СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ (1-4 классы)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Одной из важнейших задач современного образования в соответствии с введенным Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, и,в особенности тех, кто испытывает трудности в освоении учебной программы.              Одной из важнейших задач современного образования в соответствии с введенным Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, и,в особенности тех, кто испытывает трудности в освоении учебной программы.

Просмотр содержимого документа
«КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ (1-4 классы)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 имени Романа Георгиевича Цецульникова»




«Согласовано»

Руководитель МО

_____

Протокол № 1

«30» августа 2022


«Рассмотрено»

на заседании

педагогического совета

протокол № 1

«30» августа 2022

«Утверждено»

Директор МБОУ

«СОШ №16»

______О.В. Абразумова

Приказ № ____

«30» августа 2022







КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПО РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

(1-4 классы)




























Составитель:

Степанова Е.Ю.,

педагог-психолог «Средняя общеобразовательная школа №16

имени Романа Георгиевича Цецульникова»














Кемерово

2022

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………. ...3

  1. Методологические принципы построения программы………………6

  2. Организация коррекционно – развивающей работы ………………..8

III. Тематическое планирование

3.1.Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 1-х классов по развитию адаптации к школе…………………………………………………………12

3.2. Тематическое планирование занятий по индивидуальной коррекционной работе с учащимися 1 класса……………………………………………………….14

3.3. Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 2, 3 - х классов по развитию познавательных процессов…………………………………………………17

3.4. Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 4-х классов по развитию познавательных процессов…………………………………………………20

Список литературы……………………………………………………........23






























Пояснительная записка

Одной из важнейших задач современного образования в соответствии с введенным Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, и,в особенности тех, кто испытывает трудности в освоении учебной программы.

К числу основных трудностей, которые обращают на себя внимание педагогов, родителей и психологов относятся проблема готовности детей к школьному обучению: сформированности компонентов интеллектуальной готовности и общей адаптации учащихся к школе, которая предполагает не только приспособление к успешному функционированию, но и способность к психологическому и личностному развитию. При оценке психологической готовности также учитывается аспект, связанный с эмоциональным благополучием школьника. Также для учащихся первых классов трудностями, препятствующими успешному обучению, становятся недостаток развития пространственных представлений, мелкой моторики, недостаток фонетико – фонематического и звукобуквенного анализа, речи.

Для учащихся 2-4 классов актуальными становятся проблемы низкого уровня развития познавательных возможностей, препятствующих успешному обучению детей в школе. К основным трудностям относятся: патология и недостаточный уровень развития внимания, обусловленные минимально мозговыми дисфункциями, низкий уровень или несформированность функции контроля, невысокий уровень развития слуховой, зрительной, слухо-моторной, комбинированной, смысловой видов памяти; операций мышления: зрительного анализа, способности к аналогии и обобщению, выделению существенных признаков; низкий уровень развития речи и речевого синтеза, фонетико – фонематического анализа; низкая продуктивность деятельности, недостаток саморегуляции.

Целесообразность создания коррекционно – развивающей программы для учащихся начальной школы продиктована необходимостью комплексного психолого – педагогического подхода к проблеме преодоления школьных трудностей у учащихся начального звена. Программа обеспечивает возможность последовательного психологического сопровождения учащихся начального звена и предполагает дифференцированных подход, основанный на учете индивидуальных возможностей личности школьника, использование групповых форм работы наряду с индивидуальной помощью учащимся, а также консультативную деятельность педагогов и родителей по вопросам помощи ребенку, учета его индивидуальных особенностей в процессе обучения.

Основными адресатом программы становятся учащиеся 1-4 классов общеобразовательной школы, имеющие учебные трудности адаптации к школе, невысокий уровень развития когнитивной и аффективной сферы, обусловленные различными вариантами отклонений психического развития или минимальных мозговых дисфункций и выявленные в результате психологической диагностики, наблюдения совместно с учителем и психологического анализа трудностей при усвоении основных учебных предметов.

Цель программы заключается в коррекции отклонений, обусловленных нейропсихологическими особенностями онтогенеза, и развитии познавательной и эмоциональной сферы младшего школьника, развитии ВПФ.

Результативность программы основывается на данных повторного диагностического исследования. Программа апробирована в МБОУ «СОШ № 16 имени Романа Георгиевича Цецульникова».

Составленные по данной программе занятия интегрируют знания по детской нейропсихологии, психофизиологии, здоровье сбережению и возрастной психологии, учитывают возрастные этапы в формировании ВПФ (высших психических функций), их нейро – и психофизиологической основы.

Новизна представленной программы заключается в сочетании дифференцированного подхода к диагностике, основанного на учете нейропсихологических особенностей развития, учете требований образовательного стандарта, рекомендаций по изучению готовности первоклассников к обучению в школе.

Методологические принципы построения программы Методологические и теоретические основы программы

Данная программа строится на научных теориях Н.Ф.Виноградовой, Л.Е.Журовой, конценциях школьной зрелости Л.И. Божович, Д.Б.Эльконина, Н.И. Гуткиной, Е.Е. Кравцовой, А.Л. Венгер, Р.В.Овчаровой, концепциях современной нейропсихологии детского возраста, объединяющей принцип взаимовлияния структуры и психики и принцип обучения; концепции Л.С. Выготского, показавшего в своих работах, что развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней психики над старыми, высшие психические функции формируются в предметной деятельности, зависящей от возрастного этапа развития ребенка, психическое развитие идет через обучение, то есть овладение социальным опытом. В программе также используется опыт и практические наработки Сиротюк А.Л., Локаловой Н.П. по организации помощи слабоуспевающим детям.

Теоретические основания программы исходят из современных представлений о психических структурах как «сквозных» процессах (И.А.Скворцов), а психическое развитие происходит качественными скачками. Причем нервная система ребенка особенно восприимчива в этот период к коррегирующим воздействиям, а сам скачок возможен через устранение дефицитарности и отклонений развития, элиминации повреждающих факторов, создания стимулирующих социальных условий развития.


























  1. Методические принципы программы:

  • принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий эффективность коррекции в случае предшествующей ей точной диагностики, их взаимосвязь;

  • принцип нормативности и природособразности, связанный с учетом возрастных и психофизиологических особенностей ребенка;

  • деятельностный принцип, основанный на организации и вовлечении школьника в деятельность, в рамках которой создаются условия для эффективности коррекционного воздействия;

  • принцип от простого к сложному – постепенного усложнения уровня психического развития ребенка, что позволит создать для ребенка ситуацию успеха;

  • принцип от сложного к простому, предполагающий расширение и углубление уровня психического развития через создание зоны ближайшего развития;

  • принцип системности предполагает учет всех аспектов индивидуального развития личности в их взаимосвязи;

  • принцип коррекции и развития, предполагающий развитие сохранных психических функций и элиминацию дефицитарных, либо задержанных, и их последующее развитие.

Реализация целей и задач коррекционно-развивающей программы предполагает решение системы задач трех уровней:

  • коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение проблем развития;

  • профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

  • развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

В качестве основных задач занятий в программе выделены следующие:

  • Обогащение сенсорного опыта младших школьников;

  • Снятие психоэмоционального напряжения и тревожности;

  • Стимулирование и развитие психофизиологических предпосылок высших психических функций;

  • Развитие пространственных представлений и отношений;

  • Развитие слухомоторной координации;

  • Развитие произвольного внимания, функций контроля;

  • Развитие способностей к аналогии и обобщению, аналитико-синтетической деятельности, зрительного анализа и синтеза;

  • Развитие зрительной, слуховой, комбинированной, смысловой видов памяти;

  • Формирование навыков саморегуляции поведения;

  • Формирование способности слушать другого, следить за ходом мыслей и умения встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования;

  • Развитие речи и речевого синтеза;

  • Развитие рефлексии.

































II. Организация коррекционно – развивающей работы

Общая характеристика этапов организации коррекционно – развивающей работы

Решение о включении ребенка в коррекционно – развивающую группу принимается по результатам диагностики совместно с учителем.

На этапе диагностики существенным является получение объективных данных об особенностях когнитивной сферы учащихся начальной школы: внимания, памяти, мышления, которые подлежат в дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию. В программе используются следующие диагностические методики:

Для первого класса: 1. Рисунок человека; 2. Графический диктант; 3. Образец и правило; 4. Первая буква; 5. Тест отношений к школе «Домики» в рамках мониторинга, методика самооценки Дембо - Рубинштейна, методика социометрии.

Для 2-3 классов: тест Тулуз – Пьерона, диагностика объема зрительной, слуховой, слухо-моторной, комбинированной, смысловой памяти; исследование аналогий и способности к обобщению,методика самооценки Дембо - Рубинштейна, методика социометрии.

Для 4 класса к перечисленным выше методикам исследования внимания и памяти добавляются диагностика речевого синтеза, речи, исследование способности к обобщению и выделению существенных признаков.

Все учащиеся обследуются в течение сентября еженедельно с учетом периода первичной адаптации к школе, предусмотренного для первоклассников. По результатам диагностики формируется диагностическая карта на весь класс, в которой отражены основные особенности познавательных процессов младших школьников. Для первоклассников в карте отражаются данные мониторинга готовности к школе, которые для учащихся коррекционной группы дополняются результатами индивидуального тестирования. Результаты диагностики служат ориентиром педагогам в плане учета индивидуальных особенностей детей в учебном процессе и являются материалом для последующего индивидуального консультирования родителей.

На следующем этапе работы происходит уточнение плана и содержания занятий в соответствии со спецификой запроса, индивидуальными особенностями участников группы, условиями их развития, внесения корректив в программу. Программа предполагает вариабельность и использование коррекционно – развивающих упражнений с опорой на ту или иную функцию или качество в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Занятия проводятся еженедельно в групповой форме с учащимися в количестве от 4 до 8 человек, всего 20 занятий. Возможно проведение также индивидуальных коррекционных занятий. Коррекционные занятия целесообразно проводить не реже одного раза в неделю (при продолжительности занятия - до 40 - 50 минут). Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активности самого ребенка, участвующего в занятиях.

По окончании коррекционно-развивающих мероприятий проводится итоговая (заключительная) диагностика с целью получения информации о результатах проведенной работы, тех изменениях, которые произошли в индивидуально-психологических, физических, поведенческих и других особенностях личности каждого участника группы. Коррекционно – развивающие занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности педагога – психолога. Диагностическое обследование проводится вне учета времени, отведенного на коррекционную работу.

Структура и содержание занятий

Содержание занятий базируется на комплексном подходе, единстве выше перечисленных принципов и предполагает системное развитие высшихпсихических функций с опорой на те, которые развиты лучше остальных у членов группы.

Занятия содержат вводную, основную и заключительную части. Задачей вводной части является включение учащихся в работу, создание психологического настроя на активное участие в группе, положительного эмоционального фона, например, с помощью приемов аутотренинга; вопросов для активизации умственной деятельности; мозговой гимнастики, повышающей энергетику головного мозга, работоспособность. Основная часть содержит задания, направленные на развитие познавательной сферы младших школьников. Заключительная часть предполагает подведение итогов занятия, определения своего отношения к занятию, рефлексию.

Занятия для учащихся 1 классов включают упражнения на развитие сенсомоторной сферы, которая выступает начальным уровнем для развития ВПФ. Закрепленные через двигательную программу навыки способствуют взаимодействию и развитию связей между разными уровнями психической деятельности. При этом занятия предполагают стимулирование правого полушария, как условия полноценного развития левого, и включают упражнения на обогащение сенсорного опыта учащихся. В целом, основываясь на приводимых А.Л. Сиротюк данных в своей книге по исследованиям Н.В.Дубровинской, Д.А.Фарбер, М.М.Безруких, коррекционное воздействие для учащихся 1 класса направлено на структуры первого блока мозга – энергетического, обеспечивающего общий тонус, необходимый для протекания психических процессов. Задания направлены на развитие пространственных представлений, слухо-моторных координаций, мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, саморегуляции, коррекцию тревожности.

Для учащихся 2-3 класса коррекционное воздействие направлено на структуры первого и второго блока мозга (операционального), связанного с приемом, переработкой и хранением информации. Упражнения и задания направлены на развитие межполушарного взаимодействия, видов памяти, произвольности, самоконтроля над собственной речью, мыслительных операций обобщения и аналогий, слухо – речевое развитие.

Для учащихся 4 класса коррекционное воздействие направлено на развитие 3 блока мозга – блока программирования и целеполагания. Упражнения направлены на развитие межполушарного взаимодействия, абстрактно – логического мышления, логики, операций анализа и синтеза, удержания программ, самоконтроля, саморегуляции.

Методические приемы и средства – элементы аутотренинга, арт – терапии, сказкотерапии по отработке негативных переживаний, психотехнические игры, дыхательные упражнения, приемы массажа и самомассажа, релаксационные техники, метод ФБУ с помощью аппаратного комплекса «Волна», ЭОТ (эмоционально – образной терапии) в индивидуальном консультировании, упражнения на развитие познавательных процессов в рабочих тетрадях: штриховки, аналогии, исключение лишнего, обобщающий признак, копирование, кодирование, корректурные пробы, шифровка, восстановление слова, текста и т.д.

Результативность данной программы выражается в положительной динамике результатов коррекционно-развивающей работы, развитии нейропсихологических основ психической деятельности, подтверждаемых повторной диагностикой.

К числу параметров прогнозируемой результативности занятий относятся:

  • умение сформулировать принцип или алгоритм решения задания и переносить данный алгоритм с одного задания на другое;

  • активное включение учащихся в деятельность, проявление интереса и творческой инициативы;

  • вариативность мышления, умение находить нестандартные решения и восстанавливать недостающие фрагменты;

  • целостность и избирательность восприятия и внимания;

  • развитие произвольности психических процессов, сформированность функций контроля

  • показатель RSA – респираторной синусовой аритмии, характеризующей навык диафрагмального дыхания;

  • повышение успеваемости по отдельным предметам.

































III. Тематическое планирование

3.1.Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 1-х классов по развитию адаптации к школе.

Занятия с первоклассниками по развитию адаптации к школенаправлены на развитие положительной мотивации и интереса к занятиям, обеспечение адаптации к школе, гармонизации эмоциональной сферы и предполагают использование методов сказкотерапии, арт – терапии, ЭОТ (эмоционально образной терапии), медитации, психотехнических игр и психогимнастики.

п/п



Тема



Содержание

1

Вводное занятие, диагностическое.

Знакомство с правилами организации занятий.

Развитие представлений о себе в рисунке «Дерево – характер», умения слушать друг друга.

2

«Знакомство со

страной чувств. Радость»

Рисование чувства. Развитие дифференциации положительных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения.

Развитие положительного отношения к школе.

Медитативная техника «Лес».

2

«Знакомство со

страной чувств. Грусть».

Рисование чувства. Развитие внимания, памяти, рефлексии поведения.

Медитация «Место, где мне хорошо».

4.

«Знакомство со

страной чувств. Интерес».

Рисование чувства.

Развитие познавательного интереса к учебе, сплоченности группы. Развитие доброжелательного отношения к учителю.

5.

«История о

канцелярской кнопке».

Проработка гнева и агрессии в рисунке, знакомство со способами снятия агрессии.

Развитие конструктивных способов взаимодействия с одноклассниками.

Обучение техникам релаксации.

6.

«Знакомство со

страной чувств. Страх».

Коррекция детских страхов в рисунке, осознание полезности и вреда страхов.

Развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом.

Обучение способам релаксации и дыхательным техникам.

7.

«Знакомство со

страной чувств. Обида».

Развитие конструктивного общения, проработка негативных переживаний, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций.

Анализ типичных ситуаций, связанных с обидой.

8.

«Знакомство со

страной чувств. Вина».

Развитие творческих способностей, снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмпатии. Сказка о слоненке с шариками.

9.

«Знакомство со

страной чувств. Удовольствие».

Формирование умения выражать свои мысли, развитие фантазии и воображения, раскрытие ресурса личности, обучение способам саморегуляции.

10.

«Маскарад».

Развитие сенсорного опыта учащихся, снятие психоэмоционального напряжения.

11

Итоговое занятие.

Повторная диагностика.
















3.2.Тематическое планирование занятий по индивидуальной коррекционной работе с учащимися 1 класса.

Структура занятий предполагает использование в занятиях психотехнических и психогимнастических упражнений, направленных на развитие сенсомоторных координаций в сочетании с работой в тетрадях по заданиям направленным на развитие целостности восприятия, зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления, ориентации на листе, мелкой моторики, пространственных (квазипространственных) представлений, речи.

п / п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Вводное ознакомительное занятие

«Давайте знакомиться!»

Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания.

Рисование настроения.

1

2

«Пойми меня!»

Психогимнастика.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

Динамическая пауза

Графический диктант.

Рисование.

1

3

«Думай, анализируя!»


Психогимнастика.

Упражнения на развитие мыслительных операций.

Динамическая пауза

Графический диктант.

1

4

«Запоминай, играя!»


Психогимнастика.

Упражнения на развитие памяти.

Динамическая пауза

Графический диктант. Штриховка.

1

5

«Эти забавные животные!»

Психогимнастика.

Развитие зрительно – моторной координации.

Динамическая пауза

Графический диктант.

1

6

«Учись, рассуждая!»

Психогимнастика.

Развитие логического мышления.

Поиск закономерностей

Динамическая пауза

Графический диктант.

1

7

«В гостях у сказки!»


Психогимнастика.

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления

Динамическая пауза

Графический диктант.

1

8

«Мой компас!»

Психогимнастика.

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Динамическая пауза

Графический диктант

1

9

«Самый внимательный!»

Психогимнастика.

Тренировка внимания

Развитие способности рассуждать

Динамическая пауза

Графический диктант.

1

10

«Управляй собой, играя!»

Психогимнастика.

Развитие рефлексии, саморегуляции.

Графический диктант.

1

11

«Волшебный поясок!»


Психогимнатика

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мыслительных операций.

Динамическая пауза

Графический диктант.

1

12

«Веселая логика!»

Психогимнастика.

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мыслительных операций.

Динамическая пауза

Штриховка.

1

13

«Сочиняем сказку!»

Психогимнастика.

Развитие логического мышления, обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Динамическая пауза

Графический диктант.

1

14

«Деревья – характеры!»

Психогимнастика.

Развитие воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

Динамическая пауза

Рисование.

1

15

«По неизведанным дорожкам…!»

Психогимнастика.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

Динамическая пауза

Рисование.

1

16

«Волшебная линия!»

Психогимнастика.

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

Динамическая пауза

Штриховка.

1

17


«Найди лишнее…!»


Психогимнастика.

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Динамическая пауза

Копирование

1

18

«От слова к рассказу!»

Психогимнастика.

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мыслительных операций.

Динамическая пауза

Графический диктант.

1

19

«Запоминаем, рисуя!»

Психогимнастика.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

Динамическая пауза

Копирование.

1

20

«Ожившая картинка!»


Психогимнастика.

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Графический диктант.

Подведение итогов.

1






























3.3. Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 2, 3 - х классов по развитию познавательных процессов.

Структура занятий во 2-3 классах включает упражнения натренировку внимания, памяти, развитие операций мышления: аналогий, обобщения, сравнения, анализа, синтеза, классификации, абстрагирования; математических операций; межполушарного взаимодействия; самостоятельности; саморегуляции; слухо – речевого развития, расширения кругозора. Необходимой частью занятий остаются психогимнастические упражнения и динамические паузы.

п / п

Тема

Содержание

Кол – во часов

1

Вводное занятие.

«Что мне в лице твоем…»

Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения

Рисование.

1

2

«Угадай слово!».

Психогимнастика.

Развитие концентрации внимания, слуховой памяти.

Развитие наглядно-образного мышления.

Шифровка

1

3

«Найди спрятанные слова!».

Психогимнастика.

Разминка

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Рисование по образцу.

1

4

«Аналогии !».

Психогимнастика.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Динамическая пауза

Рисование по образцу

1

5

«Шахматисты!»

Психогимнастика.

Тренировка памяти.

Развитие зрительно – моторной координации.

Динамическая пауза

Развитие памяти

1

6

«Восстанови последовательность!»

Психогимнастика.

Разминка

Развитие логического мышления.

Динамическая пауза

1

7

«Найди общее!»

Психогимнастика.

Разминка

Развитие операций мышления: аналогии, способности к обобщению.

Динамическая пауза

Рисование.

1

8

«Перепутанные линии!»


Психогимнастика.

Разминка

Развитие зрительно – моторной координации, развитие быстроты реакции.

Динамическая пауза

1

9

«Исправь ошибки!»


Психогимнастика.

Разминка

Развитие концентрации внимания, развитие функций контроля

Развитие умения решать задачи.

Шифровка

1

10

«Расшифруй слова!»

Психогимнастика.

Разминка

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Динамическая пауза

Шифровка

1

11

«Учусь слышать и запоминать!»

Психогимнастика.

Разминка

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

Динамическая пауза

1

12

«Угадай, что изменилось!»

Психогимнастика

Тренировка зрительной памяти.

Разминка

Развитие речи, развитие смысловой памятии

Динамическая пауза

Составление рассказа

1

13

«Обобщай, играя!»

Психогимнастика.

Разминка

Развитие логического мышления.

Динамическая пауза

Шифровка

1

14

«Пиктограммы!»


Психогимнастика.

Разминка

Совершенствование воображения.

Развитие операций мышления, комбинированной памяти.

Динамическая пауза

Шифровка

1

15

«Следопыты!»

Психогимнастика.

Разминка

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций Динамическая пауза

1

16

«Запоминаю, играя!»

Психогимнастика.

Разминка

Развитие вариативности мышления, комбинированной памяти.

Динамическая пауза

1

17

«Секреты памяти!»


Психогимнастика.

Разминка

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций Динамическая пауза

1

18

«Тайна лабиринта!

Психогимнастика.

Разминка

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций. Динамическая пауза

1

19

«Дополни рассказ!»

Психогимнастика.

Разминка

Развитие логического мышления.

Развитие операций анализа и синтеза.

Динамическая пауза

1

20

«Дорисуй изображение!»

Психогимнастика.

Разминка

Развитие воображения, творческих способностей.

Динамическая пауза

Шифровка.

Подведение итогов.

1





















3.4. Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 4-х классов по развитию познавательных процессов.

Структура занятий в 4 классе включает задания, направленные на установление логических закономерностей, построение умозаключений, решение нестандартных задач, развитие операций анализа и синтеза, развитие функции контроля собственных действий, речевого синтеза.

п / п

Тема

Содержание

Кол – во часов

1

Вводное занятие

«Веселый старт!»


Знакомство.Упражнения на снятие напряжения.

1

2

«Секреты внимания!»

Психогимнастика.

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных

операций. Динамическая пауза

1

3

«Юные детективы!»


Психогимнастика.

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и

способности рассуждать.

Динамическая пауза

1

4

«Маленькие секреты большой Памяти!»

Психогимнастика.

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

Динамическая пауза

1

5

«Маленькие секреты большой Памяти!»

Психогимнастика.

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Динамическая пауза

1

6

«Нестандартные ситуации!»

Психогимнастика.

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи. Динамическая пауза («Запрещенное движение», Четвертый лишний»)

1

7

«Заверши изображение!»

Психогимнастика.

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного

Мышления. Динамическая пауза

Загадки.

1

8

«Секреты хорошего внимания!»

Психогимнастика.

Развитие скорости и концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Динамическая пауза

1

9

«Секреты хорошего внимания!»

Психогимнастика.

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные

Задачи. Динамическая пауза

1

10

«Секреты хорошего внимания!»

Психогимнастика.

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Динамическая пауза

1

11

«Психогигиена памяти!»

Психогимнастика.

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

Динамическая пауза

1

12

«Психогигиена памяти!»

Психогимнастика.

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

Динамическая пауза

1

13

«Думай, рассуждая!»

Психогимнастика.

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

Динамическая пауза

1

14

«Я и мир вокруг нас!»

Психогимнастика.

Развитие пространственных представлений.

Динамическая пауза

Продолжи слово.

1

15

«Кто ясно мыслит – ясно излагает…!»

Психогимнастика.

Развитие речевого синтеза.

Совершенствование мыслительных операций.

Динамическая пауза

1

16

«Кто ясно мыслит – ясно излагает…!»

Психогимнастика.

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи. Динамическая пауза

1

17

«Кто ясно мыслит – ясно излагает…!»

Психогимнастика.

Развитие речевого синтеза.

Тренировка внимания

Динамическая пауза

1


18

«Кто ясно мыслит – ясно излагает…!»

Психогимнастика.

Развитие речевого синтеза

Совершенствование мыслительных операций. Динамическая пауза

1

19

«Связующие цепочки!».

Психогимнастика.

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные

задачи. Динамическая пауза

1

20

«За и против!»


Психогимнастика.

Разминка (вопросы – ответы)

Развитие критического мышления.

Подведение итогов.


1





Список литературы

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997 (Практическая психология в образовании).

Волков Б.С. Акцентуации характера школьников и учителей. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983.

























20