Управление образования администрации города Шахтёрска
Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение
«Шахтёрская основная школа №11»
Республиканский смотр-конкурс профессионального мастерства «Педагог специального и инклюзивного образования»
Номинация «Педагог инклюзивного образования»
Из опыта работы
«учителя –методиста»
Страусовой Раисы Васильевны
г. Шахтерск, Белинского, 25
[email protected]
Мое профессиональное кредо
«Через сказку, игру,
через неповторимое детское
творчество – верная дорога к сердцу ребенка»
В. Сухомлинский
Моя проблема
«Коррекционная работа по развитию речи обучающихся через инновационные методы обучения на уроках индивидуального обучения»
Актуальность проблемы
«Речь – канал развития интеллекта», - писал психолог Н.И. Жинкин.
Речевые умения - это общеучебные умения, без который невозможно обучаться в школе ни по одному из предметов. Несформированность устной речи у детей с задержкой психического развития обуславливает в дальнейшем нарушение письма.
Речевые расстройства отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, тем более на малыша с ЗПР, на эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, социальной адаптации ребенка. Таким образом, проблемы организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта.
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у детей жела ние
«напиться» из источника знаний?
Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности.
В своей работе я использую элементы следующих педагогических технологий:
- личностно-ориентированное обучение (технология сотрудничества);
- интерактивные;
- применение элементов педагогики Монтессори;
- инновационные технологии логопедической работы:
- применяю формы работы по развитию мелкой моторики рук – самомассаж пальцев рук карандашами, грецкими орехами, каштанами, игры с использованием пальчиковых дорожек;
- сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказка о Весёлом Язычке. Рот — домик, губы — двери, зубы – крылечко, воздух - ветерок;
- использование приёмов артикуляционной гимнастики.
- Особое внимание уделяю проведению занятий в игровой форме
Содержание логопедической работы по подготовке к обучению грамоте детей с ЗПР включает в себя следующие направления:
- Развитие общей моторики;
- Развитие произвольной моторики пальцев рук;
- Развитие артикуляционной моторики. Для развития артикуляционной моторики используется комплексная артикуляционная гимнастика;
- Коррекция звукопроизношения. Традиционно процесс формирования правильного звукопроизношения делится на три этапа:
- постановка звука;
- автоматизация звука;
- дифференциация смешиваемых звуков.
- Развитие фонематических процессов. Занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Порядок проведения логопедической работы над звуком
Главная цель логопедической работы – это устранить дефекты произношения, выработать у ребенка правильную речь.
Порядок логопедической работы над звуком:
- Подготовительная работа. Знакомство со звуком по рассказу или сказке.
- Артикуляция звука.
- Произношение звука.
- Узнавание звука в словах. Чистоговорки, потешки, игры, скороговорки.
При произношении разных звуков, нужно наглядно показать детям артикуляционные движения губ, языка. Для этого необходимо активно использовать игровой материал. Звуки преподносить детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый язычок или сказок о Веселом язычке. В сказках полость рта называется домиком, кончик языка – хвостиком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемый воздух – ветерком .
Образец логопедической работы над звуками [p], [p']
- Подготовительная работа. Знакомство со звуком.
Рассказ «Самолет»
Юрин папа работал на севере. Однажды папа прилетел в гости на самолете. Юра с мамой поехали встречать папу. Когда самолет стал спускаться, Юра услышал звук мотора «р-р-р-р». По дороге домой Юра вспоминал как гудит мотор самолета, и повторял: «р-р-р-р».
(Учитель предлагает ученику повторить как гудит мотор самолета)
а) - Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку самолета. Он улыбнулся, показал все зубки, широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел «р-р-р-р» и почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Язычок радостно запел: «р-р-р-р». Давай вместе споем песенку самолета: «р-р-р-р!».
б) – Поработаем язычком: кончик упирается в верхние зубки, ротик широко раскрыт, язычок дрожит, когда произносим звук [p].
3. Произношение звука:
а) [p] – твердо: ра, ры, ар, ор, гра, тро;
б) [p'] – мягко: ри, рё, ря, ре, рю.
4. Узнавание звука в словах.
Хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук [p] или [p']
Гора, ворона, лес, сад, репа, день, пар, ворота, забор, моряк, рама, рука, река, столб, нога, рыба, окунь, рис.
Шутки-чистоговорки:
Ра-ра-ра – начинается… (игра).
Ры-ры-ры – есть у мальчиков… (шары).
Ро-ро-ро – у нас новое… (ведро).
Ре-ре-ре – стоит домик на… (горе).
Ри-ри-ри – на ветках… (снегири).
Ар-ар-ар – закипел наш…(самовар).
Скороговорки:
Роет землю старый крот, разрывает огород.
Проворонила ворона вороненка.
В декабре, в декабре все деревья в серебре.
Для развитие фонематического слуха применяю простейшие упражнения:
- “Подними карточку, если услышишь звук [p] ”.
- “Подбери картинки, в названии которых есть звук [p] ” .
- “Определи первый звук в слове”.
- “Чудо-дерево” - украсить дерево игрушками или картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.
- “Подбери картинки, названия которых начинаются со звука [p] ”.
- “Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке” (загадки подбираются по определённой теме или связанные с изучаемой буквой).
Активизация учебной деятельности обучающихся положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков обучающихся. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности.
Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в творчестве, красоте.
Спасибо за внимание!