СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММА ИГРОВОГО КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ Территория полезных навыков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для личностных изменений у подростков с нарушением интеллекта, развитие коммуникативных навыков и поведенческих реакций 

Просмотр содержимого документа
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММА ИГРОВОГО КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ Территория полезных навыков»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА №3»


СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР


УТВЕРЖДАЮ

Директор КГКОУ СКОШ №3

.





КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ПРОГРАММА ИГРОВОГО

КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ


Территория полезных навыков

Составлена

педагогом-психологом:

Бахаревой Г.Н.






г. Комсомольск-на- Амуре


Оглавление


Введение………………….……………………………………………………….3

Апробация программы………………………………………………..………… 6

Структура и содержание программы ………………………………….………. 7

Тематическое планирование занятий …………………………………..…….. 10

Список литературы ………………………………………………………..…… 37

Приложения …………………………………………………………….……… 40



Введение

Личность подростка с нарушениями интеллекта отличается низким уровнем развития когнитивной, эмоционально-волевой, личностной сферы. Возникает множество проблем, связанных с социализацией, адаптацией и интеграцией их в общество, в работе с ними необходимо выполнять не только образовательные, воспитательные функции, но и способствовать нормальной социализации личности и полноценному развитию.

Цель программы:

Создание благоприятных условий для будущих личностных изменений у подростков с нарушениями интеллекта, развития коммуникативных навыков и поведенческих реакций.

Задачи:

1.Создание атмосферы взаимного принятия, безопасности и защиты для полного раскрытия и отработки у подростков своих эмоций и проблем.

2.Формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков с нарушениями интеллекта.

3. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы, позитивного отношения к самим себе и к окружающему обществу.

Содержание данной программы базируется на комбинаторной основе в соответствии с методическими рекомендациями следующих авторов: Л. Анн, Т.А. Власова, Л.С.Выготского, др.

Коррекционно-развивающая программа дает возможность трансформировать неконструктивные формы поведения подростков с интеллектуальными нарушениями в конструктивные.

Основная цель программы состоит в создании общей положительной атмосферы, включение процесса группообразования. При проведении вербальных техник возникают трудности из-за бедности активного словарного запаса у подростков с нарушениями интеллекта. Поэтому у них существуют затруднения в дифференцировании собственных чувств и отношений к себе и другим. Многим ребятам легче включиться в работу, если им предлагаются для выполнения упражнения на новый сенсорный опыт, интенсивное пространственное взаимодействие, телесно-ориентированные упражнения.


Программа состоит из 3 блоков:

  1. Психодиагностический блок. Определение особенностей личности, нервно - психического состояния с помощью цветового теста Люшера, методики «Иматон», а также «Методики диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки, для определения уровня агрессивности как актуального состояния и свойств личности.

  2. Коррекционно-развивающий блок.

  3. Завершающий блок. Проводится психодиагностика по вышеперечисленным методикам с целью определения результативности проделанной работы и получения прогноза на будущее.

Всего 16 занятий. Время проведения одного занятия – 40 минут. При соблюдении режима проведения – 1 занятие в неделю – цикл рассчитан на 4 месяца.

Количественный и качественный состав группы: подростки 14–16 лет, обучающиеся в КГБОУ школа3. В группу подбираются учащиеся с учетом особенностей индивидуального развития, не имеющие противопоказаний для групповой работы. Оптимальное количество участников 8 человек.

Противопоказания: обострение сопутствующих соматических и психических заболеваний; аллергическая и бронхиальная патология.

Формы работы: игры, упражнения, арт-терапевтические техники, мышечная и дыхательная релаксация.

Ожидаемый результат и способы проверки:

Результат

Способ проверки

- Уменьшение агрессии в поведении подростков на 70%

Цветовой тест Люшера

Диагностика особенностей личности, -методика- «Иматон».

  • «Методика диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки

- Повышение уровня личностных качеств: общительность, доброжелательность, уверенность в себе, на 70%

  • Дневник педагогического наблюдения за воспитанником

  • Анкеты, опросники


Таким образом, программа «Территория полезных навыков» является эффективным средством коррекции и развития эмоциональной сферы подростков с нарушениями интеллекта, позитивного отношения к самим себе и к окружающему обществу.

В целях успешной реализации программы выделяются следующие принципы работы психолога с подростками:

- контакт с учащимся;

- уважительное отношение к личности подростка;

- положительное внимание к внутреннему миру подростка;

- безоценочное восприятие личности подростка, принятие его в целом;

- отреагирование проблемных ситуаций и сотрудничество с подростком

- оказание конструктивной помощи, направленной на наработку навыков

саморегуляции и контроля;

- некоторые упражнения выполняются подростками с показа ведущего.



Структура и содержание программы

Цель: Создание благоприятных условий для будущих личностных изменений у подростков с нарушениями интеллекта.

Категория обучающихся: учащиеся 8 и 9 классов.

Режим занятий: 1 занятие в неделю (1 занятие = 40 минут).

Тематическое планирование занятий

Психодиагностический блок

Тема занятия


Цели

Количество часов

1.

Выявление состояния в эмоциональной сфере.

Диагностика эмоциональных состояний, личностных качеств.


2


Коррекционный блок

п/п

Тема занятий

Коррекционно-развивающие цели

Количество

часов


1.

Я — это интересно!

Установление контактов между участниками

Снятие эмоционального и телесного напряжения

Принятие правил.



1

2.

Владей эмоциями!


Осознание собственных эмоций и эмоций другого человека.

Коррекция и развитие адекватного выражения эмоций.


1

3.

Пусть эмоции не мешают жить!

Развитие умения управлять своими эмоциями, чувствами и настроением.


1

4

Уверенное поведение






Снятие психофизиологических "зажимов" и формирование приемов релаксации состояния.

Минимизация симптомов застенчивости;

Приобретение способности действовать уверенно.




1

5

Я вне агрессии.


Коррекция негативные сторон поведения.

Трансформация неконструктивных форм агрессии в конструктивные.


1

6

Умей разрешать конфликты!


Коррекция и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуация

1

7.

Создай свою команду!


Коррекция эмоционально -волевых дефектов.

Формирование способности взаимодействовать с другими людьми и получать от этого удовольствие.

1

8

Научись действовать в команде!


Развитие способности взаимодействовать с другими людьми и получать от этого удовольствие.

1


9


На встречу будущему!

Формирование позитивного отношения к будущему.

Формирование восприятия

неприятностей и преград как уроков, умения видеть во всем позитивный смысл.



1

10

Научись ставить и достигать цели!

Формирование целеполагания, эффективного принятия решений.


1

11

Принимай решения!


Отработка навыка самостоятельного принятия решения.

Коррекция и развитие способности отстаивать свою точку зрения.

Коррекция и развитие личностного качества – целеустремлённость, настойчивость.



1

12

Территория

полезных навыков

Развитие навыка самооценки.

Формирование интереса к себе как к личности

Коррекция воли; формирование волевых качеств – настойчивости, самообладание; развитие навыков саморегуляции



1


Психодиагностический блок

п/п

Тема занятия


Цели

Количество

часов

1.

Выявление изменений в эмоциональной сфере

Диагностика эмоциональных состояний, личностных качеств.

2


ИТОГО:


16











Список использованных источников и литературы


  1. Анн. Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн. - СПб.: Питер, 2001.

  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.,1973.

  3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: «Академия», 2001. - 256 с.

  4. Мамайчук И.А. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003.

  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., "Сфера" 2002г.

  6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.

  7. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: Романов, 2001.

  8. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / Под редакцией И.В. Дубровиной. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. - 143 с.

  9. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). М., 1992г.

  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.

  11. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.

  12. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.М Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.