СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи через создание проблемной ситуации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекция познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи через создание проблемной ситуации.»

Коррекция познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи через создание проблемной ситуации.


Учащиеся коррекционной общеобразовательной школы, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению. В старших классах на уроках чтения, письма и развития речи актуальной является проблема низкого уровня работоспособности, снижения познавательной активности учащихся в силу разных обстоятельств: незрелости эмоционально-волевой сферы, функциональной недостаточности ряда высших психических функций, слабого развития желания и умения учиться и других факторов. В целях устранения и предупреждения таких явлений на уроке, как утомление, рассеянное внимание, негативные поведенческие реакции, на уроках чтения, письма и развития речи активно используются специальные задания для активизации мыслительной деятельности учащихся.

Перед учителем стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний и повышению речевой культуры.

Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес. Эти задачи могут носить проблемный характер. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию учебной мотивации учащихся, активизации их познавательной деятельности. Конечно, можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но иногда нужно дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности являются для ребенка одними из главнейших и направляющих. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия, побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации. Поэтому, чтобы создать проблемную ситуацию, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного. Сама проблемная ситуация создает определённый эмоциональный настрой учащихся. Создавая проблемные ситуации, учитель должен находить и приемы усвоения мотивов учения, познавательного интереса учащихся к проблеме. Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика, обучать его не отдельным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а в системе умственных действий, которая характерна для решения нестереотипных задач, требующих применения творческой мыслительной деятельности.

Создание проблемных ситуаций преследует следующие дидактические цели:


    1. Привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него подсознательный интерес и другие мотивы деятельности.


    1. Поставить его перед таким посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность.


    1. Обнажить перед учеником противоречие между возникшей у него познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения посредствам имеющегося запаса знаний, умений, навыков.


    1. Помочь ученику определить границы актуализируемых, ранее усвоенных знаний, и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.


    1. Помочь ученику определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности.


Однако нельзя выдвигать перед обучающимися очень сложные задания, которые непосильны для их выполнения, так как они требуют специальных знаний и особой подготовки. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать учащимся коррекционных школ для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным открытиям. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение.

Конечно же, те ситуации, которые являются проблемными для детей с интеллектуальными нарушениями, не являются проблемными для обучающихся общеобразовательных школ.

Приведу примеры проблемных ситуаций, которые использую на разных этапах урока.

- Обобщение и систематизирование знаний о частях речи (8 класс)
- На доске 4 столбика слов (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол). 
Задача – исключить лишнее слово из каждого столбика.
Дети по очереди выходят к доске и зачеркивают лишние слова, при этом объясняя, почему они так считают.
- Из слов исключений составьте предложение ( можно составить предложение на какую-нибудь тему).


- Учащимся предлагаю набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении (в любом классе)
Диктую слова. Задача учащихся - за 5 минут составить связный текст (используя данные слова). Предупреждаю, что нужно внимательно слушать тексты и сделать вывод о правильности выполнения задания. (Оценку в этом случае получают почти все учащихся.) Анализировать для наших детей очень трудно.

- Прием «Лови ошибку». Можно дать предложения с неправильно расставленными знаками препинания, или допустить орфографические ошибки в словах. Проблемная ситуация: найти ошибку и исправить. Для наших детей это очень трудно. Чаще всего дети видят ошибку того, кто работает у доски, при этом, не видя ошибки в своей собственной тетради.


- «Глаголы исключения» ( 9 кл.). Данная тема отдельно не изучается, но в учебнике обращается внимание на эти глаголы. Они записаны в рамочке и могут встретиться в упражнениях. Подвожу детей к понятию «глаголы-исключения».

- Какую тему проходили на прошлом уроке? (Спряжение глаголов.)

- Поупражняемся в определении спряжения глаголов (даются глаголы).

Выполняют задание.

- Теперь определите спряжение глаголов «видеть» и «стелить». (Видеть – глагол первого спряжения, стелить – второго.)

- Проверим. Я с вашей помощью проспрягаю эти глаголы на доске. Что вы заметили?

- Итак, что вы хотели сделать? (Определить спряжение глаголов.)

- Какое правило применили? (Правило о спряжении.)

- Получилось выполнить задание? Нет, не получилось.

- Значит, что это за глаголы? Подвожу к понятию глаголов-исключений.


- Несклоняемые существительные. Просклоняйте сущ-е окно. Просклоняйте сущ-е кино? Что вы заметили? Подвожу к теме. Есть слова, которые не склоняются.


- Иногда пишу на доске текст с пропущенными словами, например, с именами прилагательными. Нужно вставить вместо пропуска прилагательное, выбрав его из двух предложенных учителем. Мнения детей могут расходиться. Тогда каждый должен объяснить, почему именно это слово сюда вставить лучше. Опять проблемная ситуация. Но ребятам такая работа нравится больше, чем выполнение упражнений из учебника.


- Для оживления интереса учащихся ввожу в традиционный урок элементы игры. Детям нравится игра «Составь слово». Но при выполнении этого задания они часто испытывают затруднения. Учащиеся должны составить слово, выделить части из других слов. Например, от одного слова взять приставку, от другого суффикс, от третьего окончание и т.п. Какое слово получилось?

Для организации такой работы чаще всего использую объединение в пары, так как общеизвестно стремление подростков к общению, страх перед изоляцией. В результате совместных усилий учебные достижения заметно улучшаются. 

- «Цепочка». Иногда использую небольшой мячик для такой работы. Например, обобщение темы «Склонения имен существительных». Кидаю мячик, называю существительное, прошу определить склонение. Дети устно должны поставить слово в И.п., определить род, назвать окончание, сделать вывод. Кинуть мяч обратно. Это проблемная для них ситуация, так как работать со словом, которое они не видят ни на доске, ни в тетради, проговаривать все устно, для них очень трудно.

На уроках чтения, как показала практика, для пересказа биографии автора эффективным является заготовленный заранее план. Это вызывает интерес у детей, активизирует их внимание, помогает запоминать сложный материал.

Иногда прошу выписать основные сведения о жизни писателя. Это вызывает затруднение у детей, так как им трудно выделить главное в тексте. Вместе пытаемся выбрать то, на что нужно обратить внимание. Учащиеся лучше запоминают сведения о писателе после такой работы на уроке.

При чтении стихов о временах года предлагаю нарисовать картину, которую представляют дети. Рисовать они в основном любят, но вот представить самим, ниоткуда не срисовывать – это для них проблема.

Эффективным приемом активизации познавательной деятельности является также использование кинофильмов и кинофрагментов. Использую на уроках показ экранизаций изучаемых произведений, и кинофрагментов. Заранее даю задание: сравнить фильм и прочитанное произведение, высказать свое мнение.

В качестве домашнего задания, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, иногда предлагаю ребятам самим сочинить небольшие рассказы, например на тему «Зимние забавы» (использовать как можно больше существительных), «Весна пришла» (с использованием прилагательных) и т.д. Такая работа вызывает у ребят интерес, но для них это очень непростое задание. Они, конечно, составят несколько предложений на заданную тему, но могут легко упустить ту часть задания, в которой сказано про использование слов той или иной части речи.

Подводя итог, можно сказать, что главная ценность данной технологии в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Они убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни и успешная социализация в современном обществе.



26.04.2019




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!