СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«коррекционная работа в формировании навыков самостоятельности у детей с овз при выполнении домашних заданий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из актуальных задач современной педагогики является формирование навыков самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Ответственная и сложная социально-педагогическая проблема обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной жизни в нормальном социальном окружении.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, склонность действовать под влиянием взрослых не позволяют выполнить задуманное и желаемое.

Безусловно, что дети с ограниченными возможностями здоровья, вовлекаясь в совместную деятельность, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий и воспитывающий характер, не подменяя и не вытесняя детской самостоятельности. Именно поэтому так важно от словесных методов воспитания переходить к организации воспитывающей самодеятельности ребенка. Это требует от педагога профессионализма, оптимизма и веры в возможности ребенка. Педагог должен владеть технологиями прямого и косвенного воспитания, творческого воспитания, педагогической поддержки.

Можно выделить следующие этапы и определить их последовательность в воспитании активности и самостоятельности умственно отсталых воспитанников:

• вовлечение всех детей в практическую деятельность;

• воспитание интереса к этой деятельности;

• постоянное и постепенное усложнение заданий;

• создание системы постоянно действующей педагогической стимуляции  к активной деятельности.

Этапы развития самостоятельности:

1.Этап подражания

Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.

2. Этап частичной самостоятельности.

Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления.

3. Этап полной самостоятельности.

Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее знакомых видах деятельности.

В выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение педагога, многократные повторения, поощрения, радоваться  вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться.

Для того, чтобы процесс воспитания самостоятельности был максимально эффективным, необходимо соблюдать некоторые условия:

1.Наличие специальных знаний и умений. Для этого эффективно применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик, которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания. Они определяют готовность воспитанников к самостоятельному действию. Но не всегда дети, владеющий знаниями и умениями, стремится проявить самостоятельность. Для этого нужна внутренняя потребность действовать самому, т.е. мотив.

2.Лучше всего воспитание самостоятельности происходит в творческой деятельности. Чтобы выполнить творческую деятельность, нужно самостоятельно добыть информацию и правильно ею воспользоваться.

Процесс воспитания самостоятельности условно можно разделить на ряд этапов.

Первый этап - активизация воли и мышления ребенка, а также, имеющихся у него умений и навыков. На данном этапе внимание педагога должна привлекать не самостоятельность сама по себе, а отношение ребенка к заданию, умение использовать имеющиеся знания и опыт для выполнения той или иной работы. Этот этап может быть соотнесен с подражательно-пассивным уровнем самостоятельности.

Второй этап - свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации, что характерно для активно-поискового уровня развития самостоятельности. Воспитатель побуждает и направляет ребенка, помогает организовать работу, довести начатое

Одной из актуальных задач современной педагогики является формирование навыков самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Ответственная и сложная социально-педагогическая проблема обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной жизни в нормальном социальном окружении.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, склонность действовать под влиянием взрослых не позволяют выполнить задуманное и желаемое.

Безусловно, что дети с ограниченными возможностями здоровья, вовлекаясь в совместную деятельность, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий и воспитывающий характер, не подменяя и не вытесняя детской самостоятельности. Именно поэтому так важно от словесных методов воспитания переходить к организации воспитывающей самодеятельности ребенка. Это требует от педагога профессионализма, оптимизма и веры в возможности ребенка. Педагог должен владеть технологиями прямого и косвенного воспитания, творческого воспитания, педагогической поддержки.

Можно выделить следующие этапы и определить их последовательность в воспитании активности и самостоятельности умственно отсталых воспитанников:

• вовлечение всех детей в практическую деятельность;

• воспитание интереса к этой деятельности;

• постоянное и постепенное усложнение заданий;

• создание системы постоянно действующей педагогической стимуляции  к активной деятельности.

Этапы развития самостоятельности:

1.Этап подражания

Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.

2. Этап частичной самостоятельности.

Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления.

3. Этап полной самостоятельности.

Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее знакомых видах деятельности.

В выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение педагога, многократные повторения, поощрения, радоваться  вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться.

Для того, чтобы процесс воспитания самостоятельности был максимально эффективным, необходимо соблюдать некоторые условия:

1.Наличие специальных знаний и умений. Для этого эффективно применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик, которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания. Они определяют готовность воспитанников к самостоятельному действию. Но не всегда дети, владеющий знаниями и умениями, стремится проявить самостоятельность. Для этого нужна внутренняя потребность действовать самому, т.е. мотив.

2.Лучше всего воспитание самостоятельности происходит в творческой деятельности. Чтобы выполнить творческую деятельность, нужно самостоятельно добыть информацию и правильно ею воспользоваться.

Процесс воспитания самостоятельности условно можно разделить на ряд этапов.

Первый этап - активизация воли и мышления ребенка, а также, имеющихся у него умений и навыков. На данном этапе внимание педагога должна привлекать не самостоятельность сама по себе, а отношение ребенка к заданию, умение использовать имеющиеся знания и опыт для выполнения той или иной работы. Этот этап может быть соотнесен с подражательно-пассивным уровнем самостоятельности.

Второй этап - свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации, что характерно для активно-поискового уровня развития самостоятельности. Воспитатель побуждает и направляет ребенка, помогает организовать работу, довести начатое

Одной из актуальных задач современной педагогики является формирование навыков самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Ответственная и сложная социально-педагогическая проблема обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной жизни в нормальном социальном окружении.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, склонность действовать под влиянием взрослых не позволяют выполнить задуманное и желаемое.

Безусловно, что дети с ограниченными возможностями здоровья, вовлекаясь в совместную деятельность, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий и воспитывающий характер, не подменяя и не вытесняя детской самостоятельности. Именно поэтому так важно от словесных методов воспитания переходить к организации воспитывающей самодеятельности ребенка. Это требует от педагога профессионализма, оптимизма и веры в возможности ребенка. Педагог должен владеть технологиями прямого и косвенного воспитания, творческого воспитания, педагогической поддержки.

Можно выделить следующие этапы и определить их последовательность в воспитании активности и самостоятельности умственно отсталых воспитанников:

• вовлечение всех детей в практическую деятельность;

• воспитание интереса к этой деятельности;

• постоянное и постепенное усложнение заданий;

• создание системы постоянно действующей педагогической стимуляции  к активной деятельности.

Этапы развития самостоятельности:

1.Этап подражания

Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.

2. Этап частичной самостоятельности.

Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления.

3. Этап полной самостоятельности.

Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее знакомых видах деятельности.

В выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение педагога, многократные повторения, поощрения, радоваться  вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться.

Для того, чтобы процесс воспитания самостоятельности был максимально эффективным, необходимо соблюдать некоторые условия:

1.Наличие специальных знаний и умений. Для этого эффективно применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик, которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания. Они определяют готовность воспитанников к самостоятельному действию. Но не всегда дети, владеющий знаниями и умениями, стремится проявить самостоятельность. Для этого нужна внутренняя потребность действовать самому, т.е. мотив.

2.Лучше всего воспитание самостоятельности происходит в творческой деятельности. Чтобы выполнить творческую деятельность, нужно самостоятельно добыть информацию и правильно ею воспользоваться.

Процесс воспитания самостоятельности условно можно разделить на ряд этапов.

Первый этап - активизация воли и мышления ребенка, а также, имеющихся у него умений и навыков. На данном этапе внимание педагога должна привлекать не самостоятельность сама по себе, а отношение ребенка к заданию, умение использовать имеющиеся знания и опыт для выполнения той или иной работы. Этот этап может быть соотнесен с подражательно-пассивным уровнем самостоятельности.

Второй этап - свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации, что характерно для активно-поискового уровня развития самостоятельности. Воспитатель побуждает и направляет ребенка, помогает организовать работу, довести начатое

Просмотр содержимого документа
««коррекционная работа в формировании навыков самостоятельности у детей с овз при выполнении домашних заданий»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Крым

«Чеботарская специальная школа-интернат»









«КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

В ФОРМИРОВАНИИ 

НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ 

У ДЕТЕЙ С ОВЗ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ»









Подготовила

воспитатель I категории

Аблитарова Д.С.





с. Чеботарка

29.12.2021.

Одной из актуальных задач современной педагогики является формирование навыков самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Ответственная и сложная социально-педагогическая проблема обеспечить оптимальные условия воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями с тем, чтобы содействовать как можно лучшей подготовке их к самостоятельной жизни в нормальном социальном окружении.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, склонность действовать под влиянием взрослых не позволяют выполнить задуманное и желаемое.

Безусловно, что дети с ограниченными возможностями здоровья, вовлекаясь в совместную деятельность, в большей степени нуждаются в помощи взрослых. Однако эта помощь должна носить обучающий и воспитывающий характер, не подменяя и не вытесняя детской самостоятельности. Именно поэтому так важно от словесных методов воспитания переходить к организации воспитывающей самодеятельности ребенка. Это требует от педагога профессионализма, оптимизма и веры в возможности ребенка. Педагог должен владеть технологиями прямого и косвенного воспитания, творческого воспитания, педагогической поддержки.

Можно выделить следующие этапы и определить их последовательность в воспитании активности и самостоятельности умственно отсталых воспитанников:

• вовлечение всех детей в практическую деятельность;

• воспитание интереса к этой деятельности;

• постоянное и постепенное усложнение заданий;

• создание системы постоянно действующей педагогической стимуляции к активной деятельности.

Этапы развития самостоятельности:

1.Этап подражания

Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.

2. Этап частичной самостоятельности.

Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления.

3. Этап полной самостоятельности.

Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее знакомых видах деятельности.

В выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение педагога, многократные повторения, поощрения, радоваться вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться.

Для того, чтобы процесс воспитания самостоятельности был максимально эффективным, необходимо соблюдать некоторые условия:

1.Наличие специальных знаний и умений. Для этого эффективно применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик, которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания. Они определяют готовность воспитанников к самостоятельному действию. Но не всегда дети, владеющий знаниями и умениями, стремится проявить самостоятельность. Для этого нужна внутренняя потребность действовать самому, т.е. мотив.

2.Лучше всего воспитание самостоятельности происходит в творческой деятельности. Чтобы выполнить творческую деятельность, нужно самостоятельно добыть информацию и правильно ею воспользоваться.

Процесс воспитания самостоятельности условно можно разделить на ряд этапов.

Первый этап - активизация воли и мышления ребенка, а также, имеющихся у него умений и навыков. На данном этапе внимание педагога должна привлекать не самостоятельность сама по себе, а отношение ребенка к заданию, умение использовать имеющиеся знания и опыт для выполнения той или иной работы. Этот этап может быть соотнесен с подражательно-пассивным уровнем самостоятельности.

Второй этап - свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации, что характерно для активно-поискового уровня развития самостоятельности. Воспитатель побуждает и направляет ребенка, помогает организовать работу, довести начатое до конца.

Третий этап - закрепление проявлений самостоятельности, контроль за ее устойчивостью, обеспечение условий для социально-ценных проявлений этого качества личности.

Развитие ребёнка с интеллектуальным недоразвитием рассматривается как процесс, направленный на то, чтобы воспитанник состоялся как человек, способный к саморазвитию. Обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребёнка и взрослых. Именно такой подход является главным при отборе методов и содержания воспитания и определении подходов к планированию.

В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОВЗ в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности.

Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому педагогом. Для этого, особенно в первые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность.

В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала педагога, а затем ребенка) как фактор, организующий воспитательную деятельность.

Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности детей при выполнении новых учебных и трудовых заданий.

Поэтому осуществление принципа коррекции в воспитании заключается в формировании у детей умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.

Для осуществления индивидуальной коррекции необходимо выявление затруднений, испытываемых ребенком в обучении различным предметам и установлении причин этих затруднений. На основе этого разрабатываются меры индивидуальной коррекции.

При планировании воспитательной работы педагогу необходимо раскрыть индивидуальность каждого воспитанника, формируя устремления ребёнка от позиции «я хочу» до «я буду» и «я могу» как основы взаимодействия с педагогом.

Ребёнок как личность будет эффективно развиваться при условии учёта его возрастных особенностей и интересов.

У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отсутствует познавательная потребность, стремление приобретать знания. Педагогу, работающему с такими детьми, необходимо формировать мотивы, без которых дальнейшее обучение и воспитание потеряет свой смысл.

Ведущие виды деятельности:

•учебная деятельность, как ведущая в развитии детей младшего школьного возраста, в которой закладывается система отношений ребёнка с окружающим миром;

•игра: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация, в которых формируется и развивается ориентация ребёнка в основных сферах человеческой деятельности.

Исходя из этого, планируется коррекционная работа по направлениям:

I. Личностное развитие. Формирование навыков общения; развитии умения играть; овладение нормами этического поведения в повседневной жизни.

II. Охрана здоровья и физическое развитие. Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно-оздоровительными технологиями, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно-гигиенических навыков. Особое внимание уделяется предоставлению детям объективной, соответствующей возрасту информации о вредных привычках с целью их предупреждения и профилактики.

III. Трудовое воспитание. Привитие навыков самообслуживания, выполнение простых хозяйственно-бытовых поручений; формирование навыков трудовой деятельности; формирование трудолюбия, добросовестности, привитие навыков культуры труда; развитие интереса к трудовой деятельности взрослых.

IV. Социализация и общение. Знакомство с нормами поведения: на занятиях, на перемене, на улице, в магазине, на прогулке и экскурсии; практическая отработка этических норм и правил; определение сущности нравственных понятий; воспитание доброжелательного, отзывчивого, внимательного отношения к окружающим; экологическое воспитание.

V. Развитие творческого воображения включает развитие основ мышления и воображения; развитие механизмов коррекции и компенсации дефекта.

VI. Основы гражданского и патриотического воспитания. Формирование у детей патриотического сознания, верности Отечеству. Воспитание чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; уважительное отношение к историческому прошлому Родины; воспитание милосердия, гуманизма, общечеловеческих ценностей.

VII. Досуговая деятельность. Активная деятельность: самообразование, самоподготовка; культурное (духовное) потребление: чтение книг, журналов, просмотр кино и видеофильмов; спорт; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми; занятия в кружках; прогулки, экскурсии, праздники; спортивные соревнования; конкурсы, тематические дни, ярмарки, дискотеки.

Следует подчеркнуть, что в воспитании самостоятельности существенную роль, с одной стороны, играют такие факторы, как объем знаний, умений, навыков, а, с другой, – факторы эмоционально-волевой сферы. Это: интерес к деятельности, желание ею заниматься, довести начатое дело до конца, правильно оценить свои возможности. Здесь важно сочетание внешних факторов и внутреннего состояния конкретного ребенка.

Самостоятельность определяется в педагогике как, умение действовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, т.е. способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья приобретение навыка самостоятельности позволяет им быть независимыми в быту, поддерживать познавательный интерес к предметам окружающего мира. У детей часто отмечается в условиях привычной бытовой ситуации. Включение/выключение электроприборов, открывание/закрывание крана, дверцы холодильника и т.д. Однако, самостоятельность в игровой и коммуникативной деятельности, а также в навыках самообслуживания и гигиены отсутствует, не сформирован навык опрятности. Это связано с особенностями их психофизического развития: поздним развитием произвольности психических функций; недоразвитием общих движений, координации, несформированностью предметных и орудийных действий, что негативно сказывается на развитии мелкой моторики рук, а в целом на становлении культурно-гигиенических навыков. Часто из виду выпускается главное, именно то, что воспитанникам необходимо показать последовательность (алгоритм) как выполняется та или иная трудная операция. Вместе с ним выполнить ее. Научить детей самостоятельно проделывать эти операции. Конечно, большинство детей, не могут сразу включиться в необходимый процесс, долгое время не проявляют нужной самостоятельности при выполнении учебных и трудовых заданий. Но особенно большие трудности для воспитанников коррекционных школ представляют определение последовательности деятельности и описание процесса выполнения задания. Такие пробелы в знаниях ограничивают их возможности выполнять различные задания самостоятельно. Необходимо формировать умения работы по словесной и письменной инструкции, алгоритму. Воспитатель решает конкретную и важную задачу: приучить своего воспитанника действовать по определенному алгоритму организации любой своей деятельности. Знакомство детей с алгоритмом «Правила выполнения письменного домашнего задания» осуществляется в начальных классах, как только появляются письменные задания, требующие обращения к правилу.

Работа по алгоритму является наиболее эффективной в формировании самостоятельности в самообслуживании, познавательной и трудовой деятельностях.

Конечно, большинство воспитанников, не могут сразу включиться в необходимый процесс, долгое время не проявляют нужной самостоятельности при выполнении учебных и трудовых заданий. Такие пробелы в знаниях ограничивают их возможности выполнять различные задания самостоятельно.

Отсутствие у детей самостоятельности в выполнении заданий по трудовой деятельности, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности и требует дополнительного времени для отработки этих навыков. Сознательно выполняя практические трудовые поручения, дети приучаются самостоятельно трудиться.

Отмечу, что специально организованное целенаправленное обучение детей самостоятельности способствует появлению у каждого ребенка положительного отношения к себе, становлению образа «Я», что оказывает влияние на формирование личности ребенка в целом. Воспитанники становятся более спокойными, уверенными в себе, у них реже встречается агрессивность, появляется интерес к самой деятельности и ее результату.

Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации.

Внеурочная деятельность является одним из продуктивных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Четкое планирование внеклассной деятельности позволяет воспитанникам сознательно выполнять все виды самостоятельных работ. Участие педагога следует направлять на то, чтобы с его помощью найти пригодные для данных воспитанников формы, методы и приемы обучения и воспитания.

В своей работе используем разнообразные формы, методы и приемы. Работа по алгоритму является наиболее эффективной в формировании самостоятельности в самообслуживании, познавательной и трудовой деятельностях.

Игра - важное средство с детьми коррекционной школы-интерната, она играет важнейшую роль в развитии и воспитании ребенка. Она позволяет создать в процессе взаимодействия с детьми комфортную, эмоциональную атмосферу. Так же, как и учебная деятельность, формирует в детях чувство ответственности, поведенческие навыки.

Особое место в воспитательной деятельности отводится мероприятиям, связанным с эмоциональными переживаниями, с нравственными проявлениями личности (отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе). Такие занятия проходят в непринужденной обстановке. У воспитанников появляется возможность проявить самостоятельность. Они с удовольствием включаются в беседу, пытаются эмоционально рассказывать, описывают свое эмоциональное состояние, рассуждают, учатся вести диалог, проявляют свое творчество.

Активно взаимодействуем с социальными субъектами школы, в открытой общественной среде. Тесно сотрудничаем с библиотекой нашей школы. Во время прогулок, спортивных соревнований, при посещении столовой, библиотеки используем прием личного примера, как вести себя с взрослыми и сверстниками. Данный прием наглядно показывает «образец» межличностных взаимоотношений, способствует более быстрому усвоению навыков культурного поведения, формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми.

Необходимо обеспечивать воспитанников множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в литературе, поэтому используем сказку, как один из видов коррекционно-воспитательной работы (читаем, обсуждаем, инсценируем). На таких занятиях воспитанники получают положительный заряд эмоций, развивается память, речь, дети учатся находить контакт друг c другом, самоутверждаются, занимаются театрализованной деятельностью. Воспитанники учатся слышать друг друга, а полученные знания дети переносят на ситуации повседневной жизни. Это оказывает наилучшее влияние, как на успешность в обучении, так и на общекультурное и личностное развитие ребенка.

Воспитанники активно вовлекаются в общественную жизнь класса посредством различных поручений. Им создается возможность почувствовать свою значимость, укрепляется веру в себя. Очень важно – увидеть и большой, и маленький успех каждого воспитанника в порученном ему деле и умело поощрить его. С ответственностью за порученное дело у детей развиваются лидерские качества, раскрывается творческий потенциал, мотивирует воспитанников, на достижения успеха, как в учебе, так и общественной деятельности, что способствует умению адаптироваться в современном обществе.

Ежедневно идет кропотливая работа по самообслуживанию. Учимся поддерживать чистоту и порядок в классе, бытовой, спальне, во дворе. Каждый воспитанник имеет определенные обязанности, отвечает за качество его выполнения. Генеральные уборки, уборка на территории носят коллективный характер.

При подготовке к праздникам воспитанники самостоятельно изготавливают открытки, поделки, проявляя самостоятельность в творчестве. На таких занятиях формируются трудолюбие, настойчивость, способность работать в коллективе, самостоятельность в преодолении собственных трудностей, оказание помощи товарищу.

Познавательная деятельность является одним из главных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в условиях коррекционной школы-интерната.

Понятие «самоподготовка» предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. Поэтому все действия воспитателя, его слова, поведение направлено на то, чтобы создать у детей ощущение самостоятельной деятельности.

Задачи самоподготовки связаны с формированием у детей следующих умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение домашнего задания:

- ориентироваться в учебном задании: прочитывать задание до начала его выполнения, определять способ его выполнения, пользоваться справочными материалами (правилами, памятками, образцами выполнения заданий);

- обращаться за помощью в случаях затруднений;

- планировать свою деятельность;

- рационально использовать отведенное на самоподготовку время;

- самостоятельно проверять выполненную работу.

Я во время самоподготовки использую различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности воспитанников, развитию интересов к учению.

Важны в процессе самоподготовки элементы игры, ожидание сюрприза:

- игры-путешествия (на паровозе, пароходе) по «карте» с такими пунктами и станциями как «Отправляй-ка», «Поиграй-ка», «Справочное бюро», «Математическая» и т.д.;

- игры-соревнования: гонки на любом виде транспорта (кто быстрей справится с самоподготовкой, тот быстрей будет в конечном пункте), кто выше всех взберется по лесенке, кому достанется приз от «гостя» (любимые герои сказок, мультфильмов).

Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение задания можно предложить конверт с загадками, сканвордами, ребусами, интересными заданиями.

Значительный воспитательный результат дает организация самопроверки в процессе самоподготовки. Это очень важно для выработки самостоятельности у детей. Полезно учить детей некоторым способом самопроверки:

- обратное вычисление (математика);

- выполнил упражнение – повтори еще правила и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык);

- перескажи прочитанное по плану, не заглядывая в учебник; попробуй оценить свою работу и знания.

Все эти четыре способа проверки не очень сложны, но они требуют от воспитателя продуманности и применение их либо частично, либо полностью.

Таким образом, воспитание самостоятельности у детей направленно на:

- самостоятельное выполнение домашнего задания;

- готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед

семьей и обществом;

- ответственность за порученное дело;

- умение подчиняться коллективу;

- самостоятельное применение полученных знаний и умений на практике;

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

    Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности воспитанников при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Из психологических исследований известно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированности у них обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у воспитанников этих умений, т.е. умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!