СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе коррекционно-развивающих занятий по программе для учащихся 1-4 классов «Учись учиться» Языкановой Е.В. Данная программа является психолого-педагогической программой образовательного учреждения, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование социальное, личностное и интеллектуальное развитие.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Битюг-Матреновская средняя общеобразовательная школа»

Эртильского района Воронежской области

«Утверждаю»

Директор школы

____________ Л.И. Кузнецова

Приказ № от 01.09.2017г.

«Рассмотрено»

на заседании

педагогического совета.

Протокол № 1

от 31.08.2017г.

«Согласовано»

Зам. дир. по УВР

____________С.И. Семыкина

01.09.2017г.


Коррекционно развивающая

программа «Учись учиться»

учителя

Кузнецова Л.И.

1КК



























2017год


Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая программа «Учись учиться», ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах. Программа способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности, направлена на развитие психических процессов у детей имеющих низкий уровень познавательного развития и учащихся с задержкой психического развития.

Программа разработана на основе коррекционно-развивающих занятий по программе для учащихся 1-4 классов «Учись учиться» Языкановой Е.В. Данная программа является психолого-педагогической программой образовательного учреждения, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование социальное, личностное и интеллектуальное развитие.

В последние годы рост детей с ЗПР превышает более 7 % от общего числа поступающих в школу. Становиться важным и необходимым психологическое сопровождение учебного процесса детей низким уровнем познавательного развития и учащихся с ЗПР, так как дети:

- трудно адаптируются к новым условиям, а именно к обучению в общеобразовательном учреждении;

- наблюдается низкий уровень эффективности усвоения программного материала, в следствии ЗПР;

- дезадаптированы в обществе;

- наблюдается антисоциальные поведение.

Кроме того, у некоторых детей наблюдаются: недостаточный объем слухоречевой памяти, неустойчивое
внимание, слабый уровень сформированности зрительно-моторной координации; некоторые из детей затрудняются обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Таким образом, можно сделать вывод о том, что пространственные представления у данных школьников сформированы недостаточно. Детям рекомендовано посещение специально организованных занятий по формированию пространственных представлений.

Основными адресатом программы становятся учащиеся 1-4 классов общеобразовательной школы, имеющие учебные трудности адаптации к школе, невысокий уровень развития когнитивной и аффективной сферы, обусловленные различными вариантами отклонений психического развития или минимальных мозговых дисфункций.

Цель: Развитие пространственно – временных представлений и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости учащихся имеющих низкий и ниже возрастной нормы уровень познавательной сферы, детей с ОВЗ.



Задачи:

- развитие познавательных процессов: внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения.

- развитие интеллектуальных способностей: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

- развитие когнитивных способностей: мотивации и волевого усилия.

- развитие творческих способностей.

- развитие коммуникативных навыков.

- формировать умение ориентироваться в собственном теле;

- расширять представлений ученика о сутках, днях недели и времени года;

Программа основана на следующих принципах:

-принцип добровольности предполагает добровольное участие в играх и упражнениях;

-принципы активности предполагает вовлечение детей в специально разработанные действия;

- принцип систематичности и последовательности предполагает такой логический порядок освоения материала, чтобы новые знания опирались на ранее полученные;

- принцип вариативности предполагает гибкость, динамичность программы, способность в ходе реализации к изменению, перестройке, усложнению или упрощению.

Методические приемы и средства:

- занятия индивидуальные и групповые;

- наблюдение;

- развивающие игры (подвижные, пальчиковые, сюжетные, ролевые, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и др.);

-диагностические методы (мониторинг уровня личностно-мотивационного развития, эмоционального состояния ученика);

- психокоррекционные методики;

- упражнения на развитие познавательных процессов в рабочих тетрадях: штриховки, аналогии, исключение лишнего, обобщающий признак, копирование, кодирование, корректурные пробы, шифровка, восстановление слова, текста и т.д.

Формы проведения занятий – индивидуальная. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, сказкотерапия и т.д.). Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями. Программа предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.

Примерная структура занятия:

Каждое коррекционно-развивающее занятие включает в себя следующие этапы:

Разминка: 5 мин. Цель: установление контакта между учащимися и психологом, создание атмосферы доверия, принятия друг друга.

Содержательный этап: 30 мин. Цель: решение основных коррекционных задач по теме занятия.

Релаксация: 5 мин. Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Подведение итогов: 5 мин. Цель: получение обратной связи от учащихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретенных знаний, умений и навыков.

Описание места коррекционного курса в учебном процессе

Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии «Учись учиться» ориентирована на обучающихся начальных классов с задержкой психического развития. Этот курс является элементом коррекционно-развивающей области и проводится во внеурочное время в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 часов в учебном году.

Ожидаемый результат

Создание комфортных коррекционно-развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей обучающихся 1-4 классов, имеющих низкий или ниже возрастной нормы уровень познавательных УУД.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- сравнивать предметы, понятия;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- развивать свою память;

- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнить задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;

- ориентироваться в пространстве и времени.

Система оценки достижений планируемых результатов



Направления деятельности

срок

ответственные


Мониторинг оценки достижения планируемых результатов

обучающихся 1-4 классов

Личностные результаты

1

Самооценка

Методика «Лесенка» (В.Г.Щур)

Мотивация учения

«Что мне нравится в школе?» - опросник (Н.Г.Лусканова)

сентябрь, май

педагог-психолог

2

Нравственно-этическая позиция

Задание на норму справедливого распределения

Анкета «Оцени поступок»

сентябрь, май

педагог-психолог

3

Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен)

сентябрь, май

педагог-психолог

Универсальные учебные действия

1

Регулятивные учебные действия Методика «Изучение саморегуляции» (по У.В.Ульенковой) в 3-4 кл.

сентябрь, май

педагог-психолог

2

Познавательные учебные действия

Методика «4-й лишний» в 1-3 кл. Тест Равена 3-4 кл.

сентябрь, май

педагог-психолог

3

Познавательные учебные действия

Оценка устойчивости внимания Тест «Корректурная проба».

сентябрь, май

педагог-психолог

4

Познавательные учебные действия

Методика «Различение правой, левой стороны, верха, низа, центра на листе».

Проективная методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина.

Методика исследования развития временных представлений Р.Ф. Галлямовой


сентябрь, май

педагог-психолог

5

Коммуникативные учебные действия

Наблюдение

сентябрь, май

педагог-психолог

Основное содержание коррекционного курса

Раздел 1. Диагностика познавательной сферы(1 час)

Раздел 2. Практический блок (32 часа)

Раздел 3. Диагностика познавательной сферы (1 час)

Материально-технические условия:

- учебный материал: методики с необходимым стимульным материалом для диагностики познавательной и эмоциональной сфер, личности, поведения; методики с необходимым оснащением для проведения психокоррекционной работы по отдельным направлениям; мебель и оборудование: стол и стул для психолога; шкаф для пособий и техники; уголок мягкой мебели (по возможности); рабочие места для детей; технические средства обучения.

- игрушки и игры: мячи, куклы, пирамиды, кубики, доски Сегена различной модификации; настольные игры; набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).







Список литературы

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными

возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в

обучении детей. Коррекционные упражнения – М.: Изд. «Ось-89», 2000

3.Григорьева Л. Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига,

2002. – 213 с.

4. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными

возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.

5. Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы [Текст] / О.

Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – с.

6. Назарова Н. М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с.

7. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой [Текст] / СПб.:

Речь, Институт Тренинга. – 2004. – с. 256.

8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной

школе – М.: Генезис, 2004