СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Коррекционная работа с обучающимися с РАС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я работаю с детьми РАС в школе-интернате.Прежде ,чем работать с детьми РАС мною было изучено много литературы. И чтобы понять , откуда возникают трудности в обучении с такими детьми ,учитель должен знать диагноз каждого ребенка.

Просмотр содержимого документа
««Коррекционная работа с обучающимися с РАС»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области











Семинар


Тема семинара: «Коррекционная работа с обучающимися с РАС»























Подготовила: Курдина Елена Борисовна

учитель начальных классов высшей квалификационной категории









Дети с синдромом аутизма тяготеют к одиночеству. У этих детей отмечается нарушение формирования речи и недостаточность коммуникации.

Ключевое представление об аутизме заключается в том, что мозг больного обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем у здорового человека. Поэтому надо, чтобы не больной адаптировался к своему окружению, а наоборот, — здоровые приспосабливались к нему.

Прежде чем приступить к работе с такими детьми, мною было изучено много литературы. Для того, чтобы понять, как и почему возникают трудности в обучении детей с отклонениями в развитии, учитель должен знать диагноз каждого ребёнка, и в этом мне помогли родители, которые подробно рассказали о своих детях. Это мне помогло лучше понять психическое состояние и особенности поведения ученика, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании. Также я постоянно на связи со специалистами школы психологом, логопедом, дефектологом, с которыми совместно ведем диагностические наблюдения по каждому из учеников.

Со своим классом я работаю седьмой год. У меня в классе 6 мальчиков и 1 девочка, из них 4 человека с РАС(с расстройствами аутистического спектра).

Понять таких детей очень тяжело, пока сама не соприкоснёшься с этими детьми и не изучишь их. Когда ребята пришли в школу они просто не знали, как надо правильно себя вести. Дети находились в постоянном движении: Лева кричал, прыгал, плакал если ему кто-то не давал свою игрушку, бросался на ребят, стучался о стену. Гриша часто замыкался в себе и плакал, доходило даже до истерик. Артём всегда ходил с газетой по классу, кричал и своими криками требовал телефон или планшет. Женя была более спокойна, но если что-то требовала, то всегда доходила до истерики. Многие не сидели на уроке, прыгали по классу. Пока я усаживала одного, другой уже бегал, здесь очень помогал воспитатель, который выполнял функции тьютора. На просьбу выполнить определенное задание, они могли кричать. Нужно было находиться одновременно около каждого уч-ся и помогать им.

У всех четырех детей стоит один диагноз, но все они оказались разными по психическому состоянию и по интеллектуальному развитию. На первом году обучения я должна была найти к каждому ребенку подход, поэтому мною была создана атмосфера спокойствия, доверия и доброжелательности. Каждого ребёнка старалась подпустить ближе к себе, похвалить его, погладить по голове. Это сделать было сложно, т.к. они не подпускали близко к себе, относились к этому раздраженно. Понадобилось время.

Для таких детей в школе была открыта группа (игровая комната) . В ней имеются кровати, где дети могут полежать, послушать музыку, расслабиться. Тумбы, в которых лежат их сменные вещи. У каждого ребенка имеется свое полотенце. Придя с улицы и перед едой дети всегда самостоятельно моют руки и вытирают. Группа еще используется, как игровая комната. Заранее узнав, кто, во что любит играть я попросила родителей принести из дома игрушки для детей. Сама же я купила игры, которые нам понадобились на внеурочных занятиях по предмету « Игротерапия».

На этом занятии я стараюсь установить эмоциональный контакт с ребятами. Играя с ними в различные игры, стараюсь развивать речь, обсуждать персонажей, в которых мы играем. Особое внимание уделяю коррекции детской агрессивности и самое главное мы учимся делать это совместно со всеми ребятами. Так как, каждый из них существовал сам по себе, в своём мире, играли только сами с собой, не шли на контакт с другими детьми и взрослыми. Внимание у всех детей рассеянное, не концентрируется, очень сложно заинтересовать чем – либо. Каждый из них требует к себе индивидуального подхода. Они с трудом запоминают материал, не могут управлять своими эмоциями. Поэтому при подготовке к внеурочным занятиям использую игровые технологии, подбираю игровой материал, внедряю в учебный процесс много наглядного материала, особенно на начальном этапе. Наглядные средства – схемы, четкие плакаты, инструкции позволяют детям с РАС лучше адаптироваться в окружающем пространстве, лучше ориентироваться как в помещении, так и в процессе учебной деятельности. Применяю различные методы и формы работы: такие как Мультисенсорный подход т.е. стараюсь задействовать все их органы чувств. Особенно важно это для детей с нарушениями восприятия, но очень полезен мультисенсорный подход и для тех, кто страдает недостатком коммуникативных навыков. Есть такая фраза: «Услышал, увидел, сделал!» Вместо того, чтобы просто рассказывать ребенку о том или ином предмете, нужно включить и другие способы восприятия. На внеурочном занятии «Я познаю мир», если мы изучаем тему овощи и фрукты, то на столе лежат сюжетные картинки о том, как собирают овощи и фрукты, и, если есть возможность, приношу свежие овощи и фрукты, даю их подержать, понюхать, поиграть, попробовать. Это делается для того, чтобы дети могли включить все анализаторы. Если нет свежих овощей и фруктов, то даю муляж. Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка в книжке. Многие дети лучше воспринимают зрительные образы, чем слова. Поэтому недостаточно просто показать или рассказать ребенку, что вы делаете, он должен сам попробовать выполнить то же действие (используется метод «рука в руке» — беру руки ребенка в свои и помогаю ему). Также на этом занятии, обсуждаем тему природы, уточняем сегодняшний день недели, месяц, дату, время года. Определяем, какой день был вчера, какой будет завтра. Ведем беседу про птиц, животных.

Все задачи приходится иллюстрировать, используя наглядный материал (вырезанные и заламинированные предметные картинки). Чтобы дети усвоили материал, приходится повторять его несколько раз на уроке и потом на каждом уроке повторять изученные правила. Только тогда они смогут его воспроизвести по подсказанному вами началу.

Мне и моим ученикам повезло очень с кабинетом, в котором мы обучаемся, т.к. из него есть второй выход в сенсорную комнату, что очень помогает детям отдохнуть от учебного процесса по внеурочным занятиям

« Двигательное развитие» и «Подвижные игры». Там имеется мягкое ковровое покрытие, которое используется для двигательной релаксации, для бега, прыжков, ходьбы на мысочках, для гимнастического построения и других движений. В комнате очень много игр , имеются мягкие кубики, сенсорный телевизор ,тренажер.

По внеурочному занятию «Сделай сам» мы можем продолжить тему овощи и начинаем их лепить или делаем поделки из бумаги на эту тему.

Все учащиеся с РАС гиперактивные, неусидчивые. На переменах приходится детей занимать, чтобы не было свободного времени для бесцельного «шатания», даю раскрашивать иллюстрации или собирать мозаику, конструктор и др., делаем физкультминутки.

Внеурочные занятия проходят после основных предметов, поэтому дети сильно устают и для того чтобы как то привлечь их внимание нужен был какой – то стимул. Поэтому приходилось поощрять их лакомствами.

Весь первый класс дети адаптировались к школьной жизни, учились сидеть за партами, слушать учителя и выполнять задания. Им это давалось очень сложно: взгляд был направлен сквозь тебя, не останавливался ни на чём, внимание рассеянное, заинтересованности в учёбе не было, руки держать не могли, даже обвести предмет им было сложно. Одним из первых начал читать и писать Гриша, затем Лева. Артём стал читать и писать только в начале 3 класса. Женя читала, но писать не могла, теперь пишет по обводке.

На начало учебного года в первом классе многие дети не знали даже цвета, не могли говорить, не умели играть, боялись друг друга, часто затыкали уши. Во втором классе дети стали привыкать ко мне и друг другу, стали более открытыми. Сейчас мы с ребятами учимся четвертый год, за это время все они заметно изменились. Все дети меня узнают, каждый ребенок здоровается. Те дети, которые не говорили, стали говорить отдельные слова ,стало намного меньше истерик, научились играть в игры, рисовать, раскрашивать. Артем и Гриша стали читать, Лева начал писать, Женя стала лепить. У всех детей на начало четвертого учебного года наблюдается положительная динамика по предметам.

В заключении хочу отметить, что главное в работе с детьми с РАС - это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех. И всегда следует помнить правило – такого ребенка, необходимо принимать его таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто другой …..







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!