Коррекционно-развивающая программа «Развитие речи по русскому языку»
для обучающихся 1 - 4 х классов ТНР (вариант 5.1)
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России 06.10.2009 № 371;
• Приказ Министерства Образования от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Важное оставляющей социальной жизни человека является - общение, коммуникация. У детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченное восприятие обращенный к ним речи извне и ее ситуативное понимание. Сами же дети затрудняются в вербализации, особенно на уровне распространенных предложений.
Нарушение речи детей имеет системный характер, затрагивает все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. В общей структуре речевого недоразвития на первый план выступает ее коммуникативная сторона. Речь слабо включается в процесс деятельности, не выступает средством общения при взаимодействии как со сверстниками, так и с взрослыми, что препятствует установлению социальных связей у данной категории детей, снижает потребности их социальной адаптации.
В связи с этим, в обучении детей с множественными нарушениями речи и коммуникации предусматривается проведение целенаправленной коррекционно-развивающей работы по формированию у них потребности в общении, развития сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. В ходе обучения необходимо иметь ввиду, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи является усвоением средств общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Программа занятий по курсу «Развитие речи» составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в примерной АООП. Данная программа рассчитана 135 часов с 1 по 4 класс, 1 час в неделю: 1 класс - 33 учебных недели (с учетом дополнительных каникул в 1 классе), 2 - 4 класс – 34 учебные недели.
Задачи и направления рабочей программы.
В программе выделяются следующие основные задачи, которые предстоит решать учителю – дефектологу в процессе обучения учащихся предмету «Развитие речи»:
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- развивать фразовую речь;
- формировать умение составлять с помощью взрослого словесный отчет о выполненных действиях;
- формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека;
- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
- формировать представления о микросоциальном окружении;
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
- использовать малые формы фольклора для формирования представлений о простейших явлениях природной и социальной действительности;
- знакомить с рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям вместе с педагогом.
Принципы организации учебного процесса.
— Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления коррекционной работы:
1. Формирование и развитие речи.
2. Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи).
3. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т.п.). Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.
4. Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта (например, застенчивости) и т.п.
5. Формирование видов деятельности: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций, умений и навыков.
Планируемые результаты коррекционной работы:
1. Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
2. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
3. Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
4. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
5. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
8. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
9. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
10. Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла текста.
11. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
12. Осмысливание значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;
13. Расширение представления об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической стороны речи и связной речи;
14. Умение использовать диалогическую форму речи в различных ситуациях общения;
15. Уместно использовать этикетные речевые выражения; знание основных правил культуры речевого общения.
Календарно – тематическое планирование 1 класс (ТНР 5.1)
№ | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Диагностика речевого развития | 1ч | | |
2. | Кто и как подаёт голос? Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных. | 1ч | | |
3. | Выделение гласного звука в начале, середине и в конце слова. | 1ч | | |
4. | Чтение сказки «Теремок», составление сказки по картинкам. | 1ч | | |
5. | Выделение согласного звука в начале, середине и конце слова. | 1ч | | |
6. | Нахождение звука [а] в словах. Написание элементов буквы А, а. | 1ч | | |
7. | Выделение звука [у] в разных частях слова. Написание элементов буквы У,у. | 1 ч | | |
8. | Нахождение звука [о] в словах. Написание элементов буквы О, о. | 1ч | | |
9. | Чтение коротких слов из букв а, у, о. | 1ч | | |
10. | Составление предложения из двух слов по картинке. | 1ч | | |
11. | Выделение звука [м] в начале слова. Написание элементов буквы м, М. | 1ч | | |
12. | Составление предложения из трёх слов по схеме и картинке. | 1ч | | |
13. | Выделение звука [к] в начале слова. Написание элементов буквы к, К. | 1ч | | |
14. | Чтение сказки «Колобок». Составление сказки «Колобок» из картинок. | 1ч | | |
15. | Составление сказки «Колобок» из картинок. | 1ч | | |
16. | Инсценировка сказок «Теремок» и «Колобок». | 1ч | | |
17. | Написание элементов буквы с, С. Чтение слогов с буквой С, с. | 1ч | | |
18. | Составление предложения из четырёх слов по схеме и картинке. | 1ч | | |
19. | Написание элементов буквы х, Х. Чтение, составление слогов и слов с буквой Х, х. | 1ч | | |
20. | Написание элементов буквы ш,Ш. Чтение слогов с буквой Ш,ш. | 1ч | | |
21. | Написание элементов буквы л, Л. Чтение слогов с буквой Л,л. | 1ч | | |
22. | Чтение слов, предложений, коротких текстов. | 1ч | | |
23. | Чтение сказки «Репка». | 1ч | | |
24. | Составление сказки «Репка» по картинке. | 1ч | | |
25. | Написание изученных букв, слов под диктовку. | 1ч | | |
26. | Называние и сопоставление картинки и слова. | 1ч | | |
27. | Написание элементов буквы н, Н. Предложения со словами, содержащими букву Н. | 1ч | | |
28. | Написание элементов буквы Ы. Чтение слов с буквой «ы». | 1ч | | |
29. | Написание элементов буквы р, Р. Чтение слов со звуком «р». | 1ч | | |
30. | Чтение текстов с изученными буквами. | 1 ч | | |
31 | Составление текстов с изученными буквами. | 1 ч | | |
32 | Диктант «Птицы в лесу». | 1ч | | |
33 | Диагностика речевого развития. | 1ч | | |
| Итого за год: | 33 ч | | |
5