СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно - развивающая программа по адаптации первоклассника с нарушениями слуха.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа  адаптации в первом классе. Для обучающися с нарушениями слуха.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно - развивающая программа по адаптации первоклассника с нарушениями слуха.»

Коррекционно – развивающая программа

«Школа адаптации первоклассника»

ПОЯСНТИЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Психолого – педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого- педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания ,социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно .

Слух – это способность человека различать и воспринимать звуки, что возможно с помощью слухового анализатора. Но, к сожаленью, не всем дана такая возможность, существуют дети , у которых нарушена работа слухового анализатора. Данная категория относиться к глухим и слабослышащим . Дети с нарушениями слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться ,овладевать знаниями, приобретать жизненно – необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняет формирование речи и словесного мышления , но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Данная категория обучающихся нуждается в коррекционно – развивающей работе педагога- психолога, а особенно на этапе поступления в школу, когда происходит искажение адаптационных процессов социализации обучающихся, когда впервые активизируются навыки как первичной ,так и вторичной социализации.

Адаптационная программа необходима вновь прибывшим в учреждение обучающимся.

Коррекционно – развивающая программа по профилактике дезадаптации у первоклассников.

Одной из причин дезадаптации ребенка в школе может быть низкий уровень развития познавательных процессов, что затрудняет усвоение им учебной программы. При переходе ребенка в школу психологом проводиться диагностика уровня развития познавательных процессов. По итогам диагностики проводятся занятия.



Цель коррекционно развивающей программы :

- развитие познавательных процессов.

- сплочение классного коллектива.

занятия, направленные на установление эмоционального контакта с взрослыми, сверстниками, поддержание положительного настроения и отношения к учебному заведению, удовлетворению потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.

Эффективность процесса адаптации в значительной мере определяет успешность в обучении, сохранение психического и физического здоровья.

Психологическое сопровождение в работе с детьми – инвалидами подразумевает ,что при определенной поддержке родителей, педагогов и педагога – психолога ребенок с проблемами в развитии успешнее адаптируется в обществе, становится более социализирован. Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования.

Образование детей с ограниченными возможностями призвано обеспечить им равные возможности доступа к образовательной системе, сделать более открытыми и цивилизованными нормы взаимодействия детей с проблемами в развитии со здоровым окружением, способствовать созданию условий включения их в образовательную среду.

В ходе психологического сопровождения детей с нарушениям слуха решаются следующие задачи :

- создание условий для социально – психологической адаптации в школе , создание положительного эмоционального фона , сплочение класса и создание чувства принадлежности к группе у детей.

- развитие коммуникативных навыков.

- систематически отслеживать психолого- педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

- развитие памяти ,внимания, мышления.

- формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

- создавать специальные социально – психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психическом развитии, обучении.



Форма проведения:

групповые занятия по 30 минут, всего 5 занятий в течении первого месяца учебного года.

В ходе работы предполагаются индивидуальные консультации с родителями.

Средства проведения:

детская игра, элементы психогимнастики, беседа, изотерапия, направленные на повышение сплоченности группы, развития, памяти, мышления, внутренней активности детей, развитие навыков общения.

Форма занятий:

Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная, заключительная.

Цель разминки:

создание положительного настроя в группе; снятие напряжения, получение заряда энергии.

Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает применение методик, приемов согласно целям и задачам программы.



Цель заключения:

создание чувства принадлежности к группе, закрепление положительных эмоций.

Приветствие и прощание носит ритуальный характер.

План программы:

ТЕМА


ЦЕЛЬ

1.

«ЗНАКОМСТВО»

Упражнения: « Мое имя » « Имя соседа по парте»

« Имя учительницы» « Мальчики, девочки»

Помочь детям войти в контакт с друг другом и со взрослыми, создание положительного эмоционального фона.

2.

« ЛАСКОВОЕ ИМЯ »

Упражнения:

« Атомы и молекулы» « Я люблю» « Барометры настроения» « Я люблю…… делать» « Нарисовать себя»

Сплочение группы, создание положительного эмоционального фона.

3.

Беседа « ШКОЛА»

Упражнения:

«Лабиринты школы » - экскурсия по школе ,

« ЛАБИРИНТЫ Н.И.ОЗЕРЦКОГО »- методика.

« Атрибуты школы» - школьные принадлежности.

« Зеркало» « Заметь и запомни» «Мне нравиться ……» « Сколько стульев, столов, окон , дверей ,…… в классе» « Сколько будет если убрать один стул, или два или прибавить» и т.д. «Найди в помещении геометрические фигуры и назови их» « Построй домик из фигур »

Формирование знаний о познавательных процессах;

Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

Формирование эмоционально волевой готовности.

4.

«БАРОМЕТР НАСТРОЕНИЯ»

Упржнения:

«Это я» « Узнай меня » « Заметь, запомни, нарисуй себя, друга,учительницу»

«Путанка» - назови фигуры в рисунке

« Нарисовать цветок КЛАССА, вместе с учителем, вписать в лепесточки имена детей »

Сплочение группы. Развитие произвольного запоминания, внимания.

5.

«БАРОМЕТР НАСТРОЕНИЯ»

Упражнения:

«Нарисовать дом и назвать ЕГО - «ШКОЛА»

«Пузырь» «Исключение лишнего»

«Найди отличия» «Зеркало»

«Лакомство для друга»


Сплочение группы. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ Л.Е. ДАГУЕВА