СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющие тяжелые речевые нарушения в логопедической группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогам, которые работают в логопедических группах, надо четко  знать коррекционные задачи и способы их выполнения.  

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющие тяжелые речевые нарушения в логопедической группе»

Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющие тяжелые речевые нарушения в логопедической группе.

Функции воспитателя: учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение двух недель; пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов; систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов; включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей; формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания); закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда; развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

Немаловажная роль отводится на занятиях речевому дыханию. Важнейшие условия правильной речи - это плавный и длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков. Воспитатель в игровых упражнениях следит, чтобы при вдохе поза была свободной, плечи опущены. Воспитатель может предложить детям потренировать мелкую моторику рук в лепке, рисовании, штриховании, обведении фигур по контуру, вырезывании. Тем самым идет не только отработка общих задач (научить новому навыку), но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата (особенно у детей с дизартрическим компонентом).

Большое значение для развития речи имеет оречевление воспитателем всего процесса ухода за ребенком: одевание, раздевание его, умывание, кормление (особенно в младших группах). В перечисленных ситуациях речь воспитателя не должна быть стереотипной, т. е. состоять из одних и тех же слов. Если речь воспитателя будем стереотипной, то она не будет способствовать развитию ребенка. Все время бодрствования детей (вне занятий) следует использовать для организации индивидуального общения. Воспитатель должен поддерживать любое обращение ребенка, развивать общение с ним путем вопросов, обращения к наглядным предметам и действиям.

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т.д. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. С каждым годом количество таких детей возрастает.

Учитывая, что для детей с ОНР характерны отвлекаемость, пониженная наблюдаемость к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а также проведение в середине занятия динамической паузы.

Логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Каждое занятие воспитателя, каждый режимный процесс подчинены особым коррекционным задачам.

Вся работа воспитателей строится в двух направлениях: коррекционно-развивающее и общеобразовательное, но первое направление является ведущим. На занятиях по развитию элементарных математических представлений воспитатель ставит своей целью активизацию речи детей, закрепление основных грамматических категорий, над которыми работает учитель-логопед. Проводятся специальные дидактические игры и упражнения, в ходе которых педагог закрепляет не только количественный счёт, но и грамматические категории, предусмотренные коррекционной программой.

Существенное место отводится дидактическим играм и упражнениям, направленным на развитие когнитивных процессов, тематика которых также совпадает с изучаемой лексической темой. В конце занятий изобразительной деятельности педагоги используют игровые упражнения, в ходе которых закрепляются те или иные грамматические категории, предусмотренные коррекционной программой.

При организации театрализованной деятельности воспитатель не только заучивает с детьми стихотворения, потешки, но и обыгрывает их с использованием разных видов театров. Для самостоятельной деятельности детей в группе создана разнообразная предметная среда, обеспечивающая каждому ребёнку максимум условий для контактов со сверстниками.

Работа воспитателя в группе с ОНР находится в прямой зависимости от планирования работы логопеда. Все темы, которые логопед проходит с детьми необходимо проработать воспитателю в группе. Но это не только работа по логопедической тетради – этого недостаточно. Коррекционное обучение проводится на общеобразовательных занятиях и в ходе ряда режимных моментов. Коррекционная работа по лексической теме должна проводиться воспитателем в течение всего дня: в утренней гимнастике, на занятиях, на прогулке – и это главное. В вечерние и утренние часы дети рассматривают книги по данной теме, иллюстрации, фотографии, подобранные воспитателем и логопедом.

Еженедельно с детьми группы ОНР проводятся занятия логопедической ритмики по тематике занятий, запланированными учителем-логопедом. Логоритмика – это упражнения на координацию слова с движением.

Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Кроме основных задач, посредством логоритмических упражнений решаются

дополнительные: развитие устойчивости внимания, наблюдательности к языковым явлениям, способности к запоминанию, коммуникативной функции речи.

Задачи, стоящие перед воспитателем.

• Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

• Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группе.

• Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы.

• Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

• Расширение кругозора детей.

• Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам.

• Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей).

• Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.

• Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.

• Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

• Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

• Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни.

• Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок.

• Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.

• Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении.

В течение всего дня воспитатель обязательно использует индивидуальную форму работы на режимных моментах. Вопросы педагога предполагают употребление детьми в ответах грамматические конструкции, включающие глаголы единственного числа совершенного и несовершенного вида: - Что ты делаешь? – Я мою руки. Так же предполагается выполнение действий по инструкции педагога, которые включают в себя глаголы, близкие по смыслу: завязывать (шнурки), застегивать (пуговицы), мыть (руки), умывать (лицо) и т.д.; заучивание чистоговорок, потешек (по заданию логопеда), включающих правильно произносимые детьми звуки.

Таким образом, в работе воспитателя в течение всего дня - в режимных моментах, на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке - придается большое значение развитию у детей умения понимать обращенную к ним речь. Основной акцент в коррекционной работе педагогом делается на закрепление у детей некоторых навыков диалога, составления простых предложений и в итоге короткого рассказа.

Между логопедом, воспитателем и родителями установлена система непрерывной и эффективной обратной связи, которая превращает семью в активного субъекта коррекционного процесса и способствует осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье. В процессе работы с родителями используются разнообразные средства: специальные «логопедические уголки», информационные стенды, папки-передвижки, проводятся консультации и т.д. Работа воспитателя с родителями осуществляется в значительно большем объеме: объясняет задания логопеда, находящегося в индивидуальной рабочей папке ребёнка, логопедические термины, принцип выполнения задания. Особенно тщательно проводится такая работа в начале обучения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!