СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа по развитию речи учащихся через инновационные методы обучения на уроках индивидуального обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый методический материал окажет практическую помощь учителям при планировании логопедических упражнений при обучении детей с ЗПР грамоте и развитию речи. 

 

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа по развитию речи учащихся через инновационные методы обучения на уроках индивидуального обучения»

Управление образования администрации города Шахтёрска Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение «Шахтёрская основная школа №11»          Республиканский смотр-конкурс профессионального мастерства «Педагог специального и инклюзивного образования»   Номинация «Педагог инклюзивного образования»    Из опыта работы «учителя –методиста» Страусовой Раисы Васильевны  г. Шахтерск, Белинского, 25 shkola.112016@yandex.ru

Управление образования администрации города Шахтёрска

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение

«Шахтёрская основная школа №11»

Республиканский смотр-конкурс профессионального мастерства «Педагог специального и инклюзивного образования»

Номинация «Педагог инклюзивного образования»

Из опыта работы

«учителя –методиста»

Страусовой Раисы Васильевны

г. Шахтерск, Белинского, 25

[email protected]

Мое профессиональное кредо «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка»  В. Сухомлинский

Мое профессиональное кредо

«Через сказку, игру,

через неповторимое детское

творчество – верная дорога к сердцу ребенка»

В. Сухомлинский

Моя проблема  «Коррекционная работа по развитию речи обучающихся через инновационные методы обучения на уроках индивидуального обучения»

Моя проблема

«Коррекционная работа по развитию речи обучающихся через инновационные методы обучения на уроках индивидуального обучения»

Актуальность проблемы «Речь – канал развития интеллекта», - писал психолог Н.И. Жинкин. Речевые умения - это общеучебные умения, без который невозможно обучаться в школе ни по одному из предметов. Несформированность устной речи у детей с задержкой психического развития обуславливает в дальнейшем нарушение письма.

Актуальность проблемы

«Речь – канал развития интеллекта», - писал психолог Н.И. Жинкин.

Речевые умения - это общеучебные умения, без который невозможно обучаться в школе ни по одному из предметов. Несформированность устной речи у детей с задержкой психического развития обуславливает в дальнейшем нарушение письма.

Речевые расстройства отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, тем более на малыша с ЗПР, на эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, социальной адаптации ребенка. Таким образом, проблемы организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта.

Речевые расстройства отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, тем более на малыша с ЗПР, на эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, социальной адаптации ребенка. Таким образом, проблемы организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.   Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.  Как же пробудить у детей жела ние  «напиться» из источника знаний? Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.

Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у детей жела ние

«напиться» из источника знаний?

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности.

В своей работе я использую элементы следующих педагогических технологий:   личностно-ориентированное обучение  (технология сотрудничества); интерактивные; применение элементов педагогики Монтессори; инновационные технологии логопедической работы: применяю формы работы по развитию мелкой моторики рук – самомассаж пальцев рук карандашами, грецкими орехами, каштанами, игры с использованием пальчиковых дорожек;  сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказка о Весёлом Язычке. Рот — домик, губы — двери, зубы – крылечко, воздух - ветерок; использование приёмов артикуляционной гимнастики. Особое внимание уделяю проведению занятий в игровой форме

В своей работе я использую элементы следующих педагогических технологий:

  • личностно-ориентированное обучение (технология сотрудничества);
  • интерактивные;
  • применение элементов педагогики Монтессори;
  • инновационные технологии логопедической работы:
  • применяю формы работы по развитию мелкой моторики рук – самомассаж пальцев рук карандашами, грецкими орехами, каштанами, игры с использованием пальчиковых дорожек;

  • сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Сказка о Весёлом Язычке. Рот — домик, губы — двери, зубы – крылечко, воздух - ветерок;
  • использование приёмов артикуляционной гимнастики.
  • Особое внимание уделяю проведению занятий в игровой форме

Содержание логопедической работы по подготовке к обучению грамоте детей с ЗПР включает в себя следующие направления: Развитие общей моторики; Развитие произвольной моторики пальцев рук; Развитие артикуляционной моторики. Для развития артикуляционной моторики используется комплексная артикуляционная гимнастика; Коррекция звукопроизношения. Традиционно процесс формирования правильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука; автоматизация звука; дифференциация смешиваемых звуков. Развитие фонематических процессов. Занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Содержание логопедической работы по подготовке к обучению грамоте детей с ЗПР включает в себя следующие направления:

  • Развитие общей моторики;
  • Развитие произвольной моторики пальцев рук;
  • Развитие артикуляционной моторики. Для развития артикуляционной моторики используется комплексная артикуляционная гимнастика;
  • Коррекция звукопроизношения. Традиционно процесс формирования правильного звукопроизношения делится на три этапа:
  • постановка звука;
  • автоматизация звука;
  • дифференциация смешиваемых звуков.
  • Развитие фонематических процессов. Занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Порядок проведения логопедической работы над звуком Главная цель логопедической работы – это устранить дефекты произношения, выработать у ребенка правильную речь. Порядок логопедической работы над звуком: Подготовительная работа. Знакомство со звуком по рассказу или сказке. Артикуляция звука. Произношение звука. Узнавание звука в словах. Чистоговорки, потешки, игры, скороговорки.  При произношении разных звуков, нужно наглядно показать детям артикуляционные движения губ, языка. Для этого необходимо активно использовать игровой материал. Звуки преподносить детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый язычок или сказок о Веселом язычке. В сказках полость рта называется домиком, кончик языка – хвостиком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемый воздух – ветерком .

Порядок проведения логопедической работы над звуком

Главная цель логопедической работы – это устранить дефекты произношения, выработать у ребенка правильную речь.

Порядок логопедической работы над звуком:

  • Подготовительная работа. Знакомство со звуком по рассказу или сказке.
  • Артикуляция звука.
  • Произношение звука.
  • Узнавание звука в словах. Чистоговорки, потешки, игры, скороговорки.

При произношении разных звуков, нужно наглядно показать детям артикуляционные движения губ, языка. Для этого необходимо активно использовать игровой материал. Звуки преподносить детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый язычок или сказок о Веселом язычке. В сказках полость рта называется домиком, кончик языка – хвостиком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемый воздух – ветерком .

Образец логопедической работы над звуками [p], [p'] Подготовительная работа. Знакомство со звуком. Рассказ «Самолет» Юрин папа работал на севере. Однажды папа прилетел в гости на самолете. Юра с мамой поехали встречать папу. Когда самолет стал спускаться, Юра услышал звук мотора «р-р-р-р». По дороге домой Юра вспоминал как гудит мотор самолета, и повторял: «р-р-р-р». (Учитель предлагает ученику повторить как гудит мотор самолета) Артикуляция звука а) - Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку самолета. Он улыбнулся, показал все зубки, широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел «р-р-р-р» и почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Язычок радостно запел: «р-р-р-р». Давай вместе споем песенку самолета: «р-р-р-р!».

Образец логопедической работы над звуками [p], [p']

  • Подготовительная работа. Знакомство со звуком.

Рассказ «Самолет»

Юрин папа работал на севере. Однажды папа прилетел в гости на самолете. Юра с мамой поехали встречать папу. Когда самолет стал спускаться, Юра услышал звук мотора «р-р-р-р». По дороге домой Юра вспоминал как гудит мотор самолета, и повторял: «р-р-р-р».

(Учитель предлагает ученику повторить как гудит мотор самолета)

  • Артикуляция звука

а) - Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку самолета. Он улыбнулся, показал все зубки, широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел «р-р-р-р» и почувствовал, что у него задрожал хвостик (показ). Язычок радостно запел: «р-р-р-р». Давай вместе споем песенку самолета: «р-р-р-р!».

б) – Поработаем язычком: кончик упирается в верхние зубки, ротик широко раскрыт, язычок дрожит, когда произносим звук [p].  3. Произношение звука: а) [p] – твердо: ра, ры, ар, ор, гра, тро; б) [p'] – мягко: ри, рё, ря, ре, рю.  4. Узнавание звука в словах. Хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук [p] или [p'] Гора, ворона, лес, сад, репа, день, пар, ворота, забор, моряк, рама, рука, река, столб, нога, рыба, окунь, рис.

б) – Поработаем язычком: кончик упирается в верхние зубки, ротик широко раскрыт, язычок дрожит, когда произносим звук [p].

3. Произношение звука:

а) [p] – твердо: ра, ры, ар, ор, гра, тро;

б) [p'] – мягко: ри, рё, ря, ре, рю.

4. Узнавание звука в словах.

Хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук [p] или [p']

Гора, ворона, лес, сад, репа, день, пар, ворота, забор, моряк, рама, рука, река, столб, нога, рыба, окунь, рис.

 Шутки-чистоговорки: Ра-ра-ра – начинается… (игра). Ры-ры-ры – есть у мальчиков… (шары). Ро-ро-ро – у нас новое… (ведро). Ре-ре-ре – стоит домик на… (горе). Ри-ри-ри – на ветках… (снегири). Ар-ар-ар – закипел наш…(самовар).  Скороговорки:  Роет землю старый крот, разрывает огород. Проворонила ворона вороненка. В декабре, в декабре все деревья в серебре.

Шутки-чистоговорки:

Ра-ра-ра – начинается… (игра).

Ры-ры-ры – есть у мальчиков… (шары).

Ро-ро-ро – у нас новое… (ведро).

Ре-ре-ре – стоит домик на… (горе).

Ри-ри-ри – на ветках… (снегири).

Ар-ар-ар – закипел наш…(самовар).

Скороговорки:

Роет землю старый крот, разрывает огород.

Проворонила ворона вороненка.

В декабре, в декабре все деревья в серебре.

Для развитие  фонематического слуха  применяю простейшие упражнения: - “Подними карточку, если услышишь звук [p] ”. - “Подбери картинки, в названии которых есть звук [p] ” . - “Определи первый звук в слове”. - “Чудо-дерево” - украсить дерево игрушками или картинками, в названии которых имеется соответствующий звук. - “Подбери картинки, названия которых начинаются со звука [p] ”. - “Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке” (загадки подбираются по определённой теме или связанные с изучаемой буквой).

Для развитие  фонематического слуха  применяю простейшие упражнения:

- “Подними карточку, если услышишь звук [p] ”.

- “Подбери картинки, в названии которых есть звук [p] ” .

- “Определи первый звук в слове”.

- “Чудо-дерево” - украсить дерево игрушками или картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

- “Подбери картинки, названия которых начинаются со звука [p] ”.

- “Отгадай загадку и назови первый звук в отгадке” (загадки подбираются по определённой теме или связанные с изучаемой буквой).

 Активизация учебной деятельности обучающихся положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков обучающихся. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности.   Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в творчестве, красоте.

Активизация учебной деятельности обучающихся положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков обучающихся. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности.

Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в творчестве, красоте.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!