муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Битюг-Матреновская средняя общеобразовательная школа»
Эртильского района Воронежской области
«Утверждаю»
Директор школы
____________ Л.И. Кузнецова
Приказ № от 01.09.2017г.
«Рассмотрено»
на заседании
педагогического совета.
Протокол № 1
от 31.08.2017г.
«Согласовано»
Зам. дир. по УВР
____________С.И. Семыкина
01.09.2017г.
Коррекционно развивающая
программа «Учись учиться»
учителя
Кузнецова Л.И.
1КК
2017год
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа «Учись учиться», ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах. Программа способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности, направлена на развитие психических процессов у детей имеющих низкий уровень познавательного развития и учащихся с задержкой психического развития.
Программа разработана на основе коррекционно-развивающих занятий по программе для учащихся 1-4 классов «Учись учиться» Языкановой Е.В. Данная программа является психолого-педагогической программой образовательного учреждения, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование социальное, личностное и интеллектуальное развитие.
В последние годы рост детей с ЗПР превышает более 7 % от общего числа поступающих в школу. Становиться важным и необходимым психологическое сопровождение учебного процесса детей низким уровнем познавательного развития и учащихся с ЗПР, так как дети:
- трудно адаптируются к новым условиям, а именно к обучению в общеобразовательном учреждении;
- наблюдается низкий уровень эффективности усвоения программного материала, в следствии ЗПР;
- дезадаптированы в обществе;
- наблюдается антисоциальные поведение.
Кроме того, у некоторых детей наблюдаются: недостаточный объем слухоречевой памяти, неустойчивое
внимание, слабый уровень сформированности зрительно-моторной координации; некоторые из детей затрудняются обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Таким образом, можно сделать вывод о том, что пространственные представления у данных школьников сформированы недостаточно. Детям рекомендовано посещение специально организованных занятий по формированию пространственных представлений.
Основными адресатом программы становятся учащиеся 1-4 классов общеобразовательной школы, имеющие учебные трудности адаптации к школе, невысокий уровень развития когнитивной и аффективной сферы, обусловленные различными вариантами отклонений психического развития или минимальных мозговых дисфункций.
Цель: Развитие пространственно – временных представлений и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости учащихся имеющих низкий и ниже возрастной нормы уровень познавательной сферы, детей с ОВЗ.
Задачи:
- развитие познавательных процессов: внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения.
- развитие интеллектуальных способностей: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
- развитие когнитивных способностей: мотивации и волевого усилия.
- развитие творческих способностей.
- развитие коммуникативных навыков.
- формировать умение ориентироваться в собственном теле;
- расширять представлений ученика о сутках, днях недели и времени года;
Программа основана на следующих принципах:
-принцип добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях;
-принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия;
- принцип систематичности и последовательности предполагает такой логический порядок освоения материала, чтобы новые знания опирались на ранее полученные;
- принцип вариативности предполагает гибкость, динамичность программы, способность в ходе реализации к изменению, перестройке, усложнению или упрощению.
Методические приемы и средства:
- занятия индивидуальные и групповые;
- наблюдение;
- развивающие игры (подвижные, пальчиковые, сюжетные, ролевые, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и др.);
-диагностические методы (мониторинг уровня личностно-мотивационного развития, эмоционального состояния ученика);
- психокоррекционные методики;
- упражнения на развитие познавательных процессов в рабочих тетрадях: штриховки, аналогии, исключение лишнего, обобщающий признак, копирование, кодирование, корректурные пробы, шифровка, восстановление слова, текста и т.д.
Формы проведения занятий – индивидуальная. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, сказкотерапия и т.д.). Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями. Программа предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Примерная структура занятия:
Каждое коррекционно-развивающее занятие включает в себя следующие этапы:
Разминка: 5 мин. Цель: установление контакта между учащимися и психологом, создание атмосферы доверия, принятия друг друга.
Содержательный этап: 30 мин. Цель: решение основных коррекционных задач по теме занятия.
Релаксация: 5 мин. Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Подведение итогов: 5 мин. Цель: получение обратной связи от учащихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретенных знаний, умений и навыков.
Описание места коррекционного курса в учебном процессе
Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии «Учись учиться» ориентирована на обучающихся начальных классов с задержкой психического развития. Этот курс является элементом коррекционно-развивающей области и проводится во внеурочное время в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 часов в учебном году.
Ожидаемый результат
Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей обучающихся 1-4 классов, имеющих низкий или ниже возрастной нормы уровень познавательных УУД.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- ориентироваться в пространстве и времени.
Система оценки достижений планируемых результатов
№ | Направления деятельности | срок | ответственные |
| Мониторинг оценки достижения планируемых результатов обучающихся 1-4 классов |
Личностные результаты |
1 | Самооценка Методика «Лесенка» (В.Г.Щур) Мотивация учения «Что мне нравится в школе?» - опросник (Н.Г.Лусканова) | сентябрь, май | педагог-психолог |
2 | Нравственно-этическая позиция Задание на норму справедливого распределения Анкета «Оцени поступок» | сентябрь, май | педагог-психолог |
3 | Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) | сентябрь, май | педагог-психолог |
Универсальные учебные действия |
1 | Регулятивные учебные действия Методика «Изучение саморегуляции» (по У.В.Ульенковой) в 3-4 кл. | сентябрь, май | педагог-психолог |
2 | Познавательные учебные действия Методика «4-й лишний» в 1-3 кл. Тест Равена 3-4 кл. | сентябрь, май | педагог-психолог |
3 | Познавательные учебные действия Оценка устойчивости внимания Тест «Корректурная проба». | сентябрь, май | педагог-психолог |
4 | Познавательные учебные действия Методика «Различение правой, левой стороны, верха, низа, центра на листе». Проективная методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина. Методика исследования развития временных представлений Р.Ф. Галлямовой | сентябрь, май | педагог-психолог |
5 | Коммуникативные учебные действия Наблюдение | сентябрь, май | педагог-психолог |
Основное содержание коррекционного курса
Раздел 1. Диагностика познавательной сферы(1 час)
Раздел 2. Практический блок (32 часа)
Раздел 3. Диагностика познавательной сферы (1 час)
Материально-технические условия:
- учебный материал: методики с необходимым стимульным материалом для диагностики познавательной и эмоциональной сфер, личности, поведения; методики с необходимым оснащением для проведения психокоррекционной работы по отдельным направлениям; мебель и оборудование: стол и стул для психолога; шкаф для пособий и техники; уголок мягкой мебели (по возможности); рабочие места для детей; технические средства обучения.
- игрушки и игры: мячи, куклы, пирамиды, кубики, доски Сегена различной модификации; настольные игры; набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).
Список литературы
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными
возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в
обучении детей. Коррекционные упражнения – М.: Изд. «Ось-89», 2000
3.Григорьева Л. Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига,
2002. – 213 с.
4. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными
возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
5. Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы [Текст] / О.
Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – с.
6. Назарова Н. М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с.
7. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой [Текст] / СПб.:
Речь, Институт Тренинга. – 2004. – с. 256.
8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной
школе – М.: Генезис, 2004