Коррекционно-развивающая программа
«Мы рисуем пластилином»
(техника пластилинография)
для детей с ограниченными возможностями здоровья от 4 до 8 лет.
Составитель: Волчихина М.В.,
воспитатель
Срок реализации: 42 дня
Новосибирск 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Я весь мир слепить готов — Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин — У меня есть пластилин.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 4 до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. К этой категории относится: детский аутизм, интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития (ЗПР), ДЦП, различные нарушения речи, психическая и социальная депривация, неблагоприятные условия воспитания и др.
Такие дети, имеют значительные ограничения жизнедеятельности, т.е у них различные нарушения речи и звуков, нарушение координации движения, игровая деятельность примитивна, трудности в установлении контакта со сверстниками, повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах личности ребенка (в мышлении, общении, желаниях и действиях), проблемы в недоразвитие эмоционально волевой сферы, недостаточность познавательных способностей: наблюдательности, воображения, памяти, логического мышления, речи, тактильности, пространственной ориентировки.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Пластилинография даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия по пластилинографии комплексно воздействуют на развитие ребёнка, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Также занятия пластилинографией необходимы детям, у которых имеются трудности, связанные с особенностями их моторной, эмоционально-волевой, личностной сферы.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Актуальность программы
Программа предназначена для решения сложной проблемы обеспечение и развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, необходимых для развития важнейших функций (развитие двигательной координации, речи, мышления, памяти, внимания, восприятия). Коррекционно-развивающие занятия по пластилинографии направлены на изучение чувств, способствуют развитию межличностных навыков и отношений, укреплению самооценки детей с овз и детей-инвалидов с различными нарушениями, а также детей с трудностями в обучении, социальной адаптации. В процессе занятий лепкой происходит «включение» обоих полушарий головного мозга за счет равноправных согласованных действий ребенка обеими руками, что особенно благоприятно для гармоничного развития двух сфер мышления – эмоционально-творческой и рационально-логической. Помимо этого, процесс лепки, как ни в какой другой деятельности, способствует активизации сенсорного развития ребенка через тактильное восприятие формы предмета и его фактуры.
Новизна программы заключается в применении новых способов и приемов лепки для развития воображения, фантазии, мелкой моторики, речи,образного и абстрактного мышления у детей. Данная программа в работе с детьми овз и детьми-инвалидами несет в себе индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Художественное творчество имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из доступных видов художественного творчества является лепка. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.
Направленность программы «Мы рисуем пластилином» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – художественно-прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации – на 42 дня.
Педагогическая целесообразность программы.
Основная задача занятий по пластилинографии с детьми с ОВЗ - обеспечение для них оптимального вхождения в общественную жизнь и подготовка к самостоятельной жизнедеятельности. Занятия пластилинографией способствуют решению коррекционных задач, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства формы, цвета, композиции, умения выражать в художественных образах творческие способности через овладение навыками тонкой ручной моторики и зрительно-пространственной координации. Развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по пластилинографии способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в лепке - стека).
Так же решаются задачи социально-личностного развития - формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относится к ним.
Изучение программного материала способствует поэтапному развитию у детей логического мышления, пространственного воображения, наблюдательности, фантазии. Во время занятий творчеством снимается излишняя возбудимость, создаётся непринужденная и творческая атмосфера.
Цель программы:
Развитие у детей художественно-творческих способностей, мелкой моторики, коммуникативных навыков средствами пластилинографии.
Задачи программы:
1.Развивать у детей мелкую моторику через технику пластилинография.
2.Развивать творческую активность, развивать художественные способности.
3.Развивать коммуникативные навыки с помощью техники по пластилинографии.
4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца
5. Уточнять, обогащать и систематизировать словарь на основе ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира.
6. Развивать память, мышление, воображение.
7. Воспитывать навыки ручного труда.
Отличительной особенностью программы для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, является необходимость индивидуального подхода к ребенку с любыми способностями и разным уровнем знаний, сочетание традиционных приемов лепки из пластилина с техниками, направленными на развитие мелкой моторики, сенсорных способностей и активизацию творческой деятельности детей.
Сущность обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Творческая реабилитация - это форма общения и развития ребенка одновременно, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Программа для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями относится к художественной направленности.
Продолжительность программы
Срок реализации программы – «Мы рисуем пластилином»- 42 дня.
Форма организации: подгрупповая и групповая.
Форма занятий: творческая.
Занятия проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю по 30 минут подгруппами по 6-8 человек или группой по 10 человек.
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип творчества –программа предусматривает возможности для воспитания и развитие творческих способностей и мелкой моторики у детей .
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – пластилин графии.
4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип доступности – учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Формы и методы обучения
На занятиях используются индивидуальные или фронтальные формы работы. На каждом занятии учитываются возрастные и психологические особенности детей. Структура каждого занятия напрямую зависит от темы, цели и задач, решаемых в рамках данной темы.
По способу организации занятий используются словесные, наглядные, практические методы обучения. Методы, в которых лежит уровень деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.
Занятия по типу: комбинированные, теоретические, практические, диагностические и контрольные.
Формы занятий: беседа, занятие – игра, обсуждение, конкурс, мастер-класс, наблюдение, практическое занятий, творческая мастерская.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, занятия-объяснения, занятия-путешествия, занятия-игра, наблюдение, творческая мастерская, выставка творческих работ. На каждом занятии учитываются возрастные и психологические особенности детей. Структура каждого занятия напрямую зависит от темы, цели и задач, решаемых в рамках данной темы.
Требования к результату усвоения программы:
Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Ожидаемый результат:
1. У многих детей улучшиться мелкая моторика.
2. У большинства детей улучшиться творческая активность.
3. У некоторых детей улучшаться коммуникативные навыки с помощью техники по пластилинографии.
4. Большинство детей будет более усидчивыми и аккуратней при работе с пластилином.
5. Многие дети будут способны к волевым усилиям, смогут соблюдать правила безопасного поведения, навыки ручного труда и навыки личной гигиены.
6.У многих детей улучшится память, внимание, воображение.
Работа по пластилин графии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап № 1. Подготовительный
Задачи перед ребёнком:
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
- Освоить прием ощипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
- Научиться работать на ограниченном пространстве.
Этап № 2. Основной
Задачи перед ребёнком:
- Научиться не выходить за контур рисунка.
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина.
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца.
- Научиться аккуратно выполнять свои работы.
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми.
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
- Научиться действовать по образцу воспитателя.
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя.
Этап № 3. Итоговый
Задачи перед ребёнком:
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Творческие навыки детей выявляются в процессе выполнения практических заданий, способствующих развитию фантазии и воображения.
Комплекс этих заданий может быть использован на любом этапе деятельности, что позволяет своевременно диагностировать затруднения в процессе освоения программы.
Методы отслеживания результативности:
- Анализ результатов продуктивной деятельности ребенка;
- Наблюдение трудовой деятельности ребенка в ходе занятия;
- Наблюдение родителей за деятельностью ребенка в ходе выполнения заданий;
- Анкеты для родителей в начале и конце реабилитации.
В качестве начальной диагностики используется задание «Полянка»:
- формообразующие движения (скатывание и соединение шариков (гусеница), раскатывание и соединение колбасок (мостик);
- зрительно-двигательная координация (придавливание шариков (цветок), размазывание пластилина по основе (полянка);
- творческие качества и инициатива (дополнение картинки деталями по замыслу).
Для контроля результатов проделанной работы оцениваются следующие показатели детской деятельности в начале и конце реабилитации: владение материалом, заинтересованность, коммуникативность, проявление творчества, развитие моторики, усидчивость.
Тестирование
Освоение основных способов работы с материалом: создание шарообразной, цилиндрической, конусообразной форм, раскатывание тонких колбасок, овладение различными способами соединения частей в целую игрушку, способы декорирования работы, создание игрушки на основе.
Развитие художественно-эстетической сферы. Проявление творчества, фантазии, воображения, инициативы.
Развитие коммуникативных качеств. Организация совместной деятельности с детьми в группе и партнерской деятельности с взрослым для создания общей сказки.
Формирование познавательно-исследовательских качеств. Развитие продуктивной сферы.
Развитие социально-личностной сферы (трудовых качеств и навыков самообслуживания).
Методики контроля по окончании реализации программы
- индивидуальные показатели положительной динамики тестирования детей;
- качественные изменения в психоэмоциональном состоянии детей (появился интерес к игровой, учебной деятельности, повысилась самооценка, возросла работоспособность);
- развитие двигательно-моторной координации и мелкой моторики.
- активизация межличностного взаимоотношения «ребенок-родитель» (участие родителей в процессе занятий, совместное выполнение с ребенком предложенного задания положительно отражается на результатах коррекции и на взаимоотношениях в семье).
- самоотчет детей, участие в коллективных работах и в выставках детских работ. (Это помогает ребенку научиться занимать себя продуктивной деятельностью, помогает побороть застенчивость и неуверенность в себе.)
- Ребенок проявляет интерес к творческой работе, любит заниматься лепкой совместно с взрослым и самостоятельно.
- Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения (по тематике близкой опыту детей).
- В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности (цвет, форму, соотносить с собственным опытом).
- Инициативен и творчески активен в процессе собственной деятельности:
может самостоятельно определить замысел будущей работы, а также охотно принимает тему, предложенную педагогом, может ее конкретизировать. Уверенно использует освоенные техники, создает оригинальные выразительные образы, подбирает для их создания средства выразительности.
- Освоил различные изобразительные техники (способы создания изображения, способы использования изобразительных материалов и инструментов); демонстрирует хороший уровень технической грамотности, аккуратность в создании изображения.
- Может организовать рабочее место; проявляет аккуратность и собранность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам, инструментам.
- Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ: охотно сотрудничает с другими детьми, договаривается о замысле, распределяет работу.
- В процессе собственной деятельности стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты.
Тематическое планирование
№ | Тема | Задачи | Форма проведения | Оснащение | Кол-во часов |
1 | Грибы-грибочки выросли в лесочке. | Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Познакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, способный принимать заданную форму. Развивать у детей внимание, память, фантазию, мелкую моторику. | Подгрупповая | Иллюстрации грибов, цветной пластилин, доска для лепки, ватман, салфетки. | 1 |
2 | Мухомор. | Учить детей передавать техникой пластилинографии изображение гриба. Развивать у детей воображение, память, мышление, творческие способности, мелкую моторику. Воспитывать у детей аккуратность, усидчивость в выполнении творческих занятий. | Индивидуальная | Изображение мухомора, готовый образец, цветной пластилин, доска для лепки, цветной картон, салфетки. | 1 |
3 | Подводный мир. | Формировать представление детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать у детей приемы работы с пластилином. Развивать у детей мышление, воображение, творческие способности, мелкую моторику. | Подгрупповая | Иллюстрации с изображением подводного мира и его обитателей, ватман, цветной пластилин, доска для лепки, ватман, салфетки. | |
4 | Морская звезда. | Формировать представление детей о морской звезде. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей творческие способности, воображение, память, мелкую моторику. | Подгрупповая | Иллюстрации с изображением морской звезды, цветной пластилин, доска для лепки, салфетки, цветной картон, стеки. | |
5 | «Одуванчики – цветы, словно солнышки желты» | Учить детей лепить одуванчики техникой пластилинографии Развивать у детей воображение, внимание, память, мелкую моторику. Воспитывать у детей аккуратность при работе с пластилином. | Подгрупповая | Иллюстрации с изображением одуванчиков, цветной пластилин, доска для лепки, салфетки. | 1 |
6 | Гусеница | Научить детей изображать гусеницу с помощью жгутиков, колбасок. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей мелкую моторику, координацию движения, воображение, творческие способности. | Подгрупповая | Иллюстрации с изображением гусеницы, готовый образец, цветной пластилин, доска для лепки, салфетки. | 1 |
7 | «Божья коровка улети на небо» | Формировать у детей интерес к окружающему миру. Развивать у детей творческие способности, воображение, внимание, мелкую моторику. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. | Подгрупповая | Иллюстрации с изображением полянки, божьей коровки, цветной пластилин, доска для лепки, цветной картон, салфетки. | 1 |
8 | «Звездное небо» | Побуждать у детей интерес к созданию картины со звездами, кометами. Развивать у детей внимание, память, творческие способности, мелкую моторику. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином | Групповая | Иллюстрации с изображением неба, звезд, луны, комет, месяца, цветной пластилин, доска для лепки, лист А3, салфетки. | 1 |
9 | «Самолет летит» | Закрепить умение детей делить брусок пластилина на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Развивать у детей творческие способности, мелкую моторику. Воспитывать у детей аккуратность при работе с пластилином, усидчивость. | Подгрупповая | Иллюстрации с изображением самолетов, цветной пластилин, доска для лепки, салфетки. | 1 |
10 | «Елочка, елочка- зеленая иголочка» | Учить детей создавать картину с выпуклым изображением. Развивать у детей творческое воображение, внимание, мелкую моторику. Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. | Подгрупповая | Иллюстрации с изображением ели, цветной пластилин, доска для лепки, цветной картон, стеки, салфетки. | 1 |
11 | «Снегири на ветках» | Научить детей изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика. Закреплять у детей приемы скатывания, расплющивания, примазывания. Развивать у детей память, внимание, творческие способности, мелкую моторику. | Подгрупповая | Иллюстрации с изображением снегирей, готовый образец, ,цветной пластилин, доска для лепки, белый картон,салфетки. | 1 |
12 | «На лугу» | Познакомить детей с техникой «рисование жгутами». Воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей воображение, память, внимание, мелкую моторику. | Групповая | Иллюстрации с изображением луга, цветов, насекомых, цветной пластилин, ватман, доска для лепки, салфетки. | 1 |
13 | «Стрекоза» | Закреплять у детей технику рисования жгутами - изображая стрекозу. Продолжать воспитывать у детей навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать у детей мелкую моторику, координацию движения рук, память, внимание. | Подгрупповая | Иллюстрации с изображением стрекозы, готовый образец, цветной пластилин, доска для лепки, салфетки. | 1 |
14 | «Веточка мимозы» | Учить детей лепить узор на окружности, сохраняя объем и форму. Развивать у детей внимание, память, воображение, мелкую моторику. Воспитывать у детей аккуратность при работе с пластилином. | Подгрупповая | Иллюстрации с изображением мимозы, готовый образец, цветной пластилин, доска для лепки, одноразовая посуда, салфетки. | 1 |
15 | «Самая красивая бабочка» | Учить детей наносить мазки пластилином плавно вливая один цвет в другой на границе их соединения. Развивать у детей внимание, воображение, творческие способности, мелкую моторику. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. | Подгрупповая | Иллюстрации с изображением бабочек, поляны, цветов, цветной пластилин, цветной картон, доска для лепки, салфетки. | 1 |
16 | «Творю что хочу» | Закреплять у детей весь пройденный материал по технике пластилинография Развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику. Воспитывать у детей аккуратность при работе с пластилином, усидчивость и самостоятельность. | Групповая | Иллюстрации с изображением всех работ, которые были сделаны на занятиях, , цветной пластилин, цветной картон, альбомные листы, гуашь, кисть, непроливашка. доска для лепки, салфетки. | 1 |
| | | | Итого | 16 |
Список литературы.
-
Г.Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
-
Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004
-
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002
-
Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т.С. Издательство " Российское педагогическое агентство",1997
-
Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб. Детство-пресс,1999.