Коррекция речи при ринолалии по методике Ермаковой И.И.
Здоровый ребенок - счастливый ребенок. Конечная цель обучения и воспитания
- успешная социализация ученика в жизни. Сложность медико-педагогической реабилитации детей с врожденными дефектами анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (ринолалия) обусловлена участием в их лечении различных специалистов: челюстно-лицевого хирурга, стоматолога, ортодонта, педиатра, оториноларинголога, офтальмолога, психоневролога, генетика, логопеда. Поскольку у таких детей проявляются и вторичные нарушения,- низкая речевая мотивация, отказ от совместных игр со сверстниками, невротические расстройства и т.д., то необходимо сопровождение психолога. Учителю - логопеду необходимо приложить немало усилий, чтобы и обследование и сам коррекционный процесс проходил в комфортной и успешной, для ребенка, обстановке с учетом как специфических, так и психологических и индивидуальных особенностей обучаемого. Предлагаю в помощь учителям-логопедам, работающим, по методике Ермаковой И.И., примерную схему обследования и описания анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата, самого врожденного дефекта, а также примерное перспективное планирование в виде таблиц по этапам.
При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от нормы и, обусловлен нарушением участия носового и ротоглоточного резонатора. При нормальной фонации у человека во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.
В зависимости от характера нарушения функции небно-глоточного смыкания выделяют различные формы ринолалии.
Органическая ринолалия бывает врожденной и приобретенной, открытой и закрытой.
Открытая органическая (врожденная) ринолалия возникает в результате расщепления мягкого и твердого неба и при травме ротовой и носовой полости или в результате приобретенного паралича мягкого неба.
Функциональная открытая ринолалия возникает при вялой артикуляции мягкого неба (нарушается произношение только гласных звуков).
Закрытая ринолалия подразделяется на функциональную и органическую.
Закрытая функциональная ринолалия встречается часто: речь при нормальной проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Тембр носовых и гласных звуков нарушен сильнее, чем при органической вследствие того, что мягкое небо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления чаще наблюдаются при невротических расстройствах у детей.
Передняя закрытая ринолалия возникает в результате хронической гипертрофии слизистой носа, полипов, искривления перегородки носа, опухоли в носовой полости.
Задняя закрытая ринолалия возникает в результате аденоидных разрастаний, иногда носоглоточных полипов, фибромы или других носоглоточных опухолей.
Обследование
включает в себя описание анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата и самого врожденного дефекта.
А) Осмотр артикуляционного аппарата классифицирует вид расщелины: сквозные - нарушается небо и еще целостность альвеолярного отростка, односторонние и двусторонние. Обычно именно они сопровождаются расщелинами губы, которая продвинута вперед и может занимать даже горизонтальное положение.
Изолированные расщелины - небо пополам разделено. Они могут захватывать только маленький язычок, часть или все мягкое небо и даже доходить до альвеолярного отростка. Разновидность изолированных расщелин – подслизистые субмукозные щели.
Выяснить, время проведения пластической операции губы и неба.
Расщелина верхней губы - отмечают ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки.
Твердое небо - (до операции)- отмечают размер дефекта, подвижность сегментов мягкого неба; после операции - описывают форму свода, рубцы, степень их выраженности, длину и подвижность небной занавески. Оценить плотность небно- глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки при фонации.
Мягкое небо - при полной неподвижности мягкого неба необходимо вызвать глоточный рефлекс, который может быть сохранен, понижен, повышен.
Примечание.1.В норме, в состоянии покоя маленький язычок отстает от задней стенки глотки на 0,1-7 мм и свисает от плоскостей жевательных поверхностей верхних зубов на 0,9+_0,3мм. Расстояние от края маленького язычка до задней стенки глотки измеряется линейкой; высоту расположения язычка - на глаз.
Подвижность небной занавески легко наблюдать при плавном протяжном произнесении гласного звука «А», когда рот ребенка широко открыт.
Описать особенности позиции языка в полости рта, состоянии корня и кончика. Отметить его излишнюю напряженность и вялость, ограничение подвижности. Для этого кладут широкий язык на нижнюю губу, вытягивают его «жалом», поднимают, опускают, облизывают губы и т.д. по подражанию, по инструкции логопеда перед зеркалом и без него.
Примечание! Истонченный вялый язык лежит на середине полости рта и не принимает участия в звукообразовании. Если язык массивный, гипертрофированный, то корень языка прикрывает вход в глотку.
Изменение зубного ряда фиксируют лишь в случае их влияния на речь, а изменение прикуса помечают обязательно. При наличии ортодонтического аппарата необходимо записать цель их наложения, вид, плотность фиксации и решить, не помешает ли он артикуляционным упражнениям и звукопроизношению.
Особенности небных дужек, открывания полости рта отмечаются только при наличии каких-нибудь отклонений.
Воздушная струя - отмечается ее направленность. Для этого ребенку предлагают плюнуть, подуть на ватку губами, а потом подуть с высунутым языком. Все это выполняется с открытыми и закрытыми крыльями носа.
Характеристика дыхания. Отмечается звучание голоса: глухой, сдавленный, непонятный, слабый, истощаемый, тихий, приглушенный, с выраженным носовым оттенком.
Голос характеризуется от рождения до 14 лет.
Уровень речевого развития. Выясняют, проверив звукопроизношение, словарный состав речи, грамматический строй, фонематический слух.
Звукопроизношение: по подражанию, самостоятельное произношение изолированных звуков, слов, предложений, самостоятельное чтение.
Дошкольникам предлагают картинки, по сюжетным картинкам проводится беседа. Примечание! Искажение фонем зависит от размера просвета между краем мягкого неба и стенкой глотки и в свою очередь влияет на степень назализации.
Установив дефектный звук, в карте необходимо пометить, в каком виде речевой деятельности он страдает и характер нарушения: искажение, замена, отсутствие, беззвучное произнесение, сопутствующее смыкание.
При искажении звука точно указывается дефект артикуляции, например,боковой свистящий сигматизм; глоточный или фарингеальный; шипящий и свистящий сигматизм; оглушение взрывных фонем; призубное произнесение губно-зубных звуков п, п, б, б.
Общее впечатление о спонтанной речи: разборчивая, неразборчивая, смазанная, с носовым оттенком (таблица Н.Б.Покровского). В практике принято носовой оттенок голоса при открытой ринофонии подразделять на выраженный и слабовыраженный.
Фонематический слух. Задания, например, повтори за логопедом (лицо закрыто экраном) изолированно звуки, слоги, слова, отличающиеся только одной фонемой: М,м,н,м; Та, та, та,да, та; Лес- лес- лес-лещ-лес. Если ребенок заменяет целые группы звуков одним, то вместо повторения слов, ему лучше подбирать предметные картинки, соответствующие значениям слов.
Звуко- буквенный анализ. Задания: назови порядок звуков в словах; работа с разрезной азбукой; отбор картинок на заданный звук и букву и т.д.
Примечание! При подборе слов с определенной фонемой или при нахождении буквы в слове, вначале анализируют слова, в которых искомая фонема стоит на первом, затем последнем месте, а только потом в середине слова. Слова должны быть только с твердыми вариантами согласных звуков.
При замене целых групп звуков на какой-либо один, например, при глоточном, шипящем и свистящем сигматизме, грамотные дети могут подбирать карточку с написанным слогом, словом. Это позволяет проверить восприятие каждого согласного звука из этих групп.
Восприятие собственного произношения. Отмечается тот факт, как ребенок дифференцирует свои недостатки на слух или знает о них от окружающих. Изменение эмоционально-волевой сферы. Отмечается, как ребенок вступает в контакт; отношение к ребенку в семье;отношение к ребенку сверстников.
Этапы коррекционной работы.
1этап. Подготовка ребенка и его артикуляционного аппарата к изготовлению функционального глоточного обтуратора или операции - уранопластики.
-
этап. Активизация небно-глоточного смыкания после накладывания обтуратора или растормаживание мягкого неба после операции, а так же приучение ребенка к новым кинестезиям.
-
этап. Устранение носового оттенка голоса, коррекция звукопроизношения.
-
этап. Полная автоматизация новых навыков. Продолжительность каждого этапа определяется индивидуально. Занятия проводятся не менее двух раз в неделю, около 30 минут. Занятия дома – 10-15 минут в один прием по несколько раз в день.
При ринолалии все звуки ставятся заново. Тема занятия при постановке звуков не сообщается, чтобы не вызвать неправильные кинестезии.
Особенности постановки звуков при ринолалии.
П,П- может осложнять малоподвижная верхняя губа, стянутая рубцами. Т,Т- Д,Д- расщелина альвеолярного отростка и нарушение зубного ряда.
К,К,Г,Г- выраженное укороченное небо и свищи на границе твердого и мягкого неба. К- отсутствует или заменяется глоточным паразвуком.
Р,Р- утечка воздуха в нос при укорочениях и свищах неба ведет к разрежению давления.
Межзубное «с»- ритмичное смыкание и размыкание резцов, закусывающих язык.
Структура занятия на 1-2 этапе -
Разработка доступного небно- глоточного смыкания.
-
Овладение направленной воздушной струей.
-
Произнесение гласных без носового оттенка.
4. Постановка костно-абдоминального дыхания.
5.Развитие фонематического слуха.
6.Развитие грамматического строя речи.
Структура занятия на 3 этапе
1.Дыхательная гимнастика.
2.Вокальные упражнения: на основе гласных звуков. Схема средних диапазонов детских голосов:
3 – 4 года – ми – соль; 5 – 6 лет - ми – си;7 – 10 лет – ре – ре;10 – 14 - ми – ре. 3.Коррекция звукопроизношения проводится параллельно с фонопедическими упражнениями,- гласные; «мычание»;
-
слитное произнесение открытых слогов со звуком «м» с опорой на это звучание: ма, мо, му, мэ, мы – 6-8 раз в день после трехкратного произнесения «м».
-
Звук «л» - на носовых звуках (недолго);
-
Попарное произнесение слогов.
-
Последовательность введения звуков – м, н, й, л, р, в, з, ж.
-
Повторение равноударных слогов и слов с перемещением ударения. Например, мамомумэмы; мама – мама – мамама;
-
Громкое плавное произнесение слогового ряда.
-
Спонтанная речь.
Структура занятия на 3 – 4 этапе.
1.Фонопедические упражнения - вокальные упражнения. Распевание терций или трезвучий на гласные звуки или «мычание».
2.Упражнения по активизации мускулатуры шеи, мышц гортани.
-
Устранение дислалии.
-
Развитие фонематического слуха.
-
Введение звука в связную речь.
1 Этап.
Основная цель дооперационных занятий: не допустить образования компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи; подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию после операции; по возможности предотвратить дистрофию мышц глотки.
Цели и задачи 1 этапа: создать предпосылки для правильного звукообразования, переместить язык в полости рта вперед, опустить его корень и укрепить кончик; активизировать губы и щеки, предотвратить закрепление ключичного типа дыхания, затормозить неэкономный ускоренный речевой выдох и выработать направленную воздушную струю, предупредить смещение фонем в устной речи.
У п р а ж н е н и я д л я подвижности сегментов неба, для усиления небно-глоточного смыкания. | -
Дутье, покашливание, жевание. -
Упражнения с гласными «А, Э» с первого занятия: -повторение за логопедом поочередно двух-трех кратного ААА, ЭЭЭ; -
Через 4-5 занятий слитное и немного растянутое произнесение ААЭЭ-ЭЭАА по 2-3 раза подряд 6-8 раз в день. -
Имитация глоточного рефлекса и позевывание по подражанию 3 раза подряд 6-8 раз в день; -
Гласные О, И, У, Ы. |
Восстановление голоса, 4 этапа (по Таптаповой С.Л.) | -
рациональная психотерапия; -
коррекция физиологического и фонационного дыхания; -
тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями; -
автоматизация правильной фонации. |
Артикуляционные упражнения и массаж. | Высунуть язык – убрать – поднять- опустить, двигать вправо-влево, расслаблять «блинчиком»- напрягать «жалом». Дотянуться языком до носа, до подбородка. |
| Облизать губы, каждую в отдельности. Поглаживание щеки изнутри. Покусывание, вылизывание тарелок, выпуклых поверхностей ложки, почесать кончик языка о верхние зубы, пересчитать зубы, поглаживание щеки, надавливание с силой на внутреннюю сторону, тщательно обводят по кругу преддверие полости рта, катают круглую конфетку, прижимая ее языком к альвеолам. А) При рубцевой деформации верхней губы: нужно развивать ее подвижность, поднять и опустить верхнюю губу, закусить нижнюю губу, затем под счет поднять и опустить верхнюю 5-6 раз подряд перед зеркалом; б) вялые губы, не смыкаются:удержать кусочек сахара под счет, втягивание обеих губ в рот. В ) при западении верхней губы: закладывают под нее продолговатый валик. | |
Дыхание. | -
Направленное дутье. -
Глоточный выдох («поплевывание» при открытом рте – 6-8 раз три-четыре раза в день. -
Дутье на полоски бумаги, пух, упражнения с ватой. 4.Лежа:-вдох через нос «полный живот», выдох через рот – 3 раза в день –по 3 раза… до 15-раз. 5.Дыхание полулежа, сидя, стоя, на ходу. 6.Комплекс физических и дыхательных упражнений для детей. | |
Постановка гласных и вокальные упражнения. Вокальные упражнения – 1 этап. | Протяжное произнесение А-А-А; Э-Э-Э на мягком выдохе в грудном регистре-3-5раз в день один месяц. 2.Включаем звуки О, И, У, Ы. Протяжное произнесение: | |
| АЭ ЭА ОА АОА ЭАЭ ОАЭ АЭА ЭАО ОАО АО ЭО ОЭ АУ ЭУ ОУ АУА ЭАУ ОАУ Со звуков У, И, Ы никогда не начинать Подача голоса: (высота голоса),-«медведь»-низкий, «белочка»- высокий, «лиса»- средний. |
Воспитание фонематического слуха. | -
Выделять звуки из ряда изолированных. -
Определить наличие изучаемого звука в слове. 3.Определить место звука в слове. -
Определить правильность произношения изучаемого звука в словах. -
Письменные виды упражнений. Упражнения по развитию фонематического слуха проводятся в течение 7-10 минут, берется не более 3- 4 аналогичных слов. |
Постановка звука. | К началу постановки согласных звуков должны быть закончены занятия по постановка диафрагмально- реберного дыхания. |
2 Этап. После наложения функционального глоточного обтуратора или на 15-20 сутки после операции.
Основная цель: обеспечить полноценное небно-глоточное смыкание.
Основная задача: растормаживание сформированной небной занавески и развитие ее подвижности или стимуляция плотного контакта с обтуратором.
Выработка небно- глоточного смыкания. | Вокальные и артикуляционные упражнения: 1-проговаривание гласных А, Э поочередно голосом средней громкости не раньше, чем через 1,5 часа после еды с интервалом между занятиями не менее |
| 30 минут. Дети 6-7 лет повторяют А,Э по 2раза 5-6 раз в день в течение 2дней;6-8 раз в день в течение 3 дней; по 3 раза 6-8 раз в течение 5 дней; по 3 раза 8- 10 раз-1 месяц; 6-8 раз в день –10 дней; 3 раза в течение 4 месяцев в один прием. С 3-4 занятия пение попарно АЭ-ЭА вокальные упражнения. Сухое поглатывание 6-8 месяцев. Проглатывание слюны по 2-3 раза подряд 5-6 раз в день. Глоточный рефлекс. Позевывание. Полоскание горла-5-6 раз в день несколько месяцев. Жевание. Поплевывание. Дутье на ватку. |
Постановка костно- абдоминального дыхания. | Смотреть 1 этап |
Постановка гласных на мягком выдохе | В грудном регистре: сначала изолированно, затем в сочетании по 2-3 звука АЭ АО АОА АОЭ ЭОЭ ЭОА ОАО ОАЭ АЭА АЭО ЭА ЭО ОП ОЭ Растянуто и слитно. ЭАЭ ЭАО ОЭА ОЭО |
- Этап
Основная цель: Введение новых навыков в речь, т.е.неназализованное произнесение гласных вводится в дидактический речевой материал; исправление дислалии; уменьшение носового оттенка; постановка речевого голоса.
Исправление звукопроизношения. | Артикуляционные упражнения для усиления небно- глоточного смыкания теряют на 3 этапе свое первостепенное значение. При подвижной небной занавеске от них вообще можно отказаться. |
| -
Проговаривание слоговых упражнений, где согласный звук стоит в интервокальной позиции – между гласными. -
Проговаривание сочетания «согласный – гласный». 3.Соноры Л,Л и фрикативные В,В,Ф,Ф. 4.Отработка произнесения с уменьшением силы голоса на 1 гласном звуке и увеличением на втором. 5.Аналогичная работа со всеми согласными. -
Беззвучное проговаривание первой гласной фонемы. -
Повторение открытых слогов. -
Проговаривание коротких фраз |
Развитие фонематического слуха. | Анализ артикуляции и новых ощущений при правильном произнесении фонемы. |
Фонопедические упражнения для 3-4 этапов. Вокальные упражнения. | -
Распевание терций или трезвучий на гласные или «мычание». -
Пение коротких музыкальных фраз и песенок не менее 15 минут за занятие. |
- Этап
Основная цель: полная автоматизация новых навыков,- введение в спонтанную речь новых звуков и снятие остаточной ринофонии вокальными упражнениями.
Автоматизация звуков. От 3-5 лет. Младшие школьники: Школьники старшего возраста: | Игры-лото. Отгадывание загадок . Добавление слов в предложения. Сюжетные игры с называнием большого количества однородных предметов. Стихи, скороговорки, пословицы. Психологический аспект. Игры в вопросо-ответной форме. Беседы на заданную тему. Список слов, употребяемых в быту. Стихи, сказки, рассказы. Включают материалы школьной программы. Обсуждение произведений литературы и искусства. |
| Беседы на заданную и отвлеченную тему. |
Фонопедические упражнения. | -дутье в губную гармошку; «мычание»; -произнесение пар слов (короткие - длинные); -отработка силы и высоты голоса; -долгое произнесение сочетаний со звуком «м»; -отработка сочетаний 2,3,4, 5 и т. д. гласных; -произнесение слов на прямом ударном слоге (Мука, Маша); -фразовая речь; - чтение текстов. |
6