать общую и мелкую моторику; -игровые навыки; -произвольность поведения; -тактильную чувствительность и зрительную координацию; -слуховое и зрительное восприятие . эмоции ощущения движение Суть: народное творчество интеллект Ребенок выступает не просто слушателем, а активным участником процесса познания Целевая группа : дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 15 лет и семьи их воспитывающие

Этнографический час –гуляние «УХОДИМ В ТАБОР»

Цели :

1.Коррекция отклонений познавательной и моторной сферы ребенка через сенсорное воздействие.

2.Обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное воздействие на различные анализаторы.

Задачи:

-создать эмоционально-положительный настрой в группе;

-снять эмоционально-мышечное напряжение;

-воспитывать доверие, доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;

-развивать наблюдательность и внимание;

-развивать речь детей, обогащать пассивный и активный словарь;

-развивать познавательную деятельность;

-развивать общую и мелкую моторику;

-игровые навыки;

-произвольность поведения;

-тактильную чувствительность и зрительную координацию;

-слуховое и зрительное восприятие .

эмоции

ощущения

движение

Суть:

народное творчество

интеллект

Ребенок выступает не просто слушателем, а активным участником процесса познания

Целевая группа : дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 15 лет и семьи их воспитывающие

Краткое описание практики «Уходим в табор»

Услуга оказывается посредством организации и проведения совместной активности с детьми и их родителями в групповой форме

Педагогическая идея практики заключается в том, что знакомя ребенка с сенсорными эталонами через ролевую игру , мы способствуем его всестороннему развитию. Дети знакомятся с миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В одну сюжетную линию занятия «Уходим в табор» вплетаются песни, различные игровые задания и танцы, упражнения развивающего характера, речевые задания, упражнения на координацию речи с движением, подвижные игры. Все задания подбирались в соответствии с сюжетом занятия. Речевой материал использовался в сочетании с двигательными упражнениями и музыкой и включался в вводную и заключительную части занятия. В занятии рационально сочетались статические и динамические нагрузки, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Яркие колоритные наряды и буря эмоций! Хочешь не хочешь, а уйдешь вслед за табором, если не в небо, то на прогулку. Занятие проводилась в лесу на поляне, так как природа тоже даёт огромные возможности для развития сенсорики, чувств, речи, движений. Практика способствует также расширению объема двигательных умений и навыков, улучшает координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма, развивает основные психические процессы, память, внимание, мышление.

Коррекционно-развивающая работа с детьми строилась на основе интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.

Краткое описание конкретного случая

Даша(синдромом Дауна)-11лет

Отставание в речевом развитии тяжелой степени. Не может самостоятельно играть, мама должна находиться всегда в  поле ее зрения, рядом с ней. Не умеет играть с другими детьми, всегда обижает их и дерется. Даша погрузившись в специально организованную развивающую предметно-пространственную среду за руку берет не маму, а девочку Ирину и вместе с ней начинает кружится в парном танце. Будоражащие и веселые цыганские мотивы воздействовали на поведение и организацию внимания ребенка. Используя различные мелодии, инструменты, ритмы, можно изменить настроенность человеческой психики, снять напряжение. Музыка выполнила целый ряд профилактических функций, связанных с регуляцией эмоционального фона: повысилось настроение, подарила позитивные эмоции. Еще существенно повысило самооценку, чувство уверенности в себе.

Сенсорное воздействие в педагогическом процессе не только развитие и коррекция нарушенных функций, но и фактор создания эмоционального благополучия ребенка, одно из условий его целостного развития, первых творческих проявлений.

Терапевтический эффект . Активизируется память и внимание Этнографический час-гуляние «Уходим в табор» Нормализуются эмоционально-волевые процессы Регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе Терапевтический эффект Повышается психоэмоциональный тонус  Цыганский танец – эффективное средство воздействия на двигательную сферу Цыганская музыка – настоящий «витамин счастья». Эко терапия-занятие в лесу помогает снять напряжение и обеспечивают заряд бодрости. Занятие этнографический час-гуляние «Уходим в табор»-это эффективное укрепление здоровья ребенка, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной др. видов памяти.

Терапевтический эффект

.

Активизируется память и внимание

Этнографический час-гуляние «Уходим в табор»

Нормализуются эмоционально-волевые процессы

Регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе

Терапевтический эффект

Повышается психоэмоциональный тонус

Цыганский танец – эффективное средство воздействия на двигательную сферу

Цыганская музыка – настоящий «витамин счастья».

Эко терапия-занятие в лесу помогает снять напряжение и обеспечивают заряд бодрости.

Занятие этнографический час-гуляние «Уходим в табор»-это эффективное укрепление здоровья ребенка, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной др. видов памяти.

Коррекционно – педагогическая помощь

  • Принимает/воспринимает обращение через тактильные, зрительные, слуховые раздражители Самостоятельно инициирует доступным способом общение с другим человеком.
  • Принимает/воспринимает обращение через тактильные, зрительные, слуховые раздражители
  • Самостоятельно инициирует доступным способом общение с другим человеком.
  • Умение участвовать в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание
  • Умение участвовать в отношениях на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание
  • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками Уметь выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях
  • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками
  • Уметь выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях

Личность

Новые социальные контакты

Общение

Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни: 1.Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них. 2.Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

3.Умение взаимодействовать в группе в процессе игровой деятельности.

4.Формирование умения регулировать свою деятельность и поведение посредством речи.

Взаимодействие с родителями Активное вовлечение родителей в образовательный процесс Сотрудничество Обучение Партнерство Дети и родители были полноправными участниками, а родители имели возможность научиться правильно играть со своими детьми. Гармонизация детско- родительских отношений.

Взаимодействие с родителями

Активное вовлечение родителей в образовательный процесс

Сотрудничество

Обучение

Партнерство

Дети и родители были полноправными участниками, а родители имели возможность научиться правильно играть со своими детьми.

Гармонизация детско- родительских отношений.

Результаты практики повысился уровень слухового восприятия и внимания воспитанники овладели навыками общения со взрослыми и сверстниками . Повысился уровень артистических способностей в процессе игр стали проявляться нравственные черты характера: словарь детей обогатился новыми словами, выражениями сострадание, доброта уважение. повысилось чувство ритма

Результаты практики

повысился уровень слухового восприятия и внимания

воспитанники овладели навыками общения со взрослыми и сверстниками

.

Повысился уровень артистических способностей в процессе игр

стали проявляться нравственные черты характера:

словарь детей обогатился новыми словами, выражениями

сострадание, доброта

уважение.

повысилось чувство ритма

Социальная значимость и обоснованность практики Развиваемся- двигаясь! Развиваемся- играя! Социальный эффект:   В процессе деятельности у детей с ОВЗ происходит развитие высших психических функций, зрительно-моторной координации, речевой активности, что непосредственно способствует социализации Вовлечение детей в этнокультурный процесс дает возможность создать среду для духовного развития подрастающего поколения. . Сенсорное воздействие является эффективным способом коррекции и развития потенциальных возможностей детей, обеспечивает более продуктивную коррекционную работу по развитию познавательной деятельности, его интенсификации, всестороннему развитию ребенка в соответствии с его возможностями.

Социальная значимость и обоснованность практики

Развиваемся- двигаясь! Развиваемся- играя!

Социальный эффект:

В процессе деятельности у детей с ОВЗ происходит развитие высших психических функций, зрительно-моторной координации, речевой активности, что непосредственно способствует социализации

Вовлечение детей в этнокультурный процесс дает возможность создать среду для духовного развития подрастающего поколения.

.

Сенсорное воздействие является эффективным способом коррекции и развития потенциальных возможностей детей, обеспечивает более продуктивную коррекционную работу по развитию познавательной деятельности, его интенсификации, всестороннему развитию ребенка в соответствии с его возможностями.

Перспективы дальнейшей работы Одним из новых направлений моей работы стала разработка инклюзивного проекта «Социус», позволяющий детям с ограниченными возможностями здоровья проживать и участвовать во всех мероприятиях центра совместно со здоровыми сверстниками. Социализация детей с ОВЗ основана на участии здоровых и «особенных» ребят в различных видах деятельности, на одной территории и в одно и то же время. «Здравствуй, сказка!» «Веселая ярмарка»

Перспективы дальнейшей работы

Одним из новых направлений моей работы стала разработка инклюзивного проекта «Социус», позволяющий детям с ограниченными возможностями здоровья проживать и участвовать во всех мероприятиях центра совместно со здоровыми сверстниками.

Социализация детей с ОВЗ основана на участии здоровых и «особенных» ребят в различных видах деятельности, на одной территории и в одно и то же время.

«Здравствуй, сказка!»

«Веселая ярмарка»