СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста.»

Коррекционно-развивающая программа формирования  эмоциональной стабильности и положительной  самооценки у детей младшего школьного возраста.

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста.

Начало школьной жизни — серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.  Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя вместе с психологом вникли в проблемы ребенка, его переживания. Только тогда они смогут оказать ребенку эффективную помощь.  Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций.

Начало школьной жизни — серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

Многие дети в это время нуждаются в поддержке и помощи взрослых, поэтому важно, чтобы родители и учителя вместе с психологом вникли в проблемы ребенка, его переживания. Только тогда они смогут оказать ребенку эффективную помощь.

Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций.

Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе: развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т.д.  Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы: — имитационные и ролевые игры; — психогимнастика; — рисуночные методы; — элементы групповой дискуссии; — техники и приемы саморегуляции; — метод направленного воображения.  

Основной целью этой программы является помощь детям в адаптации к школе: развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе и т.д.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы:

— имитационные и ролевые игры;

— психогимнастика;

— рисуночные методы;

— элементы групповой дискуссии;

— техники и приемы саморегуляции;

— метод направленного воображения.

 

Отработка навыков проходит в три этапа: — получение информации о содержании того или иного навыка; — применение полученных знаний в конкретных ситуациях; перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.   Общие рекомендации по проведению занятий: Перед началом работы по программе ведущему имеет смысл провести беседы, консультации или семинары с учителями и обязательно встретиться с родителями детей. Занятия лучше проводить в кабинете психолога или в специальном помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться. Продолжительность занятия не должна превышать 40 минут (время одного школьного урока). Оптимальная периодичность встреч участников программы — 1-2 раза в неделю. Программа рассчитана на работу в группе из 10-12 человек, поэтому рекомендуется делить учебный класс на подгруппы.

Отработка навыков проходит в три этапа:

— получение информации о содержании того или иного навыка;

— применение полученных знаний в конкретных ситуациях;

  • перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребенка.

Общие рекомендации по проведению занятий:

  • Перед началом работы по программе ведущему имеет смысл провести беседы, консультации или семинары с учителями и обязательно встретиться с родителями детей.
  • Занятия лучше проводить в кабинете психолога или в специальном помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.
  • Продолжительность занятия не должна превышать 40 минут (время одного школьного урока).
  • Оптимальная периодичность встреч участников программы — 1-2 раза в неделю.
  • Программа рассчитана на работу в группе из 10-12 человек, поэтому рекомендуется делить учебный класс на подгруппы.

Ведущий должен специально работать над созданием доверительной обстановки в классе во время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок. Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей.  Сюжеты историй и рассказов объединяет игровой персонаж — Дракончик. Дети

Ведущий должен специально работать над созданием доверительной обстановки в классе во время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Тематика и планы занятий могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей.

Сюжеты историй и рассказов объединяет игровой персонаж — Дракончик. Дети "преодолевают" возникающие проблемы и "усваивают" приемы саморегуляции вместе с ним.

  • Способы подачи материалов могут меняться в зависимости от состава и особенностей каждой конкретной группы детей.
  • Программа рассчитана на 16 занятий.
«Я учусь владеть собой».   Занятие 1. Цели: — создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них; — ознакомить детей с понятием

«Я учусь владеть собой».

  Занятие 1.

Цели:

создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них;

ознакомить детей с понятием "настроение",

ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения.

Материалы:

мягкая игрушка — дракончик;

три стакана с водой;

блестки;

кусок глины;

плакат "Три настроения";

текст рассказа "Дракончик грустит" (начало);

аудиокассета с записью песенки "Танец утят".

Ход занятия: 1. Знакомство. Ведущий рассказывает о том, что на занятиях ребята будут учиться справляться с проблемами, которые нередко возникают у школьников и портят им настроение. 2. Работа с текстом. Ведущий читает детям начало рассказа

Ход занятия:

1. Знакомство.

Ведущий рассказывает о том, что на занятиях ребята будут учиться справляться с проблемами, которые нередко возникают у школьников и портят им настроение.

2. Работа с текстом.

Ведущий читает детям начало рассказа "Дракончик грустит".

Дракончик грустит (начало).

После чтения рассказа ведущий берет три стакана с водой и говорит следующее:  — Когда Дракончик чувствует себя хорошо, у него все получается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и

После чтения рассказа ведущий берет три стакана с водой и говорит следующее:

— Когда Дракончик чувствует себя хорошо, у него все получается, он всем доволен и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и "чистые" (показывает стакан с чистой водой).

— Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (бросает во второй стакан блестки и палочкой их размешивает).

— Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему или плохо или обидно. Тогда его мысли похожи на темную, мутную воду (бросает кусочек глины в третий стакан).

3. Обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения: — Бывало ли у вас такое грустное настроение, как у Дракончика? Когда? — Что вы чувствовали при этом? — О чем вы думали? — Как вы выходили из грустного состояния? — Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение? — Что же нужно делать, чтобы оно прошло? Ведущий вывешивает на доску плакат

3. Обсуждение.

Примерные вопросы для обсуждения:

— Бывало ли у вас такое грустное настроение, как у Дракончика? Когда?

— Что вы чувствовали при этом?

— О чем вы думали?

— Как вы выходили из грустного состояния?

— Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?

— Что же нужно делать, чтобы оно прошло? Ведущий вывешивает на доску плакат "Три настроения".

4. Учим правило.

Ведущий открывает детям "правило-секрет": наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем.

Затем ведущий приводит примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение, и записывает их на доске.

5. Домашнее задание.  Предложите детям: Плакат

5. Домашнее задание.

Предложите детям:

Плакат "Три настроения"

— в течение недели последить за своим настроением, отметить, каким оно чаще всего бывает;

— если настроение станет плохим, попытаться "исправить" его при помощи хороших мыслей;

— принести на следующее занятие рабочие тетради и изготовить карточки, изображающие три настроения ("чистое", "блестящее", "темное").

6. Завершение занятия. Закончить занятие можно

6. Завершение занятия.

Закончить занятие можно "танцем с Дракончиком". Танец основан на игре "Дракон ловит свой хвост" и исполняется под музыку веселой песенки "Танец утят". Ведущий, стоящий первым, держит персонаж-игрущку на поднятой руке. Дети, взявшись за руки (цепочкой), изображают хвост дракона, подпрыгивая под музыку. Ребенок, замыкающий цепочку, управляет "хвостом", поворачиваясь в разные стороны.

На первом занятии "головой" дракона обязательно должен быть ведущий, а на последующих — те дети, которые отличились на занятии.

На этом занятии вводится ритуал приветствия и прощания: в конце занятия Дракончик всегда прощается с детьми, произнося слово "Пока!", а при встрече на следующем занятии говорит: "Привет!"

Комментарии для ведущего: Представляя Дракончика (это может быть также и любой другой персонаж), следует рассказать немного о нем. Ему столько же лет, сколько и детям (7 лет). Он уже многое знает, умеет считать, знает буквы и т. д. Но он еще не научился справляться с плохим настроением и не знает, как прогонять плохие мысли.  Желательно, чтобы ведущий дал возможность

Комментарии для ведущего:

Представляя Дракончика (это может быть также и любой другой персонаж), следует рассказать немного о нем. Ему столько же лет, сколько и детям (7 лет). Он уже многое знает, умеет считать, знает буквы и т. д. Но он еще не научился справляться с плохим настроением и не знает, как прогонять плохие мысли.

Желательно, чтобы ведущий дал возможность "пообщаться" с игрушкой каждому ребенку (например, потрогать ее, поздороваться с ней). Это помогает детям включиться в игровую ситуацию, почувствовать себя свободнее.

Последнее занятие: Цели: — обобщить и закрепить полученные знания и навыки; — вручение сертификатов

Последнее занятие:

Цели:

— обобщить и закрепить полученные знания и навыки;

— вручение сертификатов "Я умею владеть собой".

 

На последнем занятии необходимо создать очень теплую и праздничную обстановку. Повторение материала должно происходить в игре. Дети обращаются к игровому персонажу с пожеланиями и рассказывают о том, какие занятия им особенно запомнились, какие очень помогли, какие приемы саморегуляции они чаще всего используют.

Дипломы-сертификаты нужно изготовить заранее, на них можно написать общие или индивидуальные пожелания детям, перечислить основные приемы саморегуляции.