СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа с детьми разных нозологических групп

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе содержится коррекционная работа с детьми с РАС, с нарушением опорно - двигательного аппарата и слабовидящих.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа с детьми разных нозологических групп»

Коррекционная работа с детьми РАС (8.3, 8.4)

Расстройства аутистического спектра (РАС)   спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

История: Первое описание аутизма как синдрома было дано американским детским психиатром Лео Каннером в его статье "Аутистические нарушения аффективного контакта", опубликованной в 1943 году. Л. Каннер описал общие характеристики 11 детей, которых он наблюдал с 1938 по 1943 годы. Все эти дети проявляли общие черты, основными из которых были: чрезмерная изоляция, замкнутость, уход от каких-либо контактов с людьми, нарушения речевого развития и потребность в многократном повторении одних и тех же действий, причем начало проявления этих особенностей отмечалось уже на первом году жизни ребенка.

Основные симптомы выделенные Л. Каннером, которые характеризуют синдром аутизма: Неспособность вступать в контакт с другими людьми. Задержка речевого развития. Некоммуникативная речь. Отставленная эхолалия. Перестановка личных местоимений. Повторяющаяся и стереотипная игра. Стремление к однообразию. Хорошая механическая память. Начало проявления с рождения или до 30 месяцев.

Причины аутизма психодинамические факторы; влияние окружающей среды; органические невролого-биологические нарушения; биохимические патологии; генетический фактор. Диагноз аутизм присущ также детям с такими генетическими заболеваниями, как: синдром фрагильной Х-хромосомы (25-47%); туберозный склероз (16-48%); синдром Ангельмана; синдром Жубера; синдром Коэна; эпилептическая энцефалопатия.

Причины аутизма В группе риска находятся дети, которые в пренатальном периоде и в раннем постнатальном периоде были поражены: вирусными инфекциями; радиацией; хронической внутриутробной гипоксией; острой асфиксией; интоксикацией. К этой группе причисляются малыши, отцы которых имеют преклонный возраст на момент их зачатия.

Признаки аутизма Дети 2 (3)- 11 лет В своей речи использует всего лишь несколько слов. Наличие стереотипных движений. Сильное беспокойство при смене обычной обстановки. Большие трудности в овладении письмом и чтением. Проявляет интерес к какому-то одному типу деятельности (компьютер, рисование, музыка и т. д.) Дети после 11 лет Элементарные навыки сформированы. Желание общаться отсутствует. Присутствует агрессия по отношению к окружающим людям. Возможны частые депрессии, эпилептические приступы. Одиночество — преобладающее состояние.

Виды аутизма детский аутизм; атипичный аутизм; дезинтегративные расстройства раннего возраста; гиперактивность с наличием умственной отсталости и стереотипий; синдром Аспергера; общее отклонение в развитии.

Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

С чего начать? Обсуждая проблему коррекции аутичных детей, не следует забывать о том, что решать ее можно только параллельно с оказанием помощи родителям, в особенности матерям. Мать аутичного ребенка, как правило, живет в состоянии хронического стресса. Невозможность договориться с ребенком зачастую о простейших вещах, непредсказуемость его поведения, склонность к ярко выраженным аффективным реакциям, да и просто отсутствие теплого эмоционального контакта, ожидаемого от ребенка матерью, приводит ее к самым различным нарушениям. Мать аутичного ребенка может эффективно помочь ему преодолеть свои проблемы, справиться со своими трудностями только ценой собственных изменений.

Педагог также должен оценить свои возможности: занятия с аутичным ребенком потребуют не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии. Кроме того, заня­тия с аутичным ребенком потребуют большого терпения, интуиции и любви. Вам придется на время занятия как бы раствориться в ребенке, постараться понять, что он чувствует, проникнуть в логику его действий. Поведение аутичного ребенка может выглядеть лишенным смысла, хаотичным, неадекватным, но это лишь на первый взгляд. Если вам удастся заглянуть внутрь ребенка, понять мир его чувств и переживаний, вы станете ему настоящим другом и сможете помочь избавиться от многочисленных страхов, постепенно выведете его в окружающий мир, научите быть более самостоятельным. Особенности индивидуальной работы педагога с аутичным ребенком

Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев придется в зависимости от ситуации и желаний ребенка. На этапе налаживания контакта с ребенком не настаивайте на проведении конкретных игр. Будьте более чутки к реакциям ребенка, и увидите, что часто он сам предлагает вам форму возможного взаимодействия, которая в этот момент для него наиболее комфортна. Порой стоит принять правила игры, предлагаемые ребенком (не забывая, конечно, о целях работы). И тогда через некоторое время он будет видеть в вас союзника, товарища по играм, станет доверять вам. И однажды примет ваше предложение поиграть немножко по-другому. И тут вы можете начать предлагать ребенку сенсорные игры. Особенности индивидуальной работы педагога с аутичным ребенком

Сенсорные игры :Игры с красками Цветная вода Смешиваем краски

Кукольный обед Игры с водой Переливание воды Открывай! – Закрывай! Фонтан Бассейн Озеро Море

Купание кукол Игры со льдом Льдинки Тает льдинка Разноцветный лед Ледяные фигуры Сосульки Игры с крупами Прячем ручки Пересыпаем крупу Дождь. Град Покормим птичек Вкусная каша Разложи по тарелочкам 

Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной) Мнем и отщипываем Надавливаем и размазываем Скатываем шарики Раскатываем колбаски Режем на кусочки Пластилиновые картинки Приготовление еды «пирожков» Огород

Игры со звуками Послушаем звуки Постучим, погремим Найди такую же коробочку Свистульки Музыканты Звуки природы Игры с движениями и тактильными ощущениями Тормошение, возня Догоню – догоню, поймаю – поймаю Змейка Самолетики 


Мытье посуды Игры со свечами Подуем на огонек Гуляем в темноте Рисуем дымом Праздник на воде Холодно – горячо День рождение Игры со светом и тенями Солнечный зайчик Театр теней Фонарик Темно – светло Китайский фонарик 

Игровая терапия

Игры с ватой Снег идет Снежинки Сугробы Снежная крепость Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками Салют Землетрясение Мусорка Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками, коробками Кто сильнее Подушечные бои Выбиваем пыль Детский футбол Падающая башня Штурм крепости Игры со старыми газетами или журналами Птицы летят Бумажная битва Бумажный листопад 

Совместное рисование — это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует раз­личные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.

Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми и повторяющимися по нескольку раз в одной и той же последовательности. Только при усвоении простейших программ примитивная однообразная деятельность сменяется направленной. Дети переходят от пассивного к осознанному овладению навыками, различными формами ручной умелости, речью, у них формируется сознание своего Я, преодолеваются явления протодиакризиса, развивается способность к участию в занятиях, играх, самообслуживании. Реабилитация должна проводиться прежде всего в физиологически благоприятные сроки развития ребенка (от 2 до 8 лет) и охватывать индивидуально подобранный для каждого ребенка период.

Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (6.3,6.4)


Диагностическая работа.

ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Коррекционно-развивающая работа.

выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата, единых для всех участников образовательного процесса;

консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата;

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Планируемые результаты

развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

овладение социально-бытовыми умениями;

используемыми в повседневной жизни;

овладение навыками коммуникации;

дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;

осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Коррекционная работа с детьми слабовидящими(4.3, 4.4)


Теоретические исследования распространенности комплексных нарушений

В середине 80-х годов М. Г. Блюминой была сделана попытка определить теоретически ожидаемую распространенность некоторых видов сложного дефекта умственной отсталости с дефектами зрения; По зарубежным данным, более 40% детей, которые имеют двигательные и интеллектуальные нарушения, страдают и нарушениями зрения.

По Российской Федерации частота интеллектуальной недостаточности среди слабовидящих школьников составила 6,8 %

Диапазон интеллектуальных нарушений при нарушении зрения может быть чрезвычайно велик:

От незначительных отклонений в интеллектуальном развитии

До самых тяжелых степеней умственной отсталости

Диагностика детей

Диагностика комплексных нарушений чрезвычайно затруднительна, так как они могут проявляться в сенсорной, двигательной, речевой, познавательной сферах ребенка.

Дифференциальная диагностика детей, имеющих такие нарушения, осуществляется с учетом всех факторов, определяющих их психическое развитие.

Сложности коррекции детей с нарушениями зрения интеллекта

Среди умственно отсталых есть небольшое количество детей, которые из-за глубокого поражения мозга не обучаемы.

Большинство же детей с нарушением зрения и интеллекта способны к обучению, но в каком объеме, и за какой срок они могут освоить грамоту, счет и другие полезные знания и навыки, предсказать трудно.

Нелегко найти пути коррекции (исправления имеющихся недостатков), а также определить оптимальные формы занятий с каждым ребенком.

Характеристика развития детей с нарушением зрения и интеллекта

У детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта отмечается снижение результативности всей познавательной деятельности.

Низкий уровень владения конкретным мышлением нарушает развитие произвольности, тормозит формирование интеллектуальной активности, самостоятельности, отрицательно сказывается на становлении целенаправленной учебной деятельности.

У умственно отсталых детей, имеющих нарушения зрения, выявляется недоразвитие двигательной сферы, выражающееся в низкой точности движений головы, рук, тела. Характерно множество лишних движений, неумение объединять отдельно выполняемые движения в единое слитное целое, что неизбежно сказывается на их скорости.

Отмечены значительные затруднения при формировании письменной речи.

Результаты клинико-психолого-педагогического исследования детей с нарушениями зрения и интеллекта позволяют сделать ряд практических выводов по организации и разработке содержания и методов обучения детей данной категории, а также для приспособления их к жизни и посильному труду.

1. Изучение комплекса выделенных особенностей показывает, что эта категория довольно полиморфна и требует проведения диагностических мероприятий и своевременного начала коррекционной работы.

2. Материалы исследований указывают на необходимость изучения таких детей на самых ранних ступенях возрастного развития с целью определения общих и специфических закономерностей формирования психических функций и поиска компенсаторных механизмов для их социальной адаптации.

Характеристика коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения и интеллекта

Коррекционная работа с детьми, имеющими умственную отсталость и нарушения зрения, ориентирована на их социализацию.

Ее основные задачи — максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и подготовка воспитанников к участию в посильном производительном труде.

Они изучают начальный курс языка, математики, знакомятся с окружающим миром и рядом других доступных их восприятию и необходимых для коррекции развития предметов. Учитывая недостаточность зрительной перцепции при значительном снижении зрения, интеллектуальные нарушения и непосредственно связанные с этим особенности развития (офаниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, недостатки в формировании моторики и речи, в развитии личности и др.)

Учитывая недостаточность зрительной перцепции при значительном снижении зрения, интеллектуальные нарушения и непосредственно связанные с этим особенности развития (офаниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, недостатки в формировании моторики и речи, в развитии личности и др.) в учебный план включаются следующие коррекционные курсы:

1. Коррекция недостатков развития (мелкой моторики рук, осязания, мимики).

2. Социально-бытовая и пространственная ориентировка.

3. Лечебная физкультура.

4. Ритмика.

Условия обучения детей с нарушениями зрения и интеллекта

Обязательными являются индивидуальные занятия по охране и развитию слабого зрения, зрительного восприятия, исправлению речевых недостатков.

Специальное обучение и воспитание детей с нарушениями зрения и интеллекта практически должно быть организовано с самого начала жизни ребенка.

Направления обучения

На первое место выступают такие направления обучения:

- Самообслуживание;

- Хозяйственно – бытовой труд;

- Социально – бытовые поведения;

- Ориентировка в пространстве.

Сложности обучения

Для данного контингента детей процесс формирования навыков самообслуживания и адекватного поведения чрезвычайно осложнен, требует специальной организации и отбора содержания, основанного на понимании особенностей их развития.

На занятиях по самообслуживанию ребенка учат простейшим гигиеническим операциям:

- Застёгиванию пуговиц;

- Использование столовых приборов;

- Личной гигиене и др.

Для сохранения на длительное время полученных знаний особое значение имеет этап запоминания, который предполагает продуманную и согласованную систему повторений. Различные понятия, правила, теоретический материал усваиваются в упражнениях разного вида с последующим применением в разнообразных ситуациях.

Сочетание дефектов зрения и умственной отсталости предопределяет своеобразие нарушения в целом, свойственное каждому конкретному ребенку.

Это обусловливает применение дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, которые достигаются тем, что педагог для каждого ребенка целенаправленно организует практическую деятельность, подбирает методы объяснения, вносит элементы игровой деятельности, определяет индивидуальную меру помощи.

Заключение

Организованная коррекционная помощь детям с нарушениями и интеллекта должна быть направлена на коррекцию всех структурных компонентов на основе использования сохранных зрительных и интеллектуальных возможностей детей.