УДК 378.014.3
Коррекционно-педагогическая работа
по развитию эмоционально-ВОЛЕВОЙ сферы детей
с ограниченными возможностями здоровья
средствами музыкальной терапии
© Г.А. Баранова1
1ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула, ул. Ленина, д.22,
е-mail: [email protected]
© А.С. Хашимджанова2
2ГОУ ТО "Щекинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Щекино, ул. Школьная, д.32
е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается вопрос проведения коррекционно-педагогической работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной терапии.
Ключевые слова: коррекционно-педагогическая работа; эмоционально-волевая сфера детей с ограниченными возможностями здоровья; эмоциональное воздействие; характер и частота переживаний; эмоции, чувства, аффекты, стрессовые состояния, настроения; эмоциональный мир ребенка; музыкотерапия; музыкотерапевтические модели, музыкотерапевтические методы: активные и рецептивные, индивидуальные и групповые формы музыкотерапии; музыкально-творческие проявления детей; дыхательная музыкотерапия.
© G. A. Baranova1
1ГОУ DPO "Institute of improvement of professional skill and professional retraining of educators of the Tula region", g. Tula, Lenina str. 22,
е-mail: [email protected]
© A.S. Kasimjanova2
2GOU TO "Shchekino school for students with disabilities",
g. Schekino, School street, d. 32
е-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the question of carrying out correctional pedagogical work on the development of emotional-volitional sphere of children with disabilities by means of music therapy.
Keywords: correctional pedagogical work; emotional and volitional sphere of children with disabilities; emotional impact; the nature and frequency of experiences; emotions, feelings, affects, stress, mood; emotional world of the child; music therapy; music therapy models, music therapy methods: active and receptive, individual and group forms of music therapy; musical creative manifestations of children; respiratory music therapy.
Одним из важных направлений коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Это обусловлено тем, что эмоции и чувства – одно из наиболее ярких проявлений личности человека, выступающих в единстве с познавательными процессами и волевой регуляцией поведения и деятельности. Содержание эмоций и чувств определяет устойчивое отношение ребенка к тому, что он познает и делает. Предмет устойчивых эмоциональных проявлений индивида, их интенсивность, характер и частота переживаний в форме эмоций, аффектов, стрессовых состояний, настроений позволяет раскрыть эмоциональный мир ребенка, его чувства, индивидуальность.
Однако, следует отметить, что у детей с ограниченными возможностями здоровья часто можно наблюдать различные нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, что препятствует обеспечению полноценного эмоционального развития ребенка. Возникают проблемы по управлению своим поведением, планированию действий на основе первичных ценностных представлений. Появляются трудности в понимании эмоционального состояния другого человека, сопереживании близким людям, друзьям; эмоционального реагирования на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Одним из важных средств развития эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является музыкальная терапия[4]. Она представляет собой метод, использующий музыкальные произведения в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Различные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия. Это может быть прослушивание музыкальных произведений, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционно-развивающих приемов с целью усиления их воздействия. В настоящее время этот метод активно используется в коррекции эмоциональных нарушений у детей: страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Подробный анализ исследований, посвященный различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Н.Л. Белопольской [2], С. Когана [3], C.В. Шушарджана [4]. В ряде научных трудов раскрываются методы по применению музыки с лечебной целью у детей, страдающих неврозами (К.Швабе), расстройствами аутистического спектра (Р.О. Бенензон).
Музыкотерапевтические методы можно подразделить на активные и рецептивные, выделить индивидуальные и групповые формы музыкотерапии, каждой из которых соответствуют определенные приемы.
Музыкотерапия – целенаправленное применение музыки или музыкальных средств для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии ребенок имеет возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем действовать, а также достичь большей психической и физической стабильности.
Участвуя в прослушивании и исполнении музыкальных произведений, ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу. В различной музыкальной деятельности он раскрывает себя, свой творческий потенциал. Включение детей в основные виды музыкальной деятельности способствует полноценному психическому, физическому и личностному развитию. На основе ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется развитие активности в музыкально-творческих проявлениях детей, музыкальном исполнительстве [3].
Следует подчеркнуть, что дети с ограниченными возможностями здоровья достаточно часто имеют нарушения в развитии речи; проявлении эмоций и чувств. В обучении такой категории детей бесценную помощь оказывает музыка. Она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Поэтому детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно. Достаточно сыграть грустную мелодию и дети начинают понимать состояние грусти и печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств.
Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме ребенка. Вибрации способны изменять различные функции организма: дыхательную, двигательную, сердечнососудистую. Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений, меняется психическое состояние ребенка[4].
Исследователи рекомендyют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты (глиняные свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки и др.), при слабой мелкой моторике пальцев – клавишные инструменты (например, детский синтезатор), при эмоциональных проблемах: снятие стресса или, напротив, активизации эмоционально-волевой сферы личности ребенка – прослушивание музыки (записей-шумов природы (звуков моря, грозы и др.) с целью релаксации.
Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением. Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Тембр голоса, манера говорить, интонации много могут рассказать о чувствах и характере человека, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос является главной составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме. На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный, мышечный тонус и др. Следовательно, по голосу можно определить психологическое состояние ребенка, а также через голосовые упражнения влиять на это состояние. Поэтому использование музыкальным руководителем основ музыкальной терапии является важным фактором повышения психолого — педагогической эффективности образовательного процесса[4].
Отметим, что музыкальное занятие по степени эмоциональной вовлеченности и произвольности оказывается ближе всего к игровому занятию. Любую деятельность, в которую вовлекается ребенок на музыкальном занятии можно рассмотреть как эмоциональную игру, в которой преобладает сенсорная составляющая. В настоящее время разработаны группы музыкальных игр, которые помогают в развитии эмоционально-волевой сферы, учат выполнять определенные правила. Такие игры направлены на развитие произвольной регуляции деятельности и укреплению взаимоотношений между ребенком и педагогом. Например, игра «Отгадал – возьми». Содержание игры включает: музыкальные инструменты спрятаны за ширмой, ведущий играет на одном из них и передает его для игры участнику, который сможет назвать инструмент. Так продолжается до тех пор, пока инструмент не получит каждый ребенок, участвующий в этой игре.
Большинству детей с тяжелыми проблемами развития мы предлагаем различные простейшие элементы движения, пения, игры на инструментах, включенные в игровое взаимодействие. Например, такая деятельность по силам и доставляет большое удовольствие детям с синдромом Дауна. Вовлекая ребенка в игру мы стремимся, установить контакт и развивать взаимодействие ребенка и педагога, ребенка и его сверстников. По мере того как ребенок осваивает содержание игр, она может усложняться, занимать все больше времени, обогащаться новыми элементами.
Правила игры могут быть заданы с помощью игрушки или музыкального инструмента, который сам диктует ребенку способ обращения с ним. Также на первый план может выступить игровой образ, игровая ситуация, сюжет. Те же способы направления эмоционально-волевого развития ребенка присутствуют и в отдельных танцах, песнях. Однако в музыкальной игре они соединяются вместе и часто оказываются понятнее ребенку, обладая большей побудительной эмоциональной силой.
Подбор уровня и сложности игрового взаимодействия дает возможность специалисту более точно и адекватно оценить зону ближайшего развития ребенка и организовать игру в соответствии с ней. Участие в музыкальной игре приводит к различным изменениям в психологическом состоянии и протекании внутренних процессов организма. Эмоциональное воздействие усиливается, если ребенок участвует в различных видах музыкальной деятельности: исполнении музыкального произведения, танцует или движется под музыку. Вовлечение в музыкальную игру обеспечивает усиление воздействия музыки на психологическое состояние ребенка, облегчает его включение в совместную со взрослым деятельность, сосредоточение на общих впечатлениях – важное условие продвижения ребенка в психическом развитии. Музыкальная игра предоставляет уникальные возможности установления эмоционального контакта с ребенком, он начинает подражать взрослому, заражаться его эмоциональным состоянием и активностью. Этому способствует побудительная сила музыки, ее эмоциональная экспрессия, и в то же время пример самого педагога, играющего на инструменте или танцующего под музыку. Включаясь в музыкальную игру, ребенок непроизвольно делает то, что от него требовалось, оказывается успешным и закрепляет положительный эмоциональный опыт участия в такой игре.
Список литературы и источников
1.Баранова Г.А., Андреева Е.И. Содержание логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации. Тула: Изд-во ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», Тульское образовательное пространство. 2017. № 2. С.174-179.
2. Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально – коммуникативная игра. М.: Когито-центр, 2000. 36 с.
3. Коган С. Оздоровление звуковым и изобразительным искусством. М.: 2000. 143 c.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. 176 с.
Баранова Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, g.a.baranova14565975@mail.ru, Россия, Тула, ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».
Baranova Galina Anatolevna, candidate pedagogical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Institute rise qualification and professional overpreparation workers of education Tulsky region.
Хашимджанова Александра Сергеевна, учитель музыки, [email protected], Россия, Щекино, ГОУ ТО «Щекинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Kasimjanova Alexandra Sergeevna, music teacher, [email protected], Russia, Miass, GOU TO «Shchekino school for students with disabilities».
© Г.А. Баранова, А.С. Хашимджанова, 2018