СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция речи при ринолалии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителю - логопеду необходимо приложить немало усилий, чтобы и обследование и сам коррекционный процесс проходил в комфортной и успешной, для ребенка, обстановке с учетом как специфических, так и психологических и индивидуальных особенностей обучаемого. Предлагаю в помощь учителям-логопедам, работающим, по методике Ермаковой И.И., примерную схему обследования и описания анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата, самого врожденного дефекта, а также примерное перспективное планирование в виде таблиц по этапам.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция речи при ринолалии»

Коррекция речи при ринолалии по методике Ермаковой И.И.


Здоровый ребенок - счастливый ребенок. Конечная цель обучения и воспитания

- успешная социализация ученика в жизни. Сложность медико-педагогической реабилитации детей с врожденными дефектами анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (ринолалия) обусловлена участием в их лечении различных специалистов: челюстно-лицевого хирурга, стоматолога, ортодонта, педиатра, оториноларинголога, офтальмолога, психоневролога, генетика, логопеда. Поскольку у таких детей проявляются и вторичные нарушения,- низкая речевая мотивация, отказ от совместных игр со сверстниками, невротические расстройства и т.д., то необходимо сопровождение психолога. Учителю - логопеду необходимо приложить немало усилий, чтобы и обследование и сам коррекционный процесс проходил в комфортной и успешной, для ребенка, обстановке с учетом как специфических, так и психологических и индивидуальных особенностей обучаемого. Предлагаю в помощь учителям-логопедам, работающим, по методике Ермаковой И.И., примерную схему обследования и описания анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата, самого врожденного дефекта, а также примерное перспективное планирование в виде таблиц по этапам.

При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от нормы и, обусловлен нарушением участия носового и ротоглоточного резонатора. При нормальной фонации у человека во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

В зависимости от характера нарушения функции небно-глоточного смыкания выделяют различные формы ринолалии.

Органическая ринолалия бывает врожденной и приобретенной, открытой и закрытой.

Открытая органическая (врожденная) ринолалия возникает в результате расщепления мягкого и твердого неба и при травме ротовой и носовой полости или в результате приобретенного паралича мягкого неба.

Функциональная открытая ринолалия возникает при вялой артикуляции мягкого неба (нарушается произношение только гласных звуков).

Закрытая ринолалия подразделяется на функциональную и органическую.

Закрытая функциональная ринолалия встречается часто: речь при нормальной проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Тембр носовых и гласных звуков нарушен сильнее, чем при органической вследствие того, что мягкое небо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления чаще наблюдаются при невротических расстройствах у детей.

Передняя закрытая ринолалия возникает в результате хронической гипертрофии слизистой носа, полипов, искривления перегородки носа, опухоли в носовой полости.

Задняя закрытая ринолалия возникает в результате аденоидных разрастаний, иногда носоглоточных полипов, фибромы или других носоглоточных опухолей.

Обследование

включает в себя описание анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата и самого врожденного дефекта.

А) Осмотр артикуляционного аппарата классифицирует вид расщелины: сквозные - нарушается небо и еще целостность альвеолярного отростка, односторонние и двусторонние. Обычно именно они сопровождаются расщелинами губы, которая продвинута вперед и может занимать даже горизонтальное положение.

Изолированные расщелины - небо пополам разделено. Они могут захватывать только маленький язычок, часть или все мягкое небо и даже доходить до альвеолярного отростка. Разновидность изолированных расщелин – подслизистые субмукозные щели.

Выяснить, время проведения пластической операции губы и неба.

Расщелина верхней губы - отмечают ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки.

Твердое небо - (до операции)- отмечают размер дефекта, подвижность сегментов мягкого неба; после операции - описывают форму свода, рубцы, степень их выраженности, длину и подвижность небной занавески. Оценить плотность небно- глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки при фонации.

Мягкое небо - при полной неподвижности мягкого неба необходимо вызвать глоточный рефлекс, который может быть сохранен, понижен, повышен.

Примечание.1.В норме, в состоянии покоя маленький язычок отстает от задней стенки глотки на 0,1-7 мм и свисает от плоскостей жевательных поверхностей верхних зубов на 0,9+_0,3мм. Расстояние от края маленького язычка до задней стенки глотки измеряется линейкой; высоту расположения язычка - на глаз.

Подвижность небной занавески легко наблюдать при плавном протяжном произнесении гласного звука «А», когда рот ребенка широко открыт.

Описать особенности позиции языка в полости рта, состоянии корня и кончика. Отметить его излишнюю напряженность и вялость, ограничение подвижности. Для этого кладут широкий язык на нижнюю губу, вытягивают его «жалом», поднимают, опускают, облизывают губы и т.д. по подражанию, по инструкции логопеда перед зеркалом и без него.

Примечание! Истонченный вялый язык лежит на середине полости рта и не принимает участия в звукообразовании. Если язык массивный, гипертрофированный, то корень языка прикрывает вход в глотку.

Изменение зубного ряда фиксируют лишь в случае их влияния на речь, а изменение прикуса помечают обязательно. При наличии ортодонтического аппарата необходимо записать цель их наложения, вид, плотность фиксации и решить, не помешает ли он артикуляционным упражнениям и звукопроизношению.

Особенности небных дужек, открывания полости рта отмечаются только при наличии каких-нибудь отклонений.

Воздушная струя - отмечается ее направленность. Для этого ребенку предлагают плюнуть, подуть на ватку губами, а потом подуть с высунутым языком. Все это выполняется с открытыми и закрытыми крыльями носа.

Характеристика дыхания. Отмечается звучание голоса: глухой, сдавленный, непонятный, слабый, истощаемый, тихий, приглушенный, с выраженным носовым оттенком.

Голос характеризуется от рождения до 14 лет.

Уровень речевого развития. Выясняют, проверив звукопроизношение, словарный состав речи, грамматический строй, фонематический слух.

Звукопроизношение: по подражанию, самостоятельное произношение изолированных звуков, слов, предложений, самостоятельное чтение.

Дошкольникам предлагают картинки, по сюжетным картинкам проводится беседа. Примечание! Искажение фонем зависит от размера просвета между краем мягкого неба и стенкой глотки и в свою очередь влияет на степень назализации.

Установив дефектный звук, в карте необходимо пометить, в каком виде речевой деятельности он страдает и характер нарушения: искажение, замена, отсутствие, беззвучное произнесение, сопутствующее смыкание.

При искажении звука точно указывается дефект артикуляции, например,боковой свистящий сигматизм; глоточный или фарингеальный; шипящий и свистящий сигматизм; оглушение взрывных фонем; призубное произнесение губно-зубных звуков п, п, б, б.

Общее впечатление о спонтанной речи: разборчивая, неразборчивая, смазанная, с носовым оттенком (таблица Н.Б.Покровского). В практике принято носовой оттенок голоса при открытой ринофонии подразделять на выраженный и слабовыраженный.

Фонематический слух. Задания, например, повтори за логопедом (лицо закрыто экраном) изолированно звуки, слоги, слова, отличающиеся только одной фонемой: М,м,н,м; Та, та, та,да, та; Лес- лес- лес-лещ-лес. Если ребенок заменяет целые группы звуков одним, то вместо повторения слов, ему лучше подбирать предметные картинки, соответствующие значениям слов.

Звуко- буквенный анализ. Задания: назови порядок звуков в словах; работа с разрезной азбукой; отбор картинок на заданный звук и букву и т.д.

Примечание! При подборе слов с определенной фонемой или при нахождении буквы в слове, вначале анализируют слова, в которых искомая фонема стоит на первом, затем последнем месте, а только потом в середине слова. Слова должны быть только с твердыми вариантами согласных звуков.

При замене целых групп звуков на какой-либо один, например, при глоточном, шипящем и свистящем сигматизме, грамотные дети могут подбирать карточку с написанным слогом, словом. Это позволяет проверить восприятие каждого согласного звука из этих групп.

Восприятие собственного произношения. Отмечается тот факт, как ребенок дифференцирует свои недостатки на слух или знает о них от окружающих. Изменение эмоционально-волевой сферы. Отмечается, как ребенок вступает в контакт; отношение к ребенку в семье;отношение к ребенку сверстников.


Этапы коррекционной работы.

1этап. Подготовка ребенка и его артикуляционного аппарата к изготовлению функционального глоточного обтуратора или операции - уранопластики.

  1. этап. Активизация небно-глоточного смыкания после накладывания обтуратора или растормаживание мягкого неба после операции, а так же приучение ребенка к новым кинестезиям.

  2. этап. Устранение носового оттенка голоса, коррекция звукопроизношения.


  1. этап. Полная автоматизация новых навыков. Продолжительность каждого этапа определяется индивидуально. Занятия проводятся не менее двух раз в неделю, около 30 минут. Занятия дома – 10-15 минут в один прием по несколько раз в день.

При ринолалии все звуки ставятся заново. Тема занятия при постановке звуков не сообщается, чтобы не вызвать неправильные кинестезии.

Особенности постановки звуков при ринолалии.

П,П- может осложнять малоподвижная верхняя губа, стянутая рубцами. Т,Т- Д,Д- расщелина альвеолярного отростка и нарушение зубного ряда.

К,К,Г,Г- выраженное укороченное небо и свищи на границе твердого и мягкого неба. К- отсутствует или заменяется глоточным паразвуком.

Р,Р- утечка воздуха в нос при укорочениях и свищах неба ведет к разрежению давления.

Межзубное «с»- ритмичное смыкание и размыкание резцов, закусывающих язык.

Структура занятия на 1-2 этапе
  1. Разработка доступного небно- глоточного смыкания.

  2. Овладение направленной воздушной струей.

  3. Произнесение гласных без носового оттенка.

4. Постановка костно-абдоминального дыхания.

5.Развитие фонематического слуха.

6.Развитие грамматического строя речи.

Структура занятия на 3 этапе

1.Дыхательная гимнастика.

2.Вокальные упражнения: на основе гласных звуков. Схема средних диапазонов детских голосов:

3 – 4 года – ми – соль; 5 – 6 лет - ми – си;7 – 10 лет – ре – ре;10 – 14 - ми – ре. 3.Коррекция звукопроизношения проводится параллельно с фонопедическими упражнениями,- гласные; «мычание»;

  1. слитное произнесение открытых слогов со звуком «м» с опорой на это звучание: ма, мо, му, мэ, мы – 6-8 раз в день после трехкратного произнесения «м».

  2. Звук «л» - на носовых звуках (недолго);

  3. Попарное произнесение слогов.

  1. Последовательность введения звуков – м, н, й, л, р, в, з, ж.

  2. Повторение равноударных слогов и слов с перемещением ударения. Например, мамомумэмы; мама – мама – мамама;

  3. Громкое плавное произнесение слогового ряда.

  4. Спонтанная речь.

Структура занятия на 3 – 4 этапе.

1.Фонопедические упражнения - вокальные упражнения. Распевание терций или трезвучий на гласные звуки или «мычание».

2.Упражнения по активизации мускулатуры шеи, мышц гортани.

  1. Устранение дислалии.

  2. Развитие фонематического слуха.

  3. Введение звука в связную речь.

1 Этап.

Основная цель дооперационных занятий: не допустить образования компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи; подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию после операции; по возможности предотвратить дистрофию мышц глотки.

Цели и задачи 1 этапа: создать предпосылки для правильного звукообразования, переместить язык в полости рта вперед, опустить его корень и укрепить кончик; активизировать губы и щеки, предотвратить закрепление ключичного типа дыхания, затормозить неэкономный ускоренный речевой выдох и выработать направленную воздушную струю, предупредить смещение фонем в устной речи.




У п р а ж н е н и я д л я

подвижности

сегментов неба, для усиления небно-глоточного смыкания.

  1. Дутье, покашливание, жевание.

  2. Упражнения с гласными «А, Э» с первого занятия:

-повторение за логопедом поочередно двух-трех кратного ААА, ЭЭЭ;

  1. Через 4-5 занятий слитное и немного растянутое произнесение ААЭЭ-ЭЭАА по 2-3 раза подряд 6-8 раз в день.

  2. Имитация глоточного рефлекса и позевывание по подражанию 3 раза подряд 6-8 раз в день;

  3. Гласные О, И, У, Ы.

Восстановление голоса, 4

этапа (по Таптаповой С.Л.)

  1. рациональная психотерапия;

  2. коррекция физиологического и фонационного дыхания;

  3. тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;

  4. автоматизация правильной фонации.

Артикуляционные

упражнения и массаж.

Высунуть язык – убрать – поднять- опустить,

двигать вправо-влево, расслаблять «блинчиком»- напрягать «жалом».

Дотянуться языком до носа, до подбородка.


Облизать губы, каждую в отдельности.

Поглаживание щеки изнутри.

Покусывание, вылизывание тарелок, выпуклых поверхностей ложки, почесать кончик языка о верхние зубы, пересчитать зубы, поглаживание щеки, надавливание с силой на внутреннюю сторону, тщательно обводят по кругу преддверие полости рта, катают круглую конфетку, прижимая ее языком к альвеолам.

А) При рубцевой деформации верхней губы: нужно развивать ее подвижность, поднять и опустить верхнюю губу, закусить нижнюю губу, затем под счет поднять и опустить верхнюю 5-6 раз подряд перед зеркалом;

б) вялые губы, не смыкаются:удержать кусочек сахара под счет, втягивание обеих губ в рот.

В ) при западении верхней губы:

закладывают под нее продолговатый валик.


Дыхание.

  1. Направленное дутье.

  2. Глоточный выдох («поплевывание» при открытом рте – 6-8 раз три-четыре раза в день.

  3. Дутье на полоски бумаги, пух, упражнения с ватой. 4.Лежа:-вдох через нос «полный живот», выдох через рот – 3 раза в день –по 3 раза… до 15-раз.

5.Дыхание полулежа, сидя, стоя, на ходу. 6.Комплекс физических и дыхательных упражнений

для детей.


Постановка гласных и

вокальные упражнения.

Вокальные упражнения – 1 этап.

Протяжное произнесение А-А-А; Э-Э-Э на мягком

выдохе в грудном регистре-3-5раз в день один месяц. 2.Включаем звуки О, И, У, Ы.

Протяжное произнесение:



АЭ ЭА ОА АОА ЭАЭ ОАЭ

АЭА ЭАО ОАО АО ЭО ОЭ

АУ ЭУ ОУ АУА ЭАУ ОАУ




Со звуков У, И, Ы никогда не начинать

Подача голоса: (высота голоса),-«медведь»-низкий,

«белочка»- высокий, «лиса»- средний.

Воспитание

фонематического слуха.

  1. Выделять звуки из ряда изолированных.

  2. Определить наличие изучаемого звука в слове. 3.Определить место звука в слове.

  1. Определить правильность произношения изучаемого звука в словах.

  2. Письменные виды упражнений.

Упражнения по развитию фонематического слуха

проводятся в течение 7-10 минут, берется не более 3- 4 аналогичных слов.

Постановка звука.

К началу постановки согласных звуков должны быть

закончены занятия по постановка диафрагмально- реберного дыхания.


2 Этап. После наложения функционального глоточного обтуратора или на 15-20 сутки после операции.

Основная цель: обеспечить полноценное небно-глоточное смыкание.

Основная задача: растормаживание сформированной небной занавески и развитие ее подвижности или стимуляция плотного контакта с обтуратором.

Выработка небно-

глоточного смыкания.

Вокальные и артикуляционные упражнения:

1-проговаривание гласных А, Э поочередно голосом средней громкости не раньше, чем через 1,5 часа

после еды с интервалом между занятиями не менее


30 минут. Дети 6-7 лет повторяют А,Э по 2раза 5-6

раз в день в течение 2дней;6-8 раз в день в течение 3 дней; по 3 раза 6-8 раз в течение 5 дней; по 3 раза 8-

10 раз-1 месяц; 6-8 раз в день –10 дней; 3 раза в течение 4 месяцев в один прием.

С 3-4 занятия пение попарно АЭ-ЭА вокальные упражнения. Сухое поглатывание 6-8 месяцев. Проглатывание слюны по 2-3 раза подряд 5-6 раз в день. Глоточный рефлекс. Позевывание. Полоскание горла-5-6 раз в день несколько месяцев. Жевание.

Поплевывание. Дутье на ватку.

Постановка костно-

абдоминального дыхания.

Смотреть 1 этап

Постановка гласных на

мягком выдохе

В грудном регистре: сначала изолированно, затем в

сочетании по 2-3 звука

АЭ АО АОА АОЭ ЭОЭ ЭОА ОАО ОАЭ АЭА АЭО ЭА ЭО

ОП ОЭ Растянуто и слитно. ЭАЭ ЭАО

ОЭА ОЭО


  1. Этап

Основная цель: Введение новых навыков в речь, т.е.неназализованное произнесение гласных вводится в дидактический речевой материал; исправление дислалии; уменьшение носового оттенка; постановка речевого голоса.

Исправление

звукопроизношения.

Артикуляционные упражнения для усиления небно-

глоточного смыкания теряют на 3 этапе свое первостепенное значение. При подвижной небной

занавеске от них вообще можно отказаться.


  1. Проговаривание слоговых упражнений, где

согласный звук стоит в интервокальной позиции – между гласными.

  1. Проговаривание сочетания «согласный – гласный». 3.Соноры Л,Л и фрикативные В,В,Ф,Ф.

4.Отработка произнесения с уменьшением силы голоса на 1 гласном звуке и увеличением на втором. 5.Аналогичная работа со всеми согласными.

  1. Беззвучное проговаривание первой гласной фонемы.

  2. Повторение открытых слогов.

  3. Проговаривание коротких фраз

Развитие фонематического

слуха.

Анализ артикуляции и новых ощущений при

правильном произнесении фонемы.

Фонопедические

упражнения для 3-4 этапов. Вокальные упражнения.

  1. Распевание терций или трезвучий на гласные или

«мычание».

  1. Пение коротких музыкальных фраз и песенок не менее 15 минут за занятие.


  1. Этап

Основная цель: полная автоматизация новых навыков,- введение в спонтанную речь новых звуков и снятие остаточной ринофонии вокальными упражнениями.

Автоматизация звуков.

От 3-5 лет.




Младшие школьники:




Школьники старшего возраста:

Игры-лото. Отгадывание загадок . Добавление слов в

предложения. Сюжетные игры с называнием большого количества однородных предметов. Стихи, скороговорки, пословицы.

Психологический аспект. Игры в вопросо-ответной форме. Беседы на заданную тему. Список слов, употребяемых в быту. Стихи, сказки, рассказы.

Включают материалы школьной программы.

Обсуждение произведений литературы и искусства.


Беседы на заданную и отвлеченную тему.

Фонопедические

упражнения.

-дутье в губную гармошку; «мычание»;

-произнесение пар слов (короткие - длинные);

-отработка силы и высоты голоса;

-долгое произнесение сочетаний со звуком «м»;

-отработка сочетаний 2,3,4, 5 и т. д. гласных;

-произнесение слов на прямом ударном слоге (Мука, Маша); -фразовая речь; - чтение текстов.




6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя