СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-развивающая программа «Запуск речи у неговорящих детей 2 -3 лет с задержкой речевого развития»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающая программа ориентирована на детей в возрасте 2 -3 лет с задержкой речевого развития и предусматривает создание специальных условий обучения, позволяющих учитывать образовательные потребности детей с нарушением речи, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая программа «Запуск речи у неговорящих детей 2 -3 лет с задержкой речевого развития»»

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Огонёк» с. Кызыл-Озёк»








КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Запуск речи у неговорящих детей 2 -3 лет

с задержкой речевого развития»











Разработала:

учитель-логопед

Сусоева Е.Н.




Кызыл-Озек, 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Коррекционно-развивающая программа ориентирована на детей в возрасте 2 -3 лет с задержкой речевого развития и предусматривает создание специальных условий обучения, позволяющих учитывать образовательные потребности детей с нарушением речи, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Данная программа определяет цели, задачи, содержание и организацию индивидуальной коррекционно-развивающей работы, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Нормативно-правовой и документальной основой для создания программы являются:

• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

• Приказ МОиН Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

• Приказ МОиН РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

• СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

• Устав учреждения.

Программа предусматривает коррекцию недостатков в речевом развитии, а также профилактику вторичных нарушений развития личности, обеспечение одинаковых стартовых возможностей для всех детей, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Цели и задачи реализации Программы

Целью реализации программы для детей с задержкой речевого развития является построение системы коррекционно-развивающего воздействия, направленного на устранение речевого дефекта, выравнивание психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Задачи реализации программы:

  • создать оптимальные условия коррекционно-развивающей работы, обеспечивающих речевое и личностное развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

  • определить основные направления и содержание работы с каждым ребенком на основе логопедического обследования;

  • осуществить необходимую коррекцию отклонений в нарушениях речи детей через индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

  • обеспечить поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.

Принципы и подходы к формированию Программы

(в соответствии со ФГОС ДО)

Достижение поставленной цели и решение задач обеспечивается реализацией следующих принципов:

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение данного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

• коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);

• профилактического;

• развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2. Единство диагностики и коррекции.

Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

4. Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
ребенка.

Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, помня в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

5. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и воспитании детей с нарушением речи всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).

6. Активное привлечение ближайшего социального окружения к
работе с ребенком.

Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка, принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

7. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации
которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в
развитии дошкольников.

  1. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

  1. Принцип непрерывности образования.

Этот принцип требует соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования.

10. Учет механизмов нарушения речи.

Первоначально необходимо выявить причину появления нарушения речи и устранить ее.

11. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития,
который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов
речи от состояния других психических процессов.

12. Принцип комплексности.

Речь - процесс сложный. При коррекции нарушений речи требуется работа не только логопеда, но и других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога)

13. Опора на сохранное звено.

Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и постепенно подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.

14. Поэтапность.

Логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы:

  • диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции);

  • коррекция: мотивирование обучаемого, подготовка органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков;

- оценка и контроль динамики в обучении, проверка отсутствие рецидивов.

15. Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.

Выбор метода обучения определяется:

  • характером речевого нарушения

  • содержанием и задачами коррекционно-логопедического воздействия

  • этапом работы

  • возрастными особенностями ребенка

  • индивидуальными особенностями ребенка

Методы обучения:

Специфические 

Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением. 

Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом

артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении.

Дидактические

наглядные;
словесные методы с опорой на наглядность;
словесные методы без опоры на наглядность;
практические методы, которые должны носить игровой характер.

Для качественного образовательного процесса необходимо обеспечить психолого-педагогические условия, включающие:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,

соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах

деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной

деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Специальные условия для получения логопедической помощи воспитанникам с речевыми нарушениями заключаются в проведении индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с использованием специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, посредством индивидуализации и дифференциации коррекционно-развивающей работы.

Организационные условия

Набор детей на индивидуальные занятия осуществляется по запросу педагогов, родителей (законных представителей). Оказание коррекционной помощи ребенку осуществляется на основе проведенной диагностики. На каждого ребенка составляется индивидуальный план логопедической коррекционно-развивающей работы, разрабатываются коррекционные занятия с учетом структуры, степени выраженности речевого дефекта, возрастных и личностных особенностей воспитанника.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов.

Формы и режим занятий

Данная программа предполагает решение коррекционных задач в форме индивидуальных занятий.

Количество занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей и может меняться по усмотрению учителя-логопеда.

Сроки реализации

Временные границы реализации программы могут варьироваться от 2 месяцев до 1 учебного года.

Сроки преодоления речевых нарушений зависят от следу­ющих факторов:

    • степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

    • регулярности занятий;

    • помощи со стороны педагогов, родителей.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов.

Контингент детей коррекционно-развивающей программы:

дети в возрасте 2 -3 лет с задержкой речевого развития.

Характеристики, значимые для разработки Программы для детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Дети с диагнозом «Задержка речевого развития», как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность - на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.

Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координировано выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.

Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т. е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.

Активный словарь отсутствует или состоит из 5-10 слов модели СГ (: С - согласный звук, Г - гласный звук) (на), СГ—СГ (ма-ма).

Иногда вместо слова ребенок воспроизводит один слог, как правило, ударный.

Такие дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например «ки» - киска, мех, волосы.

Дети с задержкой речевого развития затрудняются передать акцентно-просодическую модель слова.

Интересной особенностью патологической речи является стремление к употреблению открытых слогов (СГ). Например: слово мяч ребенок произносит как «мятя» или «мя». При полном отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка с задержкой речевого развития может включать до 100-150 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок. Если при нормальном речевом развитии однажды воспроизведенная форма быстро захватывает ряды слов, то при речевых нарушениях дети не способны использовать подсказывающий образец. Поэтому их речь изобилует аграмматизмами неограниченное время. Ребенок может сохранить эту особенность и в период обучения в начальной школе.

Характерная особенность речи детей с задержкой речевого развития - неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.

Предлагаемая система коррекционной работы с детьми раннего возраста с диагнозом «Задержка речевого развития» стимулирует моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

Направления логопедической работы с воспитанниками

1. Создавать предпосылки к развитию речи и языковых способностей.

2. Формировать:

 - невербальные формы коммуникации (умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть ему в глаза, выполнять предметно-игровые действия со взрослыми и сверстниками, простейшие поручения и просьбы);

 - потребность в речевом высказывании для общения со взрослыми и сверстниками;

 - представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании;

 - умения высказывать свои потребности во фразовой речи.

3. Учить:

 - обобщать практический опыт в словесных высказываниях (отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении);

 - воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы на основе подражания;

 - использовать в речи простые по слоговому составу слова;

 - называть знакомые свойства и качества предметов;

 - использовать в активной речи фразы из двух-трех слов.

4. Разучивать потешки, стихи, поговорки, считалочки (при невозможности полного речевого высказывания пользоваться способом договаривания).

5. Стимулировать активную позицию ребенка в реализации имеющихся у него языковых способностей.

Целевые ориентиры работы с воспитанниками

Реализация образовательных целей и задач Образовательной программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Целевые ориентиры в раннем возрасте на этапе перехода к дошкольному возрасту

К трем годам ребенок:

  • интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

  • стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

  • владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им, взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;

  • в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;

  • проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях, владеет простейшими навыками самообслуживания;

  • любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку, проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления, охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);

  • с удовольствием двигается– ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

Планируемые результаты освоения «программы»:

  • понимает речь взрослых;

  • понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

  • понимает и выполняет простые речевые инструкции;

  • проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;

  • отвечает на вопросы «Как тебя зовут?», «Кто это?», «Что это?»;

  • выражает желания с помощью простых просьб, обращений;

  • отвечает на простые вопросы, одним словом или двухсловной фразой;

  • использует в активной речи фразы из двух-трех слов;

  • воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых слогов.

Логопедическое обследование

Коррекционно-развивающая работа организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития воспитанников. На основе анализа результатов обследования осуществляется планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.

Обследование уровня развития речи проводится по методике Е.А.Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» по следующим параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических особенностей детей, имеющих нарушения в речевом развитии:

• понимание речи;

• сформированность слухоречевого восприятия;

• предметный и глагольный словарь;

• уровень развития активной речи;

СЕРИЯ 1

Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи.

1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ.

Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из 3), выполнять действия по словесной инструкции.

Оборудование: игрушки — машинка, матрешка, мишка, зайчик.

Методика обследования: перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем логопед предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку».

Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.

2. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.

Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»

Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.

3. НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.

Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши».

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку уровня сформированности слухоречевого восприятия.

1. ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.

Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Покажи, где корова» и т.д.

Фиксируются: показ картинок в соответствии с инструкцией и возможность произнести звукоподражание.

СЕРИЯ 3

Задания этой серии направлены на обследование уровня развития предметного и глагольного словаря.

1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ.

Выясняется состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело».

Оборудование: игрушки — кукла, машина, пирамидка, матрешка;

картинки: одежда — куртка, рубашка, платье;

части тела и лица — голова, рука, нос, глаза.

Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.

Фиксируется: умение называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.

2. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.

Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама? Что делают дети?»

Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом

СЕРИЯ 4

Задания направлены на проверку уровня развития активной речи.

1. ЧТО ИЛИ КТО ЭТО? Проверяется уровень развития активной речи.

Оборудование: игрушки или картинки, знакомые детям, и простые по слоговой структуре для произношения.

Методика обследования: логопед предлагает ребенку поиграть с игрушками или рассмотреть картинки. Затем логопед, демонстрируя ребенку игрушку или картинку, просит его назвать кто это, или что это.

Фиксируются: высказывания ребенка — звукоподражания, лепет, слова.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах

1 балл — ребенок не понимает задание; не стремится к цели; не начинает сотрудничать.

2 балла — ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

3 балл а — ребенок сразу принимает задание, но возникают трудности при выполнении; после обучения задание выполняет.

4 балла — ребенок сразу понимает задание; выполняет его; заинтересован и конечном результате.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Взаимодействие с родителями как участниками образовательного процесса

значительно повышает результативность коррекционно-развивающей работы.

Основные задачи взаимодействия с родителями воспитанников:

1. создание единого коррекционно-развивающего пространства;

2. формирование у родителей представлений об особенностях развития

детей с нарушениями речи;

3. развитие позиции родитель - эксперт по оценке динамики коррекционной

работы с детьми;

4. освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с

целью преодоления нарушений речи.

Методическое и материально-техническое обеспечение

Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется в специально оборудованном кабинете, в котором размещается три центра: речевого развития, сенсорного развития, моторного и конструктивного развития. Методическое обеспечение периодически пополняется, ориентируясь на потребности детей и новинки в коррекционной педагогике.      

Методическое и материально-техническое обеспечение включает

  • Зеркало с лампой дополнительного освещения.

  • Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.

  • Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спирт.

  • Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.

  • Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического слуха.

  • Материал для обследования речи (речевые карты логопедического обследования, альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования).

  • Информационно-коммуникативные средства – подборка компьютерных игр по развитию речи.

  • Зрительные символы гласных и согласных звуков.

  • Предметные и сюжетные картинки для вызывания звукоподражаний, первых форм слов, автоматизации звуков.

  • Предметные и сюжетные картинки для развития понимания речи.

  • Различные настольные игры для развития мелкой моторики пальцев рук (трафареты; твердые и мягкие конструкторы, шнуровки, мозаика, пальчиковый театр, массажные мячи, сухие пальчиковые бассейны и т.д.).

  • Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления (разрезные картинки, пазлы, разборные игрушки: матрешка, пирамидка, муляжи овощей, фруктов, счетные палочки для выкладывания фигур и т.д.).

Учебно-методическое обеспечение

  • Новоторцева Н.В. Методика развития речи у негово­рящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.

  • Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего воз­раста. — М.: ТЦ Сфера, 2010.

  • О.Е. Громова. Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей. Издательство: Просвещение 2009.

  • Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб.: Речь, 2004.

  • Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва. Издательский центр «Техинформ» МАИ 1997.

  • Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет». Москва. Издательство «МОЗАЙКО – СИНТЕЗ». 2009.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Общая характеристика коррекционно-развивающей работы

Цель: коррекция речевых нарушений на основе выявленных речевых нарушений.

Задачи:

формировать устойчивый эмоциональный контакт ребенка с учителем-логопедом, развивать положительное эмоциональное отношение к занятиям;

• развивать общее подражание;

• развивать слуховое восприятие;

• развивать функции голоса и дыхания;

• развивать мелкую моторику;

• развивать импрессивную речь;

• формировать экспрессивную речь.

Организационно-содержательные аспекты коррекционного курса

Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в несколько этапов.

этапа

Назначение этапа

Цель этапа

Содержание деятельности

I

Диагностический

Выявление индивидуальных речевых нарушений.

  • обследование речи детей;

  • постановка логопедического заключения;

II

Подготовительный

Подготовка ребенка к предстоящей коррекционно-развивающей работе.



  • Преодоление речевого и неречевого негативизма.

  • Установление контакта с ребенком, включение его в совместную деятельность.

  • Формирование интереса к игровой деятельности и умения участвовать в игре.

  • Развитие слухового восприятия.

  • Развитие мелкой моторики.

  • Развитие функции голоса и дыхания.

III

Основной

Коррекция нарушенного речевого развития

  • Развитие импрессивной речи.

  • Формирование экспрессивной речи.

  • дальнейшее развитие слухового восприятия, функции голоса и дыхания, мелкой моторики.


Основное содержание учебного предмета

1. Формирование устойчивого эмоционального контакта ребенка с учителем-логопедом, развитие положительного эмоционального отношения к занятиям.

Задачи:

- вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям;

- развивать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, способность взаимодействовать с окружающими;

- развивать интерес к окружающей действительности и стимулировать познавательную активность.

Примерное содержание работы.

Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта проводится в форме эмоциональных игр, в следующей последовательности:

  • знакомство;

  • игры с использованием игрушек и предметов;

  • контакт «глазами», руками, телесный контакт.

Игры

«Привет, пока!», «Дай ручку», «Хлопаем в ладошки», «Ку-ку», «Лови мячик», «Петрушка», «Котенок», «Шарик», «Солнечный зайчик», «Платочек», «Хлопушки», «Качели», «Часики», «Ладушки», «Коза рогатая» и др.

2. Развитие общего подражания.

Задачи:

- развивать способность ребенка подражать движениям и действиям.

Примерное содержание работы.

Последовательность развития общего подражания:

  • повторение отдельных простых движений по показу взрослого;

  • выполнение действий с предметами и игрушками;

  • выполнение движений по стихотворному тексту (можно с использованием икт);

  • выполнение движений по картинке.

Стимулирование выполнения отраженных действий.

Задание 1.

- Сделай, как я.

- Покажи, как зайчик прыгает.

- Уложим кукол спать.

- Оденем Катю на прогулку.

- Построй ворота

- Построй башню.

- Опусти шарик в коробку.

- Спрячь шарик в ладошках.

- Почтовый ящик.

Задание 2. Поиграем на гармошке (дудочке, барабане и т. п.).

Задание 3. Куда упал мячик.

Задание 4. Поймай зайку. Зайка прячется.

Задание 5. Катание мяча по показу взрослого.

Задание 6. Бросание мяча по показу взрослого.

Задание 7. Подражание движениям рук, ног, головы, плеч.

Задание 8. Нанизывание колец (4 - 5 крупных) пирамиды.

Задание 9. Бросание мелких предметов в жестяную коробку.

Задание 10. Чудесный мешочек. Складывание парных предметов, игрушек.

Задание 11. Солнце или дождик? (С бубном)

Задание 12. Чей одуванчик дальше улетит?

Задание 13. Угадай, на чем играю.

Игры

«Котята», «Мишка косолапый», «Совушка-Сова», «Ладошки», «Водичка», «Мы ногами топ-топ-топ!», «Делаем зарядку!», «Потанцуй со мной!», «Птички», «Игры с кубиками», ««Игры с мячом», «Игры с машинками», «Игры с куклами».

3. Развитие слухового восприятия.

Задачи:

- расширять рамки слухового восприятия;

- развивать слуховую функцию, направленность слухового внимания, память;

- формировать основы слуховой дифференциации, регулятив​ной функции речи, представлений о различной интенсив​ности неречевых и речевых звуков;

- развивать способность дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Примерное содержание работы.

  • привлечение внимания к звучащему предмету;

  • действия в соответствии со звуковым сигналом;

  • определение местонахождения и направленности звука; оз​накомление с характером звучащих предметов;

  • различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;

  • запоминание последовательности звучаний (шумов предме​тов); различение голосов;

  • реагирование на громкость звучания; узнавание и различе​ние гласных звуков;

  • выделение слов из речевого потока; развитие подражания неречевым и речевым звукам;

  • различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

Последовательность развития слухового восприятия

  • развитие неречевого слуха:

  • звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;

  • звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т.д.;

  • звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т.п.;

  • транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т.п.;

  • звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, погремушка ,барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

Игры

«Постучим, погремим», «Кто кричит», «Тук-Тук», «Найди коробочку», «Веселый Петрушка», «Маленький музыкант», «Мишка и зайчик», «Кто там?», «Покажи игрушку», «Найди картинку», «Слушай и выполняй», «Топаем и хлопаем», «Правильно - неправильно?».

4. Развитие функций голоса и дыхания.

Задачи:

- способствовать увеличению объёма дыхания, нормализации ритма;

- развивать координированную деятельность дыхания, фонации и артикуляции;

- развивать высоту, тембр и интонацию;

- стимулировать работу мышц гортани;

- активизировать целенаправленный ротовой выдох;

- познакомить с некоторыми характеристиками силы голоса, формировать диапазон голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.

Примерное содержание работы.

  • упражнения на расслабление шейной мускулатуры;

  • активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;

  • тренировка носового выдоха;

  • развитие произвольного речевого выдоха;

  • выработка произвольного контроля за объемом и темпом выполнения движений;

  • упражнения на контролирование силы воздушной струи и ротовою выдоха;

  • различение холодной и тёплой струй выдыхаемого воздуха;

  • выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.

Игры

  • Дыхательные упражнения (вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот):

«Цветочек», «Свеча», «Костер», «Чей пароход (паровоз) дольше гудит?», «Погрей руки», «Султанчик», «Листья шелестят», «Флажок», «Пускание мыльных пузырей», «Снежинки летят», «Бабочки», «Кто забьет больше голов?», «Вертушки», «Музыкальные инструменты».

  • Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков:

«Эхо», «Вьюга», «В лесу» и т.д.

  • Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков:

  • «Трубач», «Дует ветер» , «Ежик», «Гуси шипят», «Шар лопнул», «Насос» и т.д.

  • Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов:

«Позови», «Позовем животных» и т.д.

5. Развитие мелкой моторики.

Задачи:

- нормализовать тонус мелких мышц рук;

- развивать координированные движения рук и тонкие движения пальцев, увеличивать объем и амплитуду движений;

- стимулировать тактильные ощущения;

Совершенствовать действия рук в соответствии со стихотворным текстом.

Примерное содержание работы.

Развитие мелкой моторики проводится по следующим направлениям:

  • развитие тактильного восприятия. Самомассаж;

  • пальчиковые игры;

  • игры с предметами;

  • игры на выкладывание, нанизывание.

Игры и упражнения

  • собирание пирамидок, матрешек, коробочек;

  • катание мяча, шариков;

  • закручивание ленты на деревянную палочку (упражнение «цветные ленточки»);

  • упражнение «Перебираем крупу» (используя фасоль, горох);

  • упражнение «Заборчик», «Столик», «Скамеечка» (используя несколько столбиков, кубиков, пластинок, кирпичиков);

  • упражнение «Волшебный мешочек» (узнать на ощупь кубик, шарик, колечко);

  • упражнение «Снежный ком» (скомкать лист бумаги);

  • упражнение «Снег летит» (порвать бумагу на мелкие кусочки и подбросить).

  • тренировка мускулатуры кисти руки (выжимание пористых губок);

  • упражнение «Бусы для мамы» (нанизывание крупных бусин);

  • составление разрезных картинок (из 2-3 частей);

  • составление фигурок из счетных палочек по образцу (из 2-3 штук);

  • упражнения: «Очки», «Флажок», «Коза» и т.д.

  • «Игры-потешки».

6. Развитие импрессивной речи.

Задачи:

- развить у детей понимание отдельных простых просьб, обращений к нему;

- учить предметным действиям, пониманию речи, сопровождающей эти действия;

- учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;

- расширить пассивный словарь за счет слов названий предметов, окружающих детей; действий, которые совершаются детьми или близкими взрослыми;

Примерное содержание работы.

Развитие у детей понимания отдельных простых просьб и обращений

взрослого:

Задание 1. Показать предметы из ближайшей окружающей обстановки по просьбе взрослого.

Задание 2. Показать знакомых близких людей по просьбе взрослого.

Задание 3. Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бежать).

Задание 4. Показать по словесной инструкции действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.

Задание 5. Научить понимать вопросы Что? Кого?, которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?

Задание 6. Научить понимать вопросы Кто это? Что это? Кто? Что?, выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит?

Задание 7. Научить понимать вопросы. Где? Куда? Откуда? На чем?, выясняющие

местонахождение предметов.

Задание 8. Научить понимать вопрос Чем?

Задание 9. Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).

Задание 10. Разложить картинки в нужной последовательности.

Задание 11. Понимать вопросы к простой сюжетной картине.

Задание 12. Совершать действия с отобранными предметами по инструкции педагога.

Игры

«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки»,

«Идите ко мне - бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».

Обучение предметным действиям и пониманию речи, сопровождающей эти действия:

Задание 1. Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)

Задание 2. Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)

Задание 3. Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)

Задание 4. Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)

Задание 5. Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)

Задание 6. Чем приколачивает? Что приколачивает? (молотком, картину и др.)

Задание 7. Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб, сыр)

Игры

«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Переложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».

Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным

обозначением:

Задание 1. Научить детей узнавать игрушки по их описанию.

Задание 2. Учить определять предметы по их словесному описанию и назначению

Задание 3. Учить узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по

звукоподражанию.

Задание 4. Учить узнавать предметы по назначению.

- Покажи, чем будешь есть суп.

- Покажи, чем будешь рисовать.

- Чем будешь чистить зубы?

- Что наденешь, когда пойдешь гулять?

- Чем будешь мыть руки? и т. п.

Задание 5. Где что лежало. Кто с кем поменялся. Кого (чего) нет.

Задание 6 Сличение и сортировка предметов по цвету, форме, величине.

Расширение пассивного словарного запаса:

Задание 1. Различение количества предметов (много - мало - один).

Задание 2. Различение величины предметов (большой - маленький).

Задание 3. Различение вкуса (сладкий - соленый).

Задание 4. Различение пространственного расположения предметов.

Задание 5. Различение предметов по их назначению (ложка, щетка, расческа, мочалка, мыло, карандаши и т. п.).

Задание 6. Узнавание предметов по их описанию («У нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы, острые коготки»).

Задание 7. Выполнение действий по словесной инструкции взрослого.

Задание 8. Переключение с одного действия на другое по словесной инструкции.

а) без предмета:

иди - стой

беги - иди

ложись - садись

беги - стой

сиди - лежи

прыгай - беги

б) с предметом (мяч, обруч, гимнастическая палка): возьми мяч, подними его вверх,

опусти вниз, отдай Ане;

возьми обруч, подними его над головой, опусти, пролезь в него, положи на пол.

Задание 9. Различение утверждения и отрицания:

иди - не ходи, закрой глаза - не закрывай,

пей - не пей, дыши - не дыши.

Задание 10. Различение формы единственного и множественного числа существительных.

Возьми: шар - шары, мяч - мячи, цветок - цветы; книгу - книги, кубик - кубики;

лист - листья; стул - стулья.

7. Формирование экспрессивной речи

Задачи:

- развивать у детей подражательную речевую деятельность на основе звуков, звукоподражаний;

- формировать первые формы слов;

- активизировать словарный запас;

- формировать фразовую речь;

Примерное содержание работы.

Развитие подражательной речевой деятельность на основе звукоподражаний:

  • звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т.д.;

  • звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, и т.п.;

  • транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т.п.;

  • звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, погремушка, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

Развитие подражательной речевой деятельность на основе звуков:

  • вызывание гласных и согласных звуков раннего онтогенеза по методике Н. Шишкиной;

  • закрепление правильного произношения гласных и согласных звуков раннего онтогенеза по методике Н. Шишкиной

Формирование первых форм слов:

  • обучение воспроизведению по подражанию логопеда двухсложных слов, название предмета или действия словом, а не звукоподражанием;

  • отрабатывание произношения названий близких ребенку лиц (мама, папа, баба, дядя, тетя, деда) и имен кукол (Тата, Катя, Ляля, Нина), а также просьбы (на, дай);

  • работа над расширением глагольного словаря, начиная с глаголов повелительного наклонения и неопределенной формы (иди, сиди, беги; пить, играть, гулять и т. д.).

Активизация словарного запаса:

  • предметный словарь

а) Двусложные слова с одинаковыми слогами: мама, Тата, дядя.

б) Двусложные слова из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Тома, Таня.

в) Односложные слова: дом, дым, мак, суп.

г) Двусложные слова с ударением на втором слоге: нога, рука, лиса.

д) Трехсложные слова с ударением на среднем слоге: машина, собака, корова.

е) Трехсложные слова с ударением на первом слоге: кубики, дерево.

ж) Трехсложные слова с ударением на последнем слоге: молоко, голова.

  • закреплять употребление в активной речи глаголов повелительного наклонения и неопределенной формы.

Формирование фразовой речи:

  • фразы - просьбы (Мама, иди. Папа, дай!);

  • предложения сотрудничества или желания (Хочу пить. Давай играть. И т. п.);

  • двухсловные предложения:

а) вопросительное слово + именительный падеж существительного (Где Тата? Где мяч?);

б) указательное слово + именительный падеж существительного (Это Миша? Тут Ляля.);

в) составление двухсловных предложений по методике Т.Новиковой-Иванцовой.

г) работать над формированием навыка употребления простых повествовательных предложений из 2-3 слов (по демонстрируемым действиям и несложным сюжетным картинкам).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Содержание программы в соответствии с ФГОС ДО направлено на создание системы комплексной помощи детям раннего возраста (2 - 3 года) с задержкой речевого развития и предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса. 


Литература


  • Новоторцева Н.В. Методика развития речи у негово­рящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.

  • Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего воз­раста. — М.: ТЦ Сфера, 2010.

  • О.Е. Громова. Формирование начального детского лексикона: Практикум: Пособие для логопедов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей. Издательство: Просвещение 2009.

  • Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб.: Речь, 2004.

  • Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва. Издательский центр «Техинформ» МАИ 1997.

  • Е. Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет». Москва. Издательство «МОЗАЙКО – СИНТЕЗ». 2009.

  • Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. /Преодоление общего недоразвития речи у детей: Кн. для логопеда Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2011. - 320 с.

  • Новикова- Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией в 3 частях. – Москва 2013.

  • Шишкина Н.А. Мои первые слова. Методика запуска речи у неговорящих детей.

  • Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам: пособие для родителей - Москва: Просвещение, 2008. - 111 с.:цв. ил.; 22 см.