КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА №3»
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР | УТВЕРЖДАЮ Директор КГКОУ СКОШ №3 . |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРОГРАММА ИГРОВОГО
КОММУНИКАТИВНОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
Территория полезных навыков
Составлена
педагогом-психологом:
Бахаревой Г.Н.
г. Комсомольск-на- Амуре
Оглавление
Введение………………….……………………………………………………….3
Апробация программы………………………………………………..………… 6
Структура и содержание программы ………………………………….………. 7
Тематическое планирование занятий …………………………………..…….. 10
Список литературы ………………………………………………………..…… 37
Приложения …………………………………………………………….……… 40
Введение
Личность подростка с нарушениями интеллекта отличается низким уровнем развития когнитивной, эмоционально-волевой, личностной сферы. Возникает множество проблем, связанных с социализацией, адаптацией и интеграцией их в общество, в работе с ними необходимо выполнять не только образовательные, воспитательные функции, но и способствовать нормальной социализации личности и полноценному развитию.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для будущих личностных изменений у подростков с нарушениями интеллекта, развития коммуникативных навыков и поведенческих реакций.
Задачи:
1.Создание атмосферы взаимного принятия, безопасности и защиты для полного раскрытия и отработки у подростков своих эмоций и проблем.
2.Формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков с нарушениями интеллекта.
3. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы, позитивного отношения к самим себе и к окружающему обществу.
Содержание данной программы базируется на комбинаторной основе в соответствии с методическими рекомендациями следующих авторов: Л. Анн, Т.А. Власова, Л.С.Выготского, др.
Коррекционно-развивающая программа дает возможность трансформировать неконструктивные формы поведения подростков с интеллектуальными нарушениями в конструктивные.
Основная цель программы состоит в создании общей положительной атмосферы, включение процесса группообразования. При проведении вербальных техник возникают трудности из-за бедности активного словарного запаса у подростков с нарушениями интеллекта. Поэтому у них существуют затруднения в дифференцировании собственных чувств и отношений к себе и другим. Многим ребятам легче включиться в работу, если им предлагаются для выполнения упражнения на новый сенсорный опыт, интенсивное пространственное взаимодействие, телесно-ориентированные упражнения.
Программа состоит из 3 блоков:
Психодиагностический блок. Определение особенностей личности, нервно - психического состояния с помощью цветового теста Люшера, методики «Иматон», а также «Методики диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки, для определения уровня агрессивности как актуального состояния и свойств личности.
Коррекционно-развивающий блок.
Завершающий блок. Проводится психодиагностика по вышеперечисленным методикам с целью определения результативности проделанной работы и получения прогноза на будущее.
Всего 16 занятий. Время проведения одного занятия – 40 минут. При соблюдении режима проведения – 1 занятие в неделю – цикл рассчитан на 4 месяца.
Количественный и качественный состав группы: подростки 14–16 лет, обучающиеся в КГБОУ школа3. В группу подбираются учащиеся с учетом особенностей индивидуального развития, не имеющие противопоказаний для групповой работы. Оптимальное количество участников 8 человек.
Противопоказания: обострение сопутствующих соматических и психических заболеваний; аллергическая и бронхиальная патология.
Формы работы: игры, упражнения, арт-терапевтические техники, мышечная и дыхательная релаксация.
Ожидаемый результат и способы проверки:
Результат | Способ проверки |
- Уменьшение агрессии в поведении подростков на 70% | Цветовой тест Люшера Диагностика особенностей личности, -методика- «Иматон». |
- Повышение уровня личностных качеств: общительность, доброжелательность, уверенность в себе, на 70% | |
Таким образом, программа «Территория полезных навыков» является эффективным средством коррекции и развития эмоциональной сферы подростков с нарушениями интеллекта, позитивного отношения к самим себе и к окружающему обществу.
В целях успешной реализации программы выделяются следующие принципы работы психолога с подростками:
- контакт с учащимся;
- уважительное отношение к личности подростка;
- положительное внимание к внутреннему миру подростка;
- безоценочное восприятие личности подростка, принятие его в целом;
- отреагирование проблемных ситуаций и сотрудничество с подростком
- оказание конструктивной помощи, направленной на наработку навыков
саморегуляции и контроля;
- некоторые упражнения выполняются подростками с показа ведущего.
Структура и содержание программы
Цель: Создание благоприятных условий для будущих личностных изменений у подростков с нарушениями интеллекта.
Категория обучающихся: учащиеся 8 и 9 классов.
Режим занятий: 1 занятие в неделю (1 занятие = 40 минут).
Тематическое планирование занятий
Психодиагностический блок
№ | Тема занятия | Цели | Количество часов |
1. | Выявление состояния в эмоциональной сфере. | Диагностика эмоциональных состояний, личностных качеств. | 2 |
Коррекционный блок
№ п/п | Тема занятий | Коррекционно-развивающие цели | Количество часов |
1. | Я — это интересно! | Установление контактов между участниками Снятие эмоционального и телесного напряжения Принятие правил. | 1 |
2. | Владей эмоциями! | Осознание собственных эмоций и эмоций другого человека. Коррекция и развитие адекватного выражения эмоций. | 1 |
3. | Пусть эмоции не мешают жить! | Развитие умения управлять своими эмоциями, чувствами и настроением. | 1 |
4 | Уверенное поведение | Снятие психофизиологических "зажимов" и формирование приемов релаксации состояния. Минимизация симптомов застенчивости; Приобретение способности действовать уверенно. | 1 |
5 | Я вне агрессии. | Коррекция негативные сторон поведения. Трансформация неконструктивных форм агрессии в конструктивные. | 1 |
6 | Умей разрешать конфликты! | Коррекция и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуация | 1 |
7. | Создай свою команду! | Коррекция эмоционально -волевых дефектов. Формирование способности взаимодействовать с другими людьми и получать от этого удовольствие. | 1 |
8 | Научись действовать в команде! | Развитие способности взаимодействовать с другими людьми и получать от этого удовольствие. | 1 |
9 | На встречу будущему! | Формирование позитивного отношения к будущему. Формирование восприятия неприятностей и преград как уроков, умения видеть во всем позитивный смысл. | 1 |
10 | Научись ставить и достигать цели! | Формирование целеполагания, эффективного принятия решений. | 1 |
11 | Принимай решения! | Отработка навыка самостоятельного принятия решения. Коррекция и развитие способности отстаивать свою точку зрения. Коррекция и развитие личностного качества – целеустремлённость, настойчивость. | 1 |
12 | Территория полезных навыков | Развитие навыка самооценки. Формирование интереса к себе как к личности Коррекция воли; формирование волевых качеств – настойчивости, самообладание; развитие навыков саморегуляции | 1 |
Психодиагностический блок
п/п | Тема занятия | Цели | Количество часов |
1. | Выявление изменений в эмоциональной сфере | Диагностика эмоциональных состояний, личностных качеств. | 2 |
| ИТОГО: | | 16 |
Список использованных источников и литературы
Анн. Л. Психологический тренинг с подростками / Л. Анн. - СПб.: Питер, 2001.
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.,1973.
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: «Академия», 2001. - 256 с.
Мамайчук И.А. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., "Сфера" 2002г.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.
Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: Романов, 2001.
Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / Под редакцией И.В. Дубровиной. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. - 143 с.
Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). М., 1992г.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.
Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.М Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.