СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа по формированию самостоятельности у младших школьников с нарушением интеллекта и использование программы «Учимся самостоятельности»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирующий этап предполагает развитие самостоятельности у детей с нарушением интеллекта в процессе трудового воспитания. В ходе трудового воспитания была использована учебная программа «Учимся самостоятельности».

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа по формированию самостоятельности у младших школьников с нарушением интеллекта и использование программы «Учимся самостоятельности»»

Коррекционная работа по формированию самостоятельности у младших школьников с нарушением интеллекта и использование программы «Учимся самостоятельности»


Формирующий этап предполагает развитие самостоятельности у детей с нарушением интеллекта в процессе трудового воспитания. В ходе трудового воспитания была использована учебная программа «Учимся самостоятельности».

Цель программы:

Сформировать первичные навыки  социально-бытовых видов трудовой  деятельности и воспитание обучающихся  к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений.

Задачи:

  • воспитывать самостоятельность детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта в процессе трудового воспитания;

  • овладение элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивание комнатных растений, изготовление полезных вещей для школы, ремонт учебно-наглядных пособий;

  • формирование соответствующих профессионально-трудовых умений и навыков;

  • воспитание нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение  детей с нарушением интеллекта в производительный труд;

  • коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности, повышение познавательной активности на основе  трудовой  деятельности.

Коррекционная задача связана с проблемой и задачами школы, которая направлена, на подготовку ученика к самостоятельной жизни, к труду, на решение  общесоциальных умений и навыков после окончания специального учреждения.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего,  труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и разнообразным. Если обучающимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания – воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в классе, на школьном дворе. Учащихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой и в рекреации, к уборке классных помещений, коридоров, уходу за растениями в классах, на пришкольном участке. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др.

Работа может быть организована коллективно и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определенный срок.

Данная программа разработана для детей с нарушением интеллекта от 7 до 10 лет и носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности при выполнении трудовых заданий, подготавливает учащихся к профессиональному труду в школьных мастерских, а также оказывает психолого-педагогическую поддержку в  трудовой деятельности.

На занятия программа отводит по три часа в неделю во внеурочное время. Общественно полезный производительный труд является составной частью учебно-воспитательного процесса, действенным средством воспитания и развития обучающихся.

Игровая форма деятельности младших школьников – полезна, так как позволяет сделать обыденный труд увлекательным, продлить его во времени;

Программа предусматривает преемственность в общетрудовой деятельности учеников младших и старших классов (генеральная уборка территории школы,  оформление школы и зала к празднику, сезонная работа на школьном  участке и т.д.).

Приобретённые трудовые навыки в младшем звене будут совершенствоваться в среднем и старшем звене.

Знания, умения, навыки:

  • положительное отношение к труду и людям труда;

  • бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

  • правильная организация своего рабочего место, соблюдение на нем порядока в процессе работы и по окончании ее;

  • формирование коммуникативных и межличностных отношений между учениками класса и классами;

  • бережное отношение к оборудованию, к инструментам, материалам;

  • уход за комнатными растениями и за растениями пришкольного участка;

  • соблюдать санитарно-гигиенические нормы рабочего помещения;

  • выполнять уличные работы по благоустройству территории;

  • соблюдать  технику безопасности при выполнении общественно полезных работ.

Таблица 6

Календарно-тематическое планирование

Мероприятия

Сроки

Общественно-полезный труд  

«Вот и осень пришла». Сбор природного материала

сентябрь

Обвёртывание книг.

сентябрь

Уборка пришкольного двора.

сентябрь

Вывешивание кормушек, подкормка птиц.

октябрь

 Изготовление дидактического материала.

октябрь

Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий.

октябрь

Генеральная уборка в классе. Мытье парт, стульев, окон, чистка посуды

октябрь

Комнатные растения. Представление и знания о комнатных растениях

ноябрь

Условия необходимые для жизни и роста комнатных растений.

ноябрь

Уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы)

ноябрь

Ручной труд

Изготовление закладок.

сентябрь

Продолжение таблицы 6

Изготовление работ к выставке из природного материала

сентябрь

Изготовление кормушек.

сентябрь

Изготовление зайца из природного материала

сентябрь

Изготовление кормушек из бросового материала

октябрь

Лепка дидактического материала с применением стеки: кубик большой, кубик маленький.

октябрь

Изготовление кукольной тумбочки

октябрь

Коллективное изготовление макета к сказке: «колобок»

октябрь

Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку.

ноябрь

Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Оформление концов закладки с кисточками.

ноябрь

Изготовление игольницы по вычерченной выкройке

ноябрь

Навыки самообслуживания

Коллективная работа «Я - дежурный по классу».

сентябрь

Конкурс «Самое аккуратное рабочее место»

сентябрь

Режим дня школьника. Составление своего режима дня.

сентябрь

Мои поручения дома

сентябрь

Виды труда по уходу за одеждой.

октябрь

Одеваемся на прогулку.

октябрь

Чистота и опрятность в одежде

ноябрь

Практическая работа: пришивание пуговиц с различными отверстиями.

ноябрь


Программа рассчитана на 10 недель, в течение которых 3 раза в неделю проводились занятия (внеурочная деятельность) трудового воспитания направленные на развитие самостоятельности, общественно-полезные трудовые поручения как индивидуального, так и подгруппового характера, с разной продолжительностью выполнения (эпизодические и длительные).

При разработке содержания формирующего этапа исследования мы учитывали следующие принципы:

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип учета индивидуальных особенностей;

  • принцип доступности;

  • принцип наглядности;

  • принцип сознательности и активности.

Развитие самостоятельности в процессе трудового воспитания был организован в три этапа: начальный, основной, заключительный.

На начальном этапе целью является ознакомление детей с направленностью трудовых процессов, их структурой, способами осуществления.

Необходимо систематически привлекать детей к длительным индивидуальным поручениям, включающие в себя 2-3 трудовых действия. Детей объединять в подгруппы по 2-3 ребенка таким образом, чтобы, один из детей обладал высоким, либо средним уровнем развития самостоятельности, второй – низким. Объяснение процесса выполнения трудовых действий включало в себя: вопросы (Что нужно сделать сначала? Какие правила необходимо соблюдать?), контроль (поэтапный, в ситуации, когда дети затруднялись в выполнении трудового действия), оценку (как самих детей, так и педагога, при чем, оценка учителя должна была носить развернутый характер). Детям предлагались одинаковые условия выполнения работ («уход за комнатными растениями» полив, рыхление; «уборка в классе»: протирание пыли с парт, подоконников, батарей, классной доски).

В течение недели, необходимо по 3-4 раза привлечь к выполнению трудовой деятельности каждого ребенка, работа в парах позволит детям с низким уровнем развития самостоятельности на основе подражания сверстнику с более высоким уровнем развития самостоятельности выполнять требуемые операции, включающие 3 действия (подбор инструментов, выполнение действия, оценка результатов).

В конце данного этапа работы организуется и проводится урок «Уход за комнатными растениями».

Основная часть направлена развитие самостоятельного планирования деятельности, оценке результатов детьми.

На данном этапе учитель стимулирует деятельность дежурных в классе: помогает детям распределять обязанности на весь день, вместе с детьми обновляет уголок дежурства, используя фотографии, картинки, природный материал и др., вместе с ребятами ежедневно отмечает кто, где и когда дежурил, назначает дежурных на 2-3 дня, в конце дежурства обсуждает с детьми качество выполнения работы.

Также постепенно следует усложнять трудовые поручения, включая в них 4 действия (совместная с педагогом постановка цели, самостоятельный отбор атрибутики, планирование и оценка полученного результата). Поручения должны быть длительными и систематическими, ребенок в течение всей недели отвечает за свое дело.

Занятия проводились небольшими группами (5-6 детей) и включали 2 взаимосвязанные части. В первой части занятия показывался способ выполнения действия, во второй – каждый ребенок получал возможность проделать данное действие самостоятельно. Данные занятия рассматривались, как средство формирования обобщенных знаний о способах трудовой деятельности, подводящих детей к самостоятельному использованию приобретенного опыта, полученного на занятиях, в условиях школы и семьи. В связи с этим, в формировании самостоятельного анализа способа осуществления трудового обучения, мы видели ведущее средство развития самостоятельности, которое заключается в форме организации своих действий в ходе трудового воспитания.

Для освоения трудовых навыков используются модели, представляющие алгоритм предстоящей деятельности. В первой части занятия совместно с детьми учитель составляет на магнитной доске из отдельных карточек «лесенку» обозначающую последовательность действий от замысла до получения результата. Дети под руководством учителя отбирают картинки с изображением необходимых элементов, располагают в правильной последовательности карточки, изображающие действия. Для развития самостоятельности создаются ситуации, требующие замены одного элемента другим.

Во второй части занятия, дети, руководствуясь моделью, учатся самостоятельно выполнять задание. Основное внимание уделялось развитию навыков самоконтроля и самооценки, выполнению алгоритма деятельности. Освоенные детьми способы осуществления трудовых процессов, приобретенное умение свободно пользоваться моделью, как алгоритмом трудовой деятельности (дети начинают по собственной инициативе предлагать свою помощь при организации того или иного вида трудовой деятельности) позволяет перейти к решению более сложных задач.

В конце данного этапа работы организуется и проводится занятие по ручному труду «Коллективная работа. Макет к сказке «Колобок».

Учитель предлагает детям самостоятельно вылепить персонажей сказки «Колобок».

Заключительный этап – самостоятельная трудовая деятельность детей. На данном этапе детьми закреплялись умения действовать по правилу в различных ситуациях. Также педагог привлекал детей к вербализации анализа процесса и результата трудовой деятельности. В результате такой организации формирующего этапа, в рамках которого акцентируется внимание на содержании трудовой деятельности, каждый ребенок сможет проявить самостоятельность поведения и получить положительные эмоции от признания своей самостоятельности взрослым.

В конце данного этапа работы организуется и проводится по навыкам самообслуживания   практическая работа «Пришивание пуговиц с различными отверстиями».

Учитывая все вышесказанное можно сделать вывод, что уровень самостоятельности во многом обуславливается тем, насколько учителю удается организовать трудовую деятельность, развивающую самостоятельность у детей с нарушением интеллекта. Нужно отметить, что для стимулирования самостоятельности в подобной трудовой деятельности необходимо акцентирование внимания детей на правилах и необходимости их соблюдать. В таком случае развитие самостоятельности будет проходить интенсивнее, будет более значимой и интересней для ребенка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!