СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет»

Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет

Предлагаемая программа развития познавательных процессов является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми имеющими показатели развития познавательных процессов ниже возрастной нормы.

Методической основой данной программы является коррекционная программа, направленная на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей старшего дошкольного возраста Веракса А.Н., Гутаровой М.Ф.

 

Направленность программы: коррекционно - развивающая.
Адресат: дети 5-6 лет, посещающие ДОУ. Программа предполагает индивидуальную и групповую форму работы с детьми, количественный состав группы 4-5 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, по 20-30 минут, в течение 3 месяцев.

Цель программы: развить познавательные процессы дошкольников. Помочь решить им личностные проблемы: дефицит внимания, неумения контролировать свои эмоции или же преодолеть застенчивость, тревожность.
Цель достигается через решение следующих задач:
1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

2.Развитие мелкой моторики через игру и в упражнениях.

3.Развитие коммуникативных навыков.

4.Повышение самооценки.



Показания к проведению коррекционно-развивающих занятий: Низкие и ниже среднего показатели развития познавательных процессов.
Методы, обеспечивающие результативность: упражнения по развитию познавательных процессов. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на сплочение, доверие, коммуникативность.



До начала и после занятий проводится диагностика познавательных процессов: памяти, внимания, наглядно-образного и логического мышления, восприятия, речи.



Используемые психодиагностические методики:  

«Какие предметы спрятались?» 

«Чего не хватает на рисунках?» 

«Нелепицы» 

«Лабиринт»

«Проставь значки»

«Образная память»

«Четвертый лишний»

«Найди отличия»

«10 слов»

«Собери картинку»

«Последовательность событий» «Дорисуй фигуру»

Целесообразно разделить дошкольников на две подгруппы. В первую подгруппу войдут дети, имеющие проблемы с вниманием, агрессивностью, трудностями в общении, но обладающие быстрой реакцией. Во вторую подгруппу войдут дошкольники, обладающие застенчивостью, низкой самооценкой, тревожностью, для таких детей характерна более медленная реакция, но большая усидчивость. На занятиях 1-6 дошкольники делятся на подгруппы, или даже могут быть использованы индивидуальные занятия. Начиная с 7-ого занятия, группы объединяются. Дошкольники с быстрой реакцией учатся дожидаться медлительных детей, что способствует развитию их произвольности. Медлительные дети, в свою очередь, глядя на «шустрых» сверстников, стараются изменить свой темп деятельности, становятся более уверенными в своих действиях. Кроме того, объединение двух групп способствует развитию коммуникативных навыков.

Общая структура занятий. Вводная часть 1. Приветствие. 2. Упражнения, направленные на установление взаимного доверительного контакта, на развитие эмоционально-волевой сферы. 

Основная часть 1. игровые упражнения, направленные на развитие познавательной сферы ребенка, усвоение сенсорных эталонов и расширение кругозора; 2. упражнения, направленные на умение контролировать свои действия / на снятия внутреннего мышечного напряжения; 3. работа с заданиями цикла «папка дошкольника» программы «Солнечные ступеньки»; 4. динамические упражнения, пальчиковая гимнастика.

Заключительная часть 1. Подведение итогов занятия 2. Ритуал прощания

Игра «Собери целое»

Цель: развитие и коррекция познавательной сферы психики; развитие наглядно-образного мышления.

Психолог предлагает детям собрать разрезные картинки из 3—8 частей.

Игра «Съедобное — несъедобное»

Цель: развитие внимания, знакомство с существенными свойствами предметов.

Дети образуют круг. Ведущий по очереди бросает детям мяч и называет предметы и продукты питания. Если называется что-то съедобное, ребенок ловит мяч, если несъедобное — прячет руки.



Домино «Ассоциации»

Цель: развитие у детей внимания, мышления, ассоциативных представлений.

Взрослый предлагает детям разложить домино по ассоциативным представлениям. Например, корова — молочные продукты, собака косточка и т.д.  



Игра «Стоп»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, преодоление двигательного автоматизма.

Дети идут под музыку. Внезапно музыка обрывается, но дети должны продолжать движение в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!».



Игра «Что меньше»

Цель: закрепить знание о форме, величине

Перед ребенком кладется лист с заданием и дается инструкция: «На каждом рисунке раскрась предмет, который меньше»



Игра «Раскрась котенка»

Цель: научить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Научиться правильно понимать предлоги в, на, перед, за, под и т.д., развить внимание, пространственное мышление

Перед ребенком кладется задание и дается инструкция: раскрась котенка, который сидит на стуле –оранжевым карандашом, котенка под стулом –серым, около стула –черным.



Игра: «Числовые прятки»

Цель: развитие внимания, мышления, навыков счета.

На ровной поверхности раскладывают карточки с числами от 1 до 10 в произвольном порядке. Ребенок должен рассмотреть карточки и не касаясь их, показать числа по порядку от 1 до 10. После этого один из них отворачивается, а другой перемешивает все картинки, а одну прячет. Первый скорее должен сказать, какого числа не хватает.



Игра «домино»

Цель: развитие внимания, умения соблюдать правила игры, воспитывание чувства коллективизма.  

Дети за столом играют в домино (с изображением различных предметов). Ведущий следит за соблюдением правил игры.



Игра «Два предмета»

Цель: развитие мышления, воображения

Ребенку предлагается назвать по два предмета, которые включают в себя по три признака:

  1. Сладкий, легкий, приятный

  2. Сильный, добрый, умный.

  3. Звонкий, радостный, громкий.

  4. Светлый, блестящий, ранний

  5. Бодрый, веселый, энергичный.



Игра «В магазине зеркал»

Цель: коррекция эмоциональной сферы; развитие уверенности в себе, раскованности.
Взрослый предлагает детям посетить магазин зеркал. Один ребенок выбирается на роль обезьянки, остальные дети изображают зеркала. Ребенок, изображающий обезьянку, заходит в магазин и видит свое отображение в зеркалах. Он думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают тем же. «Обезьянка» грозит, им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и обезьянки тоже топают. Что ни делает «обезьянка», отражения в зеркалах точно повторяют ее движения.



Игра «Жмурки»

Цель: коррекция эмоциональной сферы; развитие смелости, уверенности в себе, умения ориентироваться в пространстве.
Водящему завязывают глаза. Кто-нибудь из детей крутит его на месте, чтобы затруднить ориентацию. Затем дети разбегаются по комнате, а водящий пытается их поймать. Если ему это удается, он пытается на ощупь определить, кого поймал.  



Игра: Домино «Ассоциации»

Цель: развитие мышления, внимания, умения подчиняться определенному правилу.  

Взрослый предлагает детям разложить домино по ассоциативным представлениям. Например: корова — молочные продукты, собака косточка и т.д.



Игра «Запрещенное движение»

Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакций; снятие психического напряжения.  

Взрослый объясняет детям правила игры: «Я буду выполнять разные движения, а вы будете повторять их за мной. Одно движение повторять нельзя». Ведущий показывает это движение. Затем начинает выполнять разные движения и неожиданно показывает запрещенное движение. Кто его повторит, становится ведущим.  



Игра «Ухо — нос»  

Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты реакций, создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения; снятие психического напряжения.  

Взрослый предлагает детям по команде выполнить соответствующие действия. По команде «Ухо!» ребята должны дотронуться до уха, по команде «Нос!» — до носа. Воспитатель, выполняет действия вместе с детьми, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая внимания на «ошибки», должны показывать ту часть лица, которую называет ведущий.



Упражнение «Сложи узор»  

Цель: развитие пространственного мышления, способности создавать по образцу разные узоры, умения работать по схеме.
Воспитатель выкладывает из кубиков узор и предлагает детям сделать точно такой же узор из своих кубиков (кубики Никитина).



Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, умения подчиняться определенным правилам, сплоченности играющих, ловкости, быстроты реакции; снятие психического напряжения.  

Играющие садятся в круг. По команде ведущего «Земля» дети опускают руки вниз, по команде «Вода» — вытягивают руки вперед, по команде «Воздух» — поднимают руки вверх, по команде «Огонь» — производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.



Упражнение «Что и когда я чувствую»  

Цель: коррекция нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.  

Воспитатель спрашивает у детей, какие чувства могут испытывать люди. (злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д.) Далее предлагает каждому ребенку выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда...», «Мне бывает страшно, когда...» и т. д.).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!