Коррекционно – развивающая программа
«Школа адаптации первоклассника»
ПОЯСНТИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Психолого – педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого- педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания ,социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно .
Слух – это способность человека различать и воспринимать звуки, что возможно с помощью слухового анализатора. Но, к сожаленью, не всем дана такая возможность, существуют дети , у которых нарушена работа слухового анализатора. Данная категория относиться к глухим и слабослышащим . Дети с нарушениями слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться ,овладевать знаниями, приобретать жизненно – необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняет формирование речи и словесного мышления , но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Данная категория обучающихся нуждается в коррекционно – развивающей работе педагога- психолога, а особенно на этапе поступления в школу, когда происходит искажение адаптационных процессов социализации обучающихся, когда впервые активизируются навыки как первичной ,так и вторичной социализации.
Адаптационная программа необходима вновь прибывшим в учреждение обучающимся.
Коррекционно – развивающая программа по профилактике дезадаптации у первоклассников.
Одной из причин дезадаптации ребенка в школе может быть низкий уровень развития познавательных процессов, что затрудняет усвоение им учебной программы. При переходе ребенка в школу психологом проводиться диагностика уровня развития познавательных процессов. По итогам диагностики проводятся занятия.
Цель коррекционно развивающей программы :
- развитие познавательных процессов.
- сплочение классного коллектива.
занятия, направленные на установление эмоционального контакта с взрослыми, сверстниками, поддержание положительного настроения и отношения к учебному заведению, удовлетворению потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.
Эффективность процесса адаптации в значительной мере определяет успешность в обучении, сохранение психического и физического здоровья.
Психологическое сопровождение в работе с детьми – инвалидами подразумевает ,что при определенной поддержке родителей, педагогов и педагога – психолога ребенок с проблемами в развитии успешнее адаптируется в обществе, становится более социализирован. Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования.
Образование детей с ограниченными возможностями призвано обеспечить им равные возможности доступа к образовательной системе, сделать более открытыми и цивилизованными нормы взаимодействия детей с проблемами в развитии со здоровым окружением, способствовать созданию условий включения их в образовательную среду.
В ходе психологического сопровождения детей с нарушениям слуха решаются следующие задачи :
- создание условий для социально – психологической адаптации в школе , создание положительного эмоционального фона , сплочение класса и создание чувства принадлежности к группе у детей.
- развитие коммуникативных навыков.
- систематически отслеживать психолого- педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
- развитие памяти ,внимания, мышления.
- формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- создавать специальные социально – психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психическом развитии, обучении.
Форма проведения:
групповые занятия по 30 минут, всего 5 занятий в течении первого месяца учебного года.
В ходе работы предполагаются индивидуальные консультации с родителями.
Средства проведения:
детская игра, элементы психогимнастики, беседа, изотерапия, направленные на повышение сплоченности группы, развития, памяти, мышления, внутренней активности детей, развитие навыков общения.
Форма занятий:
Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная, заключительная.
Цель разминки:
создание положительного настроя в группе; снятие напряжения, получение заряда энергии.
Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает применение методик, приемов согласно целям и задачам программы.
Цель заключения:
создание чувства принадлежности к группе, закрепление положительных эмоций.
Приветствие и прощание носит ритуальный характер.
План программы:
№ | ТЕМА | ЦЕЛЬ |
1. | «ЗНАКОМСТВО» Упражнения: « Мое имя » « Имя соседа по парте» « Имя учительницы» « Мальчики, девочки» | Помочь детям войти в контакт с друг другом и со взрослыми, создание положительного эмоционального фона. |
2. | « ЛАСКОВОЕ ИМЯ » Упражнения: « Атомы и молекулы» « Я люблю» « Барометры настроения» « Я люблю…… делать» « Нарисовать себя» | Сплочение группы, создание положительного эмоционального фона. |
3. | Беседа « ШКОЛА» Упражнения: «Лабиринты школы » - экскурсия по школе , « ЛАБИРИНТЫ Н.И.ОЗЕРЦКОГО »- методика. « Атрибуты школы» - школьные принадлежности. « Зеркало» « Заметь и запомни» «Мне нравиться ……» « Сколько стульев, столов, окон , дверей ,…… в классе» « Сколько будет если убрать один стул, или два или прибавить» и т.д. «Найди в помещении геометрические фигуры и назови их» « Построй домик из фигур » | Формирование знаний о познавательных процессах; Развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Формирование эмоционально волевой готовности. |
4. | «БАРОМЕТР НАСТРОЕНИЯ» Упржнения: «Это я» « Узнай меня » « Заметь, запомни, нарисуй себя, друга,учительницу» «Путанка» - назови фигуры в рисунке « Нарисовать цветок КЛАССА, вместе с учителем, вписать в лепесточки имена детей » | Сплочение группы. Развитие произвольного запоминания, внимания. |
5. | «БАРОМЕТР НАСТРОЕНИЯ» Упражнения: «Нарисовать дом и назвать ЕГО - «ШКОЛА» «Пузырь» «Исключение лишнего» «Найди отличия» «Зеркало» «Лакомство для друга» | Сплочение группы. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения. |
ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ Л.Е. ДАГУЕВА