Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР.»
Коррекционно-логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР
Подготовила
учитель-логопед
Таскаева М.И .
1. Психолингвистический аспект понятия «связная речь»
Связная речь обязательно предполагает мотив высказывания и общий замысел, которые должны быть достаточно прочны и оказывать определяющее влияние на протекание всего высказывания. Свойства:
- связность
- цельность
- структурная сложность
- логическая стройность
- последовательность
- темпоральная связность
2. Развитие связной речи в онтогенезе
- К 3-м годам ребенок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы «почему?» и «как?».
- К концу 3-го года дети начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.
- В возрасте 4-5 лет ребенок начинает грамматически правильно строить фразы. На вопросы взрослых отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов.
- На 5-м году жизни ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи.
- У ребенка 6-го года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может самостоятельно передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события. Ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.
- У ребенка 7-ми лет увеличивается и обогащается словарный состав речи, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Дети пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы.
3. Механизмы нарушения связной речи
Механизмы нарушения связной речи связаны:
- с низким уровнем речевой активности
- замедленным, темпом становления планирующей функции речи
- несформированностью основных этапов порождения развернутого речевого высказывания:
- замысла
- внутреннего программирования
- грамматического структурирования
- контроля над его выполнением
- несформированностью синтаксических связей и парадигматических отношений слов
4. Схема обследования связной речи
Общая схема обследования:
- составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
- составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
- составление рассказа по сюжетной картинке;
- воспроизведение простого по структуре и небольшого по объему знакомого текста;
- составление рассказа на близкую детям тему.
С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества:
- окончание рассказа по заданному началу;
- придумывание рассказа на заданную тему.
5. Система коррекционно-логопедической работы
1 этап. Составление высказываний с опорой на наглядность.
Цель : обучение начальным навыкам описательной речи.
Направления :
- формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы логопеда;
- формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы-высказывания;
- формирование обобщенных представлений о построении описания предмета;
- овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления связных высказываний в форме описания;
- практическое усвоение навыков описания предметов путем тренировочных упражнений.
2 этап. Обучение пересказу рассказов.
Цель : обучение пересказу рассказов по серии сюжетных картинок, одной сюжетной картинке, по представлению.
Направления :
- развитие слухового внимания и восприятия, вербальной памяти;
- закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;
- обучение детей пересказывать текст с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом;
- формирование логического мышления на основе установления причинно-следственных и временных отношений между предметами и явлениями, изображенными на картинках;
- обучение пересказу рассказов по одной сюжетной картинке;
- обучение пересказу знакомых сказок и рассказов.
3 этап. Обучение самостоятельному составлению рассказа .
Цель : обучение самостоятельному составлению рассказа.
Направления :
- усвоение норм построения рассказов по серии сюжетных картинок (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершённость каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.);
- обучение рассказыванию по одной сюжетной картинке;
- формирование навыков планирования развёрнутых высказываний; обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа;
- обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.
4 этап. Рассказывание с элементами творчества.
Цель : обучение рассказыванию с элементами творчества.
Направления :
- формирование у детей элементарных умственных операций, связанных с овладением фразовой речью - умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания;
- формирование и развитие связной речи в форме рассуждения;
- формирование навыков планирования рассказа (выбор сюжетного решения, определение последовательности событий и др.).
- развитие воссоздающего и творческого воображения у детей;
- развитие творческих способностей детей в процессе самостоятельной речевой деятельности.
Все обучение связной речи у детей с алалией должно опираться на опорные схемы
Схемы для составления рассказа